«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: формирование начальных гендерных представлений.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками.
2. Закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола.
3. Закреплять умение классифицировать предметы одежды, игрушки мальчиков и девочек.
4. Формировать представления детей о рабочей одежде машиниста, проводницы.
Развивающие:
1.Развивать классификационные умения на примере - имен, одежды и игрушек.
2.Развивать познавательные умения, способность обобщать.
Воспитательные:
1. Учить детей быть внимательными друг к другу.
2. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, специально - организованная проблемная ситуация, подвижная игра.
Оборудование: крупный модульный конструктор, 2 лестницы,
мяч большой размера, гимнастические палки по количеству мальчиков, мячи по количеству девочек, свисток, одежда и атрибутика машиниста, проводницы, барабаны по количеству мальчиков, ободки с бантом по количеству девочек, 2 фартука, кукольная посуда, угощение хозяюшек, розовая корзина, синяя корзина, подарки для детей, мелкие предметы по тексту песни, игрушки (машины, куклы, юла и т.д.).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в зал. Возьмитесь за руки и сделайте большой круг.
Дети заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Вы сегодня такие красивые, нарядные, веселые, а наши гости хотят с вами познакомиться. Я буду кидать вам мяч, а вы называть свое имя и говорить кто вы: мальчик или девочка.
Воспитатель просит ребенка принести мяч.
Воспитатель: Вот мы и познакомились. А хотите знать, чем же похожи мальчики и девочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Я буду называть части тела, а вы прикрывать их рукой.
Игра «Мы – одинаковые»
Вот головушка - гладят себя по голове.
Лобик - наморщивают лоб.
Носик - дотрагиваются до кончика носа.
Губки - улыбаются.
Зубки - тихонько стучат зубами.
Язычок - высовываю язык.
Щечки - трут пальцами щеки.
Брови - поднимают брови.
Глазки - моргают.
Ушки - тихонько трут пальцами уши.
Борода - гладят подбородок.
Шейка - вытягивают шею.
Ручки - имитируют хватательные движения.
Животик - гладят живот.
Спинка- - выпрямляют спину.
Ножки- - тихонько топают ногами.
Воспитатель: Вот чем похожи друг на друга мальчики и девочки. Оказывается, мы все одинаковые: с руками, ногами, головой!
Давайте посмотрим внимательно друг на друга и ответим на мои вопросы.
Воспитатель вызывает по одному из детей, который будет отвечать на вопрос. Игра «Мы – разные».
- Кто из мальчиков самый высокий?
- Кто из девочек самая высокая?
- Кто из ребят низкого роста?
- У кого самые темные (светлые, вьющиеся, длинные волосы?)
- У кого на голове есть хвостики?
- Кто носит платье (юбку, сарафан?)
- Кто носит шорты?
- Какие украшения носят девочки (мальчики)
Воспитатель: Теперь мы узнали, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. Сейчас я предлагаю послушать веселую песенку, в которой, поется из чего «сделаны» девчонки и мальчишки. Песенка так и называется «Из чего же сделан я». Давайте послушаем песню и немного подпоём.
Дети слушают песню «Из чего же сделан я».
Воспитатель: Мы с вами убедились, что мальчики и девочки в чем-то похожи, но в то же время отличаются друг от друга. Действительно, у каждого из вас есть что-то такое, чего нет у других. Мы все разные, непохожие, все люди отличаются друг от друга.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну мальчиков и девочек на поезде. Поезд надо построить. Строить вагоны, сцеплять их между собой, ставить поезд на рельсы – это тяжелая работа. Как вы думаете: кто должен выполнять эту работу – мальчики или девочки?
Приходят совместно с детьми к мнению, что эту работу должны выполнять мальчики. Мальчики делятся на 2 команды и строят железную дорогу и поезд. Девочки садятся на стулья.
Воспитатель: Поезд готов. Девочки заняли в нем место. Теперь нужно выбрать «машиниста» и одеть его так, чтобы было понятно всем - кто управляет поездом.
Дети выбирают мальчика – машиниста. Надевают на него оранжевую курточку, шапочку, дают свисток. Мальчик – машинист остается в центре зала, остальные дети садятся.
Воспитатель: Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью приборов, а не рулем. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит слева от машиниста. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь. Машинист сидит в первом вагон, а в остальных вагонах работают проводники.
Мальчик – машинист усаживается в начале поезда.
Воспитатель: В каждом вагоне есть свой проводник. Он поддерживает порядок, следит за работой отопления, радио, исправностью освещения. Проводник тоже понимает сигналы светофора, может оказать пассажирам первую медицинскую помощь. Проводником может быть и мужчина и женщина. Я предлагаю выбрать проводника девочку. Она будет помогать: обустраиваться пассажирам , отвечать на их вопросы, успокаивать их, если пассажиры будут волноваться, сможет угостить чаем.
Выбирают девочку, одевают костюм проводницы, усаживают в конце вагона рядом со столиком, на котором стоит поднос со стаканами.
Воспитатель: Занимайте места в вагонах, поехали. А теперь посмотрите направо, люди нам улыбаются, помашем им рукой. А теперь посмотрите налево, солнышко светит и согревает нас своим теплом.
Дети под веселую музыку «едут» на станцию.
Воспитатель: Первая остановка «Спортивная».
Машинист объявляет станцию.
Давайте, ребята, выполним упражнения по схеме: мальчики с палками, девочки с мячами.
Дети выполняют под музыку упражнения.
