Дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация
Дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
Составитель:
Феклистова М.В.
Нижняя Тура, 2015 г.
Не проходит и дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе либо стране. Захватывают заложников террористы, терпят бедствие самолѐты и пароходы, пешеходы попадают под колѐса автомашин, землетрясения разрушают целые города и посѐлки, наводнения сносят дома и мосты, грабители проникают в квартиры. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации.
Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.
Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
При этом важно научить ребѐнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вѐл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребѐнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведѐм диалог, вместе познаѐм, делаем открытия, удивляемся.
И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми. Тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
Цель области «Социально-коммуникативное развитие»:
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» включает в себя такой раздел как «Формирование основ безопасности». Этот раздел содержит следующие направления работы:
- Безопасное поведение в природе;
- Безопасность на дорогах;
- Безопасность собственной жизнедеятельности.
Содержание этих направлений представлено в «программе «От рождения до школы» для каждой возрастной группы, начиная с раннего возраста.
Основные задачи формирования основ безопасности.
Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно – не опасно».
Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предупредительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки. Например, «Если я возьму острый предмет, я могу уколоться, поранить руку, мне будет больно, будет кровь. Значит, лучше не трогать острые и режущие предметы»
Формировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке.
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проиграть их в реальной обстановке.
Занятия проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.
Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры. Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей, особое место необходимо уделять дидактическим играм , главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.
Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определѐнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента в быту, проявляется в следующем:
• каждый ребенок максимально активен;
• имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально;
• поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности.
Правильно подобранные дидактические игры дают возможность:
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушивать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок), поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения. эмоциональный фон.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами,
- настольно-печатные
- и словесные.
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.
К примеру: «Скорая помощь».
Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему.
Оборудование: аптечка, телефон.
«Большая безопасная прогулка».
Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу.
Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.
Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.
Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение, слух».
Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять своѐ здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинками, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек.
Ход игры: детям раздаются поля, разделѐнные на квадраты, в центре поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своѐ поле картинками.
Игра «Как избежать неприятностей дома»
цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев.
Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам.
Ход игры: играть могут двоѐ и более детей. Ведущий раздаѐт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неѐ. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаѐтся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Например: «Загадай, мы отгадаем»,
Цель этой игры: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребѐнка заботиться о своѐм здоровье и здоровье окружающих.
Игра «Что делать?»,
цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.
Дидактическую игру следует использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме.
Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, еѐ правилам и действиям.
Дети с удовольствием играют в игры из серии «Как избежать неприятностей» и в дидактические игры с использованием загадок: «Загадай – мы отгадаем», «Если возник пожар».
Для того, чтобы этот интерес не пропал нужно усложнять условия игры, расширять их вариативность, или на время просто убирать.
К примеру. Играя в игру «Как избежать неприятностей во дворе и на улице», могут быть такие варианты:
1 – ведущий раздаѐт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неѐ. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, кто соберѐт больше карточек.
2 – карточки и стихи раздаются участникам поровну, дети по очереди читают свои стихи, тот, у кого есть картинки с нужной ситуацией, забирает стихотворение себе. Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки стихами. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Технологии и методические пособия:
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина Безопасность/ СПб.: Детство-Пресс, 2002
Г.Зайцев. Уроки Мойдодыра. / СПб.: Детство-Пресс, 2001
Г.Зайцев. Уроки Айболита. / СПб.: Детство-Пресс, 2001
М.М. Петина, М. Н. Салдеева . О работе с детьми по предупреждению пожаров. «Спички не игрушка, огонь не ЗАБАВА» Методические рекомендации для работы В ДОУ./ Вита-пресс, 1995
А. Скоролупова. Занятия по правилам дорожного движения./ М.: 2004
С.Е.Клейман. Программа по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах. Воспитание пешехода. /Оренбург, 2010.
О.М. Зобнина. Автомобильный транспорт. Наглядно-дидактичес-кое пособие. / М.: Мозаика-Синтез, 2003 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность. Рабочая тетрадь. / СПб: Детство-Пресс, 2003
Комплект «Водитель велосипеда — знай и выполняй». /Оренбург,2003
Е.М.Турган Игра «Юные пожарные»./ М.:Просвещение,2003
Н.Г.Сеничев Серия плакатов «Малышам о пожарной безопасности». / М.:Просвещение, 2004
Т.Ф.Саулина. Три сигнала светофора./ М.: Просвещение, 2004
В.Д.Сыч. Плакаты по изучению правил дорожного движения. / Киев, 2005
Альбом «Внимание! Знаки на дороге». Автор Кутилова З.М.,2005
Комплект «Водитель велосипеда — знай и выполняй». /Оренбург,2003
В. Волков. Если грозит опасность./ М.: Просвещение, 2003
Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Сост. К.Ю. Белая. И др. / М.: Просвещение. 2004.
Данный материал содержит картотеку игр по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка.
Подобраны игры разной классификации (подвижные, развивающие, дидактические, игровые упражнения), физкультминутки, стихи, загадки, викторины, пословицы и поговорки.
Этот материал будет полезен для практического использования воспитателям, специалистам детского сада, а также родителям.
И в заключении, прежде чем приступить к работе с картотекой, следует учесть, что первая цифра «6» во всех карточках означает безопасность, вторая цифра:
1 – пожарная,
2 – дорожная,
3 – встреча с незнакомыми людьми,
4 – безопасность в доме
и третья цифра означает номер по порядку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Использование дидактических игр на практике - как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...
«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»
Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)
Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»
laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ. Рафикова Э.Т.,...