Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
материал
Мастер-класс для педагогов
на тему:
«Использование интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_makunina_n.m.docx | 183.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
Мастер-класс для педагогов
на тему:
«Использование интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель,
Макунина Наталья Михайловна
2023 г.
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».
Задачи:
- познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению;
- показать возможности применения интеллект-карт в образовательной деятельности с дошкольниками;
- отработать методику создания интеллект-карт.
Структура мастер-класса:
І часть (вступительная):
1.1. Понятие «интеллект- карта».
1.2. Из истории возникновения интеллект-карты.
1.3. Возможности использования интеллект-карт в работе с дошкольниками.
1.4. Требования к составлению интеллект-карты.
ІІ часть (основная) «Построение интеллект-карты»
ІІІ часть (заключительная).
Материалы и оборудование: бумага формата А2, фломастеры, клей – карандаш, картинки, обучающая презентация, готовые интеллект-карты, мультимедийный экран, ноутбук, проектор.
Прогнозируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект-карт.
Ход мастер-класса:
І часть (вступительная).
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с достаточно на мой взгляд интересным и эффективным методом развития детей старшего дошкольного возраста под названием «Интеллект-карта». Это уникальный и простой метод запоминания информации, помогающий детям увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, и понять, что у всего есть причина и следствие.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания и творчества. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Интеллект-карта имеет разные названия – интеллектуальная карта, карта ума, карта разума, карта памяти, ментальная карта. В мир дошкольных технологий интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
Что же такое интеллект-карта? Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который направлен на развитие различных способностей у детей, как творческих, так и речевых, активизацию мышления. Схема интеллект-карты представлена на экране.
Давайте рассмотрим полезные свойства интеллект-карты, представленные на экране:
- наглядность: в интеллект-карте она представлена максимально в виде предметов, рисунков, картинок, надписей;
- привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Составлять интеллект-карту можно по самым разным темам, как индивидуально, так и коллективно. Это необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой. Ребята с большим интересом составляют интеллектуальные карты. То, что они их сами составляют, запоминается лучше готового материала. Интеллект-карта служит своеобразной версией конспекта для дошкольников, с помощью которого они безошибочно воспроизводят полученную информацию.
Методика изготовления интеллектуальной карты довольно проста. Ее я вам покажу на примере составленной моими воспитанниками интеллект-карты на тему «Весна».
Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Лист бумаги располагается горизонтально. Главная идея (тема занятия, недели) помещается в центре листа. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки или слова, напечатанные или написанные крупным шрифтом. На нашей карте главная тема – это Весна и ее мы обозначили напечатанным словом. От главной идеи проводятся линии, ветви, начиная с правого верхнего угла, которые соответствуют определенному фрагменту рассматриваемой темы. Их должно быть не больше 7, так как такую карту легче воспринимать. У нас с ребятами получилось 5 ветвей – месяцы, природа, животные, труд, изменения. Обратите внимание, что каждая ветвь имеет свой цвет. Её можно подписать одним ключевым словом, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации. Ветви детализируются, добавляются символы, картинки. На нашей карте «Весна» ветки расходятся на множество веточек. Каждая мысль обводится. Мои воспитанники проявили фантазию и творчество и в итоге у нас получилась вот такая замечательная карта, которую можно использовать для закрепления ранее изученного материала.
Интеллектуальная карта читается, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты.
А сейчас я предлагаю Вам попробовать самим создать свои интеллект-карты.
У вас на столах находятся все необходимые материалы для изготовления карты: наборы картинок, фломастеры, клей, бумага. Главная идея уже расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки. Правила работы с интеллект-картой представлены на экране. Раскладываем картинки, приклеиваем их, проводим ветви, обводим. Итак, приступайте к работе.
Педагоги создают интеллект-карты
Давайте посмотрим, что у Вас получилось. Представьте, пожалуйста, свои интеллект – карты.
Педагоги представляют готовые интеллект-карты
Замечательные интеллектуальные карты у вас получились. Вы составляли карты на одну тему. И у каждой из них был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.
ІІІ часть (заключительная).
Уважаемые коллеги! Сегодня я вам рассказала о моем использовании интеллект-карт в работе со старшими дошкольниками. А сейчас мне бы хотелось послушать ваше мнение о целесообразности использования данного метода в нашей работе.
Вам понравился метод интеллект-карт?
Вам сложно было составлять интеллект-карты?
Вы будете применять этот метод в своей работе с детьми?
Спасибо за внимание и продуктивную работу. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...
Мастер – класс для педагогов на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе"
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе»...
Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы».
МАСТЕР-КЛАССТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми старшего до...
Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...
Доклад "Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Доклад для выступления на методическом объединении на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
Инновационный педагогический опыт «Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Инновационный педагогический опыт «Использование интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...