Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Зелёный мир вокруг нас.
(важность экологического воспитания)
К концу ХХ века экологические проблемы заняли одну из лидирующих позиций среди проблем мирового масштаба. Поэтому задача экологического воспитания населения, а особенно подрастающего поколения стала очень актуальна.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте на основе развития познавательной активности, стремления к «самости» - самостоятельности, формирования эмоциональной сферы создаются условия для появления интереса и воспитания осознанно-бережного отношения к окружающему, для формирования основ экологически-целесообразного поведения в природе.
В XXI веке у детей наблюдается несформированность экологически-целесообразного поведения (например, часто наблюдается расхождение между знаниями детей о правилах поведения в природе и их выполнением). Существует сложность в воспитании у детей устойчивого интереса к природным объектам, инициативы по их познанию, осознанно – бережное отношение и соответствующее поведение в природном окружении.
В связи со всем вышесказанным необходимо использовать и другие формы экологического воспитания, в которых дошкольники могут быть субъектами деятельности. Одной из таких форм является экологическое мини-исследование, проводимое совместно детьми старшего дошкольного возраста и педагогами.
Объектом подобного мини-исследования могут быть деревья ближайшего природного окружения. Чем обусловлен выбор объекта?
- Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, мало с ними знакомы и не воспринимают их как живые объекты.
- Деревья статичны (в отличие от животных, птиц, насекомых), что даёт детям возможность наблюдать и исследовать их в любой удобный момент.
- Содержание исследований, связанных с деревом очень разнообразно (исследование формы, размера, оттенка листа, качества его поверхности, его строения; сравнение толщины, поверхности, рисунка, запаха коры разных пород деревьев; обследование почвы, снега под деревом и рядом с ним; угадывание «настроения» деревьев в разную погоду, в разные времена года и т.д.)
- Сроки реализации данного проекта позволяют отследить все сезонные изменения, происходящие с деревьями в течение года.
- С деревом ребёнку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями или животными, легче представить его другом. А в силу психологических особенностей дошкольников (эгоцентризм, антропоморфизм) такое «очеловечивание» живых объектов необходимо ребёнку для формирования эмоционально-ценностного отношения к ним.
- Дерево может стать интересным объектом наблюдений не только для детей, но и для взрослых. Это позволяет привлечь к участию в проекте семьи воспитанников не только в качестве пассивных наблюдателей, но и в роли активных субъектов исследования.
- На территория ЦРР №2 и вокруг произрастает большое количество зелёных насаждений, это даёт детям возможность выбрать в качестве объекта наблюдения дерево как на территории ДОУ, так и в лесном массиве – естественной среде обитания данных растений.
Таким образом, мы считаем, что организация с детьми экологических мини-исследований (в частности, наблюдений и опытов, связанных с деревьями ближайшего окружения) позволит создать условия для формирования субъектной позиции ребёнка-дошкольника 5-7 лет, а также будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему и экологически-целесообразного поведения в природной среде.
В ЦРР №2 созданы все условия для проведения серии природоохранных акций силами детей, родителей и воспитателей. Педагогами обобщены опыты работы по реализации деятельностного подхода к экологическому воспитанию дошкольников.
Концептуальные основы проекта.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, реализуемой в ДОУ, основной целью экологического воспитания детей называется формирование экологической культуры. Для этого рекомендуется организовывать занятия, наблюдения, экскурсии, опытническую деятельность и т.д. При этом подчёркивается важность развития детской активности в данных видах деятельности. Работу по знакомству с деревьями в старшем дошкольном возрасте предлагается осуществлять в комплексе с работой по другим направлениям экологического воспитания.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта в содержании экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение. Автор подчёркивает, что оба этих аспекта реализуются при условии активности самих дошкольников. Знакомство с растениями (и деревьями в частности) рекомендуется осуществлять в процессе познания детьми экологических законов природы – жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.
Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на становление начал экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (на основе формирования целостного взгляда на природу и место человека в ней). Знакомство детей с деревьями предлагается осуществлять в рамках блока «Растения» в процессе совместной со взрослыми практической деятельности (наблюдений, опытов, игр и т.д.). При этом подчёркивается, что экологическое воспитание должно быть тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умений сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе.
Таким образом, все вышеперечисленные авторы отмечают необходимость стимулирования детской активности, становления субъектности дошкольника в процессе экологического воспитания. Распределение содержания данного направления воспитательно-образовательной работы различно, но нам кажется целесообразным в старшем дошкольном возрасте осуществлять взаимодействие с детьми (в том числе и экологическое воспитание) в рамках блочного планирования. Это обусловлено особенностями развития мотивационной сферы, началом формирования произвольности внимания и памяти детей 5-7 лет (дошкольники этого возраста способны удерживать значимый мотив и осуществлять интересную для них деятельность в течение 2-4 недель). Важной нам кажется и позиция Н.А. Рыжовой, связанная с необходимостью развития эмоциональной сферы ребёнка в процессе экологического воспитания. Мы считаем, что в силу свойственного дошкольнику антропоморфизма (наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, растений, предметов) ребёнку 6-го, 7-го года жизни проще будет принять дерево в качестве живого объекта при условии его «очеловечивания» (сравнения ребёнком дерева с собой по внешним признакам, по потребностям, по «душевному состоянию»). Необходимость такого «очеловечивания» деревьев объясняется ещё и тем, что у растений признаки живого (на основании которых у детей и формируется отношение к природным объектам как к живым существам) выражены не столь ярко, как у животных, птиц, насекомых, поэтому деревья, кусты, цветы воспринимаются дошкольниками как неживые объекты, не требующие к себе особенно бережного отношения.
В связи с этим, целью своего проекта мы видим – организацию совместной детско-взрослой исследовательской деятельности в природе, в процессе которой у дошкольников 6-го года жизни сформируется осознанно-бережное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. Обозначенная цель отвечает приоритетному познавательно-речевому направлению деятельности детского сада и соответствует миссии ДОУ – обеспечение каждому ребёнку условий для всестороннего развития, формирования готовности к самостоятельному познанию окружающего мира через развитие познавательной активности и овладение средствами и способами познавательной деятельности.
Для реализации данной цели мы формулируем следующие задачи:
· Организовать цикл детских экологических мини-исследований и природоохранных акций, связанных с деревьями ближайшего природного окружения
· Вовлечь родителей воспитанников в проведение мини-исследований в роли помощников и консультантов или организаторов самостоятельных семейных исследований
· Отследить влияние проведённой работы на формирование осознанно-бережного отношения к деревьям
В результате реализации данных задач можно будет добиться того, что:
· Удошкольников сформируются исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети 6-го года жизни совместно со взрослым смогут анализировать проблемную ситуацию, осуществлять целеполагание, выбирать пути реализации цели, фиксировать и представлять получившиеся результаты).
· У детей старшей группы расширяться представления о разнообразии деревьев и их отличительных особенностях – высоте, толщине ствола, строении кроны, особенностях листьев и коры (это можно будет отследить по результатам диагностических опросов детей)
· Большинство детей будут воспринимать деревья как живые объекты, сопереживать им и стремиться создать для них благоприятные условия обитания (сочувствовать «страдающим» деревьям, окапывать их, сгребать под ствол листву и снег, не ломать ветки, не рвать листья, совместно со взрослым «лечить» сломанные ветки, принимать участие в акциях по охране деревьев)
· У детей сформируется интерес к исследованию деревьев, будет проявляться инициатива по наблюдению за ними, дошкольники будут запоминать и самостоятельно находить интересную информацию о деревьях в детских энциклопедиях, телепередачах, Интернете (с помощью родителей)
· В роли активных участников исследований вовлечь родителей воспитанников.
Описание проекта: реализация намеченных задач.
Проект реализуется детьми, воспитателями и родителями старших групп.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (апрель – май)
- Диагностика представлений детей о деревьях, отношения к ним, степени заинтересованности детей данной темой, наблюдение за поведением детей по отношению к деревьям на прогулке.
