«Я - мальчик, я – девочка»
проект (старшая группа)

Маргарита Юрьевна Курылева

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_v_starshey_gruppe_mdou.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в старшей группе МДОУ № 15 «Я - мальчик, я – девочка».

Социально- ориентированный, долгосрочный.

В современном обществе Наблюдается ряд неблагоприятных фактора, связанных в том числе с проблемами полоролевой социализации - размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании, уже в дошкольном возрасте. [ 8.]

Проблема полового воспитания детей сложная и вызывает множество споров и противоречий, тем не менее, актуальность  ее очевидна в наше время, как, возможно, никогда раньше.

Сегодня особо остро встают вопросы воспитания патриотизма, ослабленного ранее. « Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России»[3.с 350]

 Воспитание гражданственности в детях, любви к своей стране без ценности института семьи, скорее всего, сложно осуществимо. Это подтверждает высказывание  Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи»[ 9. ]

. Семья для ребенка- маленькая страна. От того, какая это семья, зависит вся дальнейшая жизнь маленького человека.

Федеральный проект «Крепкая семья» партии Единая Россия разработанный в целях сохранения и укрепления семьи ставит такие цели как:

 Всестороннее социальное развитие личности и патриотическое воспитание через институт семьи.

Построение системы коррекционной и координационной работы в области предупреждения развития социальных отклонений личности и семейного неблагополучия.

Пропаганда семейных ценностей [6 .]

Семью создают двое, мужчина и женщина. И именно тот неоспоримый факт, что между ними существуют физические, эмоциональные и другие различия [7.], определяет роль каждого в семье и обществе.  Можно ли считать крепкой и счастливой семью , если границы маскулинности и феминности в ней размыты или стерты в общепринятом смысле.  А современное состояние  института семьи, это , по мнению многих исследователей[7. ] [8. ] размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность или не желание взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек. Современные средства информации так же не всегда способствую формированию у детей общепринятых понятий о роли мужчины и женщины, мальчика и девочки в семье и обществе.  Поэтому важность полоролевого воспитания детей уже в дошкольном возрасте очевидна.

Аналогичные проблемы наблюдаются  у детей старшего дошкольного возраста в Муниципальном Дошкольном Образовательном  учреждении  15 г. Саратова ( далее МДОУ15)

Для выявления проблемы были выбраны дети старшего возраста. Именно в  возрасте 5-6 лет человек переживает сразу два этапа полового развития:

1й этап формирование полового самосознания (от 0 до 6 )

2й этап усвоение половой роли (От 5 до 13)

По результатам наблюдения за детьми в процессе сюжетно ролевых игр, специально организованных занятий, прогулок педагогами сделаны выводы, что большинство девочек более охотно берут на себя роли и обязанности, более характерные для мужского типа поведения. Например, выказывают желание участвовать в танце, традиционно исполняющем мальчиками, где ярко подчеркивается мужественность, физическая сила, в сюжетно ролевой игре «Семья» в роли мамы выполняют функции и папы. Мальчики же, напротив, в игре избегают роль «главы семьи», предпочитая роль «брата». На занятиях физической культурой наблюдается у некоторых мальчиков, характерная для девочек, плавность и мягкость движений. Многие девочки наоборот, двигаются резко и тяжело, что характерно для мальчиков. Наблюдается не достаточная готовность детей к проигрыванию роли «мальчика» и «девочки», что противоречит Программе дошкольного образования, включающей в себя требование в формировании у ребенка гендерной принадлежности (образовательная область «Социализация»).

Анализ данных проблем, показал необходимость пересмотра образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива, внесения корректив в организацию взаимодействия с детьми и их родителями.

Необходимо  выявить отношение  родителей к проблеме гендерного воспитания . Ознакомить родителей с теоретическими знаниями полоролевого воспитания детей. Запланировать  и провести совместные с родителями  спортивные мероприятия, с акцентом на гендерные возможности и способности.

Повысить эффективность работы  воспитателя и инструктора физической культуры,  способствующей формированию  у детей общепринятых понятий мужественности и женственности.

2 Цель проекта:

Создать условия для улучшения работы по гендерному воспитанию детей 5-6 лет в процессе занятий физической культурой. Привлечь к данной проблеме внимание родителей.

Создание условий для занятий физической культурой с учетом различных двигательных функций мальчиков и девочек.

