Детский экологический проект: "Зелёная аптека"
презентация к уроку (старшая группа)
Введение:
Место проведения исследования: территория МДОБУ Бурейский д /с № 50 «Теремок»
Сроки выполнения проекта: июнь – август.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель проекта:создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки повеления в экстремальных ситуациях.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Проблема: недостаточные знания детей о мире целебных растений
Методы исследования:
- исследовательские: опыты, фото грядок, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
- наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, буклеты для родителей , объяснения, указания, словесные инструкции;
- слушание музыки.
Актуальность:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Наблюдая и рассматривая растения на фитогрядке участка, на территории детского сада, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.
Предполагаемый результат:
- В ходе проекта у детей будут сформированы элементарные экологические знания.
- Дети поймут, что все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках.
- В экспериментальной деятельности у детей разовьётся воображение, мышление, сформируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
- Дети обогатят словарь и пополнят словарный запас, если к началу работы дети знают 3 названия лекарственных растений: ромашка, одуванчик, чистотел, то к концу узнают в пределах 10: календула, тысячелистник, лопух, мелисса, топинамбур, чистотел, ромашка, одуванчик, петрушка, укроп.
Предварительная работа:
- Для родителей:выбрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений для изготовления папки-передвижки «Зелёная аптека».
- Для детей: подготовить картинки с изображением лекарственных растений. Нарисовать понравившееся лекарственное растение для выставки «Наши зелёные помощники»
- Для воспитателя: изучить нужную информацию доступную детям.
Содержание проекта:
План
- Создание грядки с лекарственными растениями.
- Беседы.
- Наблюдения на участке и на территории детского сада.
- Чтение литературных произведений.
- Игры.
- Заучивание стихотворений, загадок.
- Слушание музыки.
- Выпуск папки-передвижки «Зелёная аптека».
- Опыты и исследовательно- поисковая деятельность
- НОД по Изодеятельности.
- Выставка рисунков «Наши зелёные помощники».
- Развлечение «Зелёная аптека»
- Создание книги «Зелёная аптека» (детские рисунки)
- Создание гербария
Беседы:
- «Зелёная аптека»
Цель: рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширять представления детей о мире лекарственных растений, познакомить с взаимосвязью растительного мира и человека. Рассказать ребятам правила сбора и сушки лекарственных растений.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
- «Друг или враг»
Цель: рассказать детям о многообразии лекарственных растений, научить отличать съедобное растение от несъедобного; развивать умение отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху); воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а так же с изображением вредных для здоровья человека растений.
Наблюдения:
- «Наш верный друг – подорожник»
Цель: познакомить детей с лекарственным растением – подорожник, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку: рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того, чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- «Наш верный друг – чистотел»
Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы; познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- «Фиалки и одуванчики»
Цель: показать детям массовое цветение одуванчиков, как они выделяются среди зелёной травы; объяснить, что одуванчик – лекарственное растение; определить какие цветы скоро начнут цвести (фиалки набрали бутоны).
- «Ромашки»
Цель: учить рассматривать ромашки в цветнике; воспитывать желание любоваться их красотой.
- «Тысячелистник»
Цель: познакомить детей с тысячелистником, объяснить, что это лекарственное растение.
- «Мелисса»
Цель: познакомить детей с лекарственным растением мелиссой, рассмотреть строение листьев.
- «Лопух»
Цель: рассказать детям, что лопух – лекарственное растение, для лечения используются листья и корень растения.
- «Календула»
Цель: рассмотреть с детьми цветы календулы, рассказать, что цветы и семена этого растения обладают лечебными свойствами.
Чтение литературных произведений:
- Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стриженова.
- Чтение «Тропинка полевая» А. Онегова.
- «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» Ю. Дмитриева.
- «Загадки цветов» Н. Павловой.
- «Зелёные страницы» А. Плешакова.
- «Сказка про лекарственные растения» А. Синявского.
- «Трава для льва»
- «Сказки найденные в траве» Э. Шима.
- «Волшебная травка зверобой» С. Козловой.
- «Заботливый цветок» К. Паустовский.
Игры:
- Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки.
Одуванчик – листья, корень.
Календула – цветы и семена.
Ромашка – цветы.
