Предоставление педагогического опыта
материал

В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. В современном обществе эта проблема стоит очень остро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

      Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. В современном обществе эта проблема стоит очень остро. Ведь здоровье детей – будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические, медицинские. Одна из таких причин: невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своё дитя, усердно лечим, когда оно болеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т.е. выработке правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

     

       Условия формирования опыта.  Работая уже много лет детском саду мной было замечено противоречие между традиционным подходом к организации ЗОЖ детей и необходимостью нахождения более эффективных форм и методов оздоровления дошкольников. В процессе поиска новых форм и методов оздоровительной направленности, а также изучив научную литературу, я решила, что необходимо создание целенаправленной системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей-дошкольников через использование нетрадиционных методик оздоровления. Этими методиками являются: восточная гимнастика, точечный массаж (по А.А. Уманской), дыхательная гимнастика, офтальмотренаж, релаксационная гимнастика.  Я предположила, что образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно - развивающей среды.

      Теоретическая база опыта. Такое понятие как «нетрадиционные методики оздоровления» появилось сравнительно недавно и за несколько лет стало достаточно распространенным. Это фундамент физического и психологического здоровья, возможность выплеснуть накопившуюся энергию, освоение жизненно необходимых умений и навыков.

Мной была подобрана и изучена научно-метолическая литература по теме: авторские программы и рекомендации Кудрявцева В.П., Егорова Б.Б., Лазарева М.Л., Волошиной Л.Н. и отдельных педагогов в рамках рубрики «Школа здоровья» журнала «Обруч». А также получена консультативная помощь сотрудников физкультурно-оздоровительного диспансера.

Данные авторы ориентируют педагогов на поиск наиболее эффективных, новых форм работы по оздоровлению детей.

     

      Технология опыта : В соответствии с Законом «Об образовании детей в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:

- Как возможно наиболее эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

- Как максимально развивать интерес к двигательной активности, потребности в ЗОЖ?

 Ответить на эти вопросы мне помогло внедрение в образовательный процесс нетрадиционных методик оздоровления.

Для обеспечения наибольшей результативности применения нетрадиционных методик оздоровления я придерживалась основных принципов:

- Доступность (учет возрастных особенностей, адаптированность материала к возрасту);

- Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);

- Последовательность (от простого - к сложному);

- Наглядность (учет особенностей мышления);

- Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности);

-Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком);

      Работая с детьми предполагала различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ через использование нетрадиционных методик оздоровления.    Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.

Восточная гимнастика.

а)Хатха-йога – комплекс состоит из пятнадцати постепенно

усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка

чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Она представляет собой

интеграцию древней гимнастики и ЗОЖ с современной точки зрения.

Идеально подходит для использования с детьми дошкольного возраста, т.к. в

ней отсутствует психологическая часть йоги-медитация.

б)ДО-инь – данный вид восточной гимнастики ориентируется на

ослабленных детей, сочетая комплекс движений для мышц и суставов с

элементами самомассажа, с ярко выраженным тонизирующим эффектом.

Задачи восточной гимнастики: укрепление иммунной системы,

мышечной ткани и суставов, коррекция осанки, верхнего плечевого пояса.

Упражнения мной используются в системе утренней гимнастики. Они не

требуют специальных атрибутов и пособий. Выполняются сидя на полу по-

турецки или сидя на стуле, босиком или в легких носочках. Комплекс

разучивается поэтапно, без музыкального сопровождения. Сложность

состоит в координации и согласовании движений разных частей тела.

Точечный массаж (по А.А.Уманской) – является профилактическим

видом гимнастики. Точечный массаж основан на стимуляции биологически

активных точек, расположенных в разных частях тела и связанных почти со

всеми органами.

Задачи точечного массажа: улучшение работы органов дыхания,

защитить организм от простудных заболеваний, повысить сопротивляемость

инфекционным заболеваниям, нормализация вегетососудистого тонуса.

Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои

собственные лекарства, такие как интерферон, которое очень часто намного

эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо

выполнять по порядку, массируя точку за точкой.

