ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
картотека (младшая группа)
Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. Работу в этом направлении ведут и в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn_2_gruppa_rannego_vozrasta.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. Работу в этом направлении ведут и в детском саду. Особенно важна она в группах раннего возраста, на третьем году жизни малышей.
Психологи считают, что на время от рождения до трёх лет жизни ребёнка приходится сенситивный, то есть наиболее благоприятный для восприятия период усвоения порядка. Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. Естественно, это возможно, если в детском саду и дома будет проводиться систематическая, планомерная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения ведут эту работу, опираясь на знание детской психологии и физиологии, требования образовательных программ и дают советы родителям, поскольку только в постоянном сотрудничестве семьи и детского сада возможно осуществлять воспитание культуры маленького человека наиболее полно и эффективно.
Главные правила, которыми должен руководствоваться педагог при воспитании культуры поведения детей:
- Соответствие подаваемого материала возрасту детей, их психологическим и физиологическим особенностям. Так, разыгрывая небольшую сценку в кукольном театре на тему чистоты и порядка, не следует брать неодушевлённые предметы в качестве героев. Малыши ясельной группы не поймут сценки с ожившими мылом, полотенцем, зубной щёткой. Персонажами в небольшой сценке могут быть Зайка, Лисичка, Поросёнок, кукла мальчик или девочка, Колобок, Котёнок. То же касается и художественных произведений. Стихотворения, слова физкультминуток должны быть короткими, ритмичными, содержать только главную информацию. Очень удачно будет использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, загадок.
- Обязательное использование наглядности, причём не столько изображений, сколько самих предметов. Детям необходимо увидеть настоящие мыло, полотенце, гребешок. Воспитатель должен предоставить детворе возможность исследовать предметы, определить их свойства: «мыло ароматное, полотенце мягкое, вода тёплая».
- Выработка культурно-гигиенических навыков проводится в течение всего дня, в разные режимные моменты: во время утреннего приёма, прогулок, игр, занятий, приёма пищи, подготовки ко сну. Нельзя сказать: «Сегодня мы выучили слова вежливости, работу можно прекратить». Обязательно найдётся момент, который можно использовать для воспитания культуры поведения, закрепления полученных знаний и навыков.
- Для детей раннего возраста очень важно поведение педагога. В любой момент пребывания с детьми воспитатель должен контролировать себя и свои действия, быть примером детям. На прогулку, особенно после дождя, летом, ранней весной следует брать с собой влажные салфетки, следить, чтобы у каждого ребёнка был носовой платок. К примеру, после дождя могут остаться лужи, ребёнок испачкал руки, исследуя такой интересный природный объект. Педагог помогает малышу устранить непорядок при помощи влажных салфеток. Но куда девать их после использования? Разумеется, бросать на игровой площадке мусор нельзя. Приходится искать урну и выбрасывать мусор в неё. Таким образом малыши учатся аккуратно вести себя в окружающей среде, не мусорить, что также является проявлением культуры человека.
- Обязательное поощрение, создание ситуации успеха. Даже маленький ребёнок — личность, и в силу возможностей стремится к достижению целей. Поддержать его в этих стремлениях, создать условия для дальнейшего развития — обязанность педагога. Похвала, фиксирование положительного результата в работе с малышами необходимы. «Вы старались, хорошо вымыли руки после прогулки, посмотрите на свои ручки: они стали ароматными, чистыми, теперь и за стол садиться будет приятно».
В раннем возрасте (третий год жизни детей) работу ведут по двум основным направлениям:
воспитание культуры общения;
формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитание культуры поведения
Придя в детский сад, малыши сталкиваются со множеством новых людей: это воспитатели, помощник воспитателя, работники ДОУ, другие ребятишки. Научить детей правильно себя вести, проявлять доброжелательность, положительные эмоции при общении с окружающими является одной из важных задач педагога на этом этапе. Адаптация, вхождение в новые условия пройдут гораздо легче, если воспитатель в игровой, ненавязчивой форме покажет малышам, как необходимо вести себя при встрече и расставании, в различных ситуациях, которые могут возникнуть при общении со сверстниками, обучит детишек словам вежливости: «добрый день», «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».
Не менее важным является формирование представлений о том, что окружающие люди тоже имеют свои желания, интересы, с которыми малышу нужно считаться. Ознакомление с этими сторонами социальной жизни проводится в виде дидактических игр, упражнений: «Кукла Маша пришла в детский сад», «Попроси игрушку», «Поделись игрушкой» и т. д.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Формирование собственно культурно-гигиенических проводится во время различных режимных моментов
- Приём пищи
За обедом. завтраком, полдником детей учат ровно сидеть за столом, не разговаривать во время еды, не вертеться, не смеяться, не шалить. Причём слово «не» употребляют мало, чтобы не побуждать детей упрямиться, действовать наперекор (ведь начинается кризис трёх лет). Воспитатель приучает ребёнка следовать положительным примерам, хвалит за проявленную аккуратность, послушание: «Ваня умеет красиво сидеть за столом, молодец. И Оля, и Люда тоже будут сидеть ровно, не шуметь».
Постоянно закрепляют последовательность употребления блюд. Некоторые дети, особенно новички, во время обеда стремятся сначала съесть сладкое (блинчики, сырники) или выпить компот, а вот первые блюда есть отказываются. Скорее всего, и в семье детей мало внимания уделяется употреблению супов, щей, поэтому работу нужно вести не только с детьми, но и с родителями, объясняя им важность первых блюд в питании ребёнка.
Малыши ещё могут разливать и крошить еду, но их за это не ругают, а хвалят тех, кто поел аккуратно, приучая к порядку на примере сверстников. После еды детям предлагают воспользоваться салфеткой, напоминают: нужно благодарить за то, что их покормили.
Случается, ясельные детишки засыпают за столом во время обеда — в таком случае стоит поговорить с родителями о корректировке режима дня малыша и строгом соблюдении времени дневного сна дома
- Индивидуальная гигиена
Детей учат мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место.
Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дому, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании педагога).
Расчёски родители приносят в детский сад не для всех детишек, эти предметы нужны в ясельной группе лишь тем, у кого достаточно густые и длинные волосы, чаще девочкам. Хранить расчёски, гребни можно в специально сшитой из плотной ткани расчёсочнице с кармашками или в верхних ячейках полотенечниц, помеченных картинками, чтобы дети их узнавали и приучались брать свою расчёску. Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и няня. Но после того как ребёнок причёсан, стоит предложить ему посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски. Можно предложить малышу самостоятельно расчесать чёлку.
Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков
Приёмы, используемые педагогом, разнообразны. Это и показ, и объяснение, и использование художественного слова.
В первое время, когда детишки совсем малы и плохо умеют координировать свои действия, имеет место прямое обучение навыку: воспитатель берёт в свои руки ручки ребёнка, вместе с малышом намыливает их мылом, трёт и тыльную сторону ладони, показывает, как насухо вытирать полотенцем.
Уже во второй половине учебного года педагог предоставляет детям больше самостоятельности, используя напоминание, причём иногда косвенное, игровое: «Вот мы пришли с прогулки, скоро будем обедать… И наш Петрушка хочет кушать. А что же надо сделать перед обедом? Забыл Петрушка, ай-яй-яй! Ребята, что мы всегда делаем перед тем, как сесть за стол? А для чего нужно мыть руки?» Создание таких игровых ситуаций помогает избежать нравоучений, скучного заучивания правил.
Планирование ежедневной работы по выработке навыков гигиены
Ежедневную работу по воспитанию культуры поведения, формированию навыков самообслуживания, гигиенических навыков планируют каждый месяц и вносят в перспективный план наряду со схемой закаливающих процедур, комплексами утренней зарядки и гимнастики после сна. Список мероприятий на месяц состоит обычно из 6–8 пунктов. Воспитателю следует так распределять темы, чтобы в течение учебного года были охвачены все предусмотренные программой требования по этому направлению.
Проведение занятий по формированию культурно-гигиенических навыков
Согласно санитарным нормам, занятие в группе третьего года жизни не может длиться более 7–10 минут. Такая длительность не позволяет педагогу провести много разнообразных форм работы, да и неустойчивое внимание, рассеянность малышей не дадут им запомнить всё, что происходило на более продолжительном занятии. Поэтому наиболее целесообразной формой проведения НОД является занятие-игра, на котором отрабатывается или закрепляется один-два навыка.
