Доклад "Правильное дыхание"
статья

Норкина Оксана Анатольевна

В докладе раскрыты методики работы с дыханием, виды работы, проводимые в ДОУ по формированию речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx21.5 КБ
Файл dyhanie.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 137»

ДОКЛАД

«ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ»

Воспитатель Норкина О.А.

Саратов 2019

        Дыхание является главнейшим источником жизни. Это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий непрерывных звеньев:

1) наполнение легких атмосферным воздухом (вентиляция легких);

2) переход кислорода из легочных альвеол в кровь, протекающую через капилляры легких, и выделение из крови альвеол, а затем в атмосферу - углекислоты;

3) доставка кислорода кровью к тканям и углекислоты из тканей к легким;

4) потребление кислорода клетками - клеточное дыхание.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы во время дыхания, различают типы дыхания:

1) Нижнее дыхание (брюшное, диафрагмальное) - это когда в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя.

2) Среднее дыхание (реберное), когда в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько вверх. Диафрагма при этом слегка поднимается.

3) Верхнее дыхание (ключичное), когда дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть.

4) Смешанное дыхание (полное дыхание йогов), объединяет все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких.

        Большинство показателей дыхательной функции легких изменяется с возрастом детей. Чем выше их связь с показателями физического развития, тем выше их значимость как критериев биологического возраста.

При изучении статистики нарушений правильного дыхания у детей в МБДОУ «Детском саду компенсирующего вида №137» было выяснено, что минутный объем дыхания соответствует возрастным изменениям, но у мальчиков он несколько выше, чем у девочек (на 21% в 5 лет, на 7% в возрасте 6 лет и на 0,9% в возрасте 7 лет). Половые различия характерны также для показателя жизненной емкости легких. Жизненная емкость легких 5-летних девочек равна 1,09 л, 5-летних мальчиков – 1,19 л, достигая к 7 годам 1,5 и 1,35 л. соответственно. жизненная емкость легких у мальчиков выше, чем у девочек в 5 и 6 лет. Так же имеются различия по показателям максимальных и резервных возможностей легких: у мальчиков они выше, чем у девочек (на 28,5-30,3% в 5 лет, на 82,3-70,1% в 6 лет и на 12,5-4,8% в 7 лет).

Статические и динамические объемы легких с возрастом детей увеличиваются. Это увеличение обеспечивается большой растяжимостью легких с увеличением возраста и способностью мышц производить максимальное изменение объема грудной клетки. Периоды максимального прироста этих показателей отмечаются между 5 и 7 годами, то есть в возрасте 6 лет в связи с преобладанием процесса расширения воздухоносных путей над их удлинением, интенсивно снижается бронхиальное сопротивление, увеличиваются скорости дыхания, и, соответственно, динамические объемы легких. В условиях покоя дыхания атмосферным воздухом функциональные показатели обследованных детей соответствуют возрастным нормативам.

        Методики работы с дыханием:

  1. Гигиеническая гимнастика - комплекс физических упражнений, оказывающий общеукрепляющее воздействие на организм.
  2. Лечебная гимнастика - комплекс физических упражнений, назначаемых больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются не только из специальный упражнений применительно к данному заболеванию, но и обязательно из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм. В зависимости от заболевания, содержание комплексов лечебной гимнастики и методика их проведения различны.
  3. Лечебная физкультура является одним из средств профилактики и лечения заболеваний пищеварительного аппарата, особенно функциональных: нарушение двигательной функции желудка и кишок, кровообращение в брюшной полости, секреторной функции желудка, а также опущения внутренностей. Правильно проводимые физические упражнения восстанавливают функции желудка и кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая кровообращение внутренних органов, предотвращают дальнейшее смещение внутренностей, а в незапущенных случаях даже восстанавливают анатомическое положение.
  4. Спортивные развлечения - прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие (применяемые главным образом в домах отдыха и санаториях) должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении используется дыхательная гимнастика, то есть комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

•        положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

•        способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных

регуляций со стороны центральной нервной системы;

•        улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

•        способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

•        восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению

местных застойных явлений;

•        налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

•        исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

•        повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет

нервно-психическое состояние у больных.

Дыхание - основа, база речеобразования. Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Виды работы, проводимые в МДОУ по формированию речевого дыхания.

Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 минут. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях. Психологические тренинги. Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Регулярная работа над формированием правильного дыхания способствует профилактике таких заболеваний как:

• полипы носовой полости, что часто является причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняется процесс правильного речевого дыхания, меняется интонационная окраска голоса, происходят изменения в строении органов артикуляции

• гайморит

• хронический бронхит

• аденоидит

• ринит

• ринофарингит

• риносинусит



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 137»

ДОКЛАД

«ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ»

Воспитатель Норкина О.А.

