«Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ».
методическая разработка (старшая группа)
«Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ».
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи - высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу (Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова, Л.Г. Соловьёва, Е.Г. Федосеева и др.)
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства и подчёркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности.
Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребёнка. Цель современного дошкольного образования не только вложить в ребёнка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нём гармоничную личность через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Особенности детей с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01 января 2014 года, подробно и много говорится о развитии ребенка. И, следовательно, технологии развивающего обучения становятся еще более актуальными и в полной мере отвечают требованиям нового стандарта.
К технологиям развивающего обучения можно отнести метод использования интеллект - карт.
Метод интеллект – карты может быть использован во всех направлениях логопедической работы, в том числе и в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Метод интеллект – карт позволяет сделать процесс преодоления недостатков развития связной речи доступным ребенку с ОНР, учитывать особенности его психического развития, создавать ситуации, в которых ребенок будет успешен и, как следствие, формировать положительное отношение и устойчивую мотивацию к данной деятельности со стороны ребенка.
Этот метод был разработан английским психологом Тони Бьюзен и используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. Составление интеллект - карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется ни на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения.
В начале обучения работы с интеллект - картой педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования - беседы ребёнок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект - карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. Необходимо учитывать, что создание интеллект – карт процесс совместного творчества, и для ребёнка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект – карту. То, что ребёнок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.
Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть осмыслен им и легко включен в систему его личного опыта.
В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:
- Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
- Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.
- Составление и распространение предложений по каждой « ветке» дерева.
- Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.
План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.
При построении интеллект - карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и просто повторить, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Опираясь на педагогическую технологию, разработанную кандидатом педагогических наук, доцентом В.М.Акименко, мы решили адаптировать использование метода интеллект - карт в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи Мы считаем, что этот метод позволяет сформировать интегративные качества личности дошкольников и решать коррекционно- образовательные задачи:
- Развивать психические, познавательные функции.
- Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
- Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.
- Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Развивать воображение и творческую активность
- Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Полезные свойства интеллект-карт.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
- Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект - карта помогает выявить недостатки информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом. Запомнить её, а также увидеть новые идеи.
Занятия по формированию связной речи с использованием интеллект - карт по каждой лексической теме можно проводить в конце работы по данной теме, так как его проведение требует определённого набора информации по теме. Составление интеллект - карты может проходить на одном занятии или в течение недели по определённой лексической теме.
Общий алгоритм составления интеллект – карты по закреплению и обобщению материала по еженедельным лексическим темам.
- В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и т. п.)
- «Мозговой штурм»- подбор слов - ассоциаций по теме.
- От центрального рисунка отходят линии - мысли, по часовой стрелке.
- Дети называют слова - существительные и изображают то, что назвали.
- К каждому существительному подбираются слова - признаки.
- Составляется карта.
Далее при приобретении новых знаний по теме дети с помощью взрослого или самостоятельно (всю тематическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ) с опорой на интеллект - карту.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом:
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально (Приложение 3).
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи. Работа строится с учётом того, что педагог не просто объясняет новый материал, а создаёт условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Педагог перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Метод интеллект - карты служит средством планирования высказывания, может быть использован в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:
- пересказ;
- рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;
- творческий рассказ.
Рассмотрим использование метода интеллект - карты на основе описательного рассказа. Для того, чтобы дети смогли самостоятельно составить описательный рассказ о природных явлениях, о животных, растениях необходимы конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях и в повседневной жизни. Однако чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:
- во-первых, чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, нюхать), чтобы получить разнообразную сенсорную информацию;
- во-вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение);
- в-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его внешнего вида и условиями обитания.
Логопед побуждает детей находить наиболее точные, образные слова, выражающие чувство жалости, сопереживания к живому существу, удовольствия, радости.
Дети с помощью взрослых в течение определённого времени моделируют полученную информацию об объекте в интеллект – карту.
Обучение составлению описательных рассказов по интеллект - карте мы начали с лексической темы «Овощи». Сначала формируем словарь существительных, прилагательных. Проводим исследование на натуральных овощах, обговаривая форму, цвет, вкус, тактильные ощущения. Например, мы рассмотрели помидор и определили, что помидор:
-какой по форме? (круглый)
-какой по цвету? (красный)
-попробовали на вкус, он какой? ( кисло- сладкий)
- если соком наполнился рот, он какой? (сочный)
- если надавить на помидор, он какой? (мягкий)
- где растёт помидор? (в огороде на грядке)
На основе накопленного словаря прилагательных формируем навык составления описательного рассказа о предмете с использованием интеллект - карты.
«Это помидор. Он круглый, сочный, кисло- сладкий. На ощупь помидор мягкий. Помидор растёт в огороде на грядке. Помидор – это овощ» (Приложение 3).
Далее работаем над формированием глагольного словаря в игре «Как бабушка выращивает овощи». В интеллект - карте рисуются картинки - схемы работ на огороде (фигура человека, лейка, лопата, грабли, корзина). Каждая картинка обговаривается с детьми. Ребёнок опираясь на интеллект - карту, рассказывает: «Бабушка посадила рассаду, ухаживает за ней: поливает, рыхлит, удобряет. Собирает урожай».
После игры «Приготовим обед» в интеллект - карту добавляются картинки - схемы: тёрка, нож, кастрюля, банка, стакан. Опираясь на наглядность, дети рассказывают: «Овощи трём, режем, варим, консервируем, выжимаем сок».
