Конфликт и пути его разрешения. Семинар - практикум для педагогов ДОУ
методическая разработка

Тютикова Жанна Александровна

Семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний, формирование практических умений и отработку навыков по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в рамках педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Данный материал может быть полезен педагогам - психологам детских садов, работающих с педагогическим коллективом по формированию навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций в процессе повышения их профессионального мастерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Конфликт и пути его разрешения

Семинар - практикум для педагогов ДОУ

Юрга

2020

Составитель: Ж.А.Тютикова, педагог - психолог

 Данный семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний, формирование практических умений и отработку навыков у педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в рамках педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Данный материал может быть полезен педагогами -  психологам детских садов для работы с педагогическим коллективом по формированию навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций в процессе повышения их профессионального мастерства.

Цель: расширение теоретических знаний, формирование практических умений и отработка навыков у педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в рамках педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

           Задачи:

1. Познакомить и расширить представление педагогов о понятии «конфликт».

2. Познакомить педагогов с моделью Э.Берна «Три эго - состояния: «ребенок», «родитель», «взрослый», которая помогает понять особенности личностного взаимодействия и индивидуального поведения в конфликте..

3. Помочь педагогам в овладении навыков осознанного выбора конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, карандаши,  

Ход семинара-практикума

I часть – Теоретическая.

О конфликте

- Добрый день, уважаемые, коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: "Конфликты и способы их разрешения".

- Перед тем как  нам погрузиться в эту тему, ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:

- Что. на Ваш взгляд является конфликтом?

- Конфликт - это добро или зло? В каком случае это зло? В каком добро?

- Хлопните 3 раза в ладоши те, кому приходилось сталкиваться с конфликтом!

- Помашите над головой те, кто после разрешения конфликтной ситуации чаще считает, что он что - то приобрел; чему - то научился, нежели стал раздавленным, опустошенным и разбитым! Спасибо.

Человек по своей природе всегда стремится к стабильности и комфорту. Возникновение конфликтов в нашей жизни выводит нас из зоны комфорта, лишает стабильности, равновесия, как бы производя встряску и раскрывая, кто мы, чем наполнены, что из себя представляем.

Обращаясь к высказываниям известных людей о конфликтах, у меня получилась такая философия:

  • Конфликты зарождаются при встрече двух разношерстных личностей.
  • Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем, друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать
  • Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда 
  • Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак- вход.
  • Любое конфликтное состояние тоже протекает в настоящем времени. Каждый человек — сам причина своего конфликтного состояния.
  • Мы побывали на Луне, мы покорили глубины океана и сердце атома, но мы боимся смотреть внутрь самих себя, потому что предчувствуем, что именно оттуда происходят все конфликты.
  • Тот, кто хочет уладить конфликт, борется за будущее.
  • Кто себя в руках держит, тот и победил.
  • Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта – лучше его сделать. 
  • Конфликт — это залог творчества.

В переводе с латинского слово «конфликт» означает «столкновение».

Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом.

Конструктивные – конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию. 

Деструктивные – конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Не стоит забывать, что конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость освоения механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Теория Э.Берна "Три эго - состояния: ребенок, родитель и взрослый"

Одним механизмов регулирования и разрешения конфликтных ситуаций может выступать осознание своей внутренней позиции и своего состояния, позволяющего понимать, что происходит в настоящем моменте...

Согласно теории знаменитого психолога Эрика Берна "Три эго - состояния: ребенок, родитель и взрослый", внутри нас в разных соотношениях присутствуют эти три состояния.

Три эго - состояния: ребенок, родитель и взрослый

                                                     Взрослый

Ребенок                                                                                                Родитель

 

Причем, повзрослев и изменившись физически, кто-то всю жизнь остаётся ребёнком, кто-то превращается в вечного «папочку» или «мамочку» как для себя, так и для окружающих, а кто-то становится до скуки серьёзным и адекватным — слишком взрослым. Каждая из этих трех субличностей имеет право на существование. И то, насколько они дружны между собой, в конечном итоге зависит качество нашей жизни. И как один из показателей - это умение решать возникающие конфликты. Процесс и соответственно сам результат решения конфликтной ситуации будет определяться, из какой позиции мы его решаем.

Позиция "Ребенок" Поведение личности обусловлено эмоциями и инстинктами. То есть человек ведет себя так, как в детстве.

Данное эго-состояние является отражением  и переживаний детства. Также оно проявляет творческую сторону личности.