Мелиса – листья.
Зверобой – цветы, листья.
Мать – и – мачеха – листья.
Пастушья сумка – цветы.
Мята – листья.
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки.
Лопух – листья и корни.
- Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
- Игра «Картинки – пазлы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять умение узнавать лекарственное растение по внешнему виду.
- Дидактическое упражнение «Определи по запаху»
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху; закреплять знания о лекарственных растениях.
- Подвижная игра «Пчёлы»
Цель: учить детей различать медоносные растения; развивать внимание, быстроту.
- Подвижная игра «Кто быстрее выложит ромашку»
- Дидактическая игра «Что лечит это растение?»;
- Дидактическая игра «От какого растения часть?»
Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
Заучивание стихотворений и загадок:
- С. Баруздин. «Подорожник»
- А. Алфёрова. «Тысячелистник»
- Т. Голикова . «Пижма»
- А. Алфёрова. «Зверобой»
- А. Алфёрова. «Иван – чай»
- Е. Маленкина. «Ромашка».
Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
- Ю. Антонов «Не рвите цветы»
- В. Моцарт «Цветы»
- П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
- Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»
- М. Протасов «Одуванчики»
Выпуск папки – передвижки «Зелёная аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
- «На участке ищем полезные растения»
- «Где лучше посадить растение»
- «Наблюдаем как растёт подорожник» (зарисовать)
- «Строение растений, рост, размножение»
- «Развитие календулы».
- «Пыльца ромашки»
- «Фиалки и одуванчики»
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.
НОД по Изодеятельности:
- «На лугу» (рисование)
- «Одуванчик» (объёмная аппликация)
- «Наш друг подорожник» (рисование).
Выставка рисунков«Наши зелёные помощники»
Развлечение «Зелёная аптека»
Заключение.
В ходе проекта мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. У детей сформированы элементарные экологические знания. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своём участке. В экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3 названия лекарственных растений: ромашка, одуванчик, чистотел, то к концу в пределах 10: календула, тысячелистник, лопух, мелисса, топинамбур, чистотел, ромашка, одуванчик, петрушка, укроп.
Литература
- Прогулки в детском саду. И.В. Кравченко, Т.Л.Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2010
- Работа с детьми в летний период. Н.М.Кислова ТЦ «Сфера» Москва 2007
- Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка» Москва «Просвещение» 2001
- Зелёный огонёк здоровья. М.Ю.Картушина. ТЦ «Сфера» Москва 2007
- Зелёные сказки. Т.А.Шорыгина. Москва Прометей Книголюб 2003
- Зелёная тропинка. А.А. Плешакова Москва «Просвещение» 2002
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В.Ёлкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zelenaya_apteka.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Животные и травы.
Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». -Как вы думаете, что это такое? «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. Что такое «Травник».
Народные травники за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
У нас на участке
Гербарий из лекарственных растений
Папка-раскладка «Расскажите детям о лекарственных растениях»
Выставка рисунков
Объемная аппликация руками детей
Развлечение «Зелёная аптека»
Дети играют: «Собери растение»
Книга о лекарственных растениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зелёный лучок"
В данном материале представлен опыт работы по проектной деятельности в детском саду....
Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"
Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания) К концу ХХ века экологические проблемы занял...
Экологический проект *Зелёные жители планеты детство*
В помощь воспитателям ДОУ...
Семейный экологический проект «Зелёный чай – залог здоровья»
Вот уже много столетий зеленый чай известен как уникальный источник здоровья, красоты и долголетия. Китайские и японские врачи использовали лечебные свойства зеленого чая на протяжении более чем четыр...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА"
Интегрированный экологический проект "Зеленая аптека" разработан для детей 6-7 лет с целью создания условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, формирования представлений о ро...
Экологический проект «Зелёный уголок»
Экологоориентированное направление работы детского сада можно выделить отдельно, так как оно имеет большое влияние на интеллектуальное,творческое и нравственное воспитание, формирующее современную обр...
Социально –экологический Проект «Зелёное золото Югры!»
Проект: «Сохраним хвойные деревья!»Цель: вовлекать подрастающее поколение в решение реальных проблем Задачи:vдать понятие, что Земля наш общий дом;vпознакомить с экологиче...