Педагогический проект Формирование культурно – гигиенических навыков «Мойдодыр» вторая группа раннего возраста №1 «Непоседы» (2-3года)
материал (младшая группа)

Петрова Анастасия Валерьевна

Актуальность проекта:

   Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого.  От того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

   Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

    Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kgn.docx144.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»»

Педагогический проект

Формирование культурно – гигиенических навыков

«Мойдодыр»

вторая группа раннего возраста №1 «Непоседы» (2-3года)

Picture background

Петрова А.В.

воспитатель

г. Советский, 2022 г.

Актуальность проекта:

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. От того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Цель: Формировать у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

  • Формировать у детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  • Совершенствовать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком).
  • Учить правильно держать ложку во время еды.
  • Развивать игровой опыт.
  • Воспитывать начальные представления о здоровом образе жизни.

Тип проекта: игровой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники второй группы раннего возраста, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

  • Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук;
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки;
  • Вытираются после умывания, вешают полотенце на место;
  • Повторяют вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.

Формы реализации проекта:

  • Беседы;
  • Рассматривание картин;
  • Чтение потешек, стихотворений;
  • Практические упражнения

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • Определение цели и задач
  • Ознакомление родителей с целью проекта
  • Подбор художественной литературы, иллюстраций
  • Наблюдение за детьми
  • Алгоритм мытья рук (повесить возле раковины)

Основной этап:

  • Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки в ранней группе»;
  • Чтение потешек «Водичка, водичка…», «Каждый день я мою мыло…», «Ручки мыли…», «Ай, лады, лады, лады…»;
  • Пальчиковые игры «Ах, вода, вода…», «Ладушки-ладошки»;
  • Проведение беседы «Почему надо мыть руки с мылом», «Поведение за столом»;
  • НОД «Помоем кукле Кате руки»;
  • Практические упражнения «Моем руки», «Послушная ложка», «В гостях у Мойдодыра», «Чистые ладошки»;
  • Игры-ситуации «Медвежонок умывается», «Почему у куклы грязное полотенце», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя завтракает».

Заключительный этап:

Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки».

Достигнутый результат:

Дети:

  • с помощью взрослого приводят себя в порядок;
  • пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, полотенцем, расческой, горшком;
  • аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);
  • при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;
  • аккуратно складывают снятую одежду;
  • играют в сюжетные игры.

Родители:

  • повысили знания для обеспечения успешного развития детей;
  • получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
  • укрепили связи между детским садом и семьёй.

Приложения1.

Беседа «Почему надо мыть руки с мылом »

Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).
  • Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
  • Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

Ход беседы:

Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!

А вы как думаете, ребята, надо ли мыть руки? (ответы детей)

Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Нет. Почему?

Потому что микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого… .

Мыла!

Микробы живут везде: в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.

Микробы - это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).Чтобы не заболеть, надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

А чтобы избавиться от вредных микробов надо всегда мыть руки с мылом!

Приложение 2

Настольная игра «Моем руки»

(В игре используются картинки алгоритма умывания)

Цель: собрать картинки в правильной последовательности.

Потешки:

1. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

2. Водичка, водичка,

Умой, Насте личико

Настя кушала кашку

Испачкала мордашку

#1056;учки мыли,

Щёчки мыли,

Носик мыли.

Все помыли!

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

4. Кран откройся, нос умойся,

Глаз купайся, грязь смывайся.

5. Тра-та-та, тра-та-та

Где там прячется вода?

Выходи, водица,

Мы хотим умыться.

6. Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

7. Каждый день я мою мыло

Кипяченою водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись! (мылим ручки)

Вот оно и не упало,

Нам не мыть его сначала! (если не упало )

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

8. Эта хорошая девочка.

Её зовут Маша.

А это её тарелочка

А в тарелочке…

Нет не каша, нет не каша.

Села Маша, съела кашу,

Всю сколько дали.

Пальчиковые игры:

Ах, вода, вода, вода! (ритмично потирать ладошки, имитируя

Будем чистыми всегдамытье рук

Брызги – вправо, брызги – влево пальцы сжать в кулачок, затем с силой

Мокрым стало наше тело! выпрямить пальчики, как бы стряхиваем

водичку

Полотенчиком пушистым энергичные движения имитируют

Вытрем ручки очень быстро поочерёдное вытирание каждой руки

полотенцем).

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки-ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим» хлеб

Поиграли снова в ладушки-ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котёнка, чистыми ладошками одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки-ладошки хлопки в ладоши

Улеглись ладошки - прямо на дорожку… руки положили на колени

Как они устали ладушки-ладошки поглаживание рук).

Приложение 3

НОД «Помоем кукле Кате руки»

Задачи:

  • Упражнять в умении мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.
  • Побуждать к речевому сопровождению действий
  • Обогатить и активизировать словарь.
  • Воспитывать трудолюбие.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого

Ход занятия:

Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Поздоровайтесь с Катей. (ребята здороваются).

Читает отрывок из стихотворения А. Барто:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях – дорожки.

- Посмотрите, ребята, какие у Кати грязные руки. Что же нам делать? (Надо помыть кукле руки).

- Для того, чтобы помыть кукле руки, нам понадобится таз, мыло, полотенце.

Дети рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.

- Ребята, что это? (показываю мыло). Мыло.