В поведении ребенок может быть спонтанным, когда действует на эмоциях, непосредственно. Также бывает бунтующим и приспосабливающимся. Основные фразы: «Хочу», «Не смогу», «Дай», «Почему я», «Если я этого не получу, то…» и т. д.

Берн считает, что данная сторона является наиболее ценной. Она позволяет оставаться непосредственным, восторгающимся, развивать творческий потенциал.

Выраженная сторона ребенка, напротив, делает индивида безответственным, недисциплинированным, неспособным достичь цели. Он хочет только играть, получать, но не отдавать.

Подавленный или бунтующий ребенок очень обидчив, склонен к депрессии. Он нуждается в заботе родителей, зависит от чужого мнения, обладает низкой самооценкой.

Если эго-ребенок сильно доминирует, то это становится серьезной проблемой. Человек склонен винить в неудачах других людей, не делает выводов из своих ошибок, накапливает обиды. Эти обиды и разочарования приводят к депрессии, подавленности, суицидальным мыслям.

Позиция "Родитель" Человек в этом состоянии вдет себя как бы свысока своего опыта, принуждает, критикует, поучает. Это отражение образа родителей, их модели поведения.

Главное слово эго-состояния родитель — «должен, обязан». Родитель может быть заботливым, тогда он успокаивает, помогает и критикующим, который угрожает, наказывает.

Человек произносит характерные фразы: «Я знаю, как лучше», «Я подскажу, научу», «Так нельзя» и т. д. Обычно подобное поведение применимо к воспитанию детей, в работе педагога.

Гипертрофированный родитель - это обычно занудный, брюзжащий, поучающий человек. Он не признает чужого мнения, критикует. В отношении к себе и к окружающим выражает завышенные требования, то есть является.

Эго-родитель пытается постоянно контролировать ситуацию, винит себя в неудачах. Слишком выраженная данная сторона личности нередко становится причиной психических расстройств. Этого можно избежать, если осознанно переделать предписанный в детстве сценарий.

Позиция "Взрослый"  Если индивид пребывает в этом состоянии, он рассудителен, объективен, адекватно реагирует на текущую ситуацию, способен к рассуждению, совершает правильные поступки, достойные взрослого человека.

Характерными фразами являются: «Давай обсудим ситуацию», «Я готов к диалогу», «Можно найти правильное решение».

Это та часть личности, которую формирует сам человек без влияния родительских установок.

Кардинально разный подход в принятии решений, исходя из таких часто противоречащих друг другу состояний, становится причиной неразберихи в жизни. Например, когда происходит перекос в сторону состояния ребёнка, мы склонны к безответственности, необдуманности - «потому что захотелось», к пусканию ситуаций на самотёк. При перекосе в сторону состояния родителя мы теряем вкус к жизни, слепо выполняя то, что «должны» и требуя от других четкого выполнения определенных правил.

Чтобы примирить эти две крайности между собой и привести жизнь в конструктивное русло, и необходим третий элемент — эго-состояние «взрослый».

Можно было бы придержаться упрощенной точки зрения и сказать, что взрослый — это тот, в ком гармонично живут и взаимодействуют внутренний ребёнок и внутренний родитель. Но, пожалуй, это всё-таки самостоятельная часть. Более того, эта та часть, которая в идеале должна преобладать над остальными двумя и иметь решающее значение.

Взрослый, являясь посредником между ребёнком и родителем, регулирует их деятельность. В своих действиях он не основывается ни на сиюминутных желаниях, как ребёнок, ни на стереотипах, как взрослый.

Он старается мыслить объективно, рационально, руководствуясь имеющимся опытом и знаниями. Он обрабатывает информацию,  и делает выводы о том, как поступить в той или иной ситуации.

Как беспристрастный судья он прислушивается и к мнению родителя, и к мнению ребёнка, но принимает собственное решение.

У него тоже есть минусы. Этические ценности и убеждения для него не важны — это епархия родителя. Он не способен радоваться жизни, и открыто проявлять эмоции — это привилегии ребёнка. Так что человек только с одним эго-состоянием взрослого больше будет походить на бездушного робота.

Но стопроцентных взрослого, родителя, ребёнка и не бывает. По факту все три состояния в нас есть всегда — в том или ином соотношении. Ведь даже маленький ребёнок начинает перенимать черты родителя, а иногда и мыслит не по-детски разумно как взрослый. И наоборот: даже в самом серьёзном взрослом живет ребёнок.

Соотношение внутриличностных состояний: 50% взрослого и по 25% родителя и ребёнка считается одним из оптимальных. 

Чтобы поддерживать баланс своих эго-состояний, нам придется поддерживать. Почаще себя спрашивать: «Как я сейчас себя веду, как поступаю? Из какого состояния исхожу?»