Структура занятия
Вступительная часть. Сообщение темы, заинтересовывающий момент. До 1 мин.
Основная часть. Дидактические игры, слушание художественных произведений малых форм, деятельность с предметами. 5–7 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов, поощрение детей, создание ситуации успеха. 1–1,5 мин.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Я сам».
(формировать умение вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф).
«Чистый нос».
(побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность).
«Мыло душистое».
(побуждать самостоятельно брать мыло, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца).
«Сухие рукава».
(формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем).
«Любим умываться».
(формировать у детей культурно - гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место).
«Поведение за столом».
(формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами).
«Мы правильно моем ручки».
(формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, умение правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место).
«Водичка, водичка».
(развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки).
«Мы едим».
(воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, формировать умение держать ложку в правой руке).
«Моем с мылом ладошки».
(помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло).
«Где моё полотенце?».
(побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность).
«Башмачки по местам».
(формировать у детей навыки самообслуживания, умение аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна).
«Чистые ручки».
(закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой).
«Учусь всё делать сам!».
(продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность).
«Аккуратная причёска».
(формировать умение пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала).
«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»
(побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность).
«Стульчик на место».
(формировать умение правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений).
«Башмачки».
(формировать умение самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек).
«Я уже большой!».
(закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды).
«Чистюли!».
(побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность).
«Вещи по местам!
(формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её на место после раздевания, аккуратно всё складывать; побуждать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевалке).
«Вот какие мы!».
(формировать навыки правильного поведения за столом, побуждать есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых).
«Я умею!»
(закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп).
«Мы большие».
(формировать умение самостоятельно надевать колготки, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания).
«Умываться!»
(во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки).
«Мы за столом!».
(упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом).
«Полотенце пушистое!»
(закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо).
«Мы не чумазые».
(закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца).
«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»
(тренировать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевалке).
«Что ты можешь о них сказать?»
(познакомить детей с предметами гигиены и их назначением)
«Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы».
(закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице).
«Поучим зверюшек застёгивать пуговицы».
(формировать навык застёгивать пуговицы).
«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»
(формировать умение правильно раздеваться с небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном).
«Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике».
(закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу).
«Моем куклу Машу».
(соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослого в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. Замечать грязные руки и мыть их. Прививать интерес детей к умыванию).
«Подбери предметы личной гигиены».
(формировать умение находить предметы по просьбе воспитателя).
«Назови действие»
(определять действия по показу).
«Полезные продукты»
(формировать представление о полезном питании).
«Кукла Таня простудилась».
(показать способы правильного пользования носовым платком).
БЕСЕДЫ
«Волшебные слова»
(формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться).
«Поведение за столом».
(формировать у детей культурно-гигиенические навыки, знакомить с нормами поведения за столом).
«Чистые руки».
(Рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой).
«Будем вежливы».
(побуждать детей употреблять вежливые слова и выражения, обсудить, в каких ситуациях их нужно использовать, каково их значение).
«Я и мое здоровье».
(рассказать детям о том, что здоровье является одной из главных ценностей жизни. Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье).
«В мире добрых слов».
(побуждать детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях, показать на примерах значение вежливых слов. Обогащать словарный запас).
«После обеда»
(формировать у детей культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике).
«Береги хлебушек».
(воспитывать бережное отношение к хлебу).
ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
«Ладушки, ладушки», «Умница Катенька».
(формировать навык держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых).
«Наша Маша маленька», З.Александрова «Катя в яслях».
(формировать навык доставать из шкафчика уличную обувь, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку; снимать колготки с верхней части туловища; словесно выражать просьбу о помощи, спокойно вести себя в раздевалке).
«Водичка-водичка, умой моё личико», «Гуси лебеди летели».
(формировать навык брать мыло, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг друга, смывать мыло, полотенца, с помощью взрослого вытирать руки).
«Идёт коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька - мурысонька», З. Александрова «Вкусная каша».
(закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами).
З.Александрова «Мой мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки».
(формировать навык расстегивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек; формировать навык надевать обувь, с помощью взрослого застёгивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании ко сну побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке).