- Информирование родителей о проекте, определение роли родителей в данном проекте («помощники», продолжающие и дополняющие исследование, начатое в группе, или организаторы самостоятельного семейного мини-исследования)
- Выбор с детьми деревьев – объектов наблюдений и исследований. Дети каждой из двух групп выбирают по 2-3 дерева на территории детского сада или в ближайшем лесу.
- Подготовка материалов и приобретение оборудования.
II этап – основной (сентябрь – 10 декабря)
Алгоритм реализации мини-исследований в рамках основного этапа проекта:
- Постановка перед детьми проблемного вопроса или вопроса, требующего рассуждения, с целью мотивации детей на мини-исследование и совместное с воспитателем целеполагание предстоящей деятельности.
- Беседа с детьми, направленная на совместный с педагогом отбор содержания мини-исследования. Обсуждение с родителями степени их участия в данном мини-исследовании.
- Проведение цикла целевых прогулок, наблюдений, игр-экспериментов, бесед-рассуждений (в соответствии с определённым детьми и воспитателем содержанием) с целью поиска ответа на поставленный ранее проблемный вопрос (в том числе с участием родителей)
- Фиксация детьми и воспитателем результатов наблюдений в виде схем, рисунков, рассказов, фотографий, видеозаписей. Презентация результатов мини-исследования детьми, родителями в форме самодельных книг или газет, компьютерных презентаций, любительских видеорепортажей.
Важным условием реализации основного этапа проекта является постоянное побуждение детей к сравнению себя и дерева по внешним признакам, по потребностям, по способам взаимодействия с окружающим, с целью активизации эмоций дошкольников и формирования умений сочувствовать и сопереживать окружающим объектам живой природы, оказывать им практическую помощь (в соответствии с возможностями дошкольников).
Структура II этапа исследования:
Ø «Мы и деревья похожи друг на друга» (детские мини-исследования, направленные на сравнение людей и деревьев по внешним признакам; по признакам живого; формирование у детей отношения к деревьям, как к живым объектам), «Мы готовимся к зиме и деревья тоже» (сравнение способов приспособления к сезонным изменениям человека и деревьев, «помощь» деревьям в подготовке к зиме) (срок реализации блока средина августа – начало октября)
Ø «Мы разные и деревья разные» (наблюдения, опыты, беседы, направленные на осознание детьми внешних отличий между людьми (рост, возраст, цвет кожи, глаз и т.д.) и между деревьями разных видов (цвет, качество поверхности, запах коры, листьев; толщина, высота ствола; разнообразие семян и т.д.). Дальнейшее осознание детьми того, что деревья – живые объекты, требующие нашей заботы. Продолжение работы по освоению детьми способов защиты деревьев (срок реализации - октябрь)
Ø «Мы умеем дружить, можем радоваться, грустить и деревья тоже» (обсуждение детьми образа дерева в сказках, мультфильмах, детских художественных фильмах (с предварительным просмотром), в художественных картинах; определение «настроения» деревьев в этих произведениях; обсуждение «настроения» деревьев ближайшего окружения, обсуждение способов «порадовать» их – оказать посильную практическую помощь; проведение серии акций, направленных на создание благоприятных условий для ближайших деревьев) (срок реализации – ноябрь – середина декабря)
III этап - заключительный. (10-19 декабря)
· Проведение диагностики детей с целью выявления изменений в представлениях дошкольников о деревьях, познавательного интереса к ним, изменений в поведении дошкольников в природной среде.
· Анкетирование родителей, принявших участие в проекте, с целью выяснения их мнения о результатах и значении проекта.
· Анализ полученных диагностических данных, подведение итогов реализации проекта, составление отчёта.
· Обсуждение с воспитателями, детьми, родителями перспектив дальнейшего развития данного проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зелёный мир вокруг нас.
