«Я - мальчик, я – девочка»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в старшей группе МДОУ № 15 «Я - мальчик, я – девочка».
Социально- ориентированный, долгосрочный.
В современном обществе Наблюдается ряд неблагоприятных фактора, связанных в том числе с проблемами полоролевой социализации - размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании, уже в дошкольном возрасте. [ 8.]
Проблема полового воспитания детей сложная и вызывает множество споров и противоречий, тем не менее, актуальность ее очевидна в наше время, как, возможно, никогда раньше.
Сегодня особо остро встают вопросы воспитания патриотизма, ослабленного ранее. « Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России»[3.с 350]
Воспитание гражданственности в детях, любви к своей стране без ценности института семьи, скорее всего, сложно осуществимо. Это подтверждает высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи»[ 9. ]
. Семья для ребенка- маленькая страна. От того, какая это семья, зависит вся дальнейшая жизнь маленького человека.
Федеральный проект «Крепкая семья» партии Единая Россия разработанный в целях сохранения и укрепления семьи ставит такие цели как:
Всестороннее социальное развитие личности и патриотическое воспитание через институт семьи.
Построение системы коррекционной и координационной работы в области предупреждения развития социальных отклонений личности и семейного неблагополучия.
Пропаганда семейных ценностей [6 .]
Семью создают двое, мужчина и женщина. И именно тот неоспоримый факт, что между ними существуют физические, эмоциональные и другие различия [7.], определяет роль каждого в семье и обществе. Можно ли считать крепкой и счастливой семью , если границы маскулинности и феминности в ней размыты или стерты в общепринятом смысле. А современное состояние института семьи, это , по мнению многих исследователей[7. ] [8. ] размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность или не желание взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек. Современные средства информации так же не всегда способствую формированию у детей общепринятых понятий о роли мужчины и женщины, мальчика и девочки в семье и обществе. Поэтому важность полоролевого воспитания детей уже в дошкольном возрасте очевидна.
Аналогичные проблемы наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста в Муниципальном Дошкольном Образовательном учреждении № 15 г. Саратова ( далее МДОУ№15)
Для выявления проблемы были выбраны дети старшего возраста. Именно в возрасте 5-6 лет человек переживает сразу два этапа полового развития:
1й этап – формирование полового самосознания (от 0 до 6 )
2й этап – усвоение половой роли (От 5 до 13)
По результатам наблюдения за детьми в процессе сюжетно – ролевых игр, специально организованных занятий, прогулок педагогами сделаны выводы, что большинство девочек более охотно берут на себя роли и обязанности, более характерные для мужского типа поведения. Например, выказывают желание участвовать в танце, традиционно исполняющем мальчиками, где ярко подчеркивается мужественность, физическая сила, в сюжетно – ролевой игре «Семья» в роли мамы выполняют функции и папы. Мальчики же, напротив, в игре избегают роль «главы семьи», предпочитая роль «брата». На занятиях физической культурой наблюдается у некоторых мальчиков, характерная для девочек, плавность и мягкость движений. Многие девочки наоборот, двигаются резко и тяжело, что характерно для мальчиков. Наблюдается не достаточная готовность детей к проигрыванию роли «мальчика» и «девочки», что противоречит Программе дошкольного образования, включающей в себя требование в формировании у ребенка гендерной принадлежности (образовательная область «Социализация»).
Анализ данных проблем, показал необходимость пересмотра образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива, внесения корректив в организацию взаимодействия с детьми и их родителями.
Необходимо выявить отношение родителей к проблеме гендерного воспитания . Ознакомить родителей с теоретическими знаниями полоролевого воспитания детей. Запланировать и провести совместные с родителями спортивные мероприятия, с акцентом на гендерные возможности и способности.
Повысить эффективность работы воспитателя и инструктора физической культуры, способствующей формированию у детей общепринятых понятий мужественности и женственности.
2 Цель проекта:
Создать условия для улучшения работы по гендерному воспитанию детей 5-6 лет в процессе занятий физической культурой. Привлечь к данной проблеме внимание родителей.
Создание условий для занятий физической культурой с учетом различных двигательных функций мальчиков и девочек.
Формирование основ нравственных качеств мужественности и женственности.
Воспитание положительных отношений между полами
Обогащать представления ребенка о тех ролях, которые в обществе выполняют мужчины и женщины, мальчики и девочки.