II часть – Практическая.

Решение педагогических ситуаций

Педагогам предлагается разделиться на три группы, в каждой из которых необходимо на предложенную ситуацию подготовить три варианта ответа из позиции: ребенок, родитель, взрослый.

Ситуация 1

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Вариант позиции взрослого: возможно, в шутливой форме, предложить родителям всю прогулку держать их ребенка за руку. Юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же, постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно, «нет дыма без огня».

Ситуация 2

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. Родители девочки занимают позицию, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Вариант позиции взрослого: возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

Ситуация 7

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть.

Вариант позиции взрослого: педагогу необходимо проанализировать и обсудить претензии мальчика по отношению к другим детям вместе с  этим ребенком.  Организовать и самому участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения.

Рефлексия решения педагогических ситуаций:

- Уважаемые педагоги, поделитесь, из какой позиции Вам было находить решение и реагировать: легко? трудно?

- Какая позиция дает Вам понимание, что конфликт разрешен? Что Вы при этом чувствуете?

Рефлексия по итогам семинара - практикума "Незаконченные предложения"

- Для меня было новым (важным, необходимым, полезным).....

- Я хочу применить (использовать, начать, формировать)......

- Уже сегодня вечером (завтра утром, днем, вечером/      после завтра утром, днем) я ...........

Спасибо, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, согласно правилу 72-х часов, которое  описал немецкий бизнес-тренер Бодо Шефер (если у вас появилась какая-либо мечта или цель, то самые первые шаги в их направлении нужно предпринять сразу же - в течении первых 72 часов), если послезавтра мы ничего не сделаем в сторону осознанности выбора своей преобладающей внутренней позиции, то пока неизменным останутся наши намерения проявлять себя в позиции "Взрослый".

А Вам, как и себе, уважаемые коллеги,  желаю развивать навыки осознанности и больше находиться в этом ресурсном состоянии! Надеюсь, что памятка Вам будет в этом помогать.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Текст]. 2000 г.

2. Немов В.С. Психология [Текст]. 1990 г.


Электронный ресурс: 

1. https://psyholic.ru/obshhenie/roditel-vzroslyj-rebenok.html

2. https://pandia.ru/text/80/346/53596.php

3.https://www.pravdaonline.ru/psihologiya/ego-sostoyaniya-rebyonok-vzroslyj-roditel/

4.https://tserf.ru/transerf_ot_A_do_JA/osoznannost-smotritel-sovety-i-praktiki/mozhno-li-24-chasa-v-sutki-nakhoditsya-v-sostoyanii-osoznannosti/

 

Приложение

ЧТО НАМ ДАЁТ СОСТОЯНИЕ ОСОЗНАННОСТИ? 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Быть в состоянии осознанности – значит, не испытывать слишком сильных «неравновесных» эмоций, за которые вас могут зацепить маятники. Ваша главная цель – перестать эмоционально включаться в ту или иную ситуацию и реагировать на захват маятников, которые пытаются забрать у вас энергию. 

Когда вы включаете Внутреннего Смотрителя, вы растождествляетесь с вашей эмоцией – и просто наблюдаете со стороны, как вы сильно злитесь или, напротив, безудержно радуетесь. Помните, что даже положительный всплеск эмоций, который выливается в дичайший восторг, может навредить вам. Ведь за ним неизбежно следует апатия, опустошение или разочарование. И только в состоянии Смотрителя, когда вы можете наблюдать и за собой, и за ситуацией, вы входите в баланс с миром и с самим собой, транслируя гармоничную, ровную и спокойную позитивную энергию. 

Но не путайте внутреннюю гармонию с апатией и безразличием! Внутренний Смотритель вовсе не заставляет вас совсем отказываться от эмоций и превращаться в холодного, сдержанного и бесчувственного человека. Состояние полной осознанности – это всего лишь беспристрастное наблюдение. Это особенно необходимо, когда вы работаете с вашими целями или принимаете значимые решения.   

В состоянии осознанности вы можете легко справиться с бесконечным потоком мыслей и информации, прислушаться к своей душе и понять, чего вы на самом деле хотите, куда вам двигаться дальше. Вы включаете Смотрителя и начинаете управлять своим вниманием: «Вижу себя и вижу реальность», убираете всё лишнее и наносное – и чётко видите ваш дальнейший путь. 

  РЕАЛЬНО ЛИ ОСТАВАТЬСЯ ОСОЗНАННЫМ 24 ЧАСА В СУТКИ? 