Формирование основ нравственных качеств мужественности и женственности.

Воспитание положительных отношений между полами

Обогащать представления ребенка о тех ролях, которые в обществе выполняют мужчины и женщины, мальчики и девочки.

Развивать физические  качества и поведенческие стереотипы, соответствующие маскулинности и феминности.

Способствовать физическому, психическому и социальному благополучию детей.

4.На этапе выявления проблемы проведено анонимное. анкетирование родителей. Далее разработаны общие консультации, доступные для ознакомления всем родителям. Запланированы индивидуальные беседы и совместные с детьми мероприятия, а именно спортивные развлечения " А ну ка, мальчики!", " А ну ка, девочки!" Проведен спортивный праздник "Папа, Мама, Я - спортивная семья", на котором был сделан акцент на физические возможности и предпочтения разных полов. Родителям рекомендована к прочтению следующая литература ;Минина А.В. Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи.-М.,2012 , “Мир движений мальчиков и девочек”. С. О. Филиппова. Санкт-Петербург. Детсво-пресс.2001. Рекомендовано для прочтения совместно с детьми произведение А Лопатина, М Скребцова  "Беседы и сказки о семье для детей и взрослых"

Проведено исследование двигательных предпочтений мальчиков и девочек и сравнение его с результатом такого же исследования от 2010 г. Запланировано проведение аналогичного исследования в конце учебного года.

Проведено  исследование физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей.

Внесены изменения в сетку занятий, а именно один раз в две недели занятие физической культурой проводится отдельно для мальчиков и девочек.

Начата разработка конспектов занятий физической культурой с более глубоким подходом к  учету гендерных особенностей детей и физкультурных занятий с элементами познавательного полоролевого развития с показом иллюстраций.

Осуществляется подбор подвижных игр как отдельно "мальчиковых" и "девчачьих" так и совместных, с учетом распределения в них ролей.

Созданы условия для занятий физкультурой, с учетом полоролевых возможностей  детей, а именно  в зале выделены "мальчиковые" и " девчоночьи" зоны для самостоятельных и организованных занятий.

Проводятся подготовленные беседы с детьми:  

"Кто я, мальчик или девочка?"

" Какой я, мальчик?"

"Какая я, девочка?"

"Папа и мама, роль в семье."

" Я сегодня, я вырос."

Проводятся индивидуальные беседы с детьми, в процессе возникновения ситуаций, требующих разрешения " проблемы полов".

Основные методы воспитания и обучения :

Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способов действий

Словесные: рассказ педагога, рассказ ребенка, беседа, чтение художественной литературы

Практические: упражнение

Воображаемая ситуация в развернутом виде: сюжетно - ролевые и подвижные сюжетные игры.

Вспомогательные:

Метод опосредованного педагогического воздействия: индивидуальные беседы

7.Так как корни данной проблемы в семье, Работа над реализацией проекта начата с работы с родителями. Было  проведено анонимное анкетирование родителей и выявлено, что часть опрошенных родителей некомпетентны в данном вопросе, но хотели бы получить консультацию специалиста, другие не видят необходимости дифференцированного подхода к воспитанию. (приложение 1.) Для текущего контроля за изменением ситуации проводятся индивидуальные беседы, для выявления возникающих у родителей вопросов, связанных с проблемой. Итоговый контроль предполагает повторное анкетирование родителей, для выявления изменения отношения к проблеме полоролевого воспитания детей.

Сравнение результатов исследования двигательных предпочтений мальчиков и девочек (прилож 2) от 2010 и на время начала работы проекта  (прилож 3) показало некоторые изменения в мнении детей, подтверждающее  наличие проблемы в МДОУ  15  у детей 5-6 лет. Текущий контроль реализуется в процессе наблюдений за детьми в процессе физкультурных занятий. Итоговый контроль для отслеживания наличия или отсутствия изменений показателей за время работы проекта  будет осуществлен в конце учебного года  методом опроса детей.

Диагностика физического развития, физической подготовленности и функционального  состояния детей , не выявило кардинальных несоответствий с нормами. Наличие некоторых отклонений не доказывает наличие проблемы. Контроль за изменением ситуации методом тестирования показал незначительное изменение показателей. Итоговое тестирование для отслеживания количественных и качественных изменений запланировано на конец года.