Точечный массаж рекомендуется проводить перед занятиями,

предварительно проведя пальчиковую гимнастику.

Дыхательная гимнастика

а) Звуковая гимнастика Е.Н.Лобанова- разновидность дыхательной

гимнастики, которая состоит из специальных упражнений, связанных с

произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго

определенным способом. Начинается гимнастика с обязательного

выполнения 2 упражнений: очистительного вздоха – «п, ф, т, р» и закрытого

стона «ммм».

Задачи звуковой гимнастики: при произнесении звуков вибрация

голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и тем самым

способствует профилактике бронхита.

б) Дыхательная гимнастика по Б.С.Толкачеву – способствует

ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые

связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречные противотоком

воздуха, который поступает в легкие при сжатии грудной клетки.

Задачи дыхательной гимнастики по Б.С.Толкачеву: научить правильно

дышать, защитить от различных заболеваний верхних дыхательных путей,

ОРЗ.

Проводится в первой части утренней гимнастики, а также в виде

физкультминутки на занятиях, во время утренней прогулки, включая

мышечные упражнения.

Офтальмотренаж – специальная гимнастика для глаз используется для

профилактики утомления детей, близорукости как возможного последствия

зрительной нагрузки и замедления ее прогрессирования.

Задачи офтальмотренажа: оказать благоприятное влияние на организм,

на общий тонус, способствовать тренировке подвижности центральной

нервной системы, снять зрительное и психо-эмоциональное напряжение

Релаксационная гимнастика – упражнения на расслабление и

напряжение отдельных групп мышц. Эти упражнения положительно влияют

на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе.

Проводится в сочетании с воздушными ваннами. Проводится перед сном.

Задачи релаксации: добиться от детей при выполнении упражнений

автоматически включаться в работу, научиться расслабляться.

      Занятия с использованием нетрадиционных методик оздоровления мной проводятся ежедневно, начиная со средней группы. Нетрадиционные методики оздоровления использую во всех видах деятельности.

      Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Сотрудничество с родителями и их просвещение - необходимые элементы оздоровительной работы в ДОУ.

      Родители приняли активное участие в обсуждении вопроса

использования нетрадиционных методик оздоровления. Мной было

проведено анкетирование родителей, которое показало, что данное

направление в оздоровительной работе с детьми полностью поддерживается

родителями. Благодаря помощи родителей в образовательном учреждении

подготовлено необходимое оборудование для работы по нетрадиционным

методикам, тщательно продумана система занятий. Особое внимание уделяю

педагогическому просвещению родителей, используя при этом

разнообразные формы работы:

- совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ;

- участие в Неделе Семьи «Если хочешь быть здоров;

- проведение совместного мероприятия «День здоровья»;

- организация дней семейных увлечений «Что умею сам-научу детей»

(в вечернее время);

- беседы с родителями, проведение консультаций.

- оформление папки-раскладушки «Нетрадиционные методики оздоровления».

      Смысл оздоровительных методик заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

      Как результат проводимой мною работы, дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, интерес. Я стала замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И самое главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребенка. Результаты убеждают в правильности выбранных мер в совершенствовании оздоровительной работы.

      Анализ результативности опыта: Проводя сравнительный анализ данных диагностики ежегодно, мной выявлена положительная динамика уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологий в оздоровительную работу в ДОУ.

   По итогам наблюдений педагогов и родителей дети стали увереннее в себе, организованнее и выносливее. У детей появилась гордая осанка, в движениях свобода и непринужденность, появилась естественность и разнообразие в жестикуляциях и позах, радостное выражение лица.

      Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации оздоровительных мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического здоровья воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли максимально снизить статический компонент в режими дня воспитанников, а также способствовать повышению двигательной активности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

       Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы.

      Материалы опыта  опубликован на сайте педагога в Социальной сети работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru).