-Правильно!

-А для чего оно нам нужно? (Чтобы руки были чистые).

-А для чего нам нужен таз? (Чтобы налить воду).

-А для чего нам нужно полотенце? (Чтобы вытирать руки)

Для того чтобы вымыть руки надо сначала закатать рукава. (Показываю и рассказываю последовательную цепочку действий). Теперь нужно намочить руки куклы в тазике. Потом нам нужно намылить руки куклы мылом. Теперь мы сполоснем мыльные руки в воде. Руки кукле мы вымыли. А теперь мы вытираем руки полотенцем.

Сегодня мы с вами вымыли руки кукле Кате. А зачем мы моем руки? (Чтоб не болел животик).

Молодцы ребята! Кукла Катя вам говорит спасибо. Теперь она всегда будет мыть руки с мылом.

Приложение 4

НОД «Будем чистыми всегда»

Цель:Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа жизни.

Задачи:

  • Закреплять у детей привычку мыть руки с мылом.
  • Упражнять в умении знать предметы личной гигиены (полотенце) и его местонахождение.
  • Проявлять потребность к чистоте и опрятности.

Ход занятия:

Доброе утро ребята! Какое у нас настроение?

Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы?

Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)

Воспитатель обращает внимание детей на грязное полотенце и говорит:

«Кто не моет руки с мылом?

От среды и до среды

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы»

Ребята, покажите все свои руки, я посмотрю на того грязнулю, который испачкал полотенце. У вас руки чистые. Давайте поищем того, кто испачкал полотенце.

В сторонке сидит мишка (игрушка).Так вот же он! Но ругать мы его не будем, а научим мыться с мылом.

Сначала отгадайте загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (вода)

-А с водой вы дружите? Для чего нужна вода? ( умываться, пить, мыть посуду, полы, поливать цветы, готовить еду, стирать).

Пальчиковая гимнастика «Ах, вода, вода, вода…»

Теперь отгадайте следующую загадку:

«Белое, душистое, моет ручки чисто». (Мыло)

Правильно, это мыло! Какое мыло? (душистое, белое). Для чего нужно мыло? (мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь, уничтожать микробы).

У нас есть вода, мыло. Чего ещё не хватает?

« И махровое, и гладкое бывает.

Кто помылся, тот о нем не забывает:

Взрослого, младенца

Вытрет … ( полотенце)».

Ребята, а где мы умываемся? ( в умывальной комнате). Мишка, а ты умеешь умываться? (Мишка лапой трет глаза и нос).Нет, Мишенька, не так надо умываться. Наши ребята сейчас покажут тебе как надо.

Сначала мы закатываем рукава. (Дети закатывают рукава). Открываем кран, чтобы вода бежала тоненькой струйкой. А почему тоненькой струйкой? (чтобы вода не брызгала во все стороны). Подставляем руки под струю, намочим ладошки. Возьмём мыло и намылим ладошки до белой перчатки, круговыми растирающими движениями. После этого смываем мыло. Отжимаем руки, чтобы вода не стекала на пол, возьмём своё полотенце, насухо вытерем руки, повесим полотенце на место и закроем кран.

Видишь, Мишутка, наши дети всё знают и умеют.

А ты запомнил, как надо умываться?

Мишка показывает весь процесс мытья рук и вытирания

Мишутка, молодец! Ты все сделал правильно, и теперь стал таким же чистым как наши дети!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!

Мы сегодня с вами научили Мишку правильно мыть руки и не пачкать полотенце. Постараться самим быть всегда аккуратными и чистыми.

Приложение 5

Консультация для родителей

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном
  • Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Приложение 6

Дидактические игры и упражнения по формированию КГН

«Вымой руки»

Цель: упражнять ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

«Сделаем лодочки»

Цель: упражнять ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • ·засучить рукава , взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»;
  • открыть кран;
  • сложить ладони рук «лодочкой»;
  • подставить руки под струю воды, вымыть их;
  • ·закрыть кран;
  • вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

«Умывалочка»

Цель: упражнять ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».

«Что ты можешь о них сказать!»

Цель: Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Оборудование: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры: Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Педагог называет по имени одного ребенка: "Саша, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.Далее педагог задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Аня, есть у вас дома мыло?” Когда ребенок ответит утвердительно, педагог просит: «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?».

Педагог может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”. В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

«Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка

Список литературы:

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
  2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – синтез, 2010г.
  3. Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г.
  4. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.
  6. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева. – 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию культурно гигиенических навыков «Мойдодыр» во второй младшей группе.

Образовательная область: «Познание»Программное содержание.  Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать набл...

Педагогический проект «Формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию....

Консультация для воспитателей.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста

Одна из задач воспитания детей второй группы раннего возраста - формирования у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский ...

Конспект ООД по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 175»     Конспект ООД...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста "Маленькие чистюли"

Цель: формирование у детей 1,5-2 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....

Проект" Маленькие чистюли" по формированию культурно-гигиенических навыков в первой группе раннего возраста «Ладушки».

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не тольк...

Конспект ООД по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста Тема: «Водичка-водичка»

Цель: Привитие культурно-гигиенических навыков и привычек.Задачи:Закреплять навыки умывания и последовательность действий (алгоритм умывания).Воспитывать желание ежедневно выполнять необходимую д...