Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
материал (подготовительная группа) на тему

Болдовкина Татьяна Ивановна

Цель:

Успешное  формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.

Задачи:

  • Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.
  • Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.
  • Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
  • Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.
  • Заинтересовать родителей  в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk._analiz_slova_master-klass_dlya_roditeley.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме:

 «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Цель:

Успешное  формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.

Задачи:

  • Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.
  • Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.
  • Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
  • Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.
  • Заинтересовать родителей  в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении  звукового анализа слов.

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Букв – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и    читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

 Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. 

И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный.

Обратите внимание на таблицу (Приложение 1)

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на таблицу.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

 На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых звуков,

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

   КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит  в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко.  Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

   Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Возьмите пеналы с цветными фишками. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напечатаем слово буквами: ДОМ

      Звуковой анализ слова КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Поэтому прошу вас строго следовать всем указаниям в тетрадях для домашних заданий. Выполнять звуковой анализ слов только предложенных в тетрадях.

При выполнении домашних заданий используйте ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .(выдаётся каждому родителю и вклеивается в тетрадь для домашних заданий)

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

  • Буквы, обозначающие звонкие звуки: М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
  • Буквы, обозначающие глухие звуки: П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
  • Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой
  • Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
  • Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
  • Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:

  • МЕЛЬ – звук ль мягкий.
  • МЕЛ – звук л твердый.
  • КОТ – звук К твердый.
  • КИТ – звук Кь мягкий.

Родители могут проконтролировать следующим образом:

  • Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
  • Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
  • Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
  • Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
  • Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]
  • Пишем НОЖ - говорим [НОШ]
  • Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]
  • Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Мастер класса для родителей детей по теме:"Что такое звуковой анализ слова"

Мастер класс для  родителей по подготовке к обучению грамоте. В доступной форме родители знакомятся  со звуковым анализом слова. Таким образом идет вовлечение родителей к закреплению получен...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова?"

Ознакомление родителей с проведением звукового анализа слов....

Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова"

Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова"...

Консультация для родителей " Что такое звуковой анализ слова?"

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потом учто:-требования начальной школы стали выше, и многие родителизаинтересованыв обучении детей чтению;Также детям необходимо знать, что:-зву...

Консультация для родителей "Что такое звуковой анализ слова?"

Звуковой анализ слова – важный момент при обучении чтению!В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не вс...