Психологическая основа экологического воспитания дошкольников
материал по теме
Предварительный просмотр:
Психологическая основа экологического воспитания дошкольников
Человека как личность, по мнению Б.Г.Ананьева – одного из отцов – основателей отечественной научной психологии – отличают склонности, характер, мировоззрение, мотивация, статус, общественные функции и другие свойства. От индивидуально – психологических особенностей личности зависит то, какие отношения складываются у человека в общении с другими людьми и то, как сосуществует он с природой. В 21 веке народы мира очень активно решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Наиболее важным на фоне других является экология. Ребенок погружен в стихию природы гораздо в большей степени, чем взрослый, поскольку только учится управлять собой и начинает осознанно относиться к явлениям и объектам живой и неживой природы. Отношение ребенка к природе должно быть не только осознанным, но и правильным. Уже в детстве нужно объяснять детям, что «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а от того, каков будет этот дом, психологическая обстановка в нем, зависит вся последующая жизнь и здоровье ребенка. |
Важным аспектом экологического воспитания, является психологическая основа этого направления, а именно формирование нравственного здоровья дошкольника и гармонично развитой личности в дальнейшем. Ведь только гармонично развитый человек сможет выстроить правильные отношения с природой, сделать среду обитания приемлемой для существования.
Как отмечает С.Н.Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому. Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми. Дошкольный возраст – сензитивный период для принятия образцов поведения. В данном случае уместно вспомнить об импринтинге – явлении запечатления. Уже в 3–4 года дети запечатлевают многие поведенческие и коммуникативные штаммы.
Экология чувств (ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон), экология пространства (соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада) – все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.
С точки зрения педагогики и психологии, нельзя забывать о стимулировании ребенка в его стремлении к познанию окружающего мира. В каждой семье вырабатывается своя система поощрений и наказаний. Взрослые не должны забывать, что со своей стороны не должны оставлять без внимания ни один поступок ребенка, будь то что – либо хорошее или плохое. Малыш вовсе не обязан все делать правильно и без напоминания, быть всегда хорошим. И в то же время дошкольник должен усвоить, что привлечь внимание взрослого можно не только плохим поступком, требующим наказания. Любое старание ребенка не должно остаться без внимания. Оно в любом случае заслуживает похвалы. Взрослый всегда может найти способ и выбрать правильный момент, чтобы подкорректировать поведение ребенка в данной конкретной ситуации, но любом положительный отклик и добрый эмоциональный настрой обязательны. Очень значимо уважительное отношение взрослых к любой победе ребенка над самим собой, к любому его полезному для окружающих поступку.
Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым экологическим мышлением, с высоким уровнем нравственного и культурного развития, с активной жизненной позицией. Став взрослыми , дети обязательно оценят свой статус воспитанного человека, основы которого мы закладываем еще в раннем детстве.
В нашем детском саду проведено уже достаточное количество занятий по экологии, имеющих в основе психологическое обоснование, нравственно-культурный аспект. Примерная тематика занятий – «Планета Земля в опасности», «Лекарственные растения», «Добрые дела юных экологов» и другие. Предлагаемый нами конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Зеленая елочка – живая иголочка», мы уверены, будет интересен для воспитателей , работающих со старшими дошкольниками, и ,конечно, для самих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений....
Основы экологического воспитания старших дошкольников
Из опыта работы воспитателя по экологическому воспитанию детей....
Статья "Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников"
В стате Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников. раскрыты задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, формы и методы работы с де...
«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников в рамках реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»
Выступление на ГМО по экологическому воспитанию стрших дошкольников....
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
С чего же начать патриотическое воспитание ребёнка? С воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формировать бережное отношение к...
Статья «Основы экологического воспитания дошкольников»
Статья "Основы экологического воспитания дошкольников"...