(важность экологического воспитания)
К концу ХХ века экологические проблемы заняли одну из лидирующих позиций среди проблем мирового масштаба. Поэтому задача экологического воспитания населения, а особенно подрастающего поколения стала очень актуальна.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте на основе развития познавательной активности, стремления к «самости» - самостоятельности, формирования эмоциональной сферы создаются условия для появления интереса и воспитания осознанно-бережного отношения к окружающему, для формирования основ экологически-целесообразного поведения в природе.
В XXI веке у детей наблюдается несформированность экологически-целесообразного поведения (например, часто наблюдается расхождение между знаниями детей о правилах поведения в природе и их выполнением). Существует сложность в воспитании у детей устойчивого интереса к природным объектам, инициативы по их познанию, осознанно – бережное отношение и соответствующее поведение в природном окружении.
В связи со всем вышесказанным необходимо использовать и другие формы экологического воспитания, в которых дошкольники могут быть субъектами деятельности. Одной из таких форм является экологическое мини-исследование, проводимое совместно детьми старшего дошкольного возраста и педагогами.
Объектом подобного мини-исследования могут быть деревья ближайшего природного окружения. Чем обусловлен выбор объекта?
Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, мало с ними знакомы и не воспринимают их как живые объекты.
Деревья статичны (в отличие от животных, птиц, насекомых), что даёт детям возможность наблюдать и исследовать их в любой удобный момент.
Содержание исследований, связанных с деревом очень разнообразно (исследование формы, размера, оттенка листа, качества его поверхности, его строения; сравнение толщины, поверхности, рисунка, запаха коры разных пород деревьев; обследование почвы, снега под деревом и рядом с ним; угадывание «настроения» деревьев в разную погоду, в разные времена года и т.д.)
Сроки реализации данного проекта позволяют отследить все сезонные изменения, происходящие с деревьями в течение года.
С деревом ребёнку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями или животными, легче представить его другом. А в силу психологических особенностей дошкольников (эгоцентризм, антропоморфизм) такое «очеловечивание» живых объектов необходимо ребёнку для формирования эмоционально-ценностного отношения к ним.
Дерево может стать интересным объектом наблюдений не только для детей, но и для взрослых. Это позволяет привлечь к участию в проекте семьи воспитанников не только в качестве пассивных наблюдателей, но и в роли активных субъектов исследования.
На территория ЦРР №2 и вокруг произрастает большое количество зелёных насаждений, это даёт детям возможность выбрать в качестве объекта наблюдения дерево как на территории ДОУ, так и в лесном массиве – естественной среде обитания данных растений.
Таким образом, мы считаем, что организация с детьми экологических мини-исследований (в частности, наблюдений и опытов, связанных с деревьями ближайшего окружения) позволит создать условия для формирования субъектной позиции ребёнка-дошкольника 5-7 лет, а также будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему и экологически-целесообразного поведения в природной среде.
В ЦРР №2 созданы все условия для проведения серии природоохранных акций силами детей, родителей и воспитателей. Педагогами обобщены опыты работы по реализации деятельностного подхода к экологическому воспитанию дошкольников.
Концептуальные основы проекта.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, реализуемой в ДОУ, основной целью экологического воспитания детей называется формирование экологической культуры. Для этого рекомендуется организовывать занятия, наблюдения, экскурсии, опытническую деятельность и т.д. При этом подчёркивается важность развития детской активности в данных видах деятельности. Работу по знакомству с деревьями в старшем дошкольном возрасте предлагается осуществлять в комплексе с работой по другим направлениям экологического воспитания.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта в содержании экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение. Автор подчёркивает, что оба этих аспекта реализуются при условии активности самих дошкольников. Знакомство с растениями (и деревьями в частности) рекомендуется осуществлять в процессе познания детьми экологических законов природы – жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.
Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на становление начал экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (на основе формирования целостного взгляда на природу и место человека в ней). Знакомство детей с деревьями предлагается осуществлять в рамках блока «Растения» в процессе совместной со взрослыми практической деятельности (наблюдений, опытов, игр и т.д.). При этом подчёркивается, что экологическое воспитание должно быть тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умений сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе.