К сбору информации для составления интеллект - карты активно привлекаются и родители. Описательный рассказ включает в себя называние объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Когда все представления об объекте собраны в интеллект – карте, её можно использовать для составления описательного рассказа на занятиях по формированию связной речи.
Составленная интеллект - карта помогает детям подробно раскрыть всю полученную информацию, так как особая сложность для детей с ОНР при составлении описательного рассказа - определение последовательности (плана), воспроизведение ранее полученных представлений.
Дошкольников с помощью интеллект - карты учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях описательного рассказа.
Интеллект – карта по изученной теме «Дикие животные наших лесов».
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема «Волк».
3. От центра расходятся цветные линии – мысли.
4. Подбираются слова - ассоциации по теме.
- место обитания
- семья
- способ добычи пропитания
- опасность
- способ защиты.
5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь (заполняется по мере приобретения ребёнком знаний по теме).
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова - признаки к каждому разделу темы.
7. Дети составляют предложения, рассказ.
Дальнейшие карты заполняются аналогично.
Пересказ наиболее легкая форма монологической речи. В нем используется готовый авторский сюжет, речевые нормы. Пересказ предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой. В качестве плана рассказа выступает интеллект - карта.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по рассказу.
- Чтение рассказа.
- Обозначение главной идеи в центре (название рассказа).
- Изображение веток в цвете от главной идеи с нумерацией.
- Разбор рассказа по частям с последующим моделированием.
- Моделирование рассказа полностью.
- Самостоятельное воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Применяя данный метод возникла необходимость составить варианты работы с интеллект – картами в зависимости от сложности работы с ними и уровня развития детей.
I вариант. Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект - карты, составленной педагогом. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект - карты отвечают на вопросы полными предложениями
II вариант. Дети с помощью педагога составляют интеллект- карты по заданному рассказу и пересказывают его. Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист. В центре обозначается заголовок текста. Используя разноцветные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка.
Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тесту.
III вариант. Дети самостоятельно составляют интеллект- карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его.
IV вариант. Дети самостоятельно составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям:
- обозначается тема
- дети составляют интеллект - карту, используя картинки и включая свои рисунки, изображения.
- по составленной интеллект - карте рассказывают свой рассказ.
Таким образом, наглядная модель интеллект - карты выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Неотъемлемой и значимой частью работы по использованию метода интеллект - карты в процессе развития связной речи детей является тесное и систематическое взаимодействие с родителями.
Применение метода интеллект - карты существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Этот метод дает возможность успешно развивать у детей все интегративные качества личности, познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.
В целом, работа с интеллект – картой это своего рода творческий процесс, многовариативный, включающий в себя огромный развивающий потенциал. Применение этого метода повышает интерес детей к связным высказываниям и позволяет добиться положительных результатов в коррекции речи дошкольников с ОНР.
Таким образом, применение метода интеллект - карт:
- обучает способам работы с информацией,
- развивает коммуникативные навыки,
- формирует личность, способную самостоятельно обучаться
Метод интеллект - карт позволяет развивать не только речь, но и формируют такие универсальные учебные действия, как:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов;
- установление причинно - следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так у них преимущественно развито наглядно - действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование интеллект - карт помогает ребёнку зрительно представить абстрактное понятие слово, предложение, текст, научиться работать с ними, позволят расширить практические знания детей по лексической теме, конкретизировать эти знания. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что знания, полученные на таких занятиях, запомнятся надолго, и эти знания дети с удовольствием в дальнейшем будут использовать. Во время составления интеллект- карты детская активность, познавательный интерес очень высоки, что повышает уровень усвоения материала.
Данный материал может быть использован учителями-логопедами, воспитателями, а также родителями.
Применение интеллект - карты в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие. Методика является эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Так же этот метод ценен тем, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа. -2012.- №7.- С. 1- 4.
- Бьюзен Т. Супермышление // Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 -е изд. - Мн.: "Попурри", 2007.- С. 54-55.
- Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. -2005.-№3. - С.13-24.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.
- Граб Л.М. Обучение творческому рассказыванию. – Волгоград: Учитель. 2012.- 136 с.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.- 96 с.
- Гуськова А.А. Обучаем дошкольников пересказыванию. М.: ТЦ Сфера. 2014.- 64 с.
- Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008.- 64 с.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М.: Сфера,1994. - 74 с.
- Иванова Т.В. Развитие связной речи. Старшая группа. - Волгоград: ИТД Корифей, 2009. - 96 с.
- Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.
- Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ.-2009.-№1.- С 88-91.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1995. – 239 с.
- Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2001.-640с.
- Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры - занятия. – М.:ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
- Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Использование интеллект-карт в работе с рускоязычными детьми при изучении татарского языка»
Цель: Продемонстрировать педагогам использование интеллект-карт в изучении татарского языка с русскоязычными детьми, при которых учитываются индивидуальные особенности дошкольников.1 часть...
Мастер – класс для педагогов на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе"
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе»...
Использование интеллект карт в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на городском методическом объъединении учителей-логопедов ДОУ г. ЗеленогорскаАктуальность внедрения интеллект-карт обеспечивается их содержанием, в основе которого лежат принципы, заложенн...
«Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ».Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями ре...
Доклад "Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Доклад для выступления на методическом объединении на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагоговна тему:«Использование интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...
Инновационный педагогический опыт «Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Инновационный педагогический опыт «Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...