Картотека дидактических игр. Воспитание культурно-гигиенических навыков детей 4-5 лет.
картотека (средняя группа)

Харина Светлана Валентиновна

Картотека дидактических игр.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей 4-5 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno_gigien._navyki.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей 4-5 лет.

1."Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Задача: формировать простейшие навыки поведения во

мытья рук

Игровое действие: выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Правила игры: соблюдать последовательность действий

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый  произносит  потешку:  "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");

открыть кран;

сложить ладони рук "лодочкой";

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Результат: поощрение воспитателя

2."Умывалочка"

Цель: закреплять умение  умываться.

Задача: учить вытирать лицо насухо полотенцем,

Игровое действие: под потешку ребенок умывается

Правила игры: умываться аккуратно.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Результат: взрослый хвалит ребенка

3. . "Кукла Катя заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Задача: научиться  правильно  использовать носовой платок

Игровое действие:  под потешку  дети вытирают носик кукле

Правила игры: использовать носовой платок по назначению

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произносит потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Результат: повторения действия за воспитателем

4. "Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия

Задача: расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки .

Игровые действия: Накрывать стол для куклы.

Правила игры:  правильно расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай".

Результат: Правильно накрытый стол

5. "Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Задача: последовательное одевание на прогулку

Игровое действие: предложение ребенку одеться на прогулку

Правила игры: каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела.

Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

Результат: ребенок оделся на прогулку

6. "Чего не стало"

Цель: Помочь детям запомнить предметы личной гигиены

Задача: называть предметы личной гигиены

Игровые действия: отгадать какого предмета не стало

Правила игры: нельзя подглядывать

Ход игры: Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на предметы, которые выставлены на "Полочках" рядом с мальчиком, затем предлагает детям отвернуться, а сам убирает один предмет. На слова: "Раз, два, три- посмотри! " дети оборачиваются, и отгадывают, какого предмета не стало.

 Результат: правильно названы все предметы

7. Что нужно кукле!

Цель: Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Задача: подобрать картинки на вопросы

Игровое действие: Дети показывают картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле

Правила игры: последовательно отметить действия

Ход игры:  Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Результат: подобранные картинки

8. "Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Задача: одеть куклу, соблюдая последовательность

Игровое действие: дети одевают куклу

Правила игры: быть внимательными

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики,  потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Результат: побеждает тот ,кто быстрее оденет

9. "Носики-курносики"

Цель: закреплять у  ребенка умение пользваться носовым платком

Задача: уметь пользоваться  носовым платком

Игровое действие: под  потешку выполнять действия

Правила игры: использовать носовой платок по назначению

Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять

(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Результат: каждый  ребенок показывает , как он умеет пользоваться носовым платком.

10. «Вымоем куклу»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания.

Задача: подобрать нужные предметы

Игровое действие вымыть куклу

Правила игры: подобрать предметы  которые «помогают» вымыть куклу

Ход игры:  играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её.

Результат: Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

11«Перемешанные картинки»

Цель: Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Задача: закрепить знания о предметах личной гигиены

Игровые действия: Найти нужную картинку объяснить свой выбор.

Правила игры: Объяснить значение выбранной картинки.

Ход игры: На доске весит картина, изображающая неопрятного ребенка, у детей маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.  

Результат: Все картинки правильно подобранны.

12. "Почистим зубки"

Цель: закрепить умение  чистить зубы  

Задача: Почистить зубы.

Игровые действия: правильно чисть зубы.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

Результат: взрослый  вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.  

13. "Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Задача: научить расчесывать волосы

Игровое действие: сделать красивую прическу

Правила игры: вести руку с расческой сверху вниз.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.

Результат: ребенок смотрит  в зеркало, обращает внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

14. «Научим куклу Катю раздеваться»

Цель: учить  последовательно раздеваться.

Задача: аккуратно, вешать и складывать одежду.

Игровое действие: помочь кукле кате раздеться

Правила игры: последовательно раздеваться и складывать одежду в шкаф

Ход игры: 1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.

Когда дети разделись, педагог обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться, не может.

Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».

2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф.

Дети помогают раздевать куклу.

Результат: Закрепили навык последовательности раздевания

15. . «Чем что едят»

Цель: Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой.

Задача: Совершенствовать культуру еды

Игровое действие: подобрать картинки

Правила игры:

Ход игры:  у ребенка карточки с картинками различных блюд. Подобрать к каждому блюду нужный прибор( ложка, вилка, нож)

Результат: побеждает команда, которая быстро выполнила задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Методическая консультация для воспитателей детского сада по использованию малых форм фольклора для привития младшим дошкольникам культурно-гигиенических навыков, дидактические игры....

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр "Формирование культурно-гигиенических навыков"

Составила: Воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР "Детский сад №239""Формирование культурно-гигиенических навыков"Чистоплотные детиЗадачи игры. Проверить знания детей о предметах ги...

Картотека потешек и стихов на тему " Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания для детей 3-4 лет"

С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно через игру и игровые приёмы научить ...