«Уж я Танюшке пирог испеку», Е.Благина «Алёнушка».
(совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать пищу, не оставляя её за щекой; формировать навыки аккуратности).
К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Благинина «Алёнушка».
(формировать навык загибать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки, и лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком).
С.Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает».
(формировать навык держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды).
С.Капутякин «Хлюп - хлюп».
(закреплять навыки мытья рук и лица. Побуждать детей расчёсывать короткие волосы).
И.Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки».
(закреплять умение правильно одеваться (обуваться)и раздеваться (разуваться) с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном).
В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».
(формировать у детей умение самостоятельно брать мыло, намыливать руки, пользоваться носовым платком; следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости; подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками; продолжать прививать детям интерес к умыванию, используя художественное слово).
Н.Найденова «Наши полотенца».
(формировать умение самостоятельно пользоваться развернутым полотенцем в процессе умывания).
Е.Барто «Девочка чумазая».
(формировать умение мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользоваться полотенцем, носовым платком; помогать друг другу, продолжать закреплять навыки личной гигиены; продолжать формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты; совершенствовать навык самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания).
Сказка «Три медведя».
(закрепить название посуды и правила поведения за столом).
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ
«Наш малыш»
Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить «малыша»
кашей, вытирать рот салфеткой.Формировать доброе отношение к младшим детям.
Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.
Оснащение: кукла – «малыш», кукольная посуда.
Ход игры: Взрослый показывает куклу-малыша и знакомит его с детьми. Подносит
куклу к своему уху и «слушает то, что он скажет». Говорит детям, что малыш хочет есть.
Читает стихотворение З.Александровой:
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
Повяжу тебе салфетку –
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.
Взрослый предлагает детям покормить куклу кашей, которая стоит в кастрюле на
столе. Взрослый накладывает кашу в тарелку и просит покормить ею куклу. Следит за
тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца.
По окончании игры хвалит детей. Обращает внимание на то, как аккуратно ела кукла.
«Угостим кукол чаем»
Цель игры: Формировать умение детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Совершать цепочку последовательных действий. Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.
Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.
Ход игры: В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы: - Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки) - А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды). Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель хвалит детей: - Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».
«Помоем руки Глаше»
Цель игры: Формировать навык детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий. Побуждать к речевому сопровождению действий. Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.
Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого.
Ход игры: В гости к детям приходит кукла Глаша. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы грязные руки. Читает отрывок из стихотворения А.Барто: Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки, На локтях – дорожки. - Посмотрите, ребята, какие у Глаши грязные руки. Что же нам делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце. Воспитатель задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: подвернуть рукава, намочить в тазике руки кукле и мыло, затем намылить руки, после чего сполоснуть мыло в воде, положить в мыльницу и сполоснуть руки кукле, затем вытереть полотенцем. При этом читает стихотворение: Хлюп- хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Глашенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится. Глашенька помоется. Причешется, оденется. Затем воспитатель предлагает детям вымыть руки куклам. Раздает необходимые для этого предметы, задает наводящие вопросы (Что это? Для чего? И т.д.) Дети действуют, воспитате6ль при необходимости оказывает индивидуальную помощь. В конце игры воспитатель хвалит всех детей. Обращает внимание детей на необходимость мытья рук. Куклы благодарят детей и уходят.
«Научим Степу одеваться на прогулку».
Цель игры: Формирование умение детей соблюдать последовательность при одевании. Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто.
Оснащение: кукла – мальчик, предметы одежды.
Ход игры: Раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, кто-то стучит в дверь». В гости к детям приходит кукла Степа. Дети здороваются с ним. Степа приносит одежду. - Я собираюсь гулять, но не знаю, что надеть сначала, что потом. Воспитатель: - Не расстраивайся Степа, ребята помогут тебе научиться одеваться правильно. Выкладывает перед детьми набор одежды, усаживает Степу. - Что это? – показывает по одному предмету одежды. Дети называют по очереди каждый предмет одежды. - Правильно. Молодцы! Степа, сначала надо надеть носки (вызывает одного ребенка, который показывает, как надо надевать). Воспитатель хвалит ребенка, спрашивает: -«А что же дальше надеть?» - Дети отвечают. - Правильно, рейтузы (вызывает другого ребенка, который одевает Степе рейтузы) Хвалит его. Так последовательно дети одевают Степу. Воспитатель при необходимости помогает и хвалит детей. - Молодцы! Запомнил Степа как надо одеваться? А вы, ребята запомнили? Показывает алгоритм одевания, вместе с детьми прикрепляет его в раздевальной комнате.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ладушки, ладушки.
Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Умница, Катенька.
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Наша Маша маленька.
Наша Маша
Маленька,
На ней шубка
Аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
З. Александрова «Катя в Яслях»
Раз, два, три, четыре, пять:
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот.
А Серёжа на дорожке
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Почему не пляшет
Новенькая наша?
Катя к новенькой идет,
В хоровод ее ведет.
Огни погасли,
Уснули ясли:
И Лида, и Катя,
И куклы в кровати.
Только Мишка не спит,
На окне сидит;
Глядит на луну:
«Никак не усну!»
Водичка-водичка
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Гуси-лебеди летели.
Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.
Идет коза рогатая.
Идет коза рогатая!
Идет коза бодатая!
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Васе снесть?
Я и сам укушу,
Да и Васе снесу.
Кисонька Мурысонька.
Кисонька Мурысонька, где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька Мурысонька, что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька Мурысонька а что из муки делала?
-Прянички пекла.
-Кисонька Мурысонька а с кем прянички ела?
-Одна!
-Не ешь одна, не ешь одна!
З. Александрова «Вкусная каша»
Каша из гречки.
Где варилась?
В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!
З.Александрова. «Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку —
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!
Это — куры, это — утки,
Чёрный Шарик спит у будки.
Мы его не позовём,
Убежим гулять вдвоём.
Пьёт козлёнок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся — это гусь,
Я сама его боюсь.
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.
Мишка топал, баловался,
Лёгкий мостик зашатался,
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги!
Мишка мокрый, будто губка,
Сохнет плюшевая шубка.
Шарик убежал вперёд.
Нам от мамы попадёт!
Н.Павлова «Чьи башмачки».
Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко киска. Нюхает наши башмачки.
— Кыш, кыш, киска! Не нюхай наши башмачки! Кыш, кыш!
Киска испугалась. Киска повернулась, толкнула башмачки и – прыг! – на пол. А башмачки – бух! – во двор.
Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы надеемся?
Подошел к башмачкам гусь:
— Го-го-го! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки красные, между пальчиками тряпочки. Нет, не наденемся!
— Го-го-го! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, гусь! Не лезь к нашим башмачкам! Кыш, кыш!
Вот гусь и убежал.
Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы надеемся?
— Подошел к башмачкам петушок:
— Ко-ко-ко! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся. У тебя ножки гладкие, как палочки, а на пальчиках – острые когти. Нет, не наденемся!
— Ко-ко-ко! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, петушок! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!
Вот петушок и убежал.
Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы надеемся?
Подошла к башмачкам собачка:
— Гав-гав-гав! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки лохматые, везде шерстка и пальчиков не видно.
— Собачка, собачка, возьми-ка башмачки. Принеси-ка их нам. Здесь наша детка. Ждет свои башмачки.
Собачка прислушалась, взяла свои башмачки в зубы.
— Иди, иди, собачка! Иди, иди к нам!
Вот и принесла собачка наши башмачки домой!
Вот теперь где башмачки! Вот на чьих ножках!
Уж я Танюшке пирог испеку.
Уж я Танюшке пирог испеку.
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Моя внученька бедовая!
Е.Благинина «Аленушка»
А у нас есть девочка,
Звать её Алёнушка.
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день "уа-уа" -
Вот и все её слова.
Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут - поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
оладушки съели,
Оладушки съели -
Шу-у-у!.. и улетели.
Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.
Баю-баю-юаиньки,
Прискакали заиньки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки!
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке!
Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка.
Будет солнце греть,
Будет дочка петь.
Целый день "уа-уа..."
Полюбуйтесь какова!
Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Полежала, полежала
Да и улыбнулась.
Сердце бьётся шибко.
Ах ты, моя рабка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка!
А-ту-ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдёт -
Будет полон рот.
Попадёт морковь на зуб -
Хруп-хруп,
Хруп-хруп!
