Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
материал по обж
Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktimum_konflikty_s_roditelyami.doc | 530 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Теремок»
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
140077, г. о Люберцы, п. Мирный, ул. Свободы, д.7 E-mail: mdou8teremok@mail.ru |
Семинар- практикум с педагогами ДОУ
«Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Выступление
Подготовила и провела:
Педагог-психолог Арутюнян А.В.
Содержание программы семинара-практикума
Блок 1. Теоретическая часть- семинар
Тема: Понятие «конфликт».
Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности, определение актуальности выбранной темы.
Задачи:
- Провести анализ понятия «конфликт»
- Расширить представления педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов
- Изучить динамику и функции конфликта
- Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействий на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога.
Блок 2. Практическая часть – практикум.
Тема: «Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»
Цель:
- Умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации
- Грамотно использовать переговорные методы и техники в ситуации общения.
Задачи:
- выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест Томаса)
- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
- способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта
Подведение итогов. Рефлексия. Список литературы.
Практическая часть- практикум
«Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»
Цель:
- Закрепление теоретического материала
- Умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации
- Грамотно использовать переговорные методы и техники в ситуации общения.
Задачи:
- выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест)
- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
- способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта.
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
- развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования.
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов, возможность посмотреть на отношения другими глазами, улучшить отношения с коллегами, администрацией, родителями.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Понятие «конфликт».
- Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.
- Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Добрый день, уважаемые педагоги!
Я рада вас приветствовать на семинаре-практикуме, тема которого
«Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Ответьте честно на вопрос: вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Ссору еще называют конфликтом, а что для вас обозначает понятие «конфликт»? Предлагаю сейчас высказать свои мнения!
Итак, слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний.
И как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о конфликте, попытаемся его изучить и найти наиболее оптимальный стиль его разрешения. Важность и необходимость данной темы вызвана тем, что на протяжении ряда лет по итогам диагностики социально-психологического микроклимата в коллективе не наблюдается положительной динамики, и уровень конфликтности составляет выше среднего.
Участниками конфликта могут быть:
- Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
- Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).
- Родители
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
1. Родитель — Администрация
Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
2. Воспитатель — родитель
Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д.
Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, не избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием воспитателей психологических особенностей личности родителей.
Поскольку профессиональное общение в системе «воспитатель - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Конфликт может выполнять 2 функции: негативные и позитивные.
Отрицательные стороны конфликта:
- разрушает здоровье;
- вызывает стресс, психотравмы;
- разрушает межличностные отношения, семьи, личности;
- формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.
Положительные стороны конфликта:
- дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
- найти новые пути решения;
- учит формам общения, умению налаживать отношения;
- оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;
- развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.
Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:
- Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: при поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
- Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.
- Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.
- Избегание (уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.
- Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.
Жизнь- игра командная…
Здесь важно найти способ, форму взаимодействия с другими людьми, в которой этот баланс возможен: как удовлетворяя свои личные потребности, не переступать за границу личной территории других людей.
Если вы ощущаете в себе негативную реакцию на другого, не торопитесь действовать, проверьте сначала, правильно ли вы услышали собеседника и то, что он имеет в виду. Он звучит так: «Правильно ли я понял, что вы имеете в виду, что…»
Неразрешимые конфликты часто происходят из-за того, что каждый не столько хочет найти решение для ситуации и компромисс, сколько хочет продемонстрировать свою позицию по данному вопросу.
Что делать, когда вас оскорбили и унизили?
Я предлагаю вам упражнения для того, чтобы вы сами построили собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.
В связи с тем, что унижающая критика носит разрушительный характер для критикуемого, первой ответной реакцией является восстановление физиологических процессов в организме. Прежде всего проверяется дыхание и сердцебиение.
Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать:
- Глубокий вдох и резкий выдох
- Встряхивание лица и тела
- Энергичное поглаживание лица рукой (похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).
