Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
консультация (старшая группа) на тему
Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании
Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме:
«ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Якене Ирина Николаевна,
учитель - логопед
МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка»
В настоящее время произошли большие изменения в области образования: появился новый закон «Об образовании», согласно которому дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Законом закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию остаётся за семьей. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. (см.буклет «Каждый родитель желает знать ФГОС…»
Для всех дошкольных образовательных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО).
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации (диагностики) воспитанников. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, главное не результат обучения, а личностное развитие ребёнка.
Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способностиребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность,задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов, а предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, другими словами у ребёнка должно появиться желание учиться.
Целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста предполагают:
- владение речью как средством общения и культуры;
- достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой, поэтому сразу нужно разграничить понятия «звук» и «буква». Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста.
Игра «Поймай звук»(хлопнуть в ладоши, если услышите звук ц: ф, с, ч, з, ть, ц). Если ребёнок при прослушивании данного ряда звуков допускает ошибку, то значит, он смешивает на слух звук ц и тот звук, на который он хлопнул (ц-с, ц-ч, ц-ть).
Итак, что можно делать со звуками? (говорить, слышать)
Игра «Найди и обведи букву»
Итак, что можно делать с буквами? (увидеть, написать)
Ребёнок должен чётко представлять и различать, что такое звуки, а что такое буквы, соотносить звук с буквой.
Чтобы научиться читать, ребёнок должен владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза. К 6 годам ребёнок вполне готов:
- Выделять звуки в слове;
- Определять количество звуков в слове, их последовательность, место;
- Составлять слово из звуков;
- Придумывать слово на заданный звук.
Речь, как психическая функция, развивается в тесной связи с мышлением. Поэтому звуковой анализ и синтез формируется на основе мыслительного анализа и синтеза. Анализ ― мыслительный процесс разделения предмета (явления) на части, выделение существенных признаков, свойств. Синтез ― мыслительный процесс объединение частей в единое целое, используя выделенные признаки.
Примеры анализа и синтеза:
Игры «Назови части предмета», «Собери картинку из частей»
«Теория о звуках»
Чтобы научить ребёнка проводить звуковой анализ, нужно знать, что звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть – а, о, у, э, и, ы).
Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными?
В чём главное отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно и не встречает препятствий. При произнесении согласных во рту есть препятствие для воздушной струи)
Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
Очень важно научить ребёнка различать твёрдые и мягкие согласные. Мягкость согласному придают гласные буквы я, е, ё, ю и буква ь.
Сделать это лучше в играх..
Игры со звуками
Прежде всего, нужно уточнить произношение изолированного звука. Например, вспомни, как шипит змея? Как шумит лес? Как воздух выходит из лопнувшей шины? Что делают губы и язык, когда ты говоришь этот звук? Проверь, какой воздух выходит: тёплый или холодный?
Затем нужно уточнить произношение звука: назови предметы, картинки, игрушки, в которых есть этот звук, а затем его условно обозначить: согласный – синим цветом (кружок, квадратик или другой символ), гласный – красным.
Игра «Магазин»
Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.
- Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)
- Платите деньги.
- Вот вам звук [м].
- Продано.
Игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)
Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист…)
Игра «Твёрдый-мягкий», «Диван и скамейка», «Камень и вата» (выделяется отдельный звук, слог или звук в слове)
Позицию звука в слове (начало, середина, конец) ребёнок к 5 годам должен определять даже без специального обучения. Это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.
Игры «Где звук?», «Зажги свет в окне» (пособие «Домик»), «Как сорока принесёт слово?» (в клюве, в крылышке или на хвосте), «Поезд», «Гараж», «Улитка на дорожке» (сделать игру вместе с ребёнком).
Игры на развивающем портале «Мерсибо» - «Волк и овцы», «Бедный дракончик», «Пять китайских братьев», «Паровозики», «Две принцессы», «Находчивая буква» .
Игры с буквами.
Знакомство с буквами происходит непроизвольно, с раннего возраста, когда ребёнок видит книги, в книгах картинки и буквы.
Но знакомя детей с буквами, необходимо соблюдать определённые условия, чтобы не научить ребёнка неправильно, а потом в школе переучивать очень сложно.
«Техника безопасности» при запоминании букв (буклет)
1. Показывая детям буквы, называйте краткий вариант звука. Произносите кратко – «к», а не «кэ» или «ка».
2. Знакомьте сразу не со всеми буквами в такой последовательности : гласные, затем длительные согласные – м, с, в, х …
3. Не следует соотносить букву, с какой- то одной картинкой, как во многих азбуках, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы. А иногда он вспоминает только картинку. Придумывайте несколько слов с данной буквой, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась с каким-либо определённым предметом.
Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т.е. использовать разные анализаторы: слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память.
Приёмы запоминания зрительного образа буквы.
- На что похожа буква? Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т.д. (книжка-малышка)
- Слепить букву из пластилина, теста;
- Написать букву на песке, на манке, в воздухе;
- Выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов;
- Сделать букву из рук;
- Зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке. Определить ребёнку границы: 1 страница или половина страницы.
- Находить буквы на вывесках магазинов.
- Узнай буквы по зеркальному изображению
- Переделать букву или «Буквенный конструктор»
Параллельно с разучиванием букв, звуковым анализом необходимо развивать звуковой синтез, слияние букв в слоги и слова.
- Подружи букву с гласными
- Игра «Машины» (синтез слогов из звуков(букв)
- Игра на «Мерсибо» - «Помощь на пожаре»
Интерактивные игры «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:
- Являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка
- Требуют участия взрослого, совместной деятельности
- Несут грамотное эстетическое оформление и наполнение
- Формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития
- Создают ситуацию успеха и достижения цели
- Стимулируют познавательное развитие детей
Игры на каждый день.
1. «Какой буквы не стало?»(или «Что изменилось?»)
Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.
Усложнение: убрать одну букву в слове или добавить, чтобы получилось новое слово (крот-рот, Коля-Оля, вор-двор …)
2. «Морской бой».
Расчертить 2 квадрата: один для ребёнка, другой для себя. По вертикали написать буквы, по горизонтали – цифры. Начертить корабли и игра готова.
3. «Угадай букву»
На ладони ребёнка или на спине написать букву обратной стороной карандаша или ручки. Ребёнок должен узнать букву по тактильным ощущениям.
4. «Узнай на ощупь»
В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя, и называет.
Школьные учителя отмечают печальную тенденцию, которую невозможно отрицать: современные школьники читают очень мало, не имеют навыков быстрого чтения. Детям трудно анализировать тексты, они не умеют вдумчиво читать, делать выводы, духовно переживать прочитанное. Из-за этого они мыслят поверхностно, не могут четко сформулировать мысль и имеют слабый словарный запас.
В заключении хочу посоветовать вам: играйте с детьми чаще, легко, с радостью. Воспитывайте у детей чуткость к звучанию слов, что непременно скажется в дальнейшем при обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365656-1386770242.jpg)
Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-403818-1494486077.jpg)
Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»
Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-257926-1369270397.jpg)
Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы
Поступление в школу - это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизн, как встретит его п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-98853-1477767966.jpg)
Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы «Сегодня дошкольник - завтра ученик»
для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-949410-1506842675.jpg)
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-378041-1549795488.jpg)
Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового а...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228171-1584521554.jpg)
Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»
Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...