Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
картотека по логопедии (младшая группа) на тему

Забудченко Елена Сергеевна

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщением организма кислородом. Чаще всего это выражается в неполном выдохе, когда в легких подолгу остается «испорченный» воздух, вследствие чего повышается сердцебиение, наступает быстрая утомляемость. Основой правильного речевого развития является сформированное правильное речевое дыхание. Мы подобрали для вас комплекс упражнений, который поможет справиться с этой задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya_ranniy_vozrast._kartoteka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».

  Мы листочки, мы листочки,

   Мы веселые листочки,

   Мы на веточках сидели,

   Ветер дунул – полетели.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

  Повторить 4-5 раз.

(для детей раннего возраста)

«Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

 С каждым новым днем –

 Мы растем, мы растем.

 Выше, выше тянемся!

 Подрастем, подрастем,

 Малышами не останемся!

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

  Повторить 3-4 раза.

«Часики»

Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

                             Держу часы в руках,

                             Идут часы вот так:

                             Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

  Где же, где же, где часы?

  Вот они часы мои,

  Идут часы вот так!

  Как часики стучат?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так!

  Повторить 4-6 раз.

«Понюхаем цветочек»

Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

          Здравствуй, милый мой цветок.

           Улыбнулся ветерок.

           Солнце лучиком играя,

           Целый день тебя ласкает.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.

  Повторить 4-5 раз.

«Дудочка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

   Заиграла дудочка

   Рано поутру.

   Пастушок выводит:

  «Ту-ру-ру-ру-ру!»

 А коровки в лад ему

 Затянули песенку:                                 «Му-му-му-му-му!»

  Как играет дудочка?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

  Повторить 4-5 раз.

«Флажок»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: красный флажок.

          Посмотри-ка, мой дружок,

          Вот какой у нас флажок!

          Наш флажок прекрасный,

          Ярко-ярко красный.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.

  Повторить 4-6 раз.

«Как мыши пищат?»

Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Оборудование: игрушка мышка.

              Мышка вылезла из норки,

              Мышка очень хочет есть.

              Нет ли где засохшей корки,

              Может, в кухне корка есть?

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

  Повторить 3-4 раза.

«Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

             Веселая вертушка

             Скучать нам не дает.

             Веселая вертушка

             Гулять меня зовет.

             Веселая вертушка

             Ведет меня к реке,

             Где квакает лягушка

             В зеленом тростнике.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

  Повторить 3-4 раза.

«Птичка»

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

            Села птичка на окошко.

            Посиди у нас немножко,

            Подожди не улетай.

            Улетела птичка…Ай!

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

  Повторить 4-5 раз.

«Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

                           На полянку, на лужок

                           Тихо падает снежок.

                           И летят снежиночки,

                           Белые пушиночки.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

  Повторить 4-6 раз.

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

  Дети приседают.

                             Надувайся, пузырь,

                             Расти большой,

                             Да не лопайся!

  Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.

  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

  Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

Название

Методика проведения

Количество повторов

«Часики»

Встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так»

6-7

«Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф)

4

«Петушок»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом

«ку-ка-ре-ку» (выдох)

4

«Каша кипит»

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук (ф)

4

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-чух»

20 сек

«Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками

(у-х-х-х) (выдох), догнать мяч

4-5 раз

«Гуси»

Медленно ходить по комнате. На вдох подни-мать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительных звуков (г-у-у-у-у)

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Одним из первых этапов работы специалистов с ребёнком, у которого обнаружено расстройство речи, является развитие речевых навыков через дыхательные игры и упражнения.Зачем это необходимо? Именно от пр...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста...

Картотека Игры для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

КартотекаИгры для развития правильного речевого дыхания  у детей дошкольного возраста...

Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей

Правильное речевое дыхание – это основа звучания речи. Оно обеспечивает четкое звукообразование, поддерживает громкость голоса, сохраняет плавность речи, интонационную выразительность.Формирован...