Следующим шагом является проверка и восстановление психологической жизненности, то есть нормальной самооценки и принятия себя.
Проговорите про себя следующий текст:
- Я имею полное право жить;
- Я имею полное право быть таким, как я есть;
- Я имею право ошибаться;
- Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др.;
- Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.
Восстановление самооценки часто возможно через обращение к тому, за что я действительно себя ценю, уважаю, чем горжусь. Например: «Я ценю себя за свое терпение», «я горжусь своим умением понимать других людей» и т.д.
Любой конфликт разрешаем, есть люди, которые не стремятся к сотрудничеству. И тогда с ними можно только расставаться или отходить на большую дистанцию. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.
«Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.
Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?
В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
- Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
- Достижению, каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
- С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?
- Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?
2. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику;
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
3. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
4. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
5.Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Психологические рекомендации в предконфликтной и конфликтной ситуации.
- Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
- Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.
- Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла)?", это поможет избежать умственных барьеров.
- Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
- Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
- Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
- Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
- Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
1.Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с родителем по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником (авторитетное лицо) или без него, и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: договоре о сотрудничестве и т.д. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.
Уместно и повышает результативность данной работы использование активных форм работы с коллективом (игры, упражнения и т.д.).
Практическая часть
«Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»
Занятия строятся по единой структуре:
Ритуал приветствия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе: сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. В ходе занятия могут быть использованы различные игровые методы и упражнения, приемы саморегуляции (релаксационные техники), направленные на достижение заявленной цели.
Игра «Сказка о тройке».
Цель: развитие умения чувствовать и понимать другого человека, развитие эмпатического понимания собеседников, понимания мимики, языка телодвижений.
Участники объединяются в тройки. Каждый игрок присваивает себе значение А, В или С.
Инструкция: «Представьте, что каждый из вас лишен одного канала восприятия или передачи информации:
А – слепой, но слышит и говорит,
В – глухой, но может видеть, говорить и двигаться,
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может говорить и двигаться.
Каждой тройке необходимо выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Я предлагаю, для более легкого овладения ролью, завязать глаза и рты, заткнуть уши».
Рефлексия:
Смогли ли вы договориться, прийти к общему решению? Какую стратегию избрали в достижении цели? Какие чувства испытали?
Вывод: Все конфликты от непонимания, проблем общения. Поэтому так важно помнить, что каждый имеет право на собственное мнение. Говоря словами, Радищева, «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом и уважать его личность»
Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.
Упражнение «Ассоциации».
Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.
Кто хочет сказать из вас, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что «похож» конфликт?
Упражнение «Яблочко и червячок»
Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются этим яблоком, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Участникам предлагается открыть глаза и записать свой ответ.
Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их. Примеры ответов участников семинара:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Упражнение «Расскажи сказку- Колобок»
Цель:
- проанализировать и обыграть действия персонажей сказки с точки зрения переговорных позиций.
- Отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.
Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 мин написать и зачитать ответ Лисе.
При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания.
Ответ колобка к упражнению «колобок и лисица»
1. Лиса! Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь!
От моей сладости нарушится кислотно-щелочной баланс твоей ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки (я ведь тяжелый) и тебе придется идти к врачу. (метод убеждений, договора, компромисс)
2. Лиса! Все хотят съесть меня, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу.
3. Дорогуша! Я бы, конечно, не против посидеть на твоем красивом носике, но не могу принять твое заманчивое предложение по трем причинам:
- Я такой грязный, что тебе будет неприятно;
- Я круглый, могу свалиться;
- Высоко забираться придется.
4. Лиса! Ой, смотри заяц бежит. А ты знаешь, на соседней поляне я видел охотника с ружьем, он сделает из тебя прекрасную шубу. И вообще, некогда мне, покатился я дальше. (выигрывает время-уклонение)
5. Лиса! Если ты действительно хочешь послушать мои песни, подожди до пятницы: я запишу свой платиновый диск и подарю тебе.
