Семинар- практикум с педагогами « Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
материал по логопедии

Шагаева Эркелей Владимировна

Содержание программы семинара-практикума

Блок 1. Теоретическая часть- семинар

Тема: Понятие « конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

 Цель: Расширение  теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих  в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

  • Провести анализ понятия « конфликт»
  • Расширить представления педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов
  • Изучить динамику и функции конфликта
  • Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействий на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога.

Блок 2. Практическая часть – практикум.

Тема: « Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»

Цель:

  • Умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации
  • Грамотно использовать переговорные методы и техники в ситуации общения.

Задачи:

  • выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест Томаса)
  • познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
  • способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_preduprezhdenie_i_razreshenie_konfliktov.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Искорка» с. Шебалино Республика Алтай

КЦ «Содружество»

Семинар- практикум с педагогами

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Подготовила:

 Шагаева Э.В.

Содержание программы семинара-практикума

Блок 1. Теоретическая часть- семинар

Тема: Понятие « конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

 Цель: Расширение  теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих  в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи: 

  • Провести анализ понятия « конфликт»
  • Расширить представления педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов
  • Изучить динамику и функции конфликта
  • Проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействий на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога.

Блок 2. Практическая часть – практикум.

Тема: « Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»

Цель:

  • Умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации
  • Грамотно использовать переговорные методы и техники в ситуации общения.

Задачи:

  • выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест Томаса)
  • познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
  • способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта

Практическая часть- практикум

« Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»

Цель:

  • Закрепление теоретического материала
  • Умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации
  • Грамотно использовать переговорные методы и техники в ситуации общения.

Задачи:

  • выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест)
  • познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций
  • способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта.
  • способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
  • развивать умения и навыки командного взаимодействия.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки.

Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов,  возможность посмотреть на отношения  другими глазами, улучшить отношения с коллегами, администрацией, родителями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  • Понятие «конфликт».
  • Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.
  • Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

                           

Добрый день, уважаемые педагоги!

Я рада вас приветствовать  на семинаре-практикуме, тема которого

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Слово « конфликт» - означает столкновение, борьба, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

Участниками конфликта могут быть:

  • Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
  • Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).
  • Родители

 Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

1. Воспитатель — воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми.

2. Воспитатель — родитель

Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон  о событии ( родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д.

Любой из перечисленных конфликтов может  выполнять две функции: негативные и позитивные.

Отрицательные стороны конфликта:

  • разрушает здоровье;
  •  вызывает стресс, психотравмы;
  • разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности;
  • формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Положительные стороны конфликта:

  • дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
  • найти новые пути решения;
  • учит формам общения,  умению  налаживать  отношения;
  • оказывает содействие личностному, профессиональному росту  и  развивает волевую  саморегуляцию;
  • развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.

Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:

  • Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

  • Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

  • Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

  • Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

  • Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты.

Что делать, когда вас оскорбили и унизили?

Я предлагаю вам упражнения для того, чтобы вы сами построили собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.

В связи с тем, что унижающая критика носит разрушительный характер для критикуемого, первой ответной реакцией является восстановление физиологических процессов в организме.

Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать:

  • Глубокий вдох и резкий выдох
  • Энергичное поглаживание лица рукой ( похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).

     Следующим шагом является проверка и восстановление психологической жизненности.

Проговорите про себя следующий текст:

  • Я имею полное право быть таким, как я есть;
  • Я имею право ошибаться;
  • Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др.;
  • Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.

Но  как реагировать на конфликтные ситуации?

В случае  конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

  • В чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
  • Достижению, каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
  • С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?

2. Поймите другого - проявите эмпатию к собеседнику;

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

3.  Сохранените достоинство. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

4.  Сделайте первый  шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

5.Прислушайтесь к мнению третьего,  авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Психологические  рекомендации в предконфликтной и конфликтной ситуации.

  • Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые  обиды,  конфликты.
  • Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.
  • Чаще задавать вопрос: " Правильно ли  я Вас понял (поняла)?", это  поможет избежать умственных барьеров.
  • Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
  • Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив  себя на его место.
  • Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов,  не употреблять неутешительных  эпитетов. Резкость вызывает резкость.
  • Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
  • Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот,  кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

Практическая часть

« Практические знания и умения в работе педагога по предупреждению и управлению конфликтами»

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе: сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. В ходе занятия могут быть использованы различные игровые методы и упражнения, приемы саморегуляции (релаксационные техники), направленные на достижение заявленной цели.

