V Муниципальные Иоанновские чтения (Федоровский район). Выступление из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «День народного единства» январь 2022 г.
учебно-методический материал
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
V Муниципальные Иоанновские чтения
Федоровского муниципального района
Саратовской области
________________________________________
Тема: «Патриотическое воспитание молодежи на основе
духовно-нравственных и культурно-исторических традиций
российского народа».
Выступление из опыта работы
МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи
«Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «День народного единства»
Авторы:
Старший воспитатель
I квалификационной категории
Кочубей Нина Ивановна;
воспитатель
I квалификационной категории
Макрушина Татьяна Васильевна.
ЯНВАРЬ 2022 г.
(слайд 1) Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.
(слайд 2) В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
(слайд 3) Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русские песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей должна стать опора на историю России, откуда мы берем примеры любви к Родине и готовности встать на ее защиту в трудное время.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
(слайд 4) В преддверии праздника «День народного единства» с 27 октября по 4 ноября в нашем ДОУ был реализован проект «День народного единства» (в рамках программы по дополнительному образованию детей) социально-гуманитарной направленности, разработанный старшим воспитателем Кочубей Ниной Ивановной и воспитателем Макрушиной Татьяной Васильевной», целью которого стало формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, на популяризацию традиционной и современной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Саратовской области и Дергачевском муниципальном районе.
(слайд 5) В прошлом году, как мы помним, основной акцент в День народного единства был сделан на Александра Невского, в этом же году мы вспоминаем Петра I — именно с ним связан внезапно появившийся праздник "Дня Империи". В 1721-м г. Петр I приурочил празднование победы в войне со Швецией к празднику, с которым была связана память об окончании Смутного времени и восстановлении русского государства. А уже в ходе этих торжеств 2 ноября 1721 г. Петр Алексеевич принял на себя титул императора и государство стало именоваться империей.
А праздник День народного единства был установлен еще отцом Петра Великого — в честь избавления Москвы от поляков. В 1612-м князь Пожарский въехал в Кремль с находившейся при ополчении чудотворной Казанской иконой.
То есть в День народного единства, который мы отмечаем как государственный праздник, нужно вспоминать не только 1612-й, но и 1721-й — более того, их соединение в нем совершенно естественно и более чем актуально. День народного единства с империей — именно такова формула наших побед. Точнее — защиты от поражений.
Но империя это не просто защитная оболочка народа — она и есть народ. Огромный, разнообразный, ищущий, грешащий и кающийся, отступающий и поднимающий. И очень важно, чтобы сам народ понимал, что нет никакой власти и народа, государства и народа, империи и народа.
Нет никаких "мы" и "они": есть один народ одной страны с тысячелетней историей. Народное единство — с империей, народное единство в империи, только в империи.
(слайд 6) Отличительные особенности проекта:
- представляет собой творческий проект, посвященный государственному празднику - Дню народного единства;
- реализация в праздничные дни для организации творческого и познавательного досуга воспитанников;
- краткосрочность (рассчитана на 8 дней с 27.10 по 04.11.2021 г.)
(слайд 7) - применение дистанционных образовательных технологий посредствам использования интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком!», «Студия знаний Робоборика».
Для организации дистанционного обучения по проекту использовались следующие платформы и сервисы: WatsАpр (родительский чат), страничка детского сада в сети Инстаграм, цифровой ресурс «Стань школьником с Робобориком!», «Студия знаний Робоборика». Более подробно о реализации проекта расскажет Макрушина Т.В.
(слайд 8) 1 день реализации проекта "День народного единства"
Родителям воспитанников в родительских чатах WatsАpр было сообщено о реализации в ДОУ дистанционной дополнительной программы «День народного единства». Так же родителям была направленна ссылка на ознакомительную презентацию «4 ноября. Откуда берёт начало этот праздник?».
(слайд 9) 2 день реализации проекта "День народного единства" с использованием интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком».
При просмотре обучающего видео ролика "Моя Родина - Россия!" (социально-коммуникативное развитие, неделя 11) дети вспомнили государственные символы нашей страны, познакомились с городами России и их достопримечательностями.
(слайд 10) 3-4 день. Творческий проект «День народного единства».
Проходил также с использованием интерактивного онлайн-курса «Стань школьником с Робобориком». Дети выполняли интерактивные задания по теме «Моя Родина – Россия», которые были назначены каждому ребенку (с присвоением кода) и выполняли работы с раздаточным материалом, который был распечатан заранее и роздан детям.
(слайд 11) 5-6 день. Проходил с использованием «Студии знаний Робоборика!» (Видеозанятие 20. Удивительные места России (окружающий мир).