Таким образом, все вышеперечисленные авторы отмечают необходимость стимулирования детской активности, становления субъектности дошкольника в процессе экологического воспитания. Распределение содержания данного направления воспитательно-образовательной работы различно, но нам кажется целесообразным в старшем дошкольном возрасте осуществлять взаимодействие с детьми (в том числе и экологическое воспитание) в рамках блочного планирования. Это обусловлено особенностями развития мотивационной сферы, началом формирования произвольности внимания и памяти детей 5-7 лет (дошкольники этого возраста способны удерживать значимый мотив и осуществлять интересную для них деятельность в течение 2-4 недель). Важной нам кажется и позиция Н.А. Рыжовой, связанная с необходимостью развития эмоциональной сферы ребёнка в процессе экологического воспитания. Мы считаем, что в силу свойственного дошкольнику антропоморфизма (наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, растений, предметов) ребёнку 6-го, 7-го года жизни проще будет принять дерево в качестве живого объекта при условии его «очеловечивания» (сравнения ребёнком дерева с собой по внешним признакам, по потребностям, по «душевному состоянию»). Необходимость такого «очеловечивания» деревьев объясняется ещё и тем, что у растений признаки живого (на основании которых у детей и формируется отношение к природным объектам как к живым существам) выражены не столь ярко, как у животных, птиц, насекомых, поэтому деревья, кусты, цветы воспринимаются дошкольниками как неживые объекты, не требующие к себе особенно бережного отношения.
В связи с этим, целью своего проекта мы видим – организацию совместной детско-взрослой исследовательской деятельности в природе, в процессе которой у дошкольников 6-го года жизни сформируется осознанно-бережное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. Обозначенная цель отвечает приоритетному познавательно-речевому направлению деятельности детского сада и соответствует миссии ДОУ – обеспечение каждому ребёнку условий для всестороннего развития, формирования готовности к самостоятельному познанию окружающего мира через развитие познавательной активности и овладение средствами и способами познавательной деятельности.
Для реализации данной цели мы формулируем следующие задачи:
Организовать цикл детских экологических мини-исследований и природоохранных акций, связанных с деревьями ближайшего природного окружения
Вовлечь родителей воспитанников в проведение мини-исследований в роли помощников и консультантов или организаторов самостоятельных семейных исследований
Отследить влияние проведённой работы на формирование осознанно-бережного отношения к деревьям
В результате реализации данных задач можно будет добиться того, что:
Удошкольников сформируются исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети 6-го года жизни совместно со взрослым смогут анализировать проблемную ситуацию, осуществлять целеполагание, выбирать пути реализации цели, фиксировать и представлять получившиеся результаты).
У детей старшей группы расширяться представления о разнообразии деревьев и их отличительных особенностях – высоте, толщине ствола, строении кроны, особенностях листьев и коры (это можно будет отследить по результатам диагностических опросов детей)
Большинство детей будут воспринимать деревья как живые объекты, сопереживать им и стремиться создать для них благоприятные условия обитания (сочувствовать «страдающим» деревьям, окапывать их, сгребать под ствол листву и снег, не ломать ветки, не рвать листья, совместно со взрослым «лечить» сломанные ветки, принимать участие в акциях по охране деревьев)
У детей сформируется интерес к исследованию деревьев, будет проявляться инициатива по наблюдению за ними, дошкольники будут запоминать и самостоятельно находить интересную информацию о деревьях в детских энциклопедиях, телепередачах, Интернете (с помощью родителей)
В роли активных участников исследований вовлечь родителей воспитанников.
Описание проекта: реализация намеченных задач.
Проект реализуется детьми, воспитателями и родителями старших групп.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (апрель – май)
Диагностика представлений детей о деревьях, отношения к ним, степени заинтересованности детей данной темой, наблюдение за поведением детей по отношению к деревьям на прогулке.