Развивать физические качества и поведенческие стереотипы, соответствующие маскулинности и феминности.
Способствовать физическому, психическому и социальному благополучию детей.
4.На этапе выявления проблемы проведено анонимное. анкетирование родителей. Далее разработаны общие консультации, доступные для ознакомления всем родителям. Запланированы индивидуальные беседы и совместные с детьми мероприятия, а именно спортивные развлечения " А ну ка, мальчики!", " А ну ка, девочки!" Проведен спортивный праздник "Папа, Мама, Я - спортивная семья", на котором был сделан акцент на физические возможности и предпочтения разных полов. Родителям рекомендована к прочтению следующая литература ;Минина А.В. Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи.-М.,2012 , “Мир движений мальчиков и девочек”. С. О. Филиппова. Санкт-Петербург. Детсво-пресс.2001. Рекомендовано для прочтения совместно с детьми произведение А Лопатина, М Скребцова "Беседы и сказки о семье для детей и взрослых"
Проведено исследование двигательных предпочтений мальчиков и девочек и сравнение его с результатом такого же исследования от 2010 г. Запланировано проведение аналогичного исследования в конце учебного года.
Проведено исследование физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей.
Внесены изменения в сетку занятий, а именно один раз в две недели занятие физической культурой проводится отдельно для мальчиков и девочек.
Начата разработка конспектов занятий физической культурой с более глубоким подходом к учету гендерных особенностей детей и физкультурных занятий с элементами познавательного полоролевого развития с показом иллюстраций.
Осуществляется подбор подвижных игр как отдельно "мальчиковых" и "девчачьих" так и совместных, с учетом распределения в них ролей.
Созданы условия для занятий физкультурой, с учетом полоролевых возможностей детей, а именно в зале выделены "мальчиковые" и " девчоночьи" зоны для самостоятельных и организованных занятий.
Проводятся подготовленные беседы с детьми:
"Кто я, мальчик или девочка?"
" Какой я, мальчик?"
"Какая я, девочка?"
"Папа и мама, роль в семье."
" Я сегодня, я вырос."
Проводятся индивидуальные беседы с детьми, в процессе возникновения ситуаций, требующих разрешения " проблемы полов".
Основные методы воспитания и обучения :
Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способов действий
Словесные: рассказ педагога, рассказ ребенка, беседа, чтение художественной литературы
Практические: упражнение
Воображаемая ситуация в развернутом виде: сюжетно - ролевые и подвижные сюжетные игры.
Вспомогательные:
Метод опосредованного педагогического воздействия: индивидуальные беседы
7.Так как корни данной проблемы в семье, Работа над реализацией проекта начата с работы с родителями. Было проведено анонимное анкетирование родителей и выявлено, что часть опрошенных родителей некомпетентны в данном вопросе, но хотели бы получить консультацию специалиста, другие не видят необходимости дифференцированного подхода к воспитанию. (приложение 1.) Для текущего контроля за изменением ситуации проводятся индивидуальные беседы, для выявления возникающих у родителей вопросов, связанных с проблемой. Итоговый контроль предполагает повторное анкетирование родителей, для выявления изменения отношения к проблеме полоролевого воспитания детей.
Сравнение результатов исследования двигательных предпочтений мальчиков и девочек (прилож 2) от 2010 и на время начала работы проекта (прилож 3) показало некоторые изменения в мнении детей, подтверждающее наличие проблемы в МДОУ № 15 у детей 5-6 лет. Текущий контроль реализуется в процессе наблюдений за детьми в процессе физкультурных занятий. Итоговый контроль для отслеживания наличия или отсутствия изменений показателей за время работы проекта будет осуществлен в конце учебного года методом опроса детей.
Диагностика физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей , не выявило кардинальных несоответствий с нормами. Наличие некоторых отклонений не доказывает наличие проблемы. Контроль за изменением ситуации методом тестирования показал незначительное изменение показателей. Итоговое тестирование для отслеживания количественных и качественных изменений запланировано на конец года.
Возможность наличия проблемы в МДОУ № 15 выявило случайное, выборочное наблюдение и возникла необходимость в проведении наблюдения сплошного и систематического, что и осуществляется на протяжении работы проекта. Не исключен метод случайного наблюдения.
