«Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольного возраста, говорит о необходимости организации своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки данной категории детей в системе дошкольного образования. Наряду с этим внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования призвано решить и ряд проблем системы общественного дошкольного образования, связанных с обеспечением условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. с разными образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 454.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагога-психолога по теме:
«Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ»
Руденок Олеся Николаевна
2019 год
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольного возраста, говорит о необходимости организации своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки данной категории детей в системе дошкольного образования. Наряду с этим внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования призвано решить и ряд проблем системы общественного дошкольного образования, связанных с обеспечением условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. с разными образовательными потребностями.
В настоящие время в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области , где я, Руденок Олеся Николаевна – педагог-психолог, реализую свою профессиональную деятельность, обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения, которые имеют данные дети, связаны с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
В связи со спецификой деятельности детского сада наши воспитанники с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности. Несмотря на существующие условия, в которых прибывают дети с ОВЗ, в группах царит атмосфера понимания, доброжелательности, отзывчивости, поддержки, как со стороны взрослых, так и со стороны окружающих детей.
Основой целью психологического сопровождения данной категории детей в моей работе является преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми и цель эта направлена на укрепление психического здоровья, подготовку детей к школьному обучению.
В основном с дошкольниками с ОВЗ я провожу индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Решая проблему индивидуализации коррекционно - развивающего процесса с «особыми детьми» я учитываю их психофизическое развитие и индивидуальные возможности, полагаясь на принципы обучения. К ним относятся:
- принцип единства диагностики и коррекции,
-принцип учета возрастно - психологических и индивидуальных особенностей ребенка,
- принцип системности,
- принцип комплексности коррекционного воздействия,
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно - развивающем процессе.
Работу по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ я организую поэтапно.
1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);
2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы.
3 этап. Создание банка данных на детей с ОВЗ.
4 этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком.
5. этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.
6 этап. Контроль: итоговая диагностика; представление работ ребенка на мероприятиях детского сада.
Таким образом, для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль в моей работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья отводится психологической диагностике.
Диагностику я осуществляю в двух формах - групповая, индивидуальная диагностика. Организую, обследование два раза в год на начало учебного года и на конец. Использую следующие методы диагностики – беседу с ребенком, адаптированные диагностические методики, направленные на выявление нарушений в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевой.
Кроме того, беседу провожу и с взрослыми, которые воспитывают данных детей. Ежегодно мною проводится мониторинг с целью сбора необходимой информации и осведомленности родителей о психологических особенностях детей с ОВЗ. Мониторинг организую в форме анкетирования или тестирования (Например «Анкета для родителей», «Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ» и т.д.).
По результатам диагностического обследования детей, я планирую коррекционно-развивающая (индивидуальную) работу с ними. Реализация индивидуальной работы с детьми зависит от проектирования индивидуального образовательного маршрута. В котором отражается комплексная деятельность коллектива МБДОУ детского сада №8 «Сказка». Вместе со мной в создании индивидуального маршрута принимают участие инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед и воспитатели.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: физического, интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
В моей работе и в работе педагогов выделяются основные направления индивидуального образовательного маршрута: организация движения (развитие общей и мелкой моторики); развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных); формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования); развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); формирование представлений о пространстве, времени и количестве и др.
Индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от диагноза детей предполагает использование в коррекционной работе психогимнастику, релаксацию, дыхательную гимнастику, цветомедитацию, игры направленные на концентрацию внимания (метание в цель по типу дартс и т.д.); игры на развитие внимания: «Найди отличие», «Запрещенное движение», «Колокольчик», «Послушаем звуки»; игры на развитие контроля двигательной активноси: «Разговор с руками», «Море волнуется раз…», «Минута тишины, минута «можно», «Слушай хлопки», «Ловим комаров», «Черепаха»; игры на развитие контроля импульсивности: «Съедобное-несъедобное», «Замри», «Рыбак рыбку лови»; пальчиковые игры, игры за столом «Многоножки», «Двуножки», игры на развитие мелкой моторики «Шнуровки», «Игры с прищепками», «Пуговицы» и т.д. Так же, в коррекционной работа с детьми я практикую применение ИКТ.
Согласованные результаты по построению индивидуального маршрута фиксируются в индивидуальной карте прогноза физического развития ребёнка. В индивидуальной карте прогноза физического развития ребенка обязательно указывается фамилия и имя ребенка, его возраст.
Проводимая мною работа по профилактике и консультированию обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Я разрабатываю рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей. Тематика выступлений на групповых консультациях, родительских собраниях и на стендах выглядит например вот так: «Дети с ОВЗ», «Как любить своего ребенка?» и т.д.
В целом организованная мною работа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно оценить с положительной стороны. За прошедший период коррекционно-развивающей работы в 2018 – 2019 учебном году с данной категорией детей произошли значительные изменения в динамике развития детей. Сформировалась позитивная самооценка у детей, отмечен благоприятный эмоциональный настрой, расширился круг общения детей со сверстниками, дошкольники ощутили свою значимость, поддержку и любовь от окружающих. Зафиксированы положительные изменения в интеллектуальном развитии.
Не менее важным направлением является консультирование и просвещение родителей. Просвещение провожу через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда. Работа по данному направлению обеспечиваю на оказание помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Работа с родителями осуществляю также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т. д.
Консультации для родителей детей с ОВЗ так же провожу по их запросу в индивидуальном порядке. Разрабатываю рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организую мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции родителей, их включению в решение коррекционно-воспитательных задач. На индивидуальных консультациях провожу совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализирую факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываю рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ) .
Организация и проведение занятий
• Основные организационные моменты:
- Занятие провожу 1 раз в неделю.