1. И.п. – стойка ноги на ширине плеч. Поднять мяч (палку)вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч, вернуться в исходное положение. (4-5раз)
2. И.п. – стойка ноги на ширине плеч. Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное п. (4-5раз)
3. И.п. – стоя ноги на ширине ступни. Присесть, мяч (палку) вынести вперёд, выпрямиться, вернуться в исходное положение. (4-5раз)
4. И.п. – стоя ноги вместе. Прыжки на двух ногах возле предметов, в сочетании с небольшой паузой.
«Машинист» свистит в свисток. Дети садятся в поезд.
Воспитатель: Теперь станция называется «Мальчикоград». Как вы думаете, про кого мы будем сейчас говорить? Конечно про мальчиков. Я буду задавать вопросы, а будете отвечать.
- любимые игры, занятия мальчишек
- что из одежды носят мальчики
- какие вы знаете имена мальчиков
- любимые игрушки
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть.
Подвижная игра «Успей взять игрушку!».
Вместе с детьми нужно разложить по комнате игрушки. Дети должны бегать и стараться эти игрушки не задевать. Когда ведущий хлопнет в ладоши (или позвонит в колокольчик), дети должны успеть быстро взять первую попавшуюся игрушку. Воспитатель должен убрать одну игрушку. Тот, кто не успел взять игрушку, садится на место.
Воспитатель: Какой мальчик не мечтает стать солдатом: одеть красивую форму, выступить на параде. Сегодня наши мальчики покажут, как они готовятся стать настоящими солдатиками, как умеют маршировать с барабанами.
Мальчики строятся в колону друг за другом, вешают на шею барабан, в руки берут палочки.
Паша:
Барабанит я могу
Хоть с утра до вечера.
Никогда не устаю
Барабаню и пою.
Данис:
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
Мальчики выполняют композицию «Я шагаю с барабаном».
Воспитатель: Молодцы мальчики, благодарим вас за выступление. «Машинист» даёт сигнал, и наш поезд отправляется дальше. Следующая станция «Хозяюшка».
Дети усаживаются в поезд и отправляются на следующую станцию.
Воспитатель: Станция «Хозяюшка». Как вы думаете: кто на ней живет – мальчики или девочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, девочки. Давайте поговорим о них;
- любимые игры, занятия девочек
- что из одежды носят девочки
- какие вы знаете имена девочек
- любимые игрушки девочек
Воспитатель: Как мы долго сюда ехали, проголодались. Мальчики построили дорогу, а девочки нас накормят. Ну – ка, девочки, покажите какие вы хорошие хозяюшки.
Игра – соревнование «Кто быстрей накроет на стол».
Воспитатель: Молодцы, девочки, быстро справились с заданием. Мы много говорили про девочек, но самое главное – они любят танцевать. Наши девочки превращаются в «куколок» и станцуют для вас.
Аделина: С нами любят все играть,
Наряжать, кормить, купать!
Нас на праздник пригласили,
Платья новые нам сшили.
Лейсан Мы куклы заводные,
Девчонки озорные!
Мы вместе в пляс пустились
И в танце закружились
Воспитатель: Мы отправляемся на следующую станцию «Игровую».
Звучит сигнал, дети отправляются дальше.
Воспитатель: Станция «Игровая». Мы с вами говорили уже о том, что девочки и мальчики любят играть. Только вот игрушки у них порой разные. Предлагаю вам новую игру «Кто быстрей соберет игрушки».
Игра «Кто быстрей соберет игрушки». Мальчики складывают в розовую корзину игрушки, которыми любят играть девочки. Девочки собирают в голубую корзину игрушки, которыми любят играть мальчики.
Воспитатель: Давайте проверим все ли правильно. Отправляемся на следующую остановку «Плясовую».
Дети усаживаются в «поезд». «Машинист» объявляет остановку. Дети выходят и исполняют танец «Шалунишки». Усаживаются в «поезд» и отправляются в детский сад.
Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами в стране мальчиков и девочек. Давайте вспомним: на каких станциях мы побывали, что делали.
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами узнали, чем похожи мальчики и девочки, чем отличаются. Увидели, какими бывают трудолюбивыми мальчиками и хозяйственными девочки. Понравилось бы вам, если бы все дети были одного пола? Было бы хорошо или плохо? Почему?
Дети дают ответы на вопросы.
Воспитатель: Я очень рада, что в детском саду не просто дети, а мальчики и девочки. В память о сегодняшнем путешествии я хочу сделать подарки: мальчикам – самолеты, девочкам – сумочки.
Литература
1. Арканцева Т.А., К вопросу об определении гентерного типа подростка // Новое в психолого – педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. - №1(21), 2011.
2. Доронова Т.Н., Симонова Н.Ю., Цапенко М.М. Как воспитывать девочек и мальчиков 3-4 лет.- М.. Центр «Школьная книга» 2010.
3. Еремеева В.Д.Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по – разному. Издательство «Учебная литература»
4. Журнал «Дошкольная педагогика» /март/2012, «Мальчики направо, девочки – налево».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"
конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"
Презентация к родительскому собранию по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки два разных мира"...
Консультация для родителей "Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье".
Даны некоторые рекомендации по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей....
Конспект занятия по гендерному воспитанию "Мальчики и девочки будут все дружить в детском саду "Надежда" вместе дружно жить" в старшей группе
В помощь педагогам...
Конспект занятия в средней группе по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки»
В рамках тематической недели провели итоговое занитие пот гендерному воспитанию....
конспект НОД в средней группе (гендерное воспитание) "Мальчики и девочки- разные и похожие"
материал составлени с элементами сюжетно- ролевой игры и направлен на воспитание умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях...
Конспект занятия в средней группе по гендерному воспитанию «Игрушки для девочек и мальчиков»
Занятие в средней группе по гендерному воспитанию. На занятиях мы формируем четкое представление о роли мужчины и женщины в семье. Учим детей видеть внешнее сходство и различие между...