Консультация на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»
консультация по математике

Консультация на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: 

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребёнка в сложнейший мир познания.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых во время организованной образовательной деятельности, а также,  в свободное время помогает детям усвоить программный материал.

Для этого ставим следующие задачи:

  1. Формирование у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
  2. Формирование у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
  3. Формирование умения устанавливать количественные соотношения.

Содержание каждого этапа:

На подготовительном этапе проводим диагностику с целью выявления уровня развития математических  способностей у детей дошкольного возраста,  разрабатываем системный комплекс ООД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Разрабатывая комплекс ООД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей  учитываем полученные результаты  диагностики. А также то, что у дошкольников широко применяется образовательная деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.

В работе используем в основном методы и приёмы опосредованного педагогического воздействия:

  1. сюрпризные  моменты,
  2. игровые образы,
  3. игровые ситуации.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Основным этапом является проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.

Организованная образовательная деятельность строится с учётом возрастных особенностей детей, составляется в игровой форме. В процессе её проведения, происходит постоянная смена видов деятельности. Дети принимают участие в организованной образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.

В процессе проведения ООД используются следующие дидактические игры, которые условно разделены по дидактической цели игры:

Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день», «Что мы делаем?».

Игры на ориентирование в пространстве: «Кто впереди, кто сзади», «Расставим игрушки», «Куда закатился мяч?»,

Игры с геометрическими фигурами: «Какие бывают фигуры», «Волшебники» (палочки Кюизенера), «Геометрическое лото», «Составь пару», «Подбери заплатку», «Найди все фигуры, как эта» (блоки Дьенеша).

Игры на развитие умения сравнивать предметы: «Спрячь зайца», «Подбери гараж», «Одень куклу», « Подбери чашку к блюдцу», «Матрёшкины подружки», «Веселый поезд», «Подбери лыжи», «Весёлые дорожки».

Игры на развитие внимания, мышления: « Разложи правильно», «Найди не такую фигуру, как у меня», «Сложи фигуру», «Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера).

Игры на ознакомление с числом и обучение счёту: «Раз, два, сосчитай», «Домино», «Сколько».

В работе с родителями проводим консультации по ознакомлению дошкольников с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования элементарных математических представлений, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.

На заключительном этапе анализируем результаты проведенной работы.

Конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.

Дети научились выделять и называть форму, размер предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать предметы. А также, путём практического сравнения и зрительного восприятия самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства по размеру и количеству, активно пользуются числами, словами «сначала - потом», «утром – вечером»; поясняют последовательность действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных ивзаимообусловленных представлений о пространстве, фор...

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели, одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой...

Тема: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"

Данный материал поможет увеличить эффективность усвоения дошкольниками учебного материала математического содержания...