 Возможность наличия проблемы в МДОУ  15 выявило случайное, выборочное наблюдение и возникла необходимость в проведении наблюдения сплошного и систематического, что и осуществляется на протяжении работы проекта. Не исключен  метод случайного наблюдения.

Список литературы:

1. Полякова Т.В. Актуальность гендерного подхода в дошкольном образовании// Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст.матер XVI междунар. науч:-практич. конф. Часть II.- Новосибирск:СиБАК, 2012

 2.  Минина А.В. Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи.-М.,2012.

  3.  Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — 10. — С. 349-352 2005 - 2013

4.Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М., 2008

5.Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2009. — 496 с..

 6.  Федеральный проект «Крепкая семья» http://ks-er.ru/o-proekte/celi-i-zadachi/

7.  Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 167

8.  Лежнина Ю.П.  Трансформация гендерных ролей в современной России

(Опубликовано в журнале "Общественные науки и современность", 2013, №4, с. 165-176

9. Ф. Бэкон. Сочинения, т. II, СПб., 1874, стр. 29.

Приложение 1

Анкета для родителей.

1. Считаете ли Вы, что в современном обществе понятия мужественности и женственности в общепринятом понятии. несколько размыты?

да

нет

2. Если Вы ответили "Да"на первый вопрос, укажите причину данного явления, по Вашему мнению.

__________________________________________________________________

3. Считаете ли Вы, что к воспитанию мальчиков и девочек нужно подходить по разному?

 да

нет

4. Если Вы ответили " да" на предыдущий вопрос, отметьте, имеете ли Вы представления. как осуществить такой подход. Если Ваш ответ "Да" дайте краткую характеристику.

да________________________________________________________________

нет

5.Какие качества, по Вашем у мнению, необходимо воспитывать в мальчиках.

____________________________________________________________________

6.Какие качества, по Вашему мнению, необходимо воспитывать в девочках.

____________________________________________________________________

7. Хотели бы Вы получать консультации по вопросу гендерного воспитания?

да

нет

8. Вы родитель

мальчика

девочки

Спасибо!

Приложение 2.

Опрос: «Двигательные предпочтения мальчиков и девочек старшей и подготовительной к школе групп МДОУ «Детский сад  15» 2010

Инструктор физкультуры Курылева М.Ю.

Цель: выявить предпочтения мальчиков и девочек детского сада  15 на занятиях физкультурой.

Задачи:

  1. Выяснить, с каким спортивным инвентарем предпочитают заниматься девочки, а с каким мальчики.
  2. Узнать, какие основные движения нравятся больше всего.
  3. Узнать мнение детей о важности занятий физкультурой.

Вопросы детям:

  1. С каким физкультурным оборудованием тебе нравится больше всего заниматься?

2.        Что тебе нравится на занятиях физкультурой:

-бегать

-прыгать в длину, в высоту, спрыгивание

-прыгать через скакалку

-лазать по гимнастической лестнице

-подтягиваться на скамье

-подлезать под дугу

-метать  в цель

-занятия с мячом

-танцевальные упражнения

-акробатические упражнения

- упражнения с гантелями

-эстафеты

-лазание по канату

-ходьба и бег по скамье

-самомассаж

-подвижные игры

  3. Почему ты занимаешься физкультурой?

Было опрошено 39 детей 5-7 лет,  22 девочки и 17 мальчиков.

Результаты исследования:

1.вопрос.

-занятия с обручем 17 д., 0 м.

-занятия с прыгалкой: 9 д., 0 м.

-игры с мячом: 10 м., 4 дев.

-гимн. скамья: 4 д., 6 м.

-гимн. лестница: 10м., 4 д.

2 вопрос.

 Девочки предпочитают следующие ОВД: танцевальные и акробатические упражнения, различные виды ходьбы, лазания под дугу и в обруч, некоторые эстафеты и игры средней подвижности.

Мальчики - лазание по гимнастической лестнице, подтягивания на скамье, метание и различные виды прыжков ( в высоту, в длину), эстафеты и игры большой подвижности.

3 вопрос.

Нравится, весело, можно побегать:10 д., 8 м.

Для здоровья, силы, гибкости и мускул:8 д., 8м.

И нравится и для здоровья: 6 д., 5 м.

Не знают для чего: 2 д.. 1 м.

Вывод: девочки  и мальчики имеют различные двигательные предпочтения . Физкультурные занятия нужно планировать и строить с учетом половых различий.