Упражнение – приветствие « Жест – имя...»

Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок,  создать комфортную атмосферу, хорошее расположение духа, оказывать содействие сплоченности, продемонстрировать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений.

Инструкция: Каждый из педагогов по кругу называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом.

Упражнение « Нарисуй конфликт».

Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.

Нарисовать «Конфликт» , с чем ассоциируется и объяснить ассоциацию.

Упражнение «Яблочко и червячок»

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются этим яблоком, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Участникам предлагается открыть глаза и подобрать свой ответ.

Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их. Примеры ответов участников семинара:

  1. Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  2. Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  3. Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  4. Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  5. Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Игра  «Найди пару» 

Цель: создание доверительных отношений и сплочение группы.

 Каждому из участников предлагаются парные карточки (например: Буратино-Золотой ключик, Мальвина - Книга сказок…). Используя разные  формы  общения,  необходимо найти  свою  пару.

Вопросы (рефлексия):

-Кто  ощущал  себя  некомфортно  и  почему?

Педагог-профессия  творческая, а  чтобы  быть  человеком  творческим, необходимо  совершенствовать  все  свои  самые  лучшие  качества

Упражнение « Расскажи сказку - Колобок »

Цель:

  • проанализировать и обыграть действия персонажей сказки с точки зрения переговорных позиций.
  • Отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.

Участники делятся на 3группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки « Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы  (« Сядь ко мне на носок, спой еще разок).

При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания.

Ответ колобка к упражнению « колобок и лисица»

1. Лиса!Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь!

От моей сладости нарушится кислотно-щелочной баланс твоей ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки ( я ведь тяжелый) и тебе придется идти к врачу. ( метод убеждений, договора, компромисс)

2. Лиса! Все хотят съесть меня, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу.

3. Дорогуша! Я бы, конечно, не против посидеть на твоем красивом носике, но не могу принять твое заманчивое предложение по трем причинам:

  • Я такой грязный, что тебе будет неприятно;
  • Я круглый, могу свалиться;
  • Высоко забираться придеться.

Упражнение « Контакт»

Цель: создание доверительных отношений друг к другу.

Инструкция: Соприкоснитесь указательными пальцами с партнером, выполняйте вместе одновременно круговые движения. Старайтесь не нарушать контакт.

Рефлексия своих ощущений и чувств.

Упражнение «Подбери пословицу»

Вспомнить пословицы на тему «Конфликт»

  1. Худой мир, лучше доброй ссоры.
  2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
  6. Кто сильнее, тот и прав.
  7. Не подмажешь - не поедешь.
  8. Добро слово победит.
  9. Ты –мне, я- тебе.
  10. Кто спорит - ни гроша не стоит.
  11. Ласковый теленок двух маток сосет.
  12. Лучший способ решить конфликт – избежать его.

Деловая игра «Конфликтные ситуации».

Предлагается  ряд наиболее типичных ситуаций из педагогической практики.

Все участники семинара делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание: найти выход из конфликтной ситуации.

Ситуации представлены таким образом: сначала предлагается ситуация, затем описываются действия воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога.

1. Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.

 Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания. Или организовать фотовыставку «Я занимаюсь дома»

2. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

 В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

3. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

В заключении - Упражнение « Скульптура»: 

Представьте, что вы стоите перед зеркалом,  вылепите из себя самого скульптуру под названием « Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила». Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день.  Подведение итогов занятия. Рефлексия.

  1. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  2. «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  3. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  4. «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  5. «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

  1. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  2. «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  3. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  4. «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  5. «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

  1. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  2. «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  3. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  4. «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  5. «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

  1. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  2. «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  3. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  4. «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  5. «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

  1. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
  2. «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
  3. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  4. «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  5. «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

1. Лиса!Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь!

От моей сладости нарушится кислотно-щелочной баланс твоей ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки ( я ведь тяжелый) и тебе придется идти к врачу. 

2. Лиса! Все хотят съесть меня, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу.

3. Дорогуша! Я бы, конечно, не против посидеть на твоем красивом носике, но не могу принять твое заманчивое предложение по трем причинам:

  • Я такой грязный, что тебе будет неприятно;
  • Я круглый, могу свалиться;
  • Высоко забираться придеться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

На фоне  повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных...

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...