Саратов 2019

        Дыхание является главнейшим источником жизни. Это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий непрерывных звеньев:

1) наполнение легких атмосферным воздухом (вентиляция легких);

2) переход кислорода из легочных альвеол в кровь, протекающую через капилляры легких, и выделение из крови альвеол, а затем в атмосферу - углекислоты;

3) доставка кислорода кровью к тканям и углекислоты из тканей к легким;

4) потребление кислорода клетками - клеточное дыхание.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы во время дыхания, различают типы дыхания:

1) Нижнее дыхание (брюшное, диафрагмальное) - это когда в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя.

2) Среднее дыхание (реберное), когда в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько вверх. Диафрагма при этом слегка поднимается.

3) Верхнее дыхание (ключичное), когда дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть.

4) Смешанное дыхание (полное дыхание йогов), объединяет все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких.

        Большинство показателей дыхательной функции легких изменяется с возрастом детей. Чем выше их связь с показателями физического развития, тем выше их значимость как критериев биологического возраста.

При изучении статистики нарушений правильного дыхания у детей в МБДОУ «Детском саду компенсирующего вида №137» было выяснено, что минутный объем дыхания соответствует возрастным изменениям, но у мальчиков он несколько выше, чем у девочек (на 21% в 5 лет, на 7% в возрасте 6 лет и на 0,9% в возрасте 7 лет). Половые различия характерны также для показателя жизненной емкости легких. Жизненная емкость легких 5-летних девочек равна 1,09 л, 5-летних мальчиков – 1,19 л, достигая к 7 годам 1,5 и 1,35 л. соответственно. жизненная емкость легких у мальчиков выше, чем у девочек в 5 и 6 лет. Так же имеются различия по показателям максимальных и резервных возможностей легких: у мальчиков они выше, чем у девочек (на 28,5-30,3% в 5 лет, на 82,3-70,1% в 6 лет и на 12,5-4,8% в 7 лет).

Статические и динамические объемы легких с возрастом детей увеличиваются. Это увеличение обеспечивается большой растяжимостью легких с увеличением возраста и способностью мышц производить максимальное изменение объема грудной клетки. Периоды максимального прироста этих показателей отмечаются между 5 и 7 годами, то есть в возрасте 6 лет в связи с преобладанием процесса расширения воздухоносных путей над их удлинением, интенсивно снижается бронхиальное сопротивление, увеличиваются скорости дыхания, и, соответственно, динамические объемы легких. В условиях покоя дыхания атмосферным воздухом функциональные показатели обследованных детей соответствуют возрастным нормативам.

        Методики работы с дыханием:

  1. Гигиеническая гимнастика - комплекс физических упражнений, оказывающий общеукрепляющее воздействие на организм.
  2. Лечебная гимнастика - комплекс физических упражнений, назначаемых больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются не только из специальный упражнений применительно к данному заболеванию, но и обязательно из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм. В зависимости от заболевания, содержание комплексов лечебной гимнастики и методика их проведения различны.
  3. Лечебная физкультура является одним из средств профилактики и лечения заболеваний пищеварительного аппарата, особенно функциональных: нарушение двигательной функции желудка и кишок, кровообращение в брюшной полости, секреторной функции желудка, а также опущения внутренностей. Правильно проводимые физические упражнения восстанавливают функции желудка и кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая кровообращение внутренних органов, предотвращают дальнейшее смещение внутренностей, а в незапущенных случаях даже восстанавливают анатомическое положение.
  4. Спортивные развлечения - прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие (применяемые главным образом в домах отдыха и санаториях) должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении используется дыхательная гимнастика, то есть комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

•        положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

•        способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных

регуляций со стороны центральной нервной системы;

•        улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

•        способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

•        восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению

местных застойных явлений;

•        налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

•        исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

•        повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет

нервно-психическое состояние у больных.

Дыхание - основа, база речеобразования. Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Виды работы, проводимые в МДОУ по формированию речевого дыхания.

Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна. Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут. Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 минут. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях. Психологические тренинги. Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Регулярная работа над формированием правильного дыхания способствует профилактике таких заболеваний как:

• полипы носовой полости, что часто является причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняется процесс правильного речевого дыхания, меняется интонационная окраска голоса, происходят изменения в строении органов артикуляции

• гайморит

• хронический бронхит

• аденоидит

• ринит

• ринофарингит

• риносинусит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....