Детский экологический проект: "Зелёная аптека"
презентация к уроку (старшая группа)

Круглицкая Лилия Анатольевна

 

Введение:

Место проведения исследования: территория МДОБУ Бурейский д /с № 50 «Теремок»

Сроки выполнения проекта: июнь – август.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта:создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки повеления в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Проблема: недостаточные знания детей о мире целебных растений

Методы исследования:

  •  исследовательские: опыты,  фото грядок, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;
  •  словесные: беседы, чтение литературы, буклеты для родителей , объяснения, указания, словесные инструкции;
  •  слушание музыки.

Актуальность:

 Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Наблюдая и рассматривая растения на фитогрядке участка, на территории детского сада, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.

Предполагаемый результат:

  •  В ходе проекта у детей будут сформированы элементарные экологические знания.
  •  Дети поймут, что все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках.
  •  В экспериментальной деятельности у детей разовьётся воображение, мышление, сформируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
  • Дети обогатят словарь и пополнят словарный запас, если к началу работы дети знают 3 названия лекарственных растений: ромашка, одуванчик, чистотел, то к концу узнают в пределах 10: календула, тысячелистник, лопух, мелисса, топинамбур, чистотел, ромашка, одуванчик, петрушка, укроп.

 

Предварительная работа:

  • Для родителей:выбрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений для изготовления папки-передвижки «Зелёная аптека».
  • Для детей: подготовить картинки с изображением лекарственных растений. Нарисовать понравившееся лекарственное растение для выставки «Наши зелёные помощники»
  • Для воспитателя: изучить нужную информацию доступную детям.

 

Содержание проекта:

План

  1. Создание грядки с лекарственными растениями.
  2. Беседы.
  3. Наблюдения на участке и на территории детского сада.
  4. Чтение литературных произведений.
  5. Игры.
  6. Заучивание стихотворений, загадок.
  7. Слушание музыки.
  8. Выпуск папки-передвижки «Зелёная аптека».
  9. Опыты и исследовательно- поисковая деятельность
  10. НОД по Изодеятельности.
  11. Выставка рисунков «Наши зелёные помощники».
  12. Развлечение «Зелёная аптека»
  13. Создание книги «Зелёная аптека» (детские рисунки)
  14. Создание гербария

Беседы:

  • «Зелёная аптека»

Цель: рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширять представления детей о мире лекарственных растений, познакомить с взаимосвязью растительного мира и человека. Рассказать ребятам правила сбора и сушки лекарственных растений.

Воспитывать  любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.

 

  • «Друг или враг»

Цель: рассказать детям о многообразии лекарственных растений, научить отличать съедобное растение от несъедобного; развивать умение отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху); воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а так же с изображением вредных для здоровья человека растений.

Наблюдения:

  • «Наш верный друг – подорожник»

Цель: познакомить детей с лекарственным растением – подорожник, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку: рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того, чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

  • «Наш верный друг – чистотел»

Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы; познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

  • «Фиалки и одуванчики»

Цель: показать детям массовое цветение одуванчиков, как они выделяются среди зелёной травы; объяснить, что одуванчик – лекарственное растение; определить какие цветы скоро начнут цвести (фиалки набрали бутоны).

  • «Ромашки»

Цель: учить рассматривать ромашки в цветнике; воспитывать желание любоваться их красотой.

  • «Тысячелистник»

Цель: познакомить детей с тысячелистником, объяснить, что это лекарственное растение.

  • «Мелисса»

Цель: познакомить детей с лекарственным растением мелиссой, рассмотреть строение листьев.

  • «Лопух»

Цель: рассказать детям, что лопух – лекарственное растение, для лечения используются листья и корень растения.

  • «Календула»

Цель: рассмотреть с детьми цветы календулы, рассказать, что цветы и семена этого растения обладают лечебными свойствами.

Чтение литературных произведений:

  • Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стриженова.
  • Чтение «Тропинка полевая» А. Онегова.
  • «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» Ю. Дмитриева.
  • «Загадки цветов» Н. Павловой.
  • «Зелёные страницы» А. Плешакова.
  • «Сказка про лекарственные растения» А. Синявского.
  • «Трава для льва»
  • «Сказки найденные в траве» Э. Шима.
  • «Волшебная травка зверобой» С. Козловой.
  • «Заботливый цветок» К. Паустовский.

Игры:

  • Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки.

Одуванчик – листья, корень.

Календула – цветы и семена.

Ромашка – цветы.

Мелиса – листья.

Зверобой – цветы, листья.