Список литературы:
1. Полякова Т.В. Актуальность гендерного подхода в дошкольном образовании// Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст.матер XVI междунар. науч:-практич. конф. Часть II.- Новосибирск:СиБАК, 2012
2. Минина А.В. Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи.-М.,2012.
3. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352 2005 - 2013
4.Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М., 2008
5.Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с..
6. Федеральный проект «Крепкая семья» http://ks-er.ru/o-proekte/celi-i-zadachi/
7. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 167
8. Лежнина Ю.П. Трансформация гендерных ролей в современной России
(Опубликовано в журнале "Общественные науки и современность", 2013, №4, с. 165-176
9. Ф. Бэкон. Сочинения, т. II, СПб., 1874, стр. 29.
Приложение 1
Анкета для родителей.
1. Считаете ли Вы, что в современном обществе понятия мужественности и женственности в общепринятом понятии. несколько размыты?
да
нет
2. Если Вы ответили "Да"на первый вопрос, укажите причину данного явления, по Вашему мнению.
__________________________________________________________________
3. Считаете ли Вы, что к воспитанию мальчиков и девочек нужно подходить по разному?
да
нет
4. Если Вы ответили " да" на предыдущий вопрос, отметьте, имеете ли Вы представления. как осуществить такой подход. Если Ваш ответ "Да" дайте краткую характеристику.
да________________________________________________________________
нет
5.Какие качества, по Вашем у мнению, необходимо воспитывать в мальчиках.
____________________________________________________________________
6.Какие качества, по Вашему мнению, необходимо воспитывать в девочках.
____________________________________________________________________
7. Хотели бы Вы получать консультации по вопросу гендерного воспитания?
да
нет
8. Вы родитель
мальчика
девочки
Спасибо!
Приложение 2.
Опрос: «Двигательные предпочтения мальчиков и девочек старшей и подготовительной к школе групп МДОУ «Детский сад № 15» 2010
Инструктор физкультуры Курылева М.Ю.
Цель: выявить предпочтения мальчиков и девочек детского сада № 15 на занятиях физкультурой.
Задачи:
- Выяснить, с каким спортивным инвентарем предпочитают заниматься девочки, а с каким мальчики.
- Узнать, какие основные движения нравятся больше всего.
- Узнать мнение детей о важности занятий физкультурой.
Вопросы детям:
- С каким физкультурным оборудованием тебе нравится больше всего заниматься?
2. Что тебе нравится на занятиях физкультурой:
-бегать
-прыгать в длину, в высоту, спрыгивание
-прыгать через скакалку
-лазать по гимнастической лестнице
-подтягиваться на скамье
-подлезать под дугу
-метать в цель
-занятия с мячом
-танцевальные упражнения
-акробатические упражнения
- упражнения с гантелями
-эстафеты
-лазание по канату
-ходьба и бег по скамье
-самомассаж
-подвижные игры
3. Почему ты занимаешься физкультурой?
Было опрошено 39 детей 5-7 лет, 22 девочки и 17 мальчиков.
Результаты исследования:
1.вопрос.
-занятия с обручем 17 д., 0 м.
-занятия с прыгалкой: 9 д., 0 м.
-игры с мячом: 10 м., 4 дев.
-гимн. скамья: 4 д., 6 м.
-гимн. лестница: 10м., 4 д.
2 вопрос.
Девочки предпочитают следующие ОВД: танцевальные и акробатические упражнения, различные виды ходьбы, лазания под дугу и в обруч, некоторые эстафеты и игры средней подвижности.
Мальчики - лазание по гимнастической лестнице, подтягивания на скамье, метание и различные виды прыжков ( в высоту, в длину), эстафеты и игры большой подвижности.
3 вопрос.
Нравится, весело, можно побегать:10 д., 8 м.
Для здоровья, силы, гибкости и мускул:8 д., 8м.
И нравится и для здоровья: 6 д., 5 м.
Не знают для чего: 2 д.. 1 м.
Вывод: девочки и мальчики имеют различные двигательные предпочтения . Физкультурные занятия нужно планировать и строить с учетом половых различий.
Приложение 3
Опрос: «Двигательные предпочтения мальчиков и девочек старшей и подготовительной к школе групп МДОУ «Детский сад № 15» 2017
Инструктор физкультуры Курылева М.Ю.