попадёт капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк -
Щёлк-щёлк,
Щёлк-щёлк!
Тяжела дорога
От печки до порога!
От порога до стол
Тоже очень тяжела.
Топ-топ, топ-топ,
Покачнулись - шлёп!
А сидит - не плачет:
Не ушиблась, значит!
Каша масленая,
ложка крашеная!
Мы Алёнку никогда
Не упрашиваем.
Никогда,
Никогда,
Право слово,
Никогда!
С.Капутикян «Кто скорее допьет»
Мама чашку молока
Маше налила.
"Мяу, - киска говорит, -
Вот и я пришла!"
Киске в миску
Отольем -
Веселее пить вдвоем.
Ну-ка,
Кто скорей допьет?
Кто ни капли
Не прольет?
С.Капутикян «Маша обедает»
Час обеда подошёл,
Села Машенька за стол.
-Гав, гав, гав!
-Кто это к нам?
-Гав, гав, гав!
-Кто это там?
-Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка - чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.
НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?
-Мяу-мяу!..
-Кто ж теперь
К нам царапается в дверь?
-Это ваша кошка Мурка.
Мурка -
Серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?
-Куд-куда, куд-куда!..
-Кто ещё спешит сюда?
-Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила
-Я яичко вам снесла.
НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?
Двери отперты, и вот
Мама всех к столу зовёт:
Пса Арапку,
Кошку-царапку,
Курочку-рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке.
В ГЛУБОКОЙ, НЕ МЕЛКОЙ.
С.Капутикян «Хлюп-хлюп»
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
И.Муравейка «Я сама»
Давай будем одеваться…
— Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться…
— Я сама! Я сама!
Ну, идём, хоть причешу я…
— Я сама! Я сама!
Ну, давай, хоть накормлю я…
— Я сама! Я сама!
Н.Найденова «Наши полотенца»
Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок.
Миша - землянику,
Машенька - волчок.
У Сережи - яблоко,
У Володи - груша.
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка - у Игоря,
Заяц - у Наташи...
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
А.Барто «Девочка чумазая»
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Е.Благинина «Научу обуваться и братца»
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они — сапожки.
Этот - с левой ножки.
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот как хорошо!
Потешка:
Мышка плохо лапки мыла,
Лишь водичкою смочила.
Мыло мылить не старалась
И на лапках грязь осталась.
Потешка:
Знаем, знаем – да-да-да,
Где тут прячется вода?
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Потешка:
Эх, водичка, добрый друг,
Грязь смывай с лица и рук.
Чистоту подаришь нам,
Взрослым всем и малышам.
Потешка:
От водички, до водицы,
Все улыбками искрится!
От водички до водицы
Веселей цветы и птицы.
Потешка:
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою,
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его, наконец, бы умыло.
Потешка:
Лейся, лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей!
Катя умывайся веселей.
Потешка:
Руки мыли?
Мыли.
Ушки мыли?
Мыли.
Щечки мыли?
Мыли.
Все помыли?
Ничего не забыли?
Потешка:
Нужно мыться, непременно,
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном..
Потешка:
Таня, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла,
Я уж стол накрыла.
Потешка:
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Потешка
А у нас есть ложки
волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот –еда,
не осталось и следа.
Потешка
Коль случайно простудился,
То бери его с собой.
Видишь, как он пригодился,
Твой платочек носовой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитания культурно – гигиенических навыков во второй группе раннего возраста.
Перспективное планирование....
Консультация для воспитателей.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста
Одна из задач воспитания детей второй группы раннего возраста - формирования у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский ...
Конспект ООД по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 175» Конспект ООД...
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста "Маленькие чистюли"
Цель: формирование у детей 1,5-2 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....
Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.
Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...
Конспект ООД по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста Тема: «Водичка-водичка»
Цель: Привитие культурно-гигиенических навыков и привычек.Задачи:Закреплять навыки умывания и последовательность действий (алгоритм умывания).Воспитывать желание ежедневно выполнять необходимую д...
Педагогический проект Формирование культурно – гигиенических навыков «Мойдодыр» вторая группа раннего возраста №1 «Непоседы» (2-3года)
Актуальность проекта: Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм в...