Вопросы здоровье сбережения в практике работы педагога - психолога
учебно-методический материал (младшая группа)

Кудрявцева Светлана Валентиновна

    Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в учреждении  интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудрявцева С. В., педагог – психолог

ГКУЗ «Психоневрологический Дом ребенка №8 Красногвардейского района

                                                                                                     Санкт-Петербурга

Вопросы здоровьесбережения в практике работы педагога – психолога.

         Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в учреждении  интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

         Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, агрессия, неуверенность в себе.

         Следовательно, вся работа по изменению сложившегося положения легла на меня, как на педагога - психолога. Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами по вопросам охраны психического здоровья детей.

          Поэтому учитывая основную цель: обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности, передо мной встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

  • выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий;
  • создание благоприятного психологического климата в группах;
  • применение педагогами здоровьесберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.

         Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.

         Такие психологи как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.

         Оценка показателей психологического здоровья проводится мной посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие детей. Уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей оценивается по результатам диагностики, наблюдений за детьми, бесед с педагогами, анализа адаптационных листов.

                         Коррекционно-развивающие работы

         Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития детей, воспитывающихся в нашем доме ребенка показывает, что у большинства детей имеются нарушения эмоционального развития и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.

         С целью коррекции эмоциональных состояний, нарушений в личностно-поведенческой сфере, общения со сверстниками и взрослыми проводятся подгрупповые занятия. Использую коррекционно -развивающие программы Капской А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки Феи», Погосовой Н.М. «Погружение в сказку», Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

          Коррекционно-развивающая организованная совместная деятельность строится на сочетании элементов разных технологий (игровой, групповой, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной), методик (сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии, изотерапии, песочной терапии). Широко используются следующие методические приёмы:

  • Игровые мини-тренинги;
  • Игры и игровые упражнения (на взаимодействие детей, повышение самооценки, развитие произвольной сферы, личностной сферы, навыков общения и т.п.);
  • Психогимнастические упражнения;
  • Элементы массажа;
  • Релаксационные игры и упражнения;
  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Танцы-имитации, игры-имитации;
  • Игры – превращения;
  • Элементы дыхательной гимнастики;

         Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. В процессе обучения дети учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, постепенно овладевают «телесным осознанием», расслабляться, что способствует нормализации эмоционального состояния ребёнка и психического здоровья в целом.

          Очень важно, чтобы процесс обучения приносил детям радость, был интересен, доставлял удовольствие. Поэтому все занятия стараюсь проводить на позитиве. Очень большую эмоциональную разрядку приносит использование музыки.

          Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.

          Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдаю следующим формам работы с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью выявления причин возникновения тех или иных отклонений в развитии;
  • Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.

         В каждой группе созданы психологические уголки. На мягких диванах и креслах ребёнок может отдохнуть, спокойно «почитать» книгу, пообщаться с другом и т.д.  Материалы и дидактические игры и пособия и игры для уголков подбирались с учетом возраста детей и их основного назначения.

  • Для психологической разгрузки воспитанников и обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
  • Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;

           На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми.

         Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего дома ребенка показал, что большинство детей легко и быстро адаптируются к новым условиям. Постепенно снижается заболеваемость в адаптационный период. Меньше стало детей с высоким уровнем тревожности. Психологический климат в группах благоприятный, спокойный, что способствует дальнейшему сохранению и укреплению психического здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога

Собстаенный опыт реализации в работе проекта по развитию эмоционального интеллекта "Мр моих эмоций"...

«Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ»

Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольного возраста, говорит о необходимости организации своевременной психолого-педагогической помощи...

: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...

"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"

В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога  с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...