Методическая разработка «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
методическая разработка
Проект «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
Цель проекта: формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности.
Предварительная работа.
-Провели диагностическое обследование детей на тему:
«Здоровье - главная человеческая ценность».
-разработали систему работы по здоровьесберегающей деятельности и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.
-составили перспективный план организованной образовательной деятельности валеологического характера на весь учебный год.
Критерии оценки эффективности работы проекта: Ребёнок будет использовать, когда вырастет, все полученные знания, умения, навыки, сформированная мотивация к здоровому образу жизни станет основой его личностных качеств.
Проект состоит из блоков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дьякова Лилия Хабировна
воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Красносельского района Санкт-Петербурга
Проект «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
Актуальность проекта.
Жизнь 21 века ставит перед нами много новых проблем, одна из них - это проблема сохранения здоровья ребенка.
Толковый словарь С.И.Ожегова гласит: здоровье-это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей. Поэтому вокруг детей с самого раннего возраста необходимо создавать такую среду, которая была бы насыщена знаниями, ритуалами и обычаями - все это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Цель проекта: формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный, дети старшего возраста и их родители, медицинские работники.
Предварительная работа.
-Провели диагностическое обследование детей на тему:
«Здоровье - главная человеческая ценность».
-разработали систему работы по здоровьесберегающей деятельности и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.
-составили перспективный план организованной образовательной деятельности валеологического характера на весь учебный год.
Критерии оценки эффективности работы проекта: Ребёнок будет использовать, когда вырастет, все полученные знания, умения, навыки, сформированная мотивация к здоровому образу жизни станет основой его личностных качеств.
Проект состоит из блоков.
Блок 1. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.
Нами разработана система мероприятий под названием « Забочусь о своём здоровье», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:
1 направление « Я - человек. Что я знаю о себе?»
Цель: формировать представления детей о человеке как о живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.( н-р : д/и «Что есть во рту», « Какие у нас зубы». Сказка о зубной щётке и др. «Практические занятия, опыты на вкус, запах, звук».
2 направление « Образ жизни человека и здоровье»
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека в режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. ( Н-р: «Беседа по книге», «Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой «Где спит рыбка?», советы «Как готовиться ко сну».
3 направление « Здоровый образ жизни в условиях города»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в родном городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ. ( Н-р: «Поговорим о чистоте», Н/п игры: « Зимние виды спорта», «Твой режим дня». Расширяем представления о ЗОЖ через: с/ ролевые игры « Больница», « Аптека», « Семья», чтение художественной литературы : «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, « Птичка Тари», « Зубик-Зазнайка», « Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье.
Блок 2.
Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:
Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
Проведение двигательных разминок;
Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
Организация динамического часа в конце прогулки ;
Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
Гимнастика после дневного сна;
Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
Проведение «Дня здоровья».
Блок 3. Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника.
Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Проводим с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, во время утренней прогулки. Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Нетрадиционные виды упражнений:
Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. .
Аутотренинг– помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться.
Блок 4. Организация оздоровительной деятельности:
Лечебно – профилактическая работа. Проводим в три периода повышения заболеваемости: осеннее, весеннее межсезонье и зима. По назначению врача с детьми проводятся физиотерапевтические процедуры: УФО, ингаляции, кварц, ЛФК, массаж и др.
Блок 5. Работа с семьёй.
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях:
Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
Систематичность и последовательность работы.
3. Индивидуальный подход к каждой семье
4.Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей .
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
а) ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
б) участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
в ) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима.
г) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
д) обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (ЛФК, массаж, самомассаж);
е) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями. Вывод: Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Литература:
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Меры по сохранению здоровья дошкольников»
Из опыта работы дошкольного отделения школы 1,2....
Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"
Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....
Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...
Предметно - развивающая среда как фактор сохранения здоровья дошкольника.
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и разв...
Опыт работы "Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ"
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкол...
Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.
laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...