Мать – и – мачеха – листья.

Пастушья сумка – цветы.

Мята – листья.

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки.

Лопух – листья и корни.

  • Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

  • Игра «Картинки – пазлы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять умение узнавать лекарственное растение по внешнему виду.

 

  • Дидактическое упражнение «Определи по запаху»

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху; закреплять знания о лекарственных растениях.

 

  • Подвижная игра «Пчёлы»

Цель: учить детей различать медоносные растения; развивать внимание, быстроту.

  • Подвижная игра «Кто быстрее выложит ромашку»
  • Дидактическая игра «Что лечит это растение?»;
  • Дидактическая игра «От какого растения часть?»

Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Заучивание стихотворений и загадок:

  • С. Баруздин. «Подорожник»
  • А. Алфёрова. «Тысячелистник»
  • Т. Голикова . «Пижма»
  • А. Алфёрова. «Зверобой»
  • А. Алфёрова. «Иван – чай»
  • Е. Маленкина. «Ромашка».

Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

  • Ю. Антонов «Не рвите цветы»
  • В. Моцарт «Цветы»
  • П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
  • Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»
  • М. Протасов «Одуванчики»

Выпуск папки – передвижки «Зелёная аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

  • «На участке ищем полезные растения»
  • «Где лучше посадить растение»
  • «Наблюдаем как растёт подорожник» (зарисовать)
  • «Строение растений, рост, размножение»
  • «Развитие календулы».
  • «Пыльца ромашки»
  • «Фиалки и одуванчики»

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.

НОД по Изодеятельности:

  • «На лугу» (рисование)
  • «Одуванчик» (объёмная аппликация)
  • «Наш друг подорожник» (рисование).

Выставка рисунков«Наши зелёные помощники»

Развлечение «Зелёная аптека»

Заключение.

В ходе проекта мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. У детей сформированы элементарные экологические знания.  Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своём участке. В экспериментальной деятельности  у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3 названия лекарственных растений: ромашка, одуванчик, чистотел, то к концу в пределах 10: календула, тысячелистник, лопух, мелисса, топинамбур, чистотел, ромашка, одуванчик, петрушка, укроп.

Литература

  1. Прогулки в детском саду. И.В. Кравченко, Т.Л.Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2010
  2. Работа с детьми в летний период. Н.М.Кислова ТЦ «Сфера» Москва 2007
  3. Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка» Москва «Просвещение» 2001
  4. Зелёный огонёк здоровья. М.Ю.Картушина. ТЦ «Сфера»  Москва 2007
  5. Зелёные сказки. Т.А.Шорыгина.  Москва Прометей Книголюб 2003
  6. Зелёная тропинка. А.А. Плешакова Москва «Просвещение» 2002
  7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В.Ёлкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»  1997

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zelenaya_apteka.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зеленая аптека Подготовила воспитатель МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» Круглицкая Лилия Анатольевна

Слайд 2

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Животные и травы.

Слайд 3

Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». -Как вы думаете, что это такое? «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. Что такое «Травник».

Слайд 4

Народные травники за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

Слайд 5

У нас на участке

Слайд 8

Гербарий из лекарственных растений

Слайд 9

Папка-раскладка «Расскажите детям о лекарственных растениях»

Слайд 10

Выставка рисунков

Слайд 11

Объемная аппликация руками детей

Слайд 12

Развлечение «Зелёная аптека»

Слайд 13

Дети играют: «Собери растение»

Слайд 14

Книга о лекарственных растениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зелёный лучок"

В данном материале представлен опыт работы по проектной деятельности в детском саду....

Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"

Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания)                К концу ХХ века экологические проблемы занял...

Семейный экологический проект «Зелёный чай – залог здоровья»

Вот уже много столетий зеленый чай известен как уникальный источник здоровья, красоты и долголетия. Китайские и японские врачи использовали лечебные свойства зеленого чая на протяжении более чем четыр...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА"

Интегрированный экологический проект  "Зеленая аптека" разработан для детей 6-7 лет с целью создания условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, формирования представлений о ро...

Экологический проект «Зелёный уголок»

Экологоориентированное направление работы детского сада можно выделить отдельно, так как оно имеет большое влияние на интеллектуальное,творческое и нравственное воспитание, формирующее современную обр...

Социально –экологический Проект «Зелёное золото Югры!»

Проект:  «Сохраним хвойные деревья!»Цель: вовлекать подрастающее поколение  в решение реальных проблем Задачи:vдать понятие, что Земля наш общий дом;vпознакомить с экологиче...