Если говорить откровенно, в повседневных реалиях очень трудно постоянно оставаться осознанным. Мы часто засыпаем в круговерти дел, в ежедневной рутине, в своих страхах и сомнениях. Маятники дергают нас за ниточки и постоянно провоцируют: ввязаться в спор, вступить в «гонку за успехом», последовать за модой или общественным мнением, ответить грубостью на грубость, уйти за чужой целью – мало ли у них способов! 

«Но ведь постоянно быть «настороже», ежеминутно дёргать себя и контролировать – это ужасно сложно!» – скажете вы. Да, сложно, но на самом деле это сложно только первое время. Постепенно, с практикой, осознанность входит в привычку. И, кроме того, находиться 24 часа в сутки в состоянии полной осознанности вовсе необязательно!   

Ситуации бывают разные. Например, вы находитесь на деловой встрече. Перед её началом активизировать Смотрителя действительно необходимо, чтобы трезво оценивать ситуацию, не завышать важность и не поддаваться на провокации маятников. Но, если вы сейчас расслабляетесь дома в ванной – так ли нужна вам осознанность?   

Главное – просто приобрести привычку регулярно вспоминать об осознанности, «просыпаться» и практиковать включение Смотрителя в течение дня. Для этого поставьте 5-6 напоминаний на телефон на разное время со словом «Проснись!» или «Смотритель!». И каждый раз по сигналу отключитесь на пару минут от всех дел и задайте себе вопросы:   

  • Что я сейчас чувствую?
  • Куда направлено моё внимание?
  • О чём я думаю, где мои мысли?
  • Куда я двигаюсь?
  • Чем я занят?
  • Что происходит вокруг?
  • Приближают ли меня мои действия к моим целям? 

Обязательно прислушивайтесь к своим чувствам и ощущениям, а не к мыслям, которых в нашей голове всегда огромное множество! Ответы на эти вопросы позволят вам сохранять осознанность и начать чаще «просыпаться» в течение дня.   

Сначала эта практика может показаться вам сложной, вы будете ощущать внутреннее напряжение и даже сопротивление. Это нормально. Но со временем она станет для вас лёгкой и приятной. Вы доведете эту привычку до автоматизма, вам больше не нужны будут напоминания на телефоне. Это как кататься на велосипеде – первый раз удержать равновесие трудно, зато потом вы просто едете вперёд и даже не думаете о том, как крутить педали.  

 

ПРИВЫЧКА ПОМНИТЬ

Со временем, когда регулярная активизация Смотрителя войдёт у вас в привычку, вы сможете своевременно «просыпаться» и сохранять осознанность в любых, даже самых напряжённых, проблемных ситуациях. Вы больше не будете погружаться в каждую проблему с головой, сетуя на судьбу и неудачное стечение обстоятельств, не будете ввязываться в бессмысленные конфликты и «хватать свой мир за горло», отдавая энергию маятникам. Вы вспомните, что можете управлять реальностью. 

Помнить о том, что всё находится в ваших руках. Что не стоит барахтаться во внутренней или внешней важности. Что нужно включать Смотрителя. Что не нужно поддаваться на провокации маятников. Чаще говорите себе: «Я не сплю, я отдаю себе отчёт в своих действиях». Только благодаря систематической практике вы закрепите привычку быть осознанным. 

Также всё время помните: ваша душа всегда знает, как для вас будет лучше, как поступить в той или иной ситуации, какое решение принять, какой выбор сделать. Душа имеет доступ к бесконечному полю информации, где записано всё, что было, есть и будет. Она может чувствовать комфорт или дискомфорт в зависимости от того, в каком направлении вы движетесь. Для того, чтобы услышать её тихий голос, опять же необходимо вовремя вспомнить, что вам нужно обратить внимание на ваше внутреннее состояние, на свои чувства и ощущения, забыв на время о «разумных доводах». Просто спросите себя: «Мне хорошо или плохо?». Научившись прислушиваться к своей душе, вы всегда будете принимать правильные лично для вас решения.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Театральная деятельность в детском саду – вопросы, проблемы и пути их разрешения»

Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной деятельности в детском саду. Задачи: 1. создать условия для ак...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»

                     Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными спо...

Практический семинар -практикум для педагогов "Конфликты и пути их разрешения"

Практический семинар-тренинг для педагогов "Конфликты и пути их разрешения" Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.Задачи:Рассмотреть понят...

Семинар-практикум для педагогов "Конфликты с родителями воспитанников: их разрешение и профилактика"

Семинар с педагогами дошкольных учреждения о способах взаимодействия с родителями....

Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...

Семинар-практикум: "Конфликты и пути их разрешения"

Семинар-практикум: "Конфликты и пути их разрешения"...