Дидактические игры по культурно гигееническим навыкам
методическая разработка (младшая группа)
Цель: познакомить детей с играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idakticheskie_igry_na_formirovanie_kulturno.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
«Что ты можешь о них сказать!»
Задачи игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, мыло, полотенце, тазик, ножнички, лейка, вода , резиновые куколки.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле педагога на столике и на стуле.
Педагог называет по имени одного ребенка: «Василиса, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее педагог задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: «Милена, есть у вас дома мыло?»
Когда ребенок ответит утвердительно, педагог просит: «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?»
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, педагог может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Педагог может задать и наводящие вопросы: «Для чего мама купила мыло?» (Она хочет стирать). «Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?» (Выстирает его). «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?».
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
«Чистоплотные дети»
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Педагог говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем педагог говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, вода, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло). «Купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Педагог задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
«Почистим зубки»
Задачи игры. Учить ребенка чистить зубы.
Пособия. Две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры. Педагог просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Педагог достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
«Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!»
В конце игры педагог вместе с ребенком смотрит в зеркало, и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
«Фонтанчики»
Задачи игры. Учить ребенка полоскать рот.
Пособия. Стакан.
Ход игры. Педагог подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
«Наберем, водичку в рот
пусть фонтанчик оживет!»
Педагог набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия педагог хвалит ребенка.
«Мыльные перчатки»
Задачи игры. Учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Пособия. Детское мыло, полотенце.
Ход игры. Педагог подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, педагог говорит:
«Вот, какие у нас перчатки - белые!»
Далее педагог помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит потешку:
«Ладушки, ладушки, мылом моем лапушку,
Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!
В кране булькает вода, очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька!
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры педагог хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия педагога и ребенка.
«Водичка, водичка!»
Задачи игры. Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Пособия. Две куклы.
Ход игры. Педагог показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Педагог спрашивает: «Что надо сделать? -
Надо вымыть кукле руки. Попросим водичку.
Водичка, водичка, умой моё личико.
Чтобы глазоньки блестели, щёчки краснели,
Чтоб кусался зубок, смеялся роток!
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом педагог повторяет потешку: «Водичка, водичка!»
«Вымой руки»
Задачи игры. Учить ребенка мыть руки.
Пособия. Заяц резиновый.
Ход игры. Педагог обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Педагог ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры педагог от имени зайчика хвалит ребенка.
«Сделаем лодочки»
Задачи игры. Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры. Педагог обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (педагог произносит потешку):
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»
открыть кран;
сложить ладони рук «лодочкой»;
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая педагогу, который обращает внимание ребенка на положение рук.
«Умывалочка»
Задачи игры. Учить ребенка умываться.
Пособия. Зеркало, полотенце.
Ход игры. Педагог приводит детей (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает их внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает детям умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать.
«Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, понемножку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!»
В конце умывания педагог учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ой, какой чистый ребенок, посмотри скорей на себя в зеркало!»
«Перемешанные картинки»
Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Пособия. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
Ход игры. Педагог вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку педагогу, то должны объяснить его назначение, например: «Вот мыло и щетка для умывания»; или: «Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась».
«Делаем прическу»
Задачи игры. Учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Пособия. Зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Педагог расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
«Что нужно кукле!»
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия. Картинки с изображением предметов. Используемых при: умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка.
Ход игры. Педагог знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Педагог направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»
«Угостим кукол чаем»
Задачи игры. Познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Пособия. Куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры. Педагог говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры педагог подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:
«Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!»
«Кукла идет на прогулку»
Задачи игры. Формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Пособия. Кукла.
Ход игры. Педагог говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем педагог поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать.
Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
«Научим куклу Катю раздеваться»
Цель. Помочь детям запомнить последовательность раздевания.
Учить аккуратно, вешать и складывать одежду.
Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.
Материал: набор кукольной одежды; кукла Катя.
Ход игры.
1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.
Когда дети разделись, педагог обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться не может.
Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».
2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф.
Дети помогают раздевать куклу.
Раздевание педагог сопровождает чтением стихотворения А. Барто : «Маша - растеряша».
«Уложим куклу Катю спать»
Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково, обращаться с куклой.
Материал: кроватки, одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрасики, куклы по числу детей, стулья. Сначала кукол легче давать раздетыми: «как будто они уже разделись», позже раздевание можно включить в цепочку игровых действий.
Содержание игры:
На столах - «квартирах», а лучше на ковре, но так, чтобы у каждого участника была своя «спальня», располагаются кроватки и кукольные стулья. Педагог обращается к детям: «Мы сегодня будем... (дети подсказывают) правильно, укладывать спать нашу Катю. Куда положим Катю? Правильно, на кровать. Сиди, Катюша, пока на стуле, мы тебе все приготовим». Педагог достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: «Это... матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим... правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка? Под голову положим... подушку. Зачем подушка? А чем накроем Катю? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?» Если дети могут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети учатся самостоятельно надевать их.
Педагог продолжает: «Ложись, Катя, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою». Взрослый поет колыбельную, привлекая детей подпевать: «Баю-баю-бай!» Может использоваться текст «Колыбельной» Ю. Гарей.
«Спи, моя хорошая,
Баю – баю - бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть».
«Кукла заболела»
Задачи игры. Учить ребенка пользоваться носовым платком.
Пособия. Кукла, носовые платки.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Педагог произнести потешку:
«Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!»
Педагог показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
«Носики-курносики»
Задачи игры. Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Пособия. Индивидуальные носовые платки.
Ход игры. Педагог произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
«Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять»
Убирает платок в карман. Просит каждого ребёнка показать ,как пользоваться носовым платком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения дидактической игры "Навигатор" на закрепление навыков осознанного безопасного поведения на улице
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших потребностей человечества. Формирование навыков осознанного безопасного поведения необходимо начинать еще с дошкольного возраста....
Дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
Консультация для воспитателей....
Родительское собрание в виде деловой игры "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшей группы в семье"
Конспект родительского собрания в виде деловой игры "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшей группы в семье"...
Игры по культурно-гигиеническим навыкам
Картотека игр по культурно-гигиеническим навыкам...
Картотека дидактических игр "Формирование культурно-гигиенических навыков"
Составила: Воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР "Детский сад №239""Формирование культурно-гигиенических навыков"Чистоплотные детиЗадачи игры. Проверить знания детей о предметах ги...
Картотека дидактических игр. Воспитание культурно-гигиенических навыков детей 4-5 лет.
Картотека дидактических игр. Воспитание культурно-гигиенических навыков детей 4-5 лет....