- Все занятия имеют сходную структуру, но содержание занятий внутри структуры может меняться в зависимости от целей используемых материалов и форм работы.
• Планирование работы:
В процессе индивидуальной работы уделяю специальное внимание предупреждению и коррекции специфических особенностей связанных с ними нарушений: развитию чувства равновесия, наработке силы мышц и способности чувствовать собственное тело и его положение в пространстве.
Общие принципы организации и проведения занятий
Общие принципы проведения занятий позволяют мне учитывать особенности восприятия и мышления детей ОВЗ в практической деятельности.
Навыки, сформированные на занятии, использую с ребёнком в бытовой и игровой деятельности. Включение нового навыка в собственную деятельность ребёнка является заключительным этапом формирования данного навыка.
Большое значение имеет участие ребёнка в сюжетных и ролевых играх во время групповых занятий.
Последовательность развития понятий и навыков в рамках каждого раздела обучения
Внимание и память
Раздел | Содержание раздела | Предлагаемые задания |
Внимание и память | Постоянство объекта | Найти 1 – 2 предмета, спрятанных на глазах ребёнка. |
Внимание и память | Запоминание 3 – 4 предъявленных объектов | Находить по просьбе одну из 3 – 4 игрушек, спрятанных на глазах ребёнка. |
Внимание и память | Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых шагов | Заполнить и выполнить инструкцию типа: «Дай матрёшке огурец и помидор», «Возьми вилку покорми мишку» (при наличии выбора соответствующих предметов). |
Внимание и память | Выполнение инструкции из трёх шагов или трёх – четырёх значимых слов | Заполнить и выполнить инструкцию типа «Дай матрёшке два огурца и один помидор» или «Дай маленькой матрёшке большую миску» (при наличии выбора соответствующих предметов). |
Логическое мышление
Раздел | Содержание раздела | Предлагаемые задания |
Логическое мышление | Подбор ассоциативных пар | Подобрать пары карточек с изображениями предметов, связанных ассоциативно (ноги – носки, заяц - морковка) |
Логическое мышление | Подбор ассоциативных пар | Устные ответы на вопросы типа «Что носят зимой – сапоги или босоножки)» |
Продолжение последовательностей | Продолжить последовательность «Красный, жёлтый, красный, жёлтый …» | |
Классификация с поиском «лишнего предмета» | Найти «лишнюю» в серии из четырёх предложенных картинок |
«Сортировка классификация»
Конструктивная деятельность
Раздел | Содержание раздела | Предлагаемые задания |
Конструктивная деятельность | По жёсткой схеме | Доска Сегена (3 – 4 формы). |
Конструирование по образцу | Строительство из кирпичиков конструкций, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т.д.). | |
Складывание целого из частей | Складывание картинки из двух частей. | |
Конструктивная деятельность | По схеме методом наложения | Накладывать на схему 2 – 3 детали геометрической мозаики. |
Конструирование по образцу | Складывать конструкции из двух разнонаправленных кирпичиков (диванчик, стульчик и т.д.), копируя образец. | |
Складывание целого из частей | Складывать картинку из трёх частей, опираясь на анализ сюжета. | |
Конструктивная деятельность | По схеме методом наложения | Строить наложением на схему фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных. |
Конструирование по образцу | Строить по образцу из 3 – 5 кирпичиков кресло, кроватку и т.д.; складывать по образцу из палочек треугольник, квадрат, дом, человечка и т.д. | |
Складывание целого из частей | Сложить картинку из 4 – 5 частей с опорой на сюжет. | |
Конструктивная деятельность | По схеме | Строить по уменьшенной схеме, расположенной вертикально, фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных. |
По образцу с учётом цвета | Воспроизвести образец из 4 – 5 мозаинок с учётом цвета. | |
С опорой на ранее сформированное представление о предмете | Построить по просьбе из кирпичиков кресло, самолёт и т.д. или выложить из палочек треугольник, квадрат, фигуру, человечка. | |
Складывание целого из частей | Сложить картинку из 5 – 20 частей с опорой на представленный образец картинки. |
Игровая деятельность
Раздел | Содержание раздела | Предлагаемые задания |
Игровая деятельность | Самостоятельное выполнение функциональных действий с игрушкой | Самостоятельно играть. |
Выполнение отдельных сюжетно-игровых действий под руководством взрослого | По просьбе кормить куклу или укладывать её спать. | |
Игровая деятельность | Самостоятельное выполнение отдельных сюжетно-игровых действий | Самостоятельно кормить куклу или укладывать её спать. |
Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий под руководством взрослого | Осуществлять ряд игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать). Переход к следующему действию осуществляется под руководством взрослого. | |
Игровая деятельность | Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий | Самостоятельно осуществлять последовательность игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать). |
Сюжетно-ролевая игра под руководством взрослого | Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д. под руководством взрослого с принятием одной из ролей. | |
Игровая деятельность | Самостоятельная сюжетно-ролевая игра | Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д. |
Игра с заданными правилами | «Парные карточки», «Кто первый?» (игра с кубиком и фишками), домино и т.д. |
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс и значительная роль здесь отводится психологу дошкольного учреждения.
Литература.
1.Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. – М.: ИКП РАО, 2001.
2.Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 127—132.
3.Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 83—95.
Инклюзивный детский сад. – М., 2009.
4.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.
5.Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
6.Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
7.Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.
8.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: АРКТИ, 2005.
9.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога
Собстаенный опыт реализации в работе проекта по развитию эмоционального интеллекта "Мр моих эмоций"...
Вопросы здоровье сбережения в практике работы педагога - психолога
Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в учреждении интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношени...
: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...
"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"
В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)
В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)
В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...