Релаксационные техники педагога-психолога ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Сообщение к пед. совету «Пути повышения физического развития и здоровья посредством внедрения здоровьесберегающих технологий и организации разнообразных подвижных игр
Педагог-психолог
Пономарева Е.В.
1слайд
О релаксационных техниках педагога-психолога ДОУ
«Неправильно лечить голову без тела, а тело без души»
(Сократ)
2 слайд
Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. Понятие «стресс» стало обыденным.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Если "стресс" - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий, то "релаксация"– это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
3 слайд
В рамках здоровьесберегающего направления перед педагогами детского сада стоит задача - способствовать эмоциональному благополучию детей. Одним из методов работы, используемых при решении данной задачи, является метод релаксации. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
4 слайд
Упражнения на релаксацию могут быть использованы в работе со следующими детьми:
• •гиперактивными, т. к. по наблюдениям психологов и медиков такие дети не только с трудом управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно его ощущают. Релаксация способствует развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность.
5 слайд
• •склонными к агрессивному поведению, т. к. им зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
• •застенчивыми, т. к. эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявить. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений.
6 слайд
Кроме того, упражнения на релаксацию используются в подготовительной группе. Они могут включаться в разные занятия по подготовке детей к школьному обучению, для восстановления работоспособности, а также с целью эмоционального развития ребенка. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
7 слайд
На сегодняшний день можно выделить несколько групп методов релаксации.
1. Методы релаксации, связанные с телом. Полное расслабление различных мышц тела.
Занимаясь мышечной релаксацией, мы расслабляем и успокаиваем обширную зону коры головного мозга. Это упражнения на расслабление мышц лица, кистей рук и стоп.
8 слайд
Важнейший метод релаксации, связанный с физическим телом,– это сон. Своевременный, полноценный сон можно было бы назвать лучшим средством отдыха, расслабления и полного восстановления сил. Кстати, упражнения по релаксации можно выполнять непосредственно перед сном, что обеспечит более глубокое расслабление всех систем организма.
«Релаксационные паузы» желательно включать в режим дня детского сада.
Упражнения на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;
Упражнения на мышечную релаксацию по представлению можно проводить один раз в день, после дневной прогулки (можно перед сном).
Поскольку некоторые из детей испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления
9слайд
2. Методы релаксации, связанные с дыханием.
Дыхание – важнейший процесс в организме человека. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически достигает состояния релаксации, мысли упорядочиваются, а волнение исчезает.
3. Методы релаксации, связанные с искусством.
Одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой. Эффект релаксации может быть достигнут при прослушивании специально подобранной музыки, просмотре картин, фотографий природы, видеосюжетов.
10 слайд
Процесс обучения релаксации условно делится на три этапа:
На первом этапе объясняют детям, что такое поза покоя.
Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии. В конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.
На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос ведущего должен быть негромким, успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей.
В конце второго этапа предлагается, вспомнить, как дети загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка.
Выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать».
11 слайд
Вводная часть перед каждым настроем:
Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.
Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза).
12 слайд
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это, в равной степени ,касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
13 слайд
«Спящий котёнок»
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
14 слайд
«Маленькое зернышко»
«Становимся в круг и внимательно слушаем мою инструкцию. Приседаем и сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову. Представьте себе, что вы – маленькое зернышко, которое осенью спряталось в земле, чтобы не замерзнуть в зимнюю стужу. Но вот наступила весна, появилось солнышко, прогрело своими лучами землю, и зернышко стало прорастать.
Поднимаем голову, вытягиваем вверх руки! Греет солнышко – растёт наше зернышко, превращаясь в цветок! Потихоньку поднимаемся на ноги, потягиваемся. Расправляем лепестки. Опускаем руки, ставим их на пояс. А теперь поворачиваемся к солнышку то левым, то правым боком, влево - вправо, чтобы наш цветок подставил каждый лепесток под теплые лучи. Опускаем руки вниз, встаем ровно. Вдох-выдох».
15 слайд
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование релаксационных техник в работе с детьми педагога-психолога ДОУ.
релаксационные технологии...
Совместная деятельность педагога-психолога с детьми подготовительной группы с использованием релаксационных техник "Сказочная страна цветов."
"Сказочная страна цветов"Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Релаксационная зона в кабинете педагога-психолога
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. Relaxation-“облегчение», «расслабление»). Мультисенсорная среда оказывает положительное воздействие на психофиз...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...