Информирование родителей о проекте, определение роли родителей в данном проекте («помощники», продолжающие и дополняющие исследование, начатое в группе, или организаторы самостоятельного семейного мини-исследования)
Выбор с детьми деревьев – объектов наблюдений и исследований. Дети каждой из двух групп выбирают по 2-3 дерева на территории детского сада или в ближайшем лесу.
Подготовка материалов и приобретение оборудования.
II этап – основной (сентябрь – 10 декабря)
Алгоритм реализации мини-исследований в рамках основного этапа проекта:
Постановка перед детьми проблемного вопроса или вопроса, требующего рассуждения, с целью мотивации детей на мини-исследование и совместное с воспитателем целеполагание предстоящей деятельности.
Беседа с детьми, направленная на совместный с педагогом отбор содержания мини-исследования. Обсуждение с родителями степени их участия в данном мини-исследовании.
Проведение цикла целевых прогулок, наблюдений, игр-экспериментов, бесед-рассуждений (в соответствии с определённым детьми и воспитателем содержанием) с целью поиска ответа на поставленный ранее проблемный вопрос (в том числе с участием родителей)
Фиксация детьми и воспитателем результатов наблюдений в виде схем, рисунков, рассказов, фотографий, видеозаписей. Презентация результатов мини-исследования детьми, родителями в форме самодельных книг или газет, компьютерных презентаций, любительских видеорепортажей.
Важным условием реализации основного этапа проекта является постоянное побуждение детей к сравнению себя и дерева по внешним признакам, по потребностям, по способам взаимодействия с окружающим, с целью активизации эмоций дошкольников и формирования умений сочувствовать и сопереживать окружающим объектам живой природы, оказывать им практическую помощь (в соответствии с возможностями дошкольников).
Структура II этапа исследования:
«Мы и деревья похожи друг на друга» (детские мини-исследования, направленные на сравнение людей и деревьев по внешним признакам; по признакам живого; формирование у детей отношения к деревьям, как к живым объектам), «Мы готовимся к зиме и деревья тоже» (сравнение способов приспособления к сезонным изменениям человека и деревьев, «помощь» деревьям в подготовке к зиме) (срок реализации блока средина августа – начало октября)
«Мы разные и деревья разные» (наблюдения, опыты, беседы, направленные на осознание детьми внешних отличий между людьми (рост, возраст, цвет кожи, глаз и т.д.) и между деревьями разных видов (цвет, качество поверхности, запах коры, листьев; толщина, высота ствола; разнообразие семян и т.д.). Дальнейшее осознание детьми того, что деревья – живые объекты, требующие нашей заботы. Продолжение работы по освоению детьми способов защиты деревьев (срок реализации - октябрь)
«Мы умеем дружить, можем радоваться, грустить и деревья тоже» (обсуждение детьми образа дерева в сказках, мультфильмах, детских художественных фильмах (с предварительным просмотром), в художественных картинах; определение «настроения» деревьев в этих произведениях; обсуждение «настроения» деревьев ближайшего окружения, обсуждение способов «порадовать» их – оказать посильную практическую помощь; проведение серии акций, направленных на создание благоприятных условий для ближайших деревьев) (срок реализации – ноябрь – середина декабря)
III этап - заключительный. (10-19 декабря)
Проведение диагностики детей с целью выявления изменений в представлениях дошкольников о деревьях, познавательного интереса к ним, изменений в поведении дошкольников в природной среде.
Анкетирование родителей, принявших участие в проекте, с целью выяснения их мнения о результатах и значении проекта.
Анализ полученных диагностических данных, подведение итогов реализации проекта, составление отчёта.
Обсуждение с воспитателями, детьми, родителями перспектив дальнейшего развития данного проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...
Экологический проект "Цветы вокруг нас"
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Экологический проект. «Мир вокруг нас» программа для маленьких исследователей. ( для детей 5-7 лет)
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем д...
Экологический проект «Природа вокруг нас»
Экологический проект...
Экологический проект «Деревья вокруг нас»
Экологический проект " Деревья вокруг нас"...
Экологическая викторина «Природа вокруг нас»
Цель: обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Задачи:× продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном...
Экологический проект «Цветы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...