Вопросы здоровье сбережения в практике работы педагога - психолога
учебно-методический материал (младшая группа)
Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в учреждении интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_zdorove_sberezheniya_v_praktike_raboty_pedagoga_-_psihologa.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Кудрявцева С. В., педагог – психолог
ГКУЗ «Психоневрологический Дом ребенка №8 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Вопросы здоровьесбережения в практике работы педагога – психолога.
Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в учреждении интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.
Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, агрессия, неуверенность в себе.
Следовательно, вся работа по изменению сложившегося положения легла на меня, как на педагога - психолога. Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами по вопросам охраны психического здоровья детей.
Поэтому учитывая основную цель: обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности, передо мной встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:
- выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
- создание благоприятного психологического климата в группах;
- применение педагогами здоровьесберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.
Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.
Такие психологи как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.
Оценка показателей психологического здоровья проводится мной посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие детей. Уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей оценивается по результатам диагностики, наблюдений за детьми, бесед с педагогами, анализа адаптационных листов.
Коррекционно-развивающие работы
Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития детей, воспитывающихся в нашем доме ребенка показывает, что у большинства детей имеются нарушения эмоционального развития и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.
С целью коррекции эмоциональных состояний, нарушений в личностно-поведенческой сфере, общения со сверстниками и взрослыми проводятся подгрупповые занятия. Использую коррекционно -развивающие программы Капской А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки Феи», Погосовой Н.М. «Погружение в сказку», Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Коррекционно-развивающая организованная совместная деятельность строится на сочетании элементов разных технологий (игровой, групповой, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной), методик (сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии, изотерапии, песочной терапии). Широко используются следующие методические приёмы:
- Игровые мини-тренинги;
- Игры и игровые упражнения (на взаимодействие детей, повышение самооценки, развитие произвольной сферы, личностной сферы, навыков общения и т.п.);
- Психогимнастические упражнения;
- Элементы массажа;
- Релаксационные игры и упражнения;
- Пальчиковые игры и упражнения;
- Танцы-имитации, игры-имитации;
- Игры – превращения;
- Элементы дыхательной гимнастики;
Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. В процессе обучения дети учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, постепенно овладевают «телесным осознанием», расслабляться, что способствует нормализации эмоционального состояния ребёнка и психического здоровья в целом.
Очень важно, чтобы процесс обучения приносил детям радость, был интересен, доставлял удовольствие. Поэтому все занятия стараюсь проводить на позитиве. Очень большую эмоциональную разрядку приносит использование музыки.
Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.
Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдаю следующим формам работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью выявления причин возникновения тех или иных отклонений в развитии;
- Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.
В каждой группе созданы психологические уголки. На мягких диванах и креслах ребёнок может отдохнуть, спокойно «почитать» книгу, пообщаться с другом и т.д. Материалы и дидактические игры и пособия и игры для уголков подбирались с учетом возраста детей и их основного назначения.
- Для психологической разгрузки воспитанников и обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми.
Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего дома ребенка показал, что большинство детей легко и быстро адаптируются к новым условиям. Постепенно снижается заболеваемость в адаптационный период. Меньше стало детей с высоким уровнем тревожности. Психологический климат в группах благоприятный, спокойный, что способствует дальнейшему сохранению и укреплению психического здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога
Собстаенный опыт реализации в работе проекта по развитию эмоционального интеллекта "Мр моих эмоций"...
«Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ»
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольного возраста, говорит о необходимости организации своевременной психолого-педагогической помощи...
: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...
"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"
В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)
В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)
В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...