Педагогическая статья "Формирование элементарных математических представлений посредством подвижных игр у детей дошкольного возраста"
статья по математике

Прохорова Мария Сергеевна

математическое представление посредством подвижных игр у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подвижные игры87.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья "Формирование элементарных математических представлений посредством подвижных игр у детей дошкольного возраста"

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/63650_74da09094a72ead6c15af62678bb357d.png.jpg


Назначение: статья предназначена для воспитателей, педагогов и родителей
Цель: ознакомить с взаимосвязью математических представлений и подвижных игр для дошкольников.
Статья:
Физические качества, которые заложены в человеке с рождения, необходимо развивать с раннего детства и на протяжении всей жизни.
Правильное выполнение движений, оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Занятия физической культурой позволяют знакомить и обучать детей не только общеразвивающим упражнениям и основным видам движений. На физкультуре дети становятся более инициативными, раскованными, поэтому такие занятия возможны для закрепления и совершенствования знаний по развитию речи, математике и других областей деятельности. 
Так, для закрепления и повторения математических представлений можно использовать подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ. Игра, в данном случае подвижная, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Подвижная игра одновременно носит познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, обращается внимание на степень трудности игровых правил и действий. 
При закреплении математических представлений, подвижные игры классифицируются: количественный счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и классификация предметов. 
Одновременно создаются условия. которые позволяют повысить эффективность обучения и закрепления материала:
-правильный подбор подвижных игр в зависимости от цели и возрастных особенностей;
-знание особенностей организма и проведения подвижных игр;
-использование разнообразных методов и приемов организации и руководства подвижными играми;
-поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности.
В процессе проведения подвижных игр, дети отрабатывают устный счет, способность ориентироваться в пространстве, во времени, сравнивать величины, развивают умение различать и называть геометрические фигуры.
Часто используются игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляют представления о количественном счете, о связи между числами (больше или меньше), развивают умение различать и называть геометрические фигуры.
Одной из самых полюбившихся стала игра «Совушка» (ориентировка во времени). 
Считают количество пойманных или «замороженных» в конце каждой игры (количественный счет), «Мы веселые ребята» (количественный счет);
«Найди пару», «Цветные фигуры» ( величина);
«Затейники», «Быстрее по местам», «Хитрая лиса», «Пустое место» (ориентировка в пространстве);

«День – ночь», «Веселая неделька», «Продолжи» (ориентировка во времени)

Примеры игр

Подвижная игра «День и Ночь». (ориентировка во времени, части суток)
В середине площадки отмечаются две параллельные линии, вдоль которых выстраиваются спиной друг к другу две команды – «День» и «Ночь». Перед каждой из команд в 10 – 15 метрах находится «дом». Ведущий произносит название команды, и она бежит в свой дом. Задача второй команды – успеть осалить максимальное число соперников.... 
Подвижная игра «День и Ночь» помогает детям дошкольного возраста тренировать координацию движений, реакцию, внимательность. Игра отлично подходит в качестве активного развлечения в детском саду. Родители могут провести игру со своими детьми и их друзьями во время прогулки во дворе и поиграть в подвижные игры. Для игры подходит ровная площадка без предметов, мешающих свободно и безопасно двигаться. В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» — замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим. Особенно детям нравится рисковать стать проигравшим... 
Игра «Совушка»(ориентировка во времени, в пространстве)
Дети становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего:
«День наступает – все оживает!» – малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает – всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту. 

Подвижная игра «Хитрая лиса» (ориентировка в пространстве)
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Подвижная игра «Мы веселые ребята» (количественный счет)
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

Подвижная игра «Два мороза» (ориентировка во времени, количественный счет, сравнение двух групп)
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

Подвижная игра «Самолеты» (ориентировка в пространстве)
Цель: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.
I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2-3 мин.
II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Пустое место» (ориентировка в пространстве)
Цель. Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным.
Описание: играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: 
Вокруг домика хожу и в окошечки гляжу, 
К одному я подойду и тихонько постучу. 
После слова «Постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в впереди спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становиться водящим, и игра продолжается.

Подвижная игра «Бездомный заяц» ( ориентировка в пространстве, фигуры)
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге
Ход игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут
Подвижная игра «Веселая неделька» (ориентировка во времени. Дни недели)
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, времени. Закрепить знание дней недели. Развивать память, внимание.
Описание: Воспитатель назначает детей днями недели. Дети разбегаются по залу. По сигналу воспитателя выстраиваются в определенном порядке дней недели.

Подвижная игра «Найди пару» (величина, фигуры)
Цель: Закрепить знание геометрических фигур, цветов и величины. Развивать внимание, память.
Описание: Детям предлагается выбрать цветные геометрические фигуры из картона, маленького размера. В обручах на полу раскладываются большие геометрические фигуры разных цветов. По сигналу воспитателя дети разбегаются по залу, затем по сигналу, каждый ребенок ищет обруч с аналогичной фигурой, одинаковой по цвету т.е. пару своей фигуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных ивзаимообусловленных представлений о пространстве, фор...

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельностьЗадачи: - Закрепить представления детей о геометрических фигурах;- Продолжать упражнять в счёте в пределах 5;- Формировать вз...

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели, одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой...

Тема: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Характеристика элементарных математических представлений о счете, формируемых у детей дошкольного возраста

Аннотация: Обучение счету в педагогическом процессе организовывается целенаправленно и имеет систематический характер проделываемой работы. Современный подход к формированию представлений о счете пред...

Консультация на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста"...