Цель: выявить предпочтения мальчиков и девочек детского сада № 15 на занятиях физкультурой.
Задачи:
- Выяснить, с каким спортивным инвентарем предпочитают заниматься девочки, а с каким мальчики.
- Узнать, какие основные движения нравятся больше всего.
- Узнать мнение детей о важности занятий физкультурой.
Вопросы детям:
- С каким физкультурным оборудованием тебе нравится больше всего заниматься?
2. Что тебе нравится на занятиях физкультурой:
-бегать
-прыгать в длину, в высоту, спрыгивание
-прыгать через скакалку
-лазать по гимнастической лестнице
-подтягиваться на скамье
-подлезать под дугу
-метать в цель
-занятия с мячом
-танцевальные упражнения
-акробатические упражнения
- упражнения с гантелями
-эстафеты
-лазание по канату
-ходьба и бег по скамье
-самомассаж
-подвижные игры
3. Почему ты занимаешься физкультурой?
Было опрошено 35 детей 5-6 лет, 19 девочки и 16 мальчиков.
Результаты исследования:
1.вопрос.
-занятия с обручем 17 д., 6 м.
-занятия с прыгалкой: 9 д., 4 м.
-игры с мячом: 11 м., 7 дев.
-гимн. скамья: 10 д., 9 м.
-гимн. лестница: 11м., 12 д.
2 вопрос.
Девочки предпочитают следующие ОВД: танцевальные и акробатические упражнения, ,лазания под дугу и в обруч, некоторые эстафеты и игры большой подвижности, лазание по гимнастической скамье и лестнице, метание в даль, прыжки в высоту.
Мальчики - лазание по гимнастической лестнице, подтягивания на скамье, метание и различные виды прыжков ( в высоту, в длину), эстафеты и игры большой подвижности, акробатические т и танцевальные упражнения.
3 вопрос.
Нравится, весело, можно побегать: 14 д., 9м.
Для здоровья, силы, гибкости и мускул: 12 д., 9 м.
И нравится и для здоровья: 8 д., 5 м.
Не знают для чего: 6 д.. 3 м.
Играем потому что: 16 м, 13 д.
(ответы записаны словами детей)
Вывод:
Процент мальчиков и девочек, которые , предпочитают традиционно не характерные для их пола занятия, возрос. Среди мальчиков на 8%, среди девочек на 9%.
Приложение 4
Консультация для родителей “Мир мальчиков и девочек”
Мир мальчиков и девочек очень разнообразен и различен. В игре: интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки же чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера в игре, мальчики – на сам ход игры. Мальчикам требуется большее пространство в играх, чем девочкам. Поэтому если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальное: лазают по лестнице вверх, забираются в шкафы. В ориентировке в окружающем: если построить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь (больше улиц, домов, дворов).
По наблюдениям ученых, встретив что-либо новое, мальчики чаще задают вопросы типа “отчего?” или “почему?”. Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а то и привносить а них свои изменения.
Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Это проявляется в том, что девочка, видя что-либо новое, после вопроса “это что такое?” оценивает предмет словами “красиво” или “ не красиво”. Видимо отсюда берёт начало интерес представительниц женского пола к нарядам, украшениям, повышенное внимание к своей внешности.
В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Если девочки используют игрушки по прямому назначению, то мальчики, одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.
Стремление понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек.
Девочки склонны к воспитательско-попечительской деятельности, в основе которой, по-видимому, лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать– эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, посудка).
В комнатах мальчиков обычно бывает больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камушками, перышками, шишками, наборы зверушек, рыцари и т.д. Большинство их игрушек способствуют тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире.
Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Полочки забиты бумажными куклами, коробками с “драгоценностями”, календариками с животными, куклы Барби с принадлежностями. Сразу видно, что большинство вещей ориентированы на домашние дела и уход за “детьми”, однако здесь гораздо меньше игрушек, которые требуют активности и развивают пространственное восприятие и моторику.
Таким образом, мальчики и девочки – это два противоположных мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Мальчики и девочки» Развлечение в старшей группе на тему: «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие в страну мальчиков и девочек"...
Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил.
проект по гендерному воспитанию...
сценарии - занятий и развлечений "Мальчики и девочки" "О дружбедевочек и мальчиков" "А н у- ка мальчики"
сценарии - занятий и развлечений...
Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.
Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....
«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...
Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"
Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...