      Трудности и проблемы при использовании данного опыта. На мой взгляд, трудности и проблемы в использование конкретного опыта заключаются в том, что воспитатель сам должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями о нетрадиционных методиках оздоровления и применять их в работе с детьми дошкольного возраста. Он должен  обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

Эту проблему можно  решать  посредствам участия в обучающих семинарах, в мастер-классах; использованием информационно-коммуникативных технологий  для  самообразования.

     Адресные рекомендации по использованию опыта.  Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам в  работе по оздоровлению детей дошкольного возраста, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, где дети воспринимают и чувственно познают мир, двигаются, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий с использованием элементов нетрадиционного оздоровления, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.

Конспект НОД в подготовительной группе «Изучаем свой организм» с применением нетрадиционных методик оздоровления

Цель:

- формирование у детей четкой мотивации на здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. Познакомить детей с главными внутренними органами: сердце, легкие, желудок.
  2. Развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно важным органам: сердцу, легким, желудку.
  3. Сформировать представление о главной ценности жизни – здоровье. Воспитывать бережное отношение к себе.
  4. Развивать выразительную речь, мышление, память, внимание.

Структура НОД

Этапы НОД

Краткое содержание

Время

1

Организационный момент

Подготовка к занятию группы.

2 мин.

2

Основная часть:

1)Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности.

 

3)Физкультминутка.

4)Продолжение раскрытия содержания нового материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности.

Кинезиологическая гимнастика

Вводная беседа.

Беседа с пояснением нового материала. Повторение пройденного материала.

Дыхательное упражнение «Цветок распускается»

Самомассаж «Лобик – бобик»

Проведение опыта

Вопросы к детям.

26 мин.

3

Заключительная часть

Обобщающая игра «Можно ли это делать?»

2 мин.

Ход образовательной деятельности

Дети подготовительной группы заходят в зал, здороваются с гостями и встают в круг.

Кинезиологическая гимнастика (улучшает работу мозга, мыслительную деятельность)

                       Покачаем головой – неприятности долой

                       Покиваем головой – чтобы был в душе покой

                       Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри

                       Все мы любим танцевать, руки, ноги поднимать.

-А теперь пройдем, сядем за столы.

- Ребята, сегодня мы поговорим о нас, о людях, о том, как устроен человек. Чтобы ходить, есть, совершать какие-то действия, человеку приходится затрачивать много усилий.

- Но сегодня мы поговорим о внутренних органах человеческого организма.

Самым главным органом у нас является сердце. С самого нашего рождения оно не перестает трудиться. Поэтому работу сердца можно сравнить с работой мотора.

-Вы наверно, думаете, что ваше сердце похоже на то, которое нарисовано на коробках с конфетами, поздравительных открытках?

- На самом деле оно совсем другое. Посмотрите на экран и вы в этом убедитесь.

- Сердце перекачивает нашу кровь. От него она движется по сосудам-трубочкам по всему телу и разносит полезные вещества, которые важны для нас. Сердце находится с левой стороны нашего туловища, в грудной клетке.

- Давайте найдем то место, где можно почувствовать удары сердца.

- Посмотрите на экран и вы увидите как бьется наше сердце. У детей сердце бьется немного быстрее, у взрослых – медленнее. Регулярные занятия физкультурой и подвижные игры укрепляют его. А если сидеть целыми днями без движения, ничего не делать, то рано или поздно сердце перестанет хорошо работать. Когда вы отдыхаете или спите, ваше сердце тоже отдыхает и бьется медленнее.

- Вот несколько правил. Соблюдайте их, чтобы сохранить свое сердце здоровым:

1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте в подвижные игры.

2. Если больны, лежите в постели сколько велел врач.

Физминутка

Прошу всех встать и то, что скажу выполнять.

Дышите…не дышите…

Наклонитесь…улыбнитесь.

На «один-два» быстро сядьте, на «три-четыре» быстро встаньте

Наклонитесь впроаво, влево и вдохните глубоко.

- Ребята, а как вы думаете, какой внутренний орган отвечает за дыхание?

- Правильно, легкие.

- Посмотрите на экран, как выглядят легкие.