Приложение 3

Опрос: «Двигательные предпочтения мальчиков и девочек старшей и подготовительной к школе групп МДОУ «Детский сад  15» 2017

Инструктор физкультуры Курылева М.Ю.

Цель: выявить предпочтения мальчиков и девочек детского сада  15 на занятиях физкультурой.

Задачи:

  1. Выяснить, с каким спортивным инвентарем предпочитают заниматься девочки, а с каким мальчики.
  2. Узнать, какие основные движения нравятся больше всего.
  3. Узнать мнение детей о важности занятий физкультурой.

Вопросы детям:

  1. С каким физкультурным оборудованием тебе нравится больше всего заниматься?

2.        Что тебе нравится на занятиях физкультурой:

-бегать

-прыгать в длину, в высоту, спрыгивание

-прыгать через скакалку

-лазать по гимнастической лестнице

-подтягиваться на скамье

-подлезать под дугу

-метать  в цель

-занятия с мячом

-танцевальные упражнения

-акробатические упражнения

- упражнения с гантелями

-эстафеты

-лазание по канату

-ходьба и бег по скамье

-самомассаж

-подвижные игры

  3. Почему ты занимаешься физкультурой?

Было опрошено 35 детей 5-6 лет,  19 девочки и 16 мальчиков.

Результаты исследования:

1.вопрос.

-занятия с обручем 17 д., 6 м.

-занятия с прыгалкой: 9 д., 4 м.

-игры с мячом: 11 м., 7 дев.

-гимн. скамья: 10 д., 9 м.

-гимн. лестница: 11м., 12 д.

2 вопрос.

 Девочки предпочитают следующие ОВД: танцевальные и акробатические упражнения, ,лазания под дугу и в обруч, некоторые эстафеты и игры большой подвижности, лазание по гимнастической скамье и лестнице, метание в даль, прыжки в высоту.

Мальчики - лазание по гимнастической лестнице, подтягивания на скамье, метание и различные виды прыжков ( в высоту, в длину), эстафеты и игры большой подвижности, акробатические т и танцевальные упражнения.

3 вопрос.

Нравится, весело, можно побегать: 14 д., 9м.

Для здоровья, силы, гибкости и мускул: 12 д., 9 м.

И нравится и для здоровья: 8 д., 5 м.

Не знают для чего: 6 д.. 3 м.

Играем потому что: 16 м, 13 д.

(ответы записаны словами детей)

Вывод:

Процент мальчиков и девочек, которые , предпочитают традиционно не характерные для их пола занятия, возрос. Среди мальчиков на 8%, среди девочек на 9%.

Приложение 4

Консультация для родителей “Мир мальчиков и девочек”

Мир мальчиков и девочек очень разнообразен и различен. В игре: интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки же чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера в игре, мальчики – на сам ход игры. Мальчикам требуется большее пространство в играх, чем девочкам. Поэтому если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальное: лазают по лестнице вверх, забираются в шкафы. В ориентировке в окружающем: если построить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь (больше улиц, домов, дворов).

По наблюдениям ученых, встретив что-либо новое, мальчики чаще задают вопросы типа “отчего?” или “почему?”. Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а то и привносить а них свои изменения.

Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Это проявляется в том, что девочка, видя что-либо новое, после вопроса “это что такое?” оценивает предмет словами “красиво” или “ не красиво”. Видимо отсюда берёт начало интерес представительниц женского пола к нарядам, украшениям, повышенное внимание к своей внешности.

В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Если девочки используют игрушки по прямому назначению, то мальчики, одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.

Стремление понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек.

Девочки склонны к воспитательско-попечительской деятельности, в основе которой, по-видимому, лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать– эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, посудка).

В комнатах мальчиков обычно бывает больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камушками, перышками, шишками, наборы зверушек, рыцари и т.д. Большинство их игрушек способствуют тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире.

Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Полочки забиты бумажными куклами, коробками с “драгоценностями”, календариками с животными, куклы Барби с принадлежностями. Сразу видно, что большинство вещей ориентированы на домашние дела и уход за “детьми”, однако здесь гораздо меньше игрушек, которые требуют активности и развивают пространственное восприятие и моторику.

Таким образом, мальчики и девочки – это два противоположных мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...

Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"

Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского  коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...