«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал по математике на тему
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка «житейских» и «научных» понятий.
в процессе их обучения с самого раннего возраста.В формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных математических представлений и развитие способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в
познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических
операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины
мира» ребенка.
Крутецкий Виктор Алексеевич в книге «Психология математических способностей
дошкольников» различает девять компонентов математических способностей
1-Способность обобщать математический материал, вычленять главное
- -Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.
3- Способность к последовательному логическому рассуждению
4-Способность сокращать процесс рассуждения
5-Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на
обратный ход мысли);
6-Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к
другой
7-Математическая память
8-Способность к пространственным представлениям
9-Способность к формализации математического материала, к отделению формы от
содержания
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей
в процессе их обучения с самого раннего возраста.
А так, как в дошкольном возрасте обучение происходит в игровой форме, а игра
является ?
Василий Александрович Сухомлинский сказал:
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Итак - дидактические математические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры по
формированию элементарных математических представлений определяется возрастом
детей, целью, назначением, содержанием . Она может быть использована в качестве
учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи
формирования представлений.
Дидактические математические игры делятся на:
- — игры с предметами
- — настольно-печатные игры
- — словесные игры
В формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения.
Что же такое геометрическая фигура?
- Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы
олицетворяем в форме. - С помощью геометрических фигур решается не только задача формировать
умение выделять и называть форму, но и определять пространственное
положение различных объектов. - Дают возможность действовать с моделями геометрических фигур разной
конфигурации, осознанно выделать основные признаки и по ним определять
геометрическую фигуру.
На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических
фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более
привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом
постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так
далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в
зависимости от возраста, способностей детей.
Игры для младшего дошкольного возраста
« Чудесный мешочек», « Построим дорожку», «Большой – маленький», «Найди такой же».
Игры для детей старшего дошкольного возраста
«Войди в избушку»
Цель: Совершенствовать практические умения составлять числа из двух меньших;
осуществлять поисковые действия.
«Восстанови лесенку»
Цель: Формировать умения обнаруживать нарушения в порядке следования предметов по
высоте, восстанавливать ряд. Объяснять ошибки на основе установления соответствия
предметов по высоте и порядковому счёту.
Дидактическая игра: «Разложи фигуры в ряд»
Материал: Цветной картон, белая бумага.
Задачи: Пособие можно использовать для закрепления знаний о геометрических фигурах, развития
памяти, внимания.
Игровое правило: Внимательно рассмотреть образец и через определённое время по памяти
воспроизвести расположение фигур в том же порядке.
Бельгийский учитель начальной школы
Джордж Кюизенер (1891-1976)
разработал универсальный дидактический материал для развития у детей
математических способностей.
Палочки Кюизенера - это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в
цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками".
В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете
и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое
значение она выражает.
Игры и занятия с палочками Кюизенера
- « Волшебные дорожки» - от 2 до 3 лет
- «Весёлые цветные числа» - от 3до 4 лет
- « Дом с колокольчиком» - от 4 до 5лет
- «Выложи числовой коврик» от5 до 7 лет
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с
блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и
размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по
информатике.
Блоки Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ,
сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие,
память, внимание и воображение.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия
(группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические
блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....
План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...
Доклад на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В доклад входят игры, развивающие математические способности у детей....
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...
План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...