Методическая разработка «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
методическая разработка

Дьякова Лилия Хабировна

Проект «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

Цель проекта: формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности.

Предварительная работа.

-Провели диагностическое обследование детей на тему:

«Здоровье - главная человеческая ценность».

-разработали систему работы по здоровьесберегающей деятельности  и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.

-составили перспективный план организованной образовательной деятельности валеологического характера на весь учебный год.
Критерии оценки эффективности работы  проекта: Ребёнок будет использовать, когда вырастет, все полученные знания, умения, навыки,  сформированная мотивация к здоровому образу жизни станет основой его личностных качеств.

Проект  состоит из блоков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дьякова Лилия Хабировна

воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

Актуальность  проекта.

Жизнь 21 века ставит перед нами много новых проблем, одна из них - это проблема сохранения здоровья ребенка.

Толковый словарь С.И.Ожегова гласит: здоровье-это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей. Поэтому вокруг детей с самого раннего возраста необходимо создавать такую среду, которая была бы насыщена знаниями, ритуалами и обычаями - все это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Цель проекта: формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный, дети старшего возраста и их родители, медицинские работники.

Предварительная работа.

-Провели диагностическое обследование детей на тему:

«Здоровье - главная человеческая ценность».

-разработали систему работы по здоровьесберегающей деятельности  и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.

-составили перспективный план организованной образовательной деятельности валеологического характера на весь учебный год.
Критерии оценки эффективности работы  проекта: Ребёнок будет использовать, когда вырастет, все полученные знания, умения, навыки,  сформированная мотивация к здоровому образу жизни станет основой его личностных качеств.

Проект  состоит из блоков.
Блок 1. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.

Нами  разработана система мероприятий  под названием « Забочусь о своём здоровье», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:

1 направление  « Я - человек. Что я знаю о себе?»
Цель: формировать представления детей о человеке как  о живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых  внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.( н-р : д/и «Что есть во рту», « Какие у нас зубы». Сказка о зубной щётке и др. «Практические занятия, опыты на вкус, запах, звук».

2 направление « Образ жизни человека и здоровье»
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека в режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. ( Н-р: «Беседа по книге»,  «Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой «Где спит рыбка?», советы «Как готовиться ко сну».

3 направление « Здоровый образ жизни в условиях города»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в родном городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ. ( Н-р: «Поговорим о чистоте», Н/п игры: « Зимние виды спорта», «Твой режим дня». Расширяем представления о ЗОЖ  через: с/ ролевые игры « Больница», « Аптека», « Семья», чтение художественной литературы : «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, « Птичка Тари», « Зубик-Зазнайка», « Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье.
Блок 2.

 Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:

Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;

Проведение двигательных разминок;

Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

Организация динамического часа в конце прогулки ;

Организация оздоровительного бега в конце прогулки;

Гимнастика после дневного сна;

Коррекционная работа с детьми по развитию движений;

Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;

Самостоятельная, двигательная деятельность детей;

Проведение «Дня здоровья».

 Блок 3. Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника.

 Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Проводим с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, во время утренней прогулки. Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. .

Аутотренинг– помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться.

Блок 4. Организация оздоровительной деятельности:

Лечебно – профилактическая работа. Проводим в три периода повышения заболеваемости: осеннее, весеннее межсезонье и зима. По назначению врача с детьми проводятся физиотерапевтические процедуры: УФО, ингаляции, кварц, ЛФК, массаж и др.
Блок 5. Работа с семьёй.

Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях:

Единство целей и задач в воспитании ребёнка.

Систематичность и последовательность работы.
3. Индивидуальный подход к каждой семье

4.Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей .

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:

а) ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;

 б) участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;

в ) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного  и теплового режима.

г) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

д) обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (ЛФК, массаж, самомассаж);

е) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями. Вывод: Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологий в работу  ДОУ. Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Литература:

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Меры по сохранению здоровья дошкольников»

Из опыта работы дошкольного отделения школы 1,2....

Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"

Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....

Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...

Предметно - развивающая среда как фактор сохранения здоровья дошкольника.

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и разв...

Опыт работы "Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ"

На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкол...

Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.

laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...