6. Лиса! Я мучной, высококалорийный. А ты такая стройная и красивая, наверняка следишь за своей фигурой.
Деловая игра «Конфликтные ситуации».
Предлагается ряд наиболее типичных ситуаций из педагогической практики.
Все участники семинара делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание: найти выход из конфликтной ситуации.
Ситуации представлены таким образом: сначала предлагается ситуация, затем описываются действия воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога.
1. Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».
Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.
Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.
2. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».
3. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.
Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но, если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что, создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.
4. Маша– активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.
Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.
Комментарий психолога: Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!
4.Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Комментарий психолога: Эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть медсестра сама еще раз разъяснит родителю санитарно – гигиенические правила детского сада.
В заключении-Упражнение на стирание антистрессовой ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Литература
1. Р.С. Немов «Психология» т -2 М.2003.
2. Г.В. Ложкин «Практическая психология конфликта» К. 2000.
3. Е.М. Семенова «Тренинг эмоциональной устойчивости» М. 2005.
4. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
5. Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
6. Озерина Н.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ», №5, 2008г.
7. Г.Б. Монина Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг» педагоги, психологи, родители.С.П. 2007 г.
8. Нина Рубштейн «Полный тренинг по развитию уверенности в себе» М. 2011 г.
Приложение 1
Ответ колобка к упражнению «колобок и лисица»
1. Лиса! Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь!
От моей сладости нарушится кислотно-щелочной баланс твоей ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки (я ведь тяжелый) и тебе придется идти к врачу.
2. Лиса! Все хотят съесть меня, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу.
3. Дорогуша! Я бы, конечно, не против посидеть на твоем красивом носике, но не могу принять твое заманчивое предложение по трем причинам:
- Я такой грязный, что тебе будет неприятно;
- Я круглый, могу свалиться;
- Высоко забираться придется.
4. Лиса! Ой, смотри заяц бежит. А ты знаешь, на соседней поляне я видел охотника с ружьем, он сделает из тебя прекрасную шубу. И вообще, некогда мне, покатился я дальше.
5. Лиса! Если ты действительно хочешь послушать мои песни, подожди до пятницы: я запишу свой платиновый диск и подарю тебе.
6. Лиса! Я мучной, высококалорийный. А ты такая стройная и красивая, наверняка следишь за своей фигурой.
Приложение 2
Тест «30 пословиц»
Бланк теста «30 пословиц»
1-тип | 2-тип | 3-тип | 4-тип | 5-тип |
1- | 2- | 3- | 4- | 5- |
6- | 7- | 8- | 9- | 10- |
11- | 12- | 13- | 14- | 15- |
16- | 17- | 18- | 19- | 20- |
21- | 22- | 23- | 24- | 25- |
26- | 27- | 28- | 29- | 30- |
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются
1 или 2, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему
4 или 5.
Оценивается каждое суждение без раздумий, чтобы не затягивать процедуру «экзамена». Оценки ставятся по первому впечатлению напротив номеров суждений в таблице. После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам.
- Худой мир, лучше доброй ссоры.
- Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Не подмажешь - не поедешь.
- С паршивой овцы, хоть шерсти клок.
- Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
- Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день
- Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своей добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
- Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
- Дерись подольше, да ума набирайся побольше.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Добро слово победит.
- Ты –мне, я- тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
- Кто спорит - ни гроша не стоит.
- Кто не отступает – тот обращает в бегство.
- Ласковый теленок двух маток сосет.
- Кто дарит - друзей наживает.
- Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решить конфликт – избежать его.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Кротость торжествует над злом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация
1-тип «черепашка».
У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под
«панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-тип «акула»
Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы»- надо лишь ограничить ее притязания. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.
3 тип- «медвежонок»
Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4- тип «лиса»
Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «не обманешь - не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5 – тип «сова»
Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
"Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОУ...
Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...
Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных...
« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
Презентация " Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ОУ"
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ...