Доклад "Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Макунина Наталья Михайловна

Доклад для выступления на методическом объединении на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_vstuplenie_mo_makunina_n.m.docx182.06 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Использование интеллект-карт в работе

с детьми старшего дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать Вам о достаточно на мой взгляд интересном и эффективном методе развития детей старшего дошкольного возраста под названием «Интеллект-карта»

Скорость, непредсказуемость, многозадачность… Современный мир быстро меняется. Каким же он будет через 10 лет? Точного прогноза нет. Так и понимание того, какие знания и умения будут нужны человеку для успеха в жизни. Но мы с Вами точно знаем, что для того, чтобы наши дети стали успешными в будущем мире им уже сейчас необходимо начать осваивать навыки будущего: учиться работать с информацией, генерировать идеи, проявлять креативность, быть активными, взаимодействовать в команде, развивать критическое мышление. Важно не только давать готовые знания ребенку, но и научить его добывать их и применять в жизни, то есть создать условия для его «познавательного, личностного, и общекультурного развития». Каким образом можно это сделать?

Я считаю, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод интеллект – карт.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания и творчества. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Интеллект-карта имеет разные названия – интеллектуальная карта, карта ума, карта разума, карта памяти, ментальная карта. В мир дошкольных технологий интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Акименко Валентине Михайловне, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

Что же такое интеллект-карта? Интеллект - карта - это уникальная и простая технология изображения информации в систематизированном графическом виде, наглядный способ представления информации, который направлен на развитие различных способностей у детей, как творческих, так и речевых, активизацию мышления. Интеллект-карта помогает детям запомнить и систематизировать информацию, объяснить сложное для детей понятие, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, и понять, что у всего есть причина и следствие. Другими словами, интеллект-карта – это представление какой-либо информации в виде яркой схемы, с помощью рисунков, картинок, надписей.

Схема интеллект-карты представлена на экране.

D:\Воспитатель\моя работа\Воспитатель года\мастер-класс\Интеллекткарта.jpg

Давайте рассмотрим полезные свойства интеллект-карты, представленные на экране:

- наглядность: в интеллект-карте она представлена максимально в виде предметов, рисунков, картинок, надписей;

- привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

- запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

- своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

- творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

- возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Составлять интеллект-карту можно по самым разным темам, как индивидуально, так и коллективно. Это необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой. Ребята с большим интересом составляют интеллектуальные карты. В это время они мыслят, вспоминают, рассуждают, анализируют, видят всю проблему с ее многочисленными сторонами целиком, выявляют недостаток информации. То, что они их сами составляют, запоминается лучше готового материала. Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают по данной теме. Карта служит своеобразной версией конспекта для дошкольников, с помощью которого они безошибочно воспроизводят полученную информацию. Навык составления интеллект-карт пригодится детям и при дальнейшем обучении в школе, где они непременно столкнуться с огромным потоком информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.

Методика изготовления интеллектуальной карты довольно проста. Ее я вам покажу на примере составленной моими воспитанниками интеллект-карты на тему «Весна».

Для составления интеллект – карт как индивидуально ребенком, так и подгруппой детей я использую цветные карандаши, фломастеры, клей, картинки, фотографии, надписи, лист бумаги не меньше формата А3. Лист бумаги располагается горизонтально. Главная идея (тема занятия, недели) помещается в центре листа. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки или слова, напечатанные или написанные крупным шрифтом. На нашей карте главная тема – это Весна и ее мы обозначили напечатанным словом. От главной идеи проводятся линии, ветви, начиная с правого верхнего угла, которые соответствуют определенному фрагменту рассматриваемой темы. Их должно быть не больше 7, так как такую карту легче воспринимать. У нас с ребятами получилось 5 ветвей – месяцы, природа, животные, труд, изменения. Обратите внимание, что каждая ветвь имеет свой цвет. Её можно подписать одним ключевым словом, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.  Ветви детализируются, добавляются символы, картинки. На нашей карте «Весна» ветки расходятся на множество веточек. Каждая мысль обводится. Мои воспитанники проявили фантазию и творчество и в итоге у нас получилась вот такая замечательная карта, которую можно использовать для закрепления ранее изученного материала.

Интеллектуальная карта читается, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.

Для создания карты на занятии в целой группе я использую не лист бумаги, а большую магнитную доску, готовые распечатанные картинки, надписи или фотографии с приклеенными магнитами, яркие маркеры для доски. Карты в таком формате создаются мной совместно с детьми гораздо быстрее, интереснее. Занятия с составлением интеллект-карт проходят познавательнее, занимательнее и плодотворно. Ребята с большим интересом составляют интеллект–карты и активно работают на таком занятии

Использование и применение интеллект - карт в образовательной деятельности дошкольников даёт положительные результаты: повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, инициативность, самостоятельность, любознательность и творческий потенциал. Используя этот метод, я обратила внимание на то, что у детей появилось желание участвовать в совместной деятельности, налаживать партнёрские отношения среди сверстников. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. Дети стали более общительными, не боятся высказывать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Интеллект-карты имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с их помощью можно добиться впечатляющих результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Памятки для родителей  и  воспитателей  по работе с детьми  с использованием метода "Интеллект - карт" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста....

Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию

Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитател...

Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы преду...

Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагоговна тему:«Использование интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

Инновационный педагогический опыт «Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Инновационный педагогический опыт «Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...