О чём необходимо знать современным специалистам по коррекции нарушений речи у детей?
статья (старшая группа)

В статье раскрыты аспекты необходимости комплексного подхода к решению проблем нарушений речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     О чём необходимо знать современным специалистам по коррекции нарушений речи у детей? 

      Практический опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, показывает эффективность комплексного взаимодействия специалистов. Обследование анатомического строения артикуляционного аппарата ,обследование иннервации мимической и жевательной мускулатуры, обследование  состояния моторной сферы ребёнка, определение  типа его дыхания и состояния осанки ,привело к пониманию , что коррекция речи не может осуществляться изолированно от иных проблем со здоровьем ребёнка.

       Нормализация дыхания, жевания, глотания, работа над осанкой, коррекция прикуса, формирование всех компонентов правильной речи- это длительный системный процесс, который базируется на разносторонних профессиональных знаниях учителя-логопеда, работающего во взаимодействии со специалистами. Решение вышеперечисленных проблем невозможно без участия родителей, законных представителей детей.

     Необходимо включение в практическую деятельность знаний учителя-логопеда по миофункциональной терапии. Миофункциональная терапия-это «переучивание» мышц или воссоздание нормальных физиологических паттернов (последовательность импульсов нервной системы) работы периоральных и лицевых мышц. Обучение упражнениям для мышц лица, языка и изменение привычек для установки правильного положения языка, улучшения дыхания, жевания и глотания. Целью  обучения также является достижение правильного положения головы и шеи. Существует множество результатов исследований, доказывающих, что совместная работа врачей разных специальностей и педагогов разных специальностей может решить проблемы неправильного развития и формирования челюстей   и рецидивов после ортодонтического лечения, а также помочь в коррекции звукопроизношения. Например, короткая уздечка языка может привести от дисфункции органов ротовой полости (преимущественно языка) к нарушению паттернов дыхания, к переднему положению головы и к дисфункции мышц шеи. Что приводит к нарушению мозгового кровообращения и замедлению скорости протекания психических процессов у ребёнка.

          Короткая уздечка часто остаётся нераспознанной акушерами-гинекологами и педиатрами, которые учились на культуре искусственного вскармливания. Когда появляются проблемы, связанные с грудным вскармливанием, возникает необходимость решить вопрос о короткой уздечке ребёнка.

       Неправильное положение языка в ротовой полости может привести к ротовому поверхностному дыханию, к проблемам в развитии, к проблемам с пережёвыванием пищи и плохой работе кишечника, к головным болям, к нарушению сна.

     Миофункциональная терапия занимается не только полостью рта и языком-она затрагивает все лицевые мышцы: голову и шею. Она учит дышать  через нос  и держать язык в точке покоя  в куполе нёба. Если язык не находится в куполе нёба при глотании, клиновидная кость не поворачивается должным образом, и гормоны роста не возбуждаются от гипофиза. Насосное действие языка, поднимающегося км куполу нёба во время глотания (1000-1500 раз в день) может помочь расширить полость носа, а также стимулирует клиновидную кость, заставляя её поворачиваться и способствовать возбуждению гормонов гипофиза. Гипофиз- важнейшая железа, отвечающая за секрецию множества гормонов, необходимых для полноценного здоровья. Таки образом, совершенно очевидна необходимость упражнений, которые тренируют язык принимать положение в куполе нёба. Язык – мышца, которая содержит одну из самых сильных  групп мышц в организме. Работа языка заключается в защите дыхательных путей, обеспечивании нормального переднего роста лица при правильном положении в куполе нёба, обеспечение речевой функции, продвижении пищи при жевании.

         Учителя логопеды, учителя –дефектологи и педагоги –психологи должны быть крайне заинтересованными в том, чтобы родители под руководством специалистов тренировали все лицевые мышцы ребёнка , работали над функциональной постурой ( осанкой) и жеванием ребёнка.

                                                                     г. Москва ГБО Школа № 1360

                                                                   учитель-логопед высшей категории

                                                                   Давыдова Галина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)"

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. .Применение артик...

Проектная работа "Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи"

Проектная работа по применению тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...

Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста как результат взаимодействия специалистов с родителями

В консультации обоснована важность взаимодействия родителей со специалистами при коррекции нарушений речи воспитанников, даны рекомендации для повышения эффективности данного взаимодействия...

Модель взаимодействия инструктора по физической культуре и специалистов по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ

Цель коррекционного взаимодействия – обеспечение психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению в соответствии с индивидуальными особенностями...