Что такое звуковая гимнастика?
консультация
Доклад на тему "что такое звуковая гимнастика?". Объясняются различия звуковой и дыхательной гимнастик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_docx.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое звуковая гимнастика?
Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.
Звуковая гимнастика - это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.Таким образом, показаниями к звуковой гимнастике являются заболевания дыхательных путей.
Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.
Целью звуковой зарядки является:
Снятие спазмов бронхов.
Приобретение навыков правильного дыхания.
Улучшение отхождения мокроты.
Расслабление мускулатуры бронхов.
Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
Стимуляция работы диафрагмы.
Улучшение настроения.
Нормализация вентиляции альвеол.
Восстановление дыхания, привычного для человека.
Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. С этой точки зрения все согласные звуки подразделяются на три группы.
1. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных п, т, к, ф, с; соответственно возникает и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы.
2. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных б, д, г, в, з.
3. Наименьшая сила воздушной струи развивается при произнесении так называемых сонант: м, н, л.
Некоторые согласные звуки в звуковой гимнастике обозначаются специальными терминами:
жужжащие: ж, з;
свистящие и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;
рычащий: р.
Тот факт, что для произнесения разных согласных звуков требуется разная сила воздушной струи, используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц, и более всего - диафрагмы. Выполняя упражнения звуковой гимнастики, очень важно правильно дышать: вдох через нос продолжительностью 1-2 секунды, пауза (1 секунда), активный выдох через рот (2-4 секунды), снова пауза (4-6 секунд). В любом случае выдох должен быть вдвое дольше вдоха. Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели звуковой гимнастики. Занятия звуковой гимнастикой должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше - на открытом воздухе, обязательно до приема пищи или не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Продолжительность занятий и их количество в день зависят от самочувствия и от степени усвоения предыдущих упражнений. После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.
Звуковые упражнения.
Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:
Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.
Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».
Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.
При правильном и регулярном выполнении упражнений, снятие бронхоспазма наступит быстрее и появится долгожданное улучшение.
Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы
1. Пфф - 3 раза.
2. Ммм - 3 раза и пфф - 1 раз.
3. Бррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
4. Вррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
5. Шррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
6. Зррух - 3 раза и пфф - 1 раз.
7. Вррот - 3 раза и пфф - 1 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...
Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей.
Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей. Подробное описание как знакомить со звуками и звуковым анализом слова....
Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей.
Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей. Подробное описание как знакомить со звуками и звуковым анализом слова....
Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...
Мастер класса для родителей детей по теме:"Что такое звуковой анализ слова"
Мастер класс для родителей по подготовке к обучению грамоте. В доступной форме родители знакомятся со звуковым анализом слова. Таким образом идет вовлечение родителей к закреплению получен...
Консультация " Что такое звуковой анализ слов?"
ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый)Звуковая с...
Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»...