Дети познакомились с природным разнообразием нашей страны; узнали о разных городах России, о некоторых достопримечательностях этих городов; совершили виртуальное путешествие по России; научились находить и отмечать города на карте страны; вспомнили, как определять время по часам.
(слайд 12) 7 день – дети просмотрели ролики, подготовленные сотрудниками Дергачевской детской библиотеки "По памятным местам района" и Дергачевским краеведческим музеем "Когда мы едины - мы непобедимы", нарисовали рисунки на тему «Дергачи - моя малая Родина».
8 День стал итоговым Он был посвящен разработке и созданию видеоролика «Россия – страна единства и согласия» на основе фотографий, которые родители ежедневно присылали в группу. Здесь хочется отметить активность наших родителей, которые несмотря на праздничные дни и период локдауна, нашли время для того, чтобы ежедневно заниматься со свои ребенком и присылать нам фотоотчеты в группу.
В завершении проекта можно подвести итог, что без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне.
Для того чтобы увидеть, как проходила работа по данному дистанционному проекту вы можете просмотреть итоговый видеоролик «Россия – страна единства и согласия».
https://www.youtube.com/watch?v=DgPbrB_7mS4&t=102s
Список литературы
- Белов, Ю. В. «Коснулся глас тебя потомства...» / Ю. В. Белов // Московский журнал. История государства Российского. 2006. № 2. С. 2-6.
- Богданов, А. Что мы празднуем 4 ноября? /Андрей Богданов // Наука и религия. 2012. № 11. С.
32-33.
- Васильев, Д. 4 ноября – День народного единства. Праздник, подаренный историей /Дмитрий Васильев // Военные знания. 2010. № 11. С.16-17.
- Лаптева, Л. Ф. «За землю русскую, за Москву» : (литературно-музыкальная композиция к Дню народного единства) / Л. Ф. Лаптева // Преподавание истории в школе. 2006. № 7. С. 69-72. ISSN 0132-0696.
- Шукунда, С. З. Праздники национального единства как инструмент сплочения нации / С. 3. Шукунда // Вестник Московского университета. Сер.19, Лингвистка и межкультурная коммуникация.2007. № 3. С. 77-86.
- Черкасова, Елена Всеволодовна. Радуга над полем : исторические очерки о Дергачевском районе Саратовской области / Е. В. Черкасова. - Саратов : Приволжское изд-во, 2007. - 180, [2] с. : ил., портр.; 22 см.; ISBN 978-5-91369-008-1 (В пер.)
- Земское ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков //Энциклопедия для детей: Т. 5, ч.1 (История России и ее ближайших соседей).- Сост. С.Т.Исмаилова.-М.: Аванта+, 1995.-C.377-381.
- Иллюстрированная история СССР / Пашуто В.Т., Итенберг Б.С., Тарновский К.Н. и др.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Мысль, 1987.- C.49-51.
- Костылев В.И. Минин и Пожарский: повесть: [для сред. шк. возраста] / В.И.Костылев ; рис. В.Г. Бритвина; [предисл. А.Н. Сахаров].- Москва: Дет.лит., 2006.-84,[3]с.: цв. ил.
Ссылки на интернет-источники
- Развивающий интерактивный онлайн-курс «Стань школьником с Робобориком» (с использованием возможностей образовательной онлайн платформы «ОБРАЗОВАРИУМ»).
https://obr.nd.ru/course/89e98fd0-61de-520d-c3ae-5368b1ffdaa3/lesson/ZFe5b3Ol/module/0/page/0
- Развивающий интерактивный онлайн-курс «Студия знаний Робоборика» (с использованием возможностей образовательной онлайн платформы «ОБРАЗОВАРИУМ»).
https://obr.nd.ru/course/10a247b2-7b32-ffc8-312b-4e8b44e0a5ff/lesson/mIwRlPpM/module/0/page/0
- https://ria.ru/20211104/edinstvo-1757633379.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Из опыта работы...
О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...
День народного единства 11.2022 г
Занятие + аппликкация к Дню народного единства. Средняя группа...
Краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе «Гномики» «День народного единства».
Патриотизм был и остаётся главным приоритетом в нашей стране! Ведь любовь к родине, родной природе, семье, культуре, истории страны – это важная и неотъемлемая часть каждого гражданина своей стр...
"Серафимовский учитель 2022", выступление по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации программы «День народного единства».
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Мих...
Конспект по ФКЦМ по патриотическому воспитанию в средней группы Тема: «День Народного Единства»
Цель: Формирование представлений о праздниках нашей страны. Вызвать познавательный интерес у детей во время непосредственной образовательной деятельности. Задачи: Образовательные: Закреплять знания...
Описание педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»
Описание педагогического опыта Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»...