- Легкие, как сердце, постоянно работают, только они перегоняют воздух. Когда мы дышим, то вдыхаем и выдыхаем воздух. Легких у нас два – правое и левое. Находятся они внутри грудной клетки. Когда мы делаем вдох легкие наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (показ на экране).

Дыхательное упражнение «Цветок распускается»

- Наши легкие работают и днем и ночью, всю нашу жизнь. А чтобы легким легче дышалось, воздух должен быть свежим и чистым

- Существует много способов укрепить легкие. Вот некоторые из них:

1. Старайтесь как можно меньше дышать загрязненным воздухом. Такой воздух вреден для легких, особенно, когда дышим постоянно, из года в год.

2. Используйте любую возможность пойти в парк или на берег реки, в лнс и подышать свежим воздухом.

3. Старайтесь меньше простужаться - инфекция может проникнуть в легкие.

4. И сейчас, пока вы маленькие дайте себе слово, что никогда не будете курить, когда вырастите. Курение очень вредно для легких.

- Ребята, а вы знаете, откуда к нам в кровь поступают полезные вещества?

- Они поступают вместе с пищей, которую мы едим.

- А как пища попадает к нам внутрь? А что дальше? Ответы.

- У вас на столе находится по одному кусочку яблока. Возьмите его и поместите в рот. Что вы начинаете делать сначала? Ответы.

- Сначала мы жуем, потом глотаем. И вот дальше яблоко опускается в пищевод, а потом в желудок.

- Желудок напоминает мешок, внутри него может поместиться много пищи и жидкости. Чтобы желудок был здоров, никогда не болел, мы должны придерживаться нескольких правил:

1. Никогда не ешьте грязными руками.

2. Мойте овощи и фрукты перед едой.

3. Ешьте только полезную пищу.

                               Самомассаж

Лобик – бобик

Ушки – непослушки

Носик – абрикосик

Горлышко – колоколнышко

Грудки – прибаутки

Животик – бегемотик

Ручки – крылышки

Ножки – топотушки

- Сегодня мы познакомились с главными органами нашего организм. С какими? Ответы.

- Чтобы все эти органы были здоровы, мы должны позаботиться о своем организме.

- Чтобы сердце было здоровым, мы должны заниматься физкультурой, играть в подвижные игры. Чтобы легкие были здоровы мы не должны дышать загрязненным воздухом, больше бывать в лесу, в парке. Чтобы желудок не болел мы должны мыть руки перед едой, есть только чистые овощи и фрукты.

                    Игра «Можно ли делать это?»

- А теперь посмотрите на доску и скажите, на какой орган может повлиять изображение на данной картине (ребенок к доске)

- Посмотрите, у каждого на столе конверт. В нем разрезанные картинки.

Соберите их и скажите, какой орган у кого получился? Работаем в парах. Кто быстрее соберет, поднимает руку.

- Вот ребята, сколько мы узнали сегодня о значимости наших внутренних органов. А когда вы пойдете в школу, то там узнаете еще больше и о других жизненно важных органах нашего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивная культура ДОУ (предоставление накопленного опыта на заседании городского методического объединения)

Выступление на третьем заседании городского методического объединения "Реализация концепции инклюзивного образования" по теме "Инклюзивная культура". Предоставлен накопленный опыт ...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

Предоставление педагогического опыта

Презентации, защитное слово к презентации....

Предоставление педагогического опыта

Предоставление педагогического опыта...

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.Мастер-класс для студентов и педагогов МПГУ кафедры «Дошкольная педагогика»

Открытый показ для студентов и педагогов МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА- "Сохранение народных традиций в системе дошкольного образования"14.03.2024 На мастер-кла...

Предоставление педагогического опыта на ГМО

Предоставление педагогического опыта на ГМО по теме: "Совместное создание маркеров игрового пространства, как одна из форм работы с родителями по развитию игровой деятельности"...

презентация Предоставление педагогического опыта «Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Предоставление педогагического опыта по теме сказкотерапия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста...