Предоставление педагогического опыта по развитию речи
методическая разработка (младшая группа)

Нефедьева Анна Юрьевна

Предоставление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 г.СЛЮДЯНКА

Опыт работы Нефедьевой Анны Юрьевны

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

через разные виды деятельности»

 .
   

   

2023г.

     Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка.
И очень хорошо, когда помогает в становлении речи ребенку воспитатель и родитель в сотрудничестве друг другом.
   Успехи в овладении языком достигаются при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

   И не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела. Ребенок проводит много времени  за компьютером, телевизором  пренебрегая живому общению. Родителям  удобно, что ребенок не задает лишних вопросов, не требует объяснений.

    И в этом случае  педагог берет на себя основную роль в общении с детьми. Педагог должен помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи.
  Набрав группу раннего возраста и проведя диагностику, я обнаружила проблему, низкий уровень речевой активности детей.

    В своей работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста  я  поставила цель и задачи:

  Цель:

- Организовать работу по речевой культуре, чтобы детям было интересно и в то же время, работа была эффективной.
 Создать условия для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных игровых форм и методов.

Задачи:
- Провести анализ методической литературы по данной теме;
- Создать условия для развития речевой активности детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, используя различные методы и приемы;
- Привлечь родителей к созданию благоприятных условий, для развития речевой активности  дома.

     Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это - расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

Свою работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста  я разделила на несколько направлений:
1. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;
2. Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики;
3. Овладение  двигательными умениями и навыками, при участии речи;
4. Обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата по средствам  игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр.

5. Развитие  связной речи детей методом моделирования (мнемотехника)

6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.

7. Взаимодействие с родителями  по теме: «Развитие речи детей

младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

      В своей работе я использовала методы: словесные, наглядные, практические.
Формой организации детей я использовала как специально организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи.

1.Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
     Неправильное  произношение  детей в первую очередь обусловлены,  недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги. Однообразные движения и положения органов речи быстро вызывают утомление. Поэтому требуется очень частая смена новых, еще неавтоматизированных артикуляций, что обеспечивает работоспособность.

    Поэтому для развития артикуляционного аппарата детей мною была разработана картотека игр и упражнений. Я их использовала как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. В своей работе, я использовала  пособие: «Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.М Косиновой.
     Неправильное дыхание детей ртом, также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.
     Так же в  своей работе по развитию речевого дыхания я использую авторские тренажоры: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Пчелка полетела», «Паучок и паутинка», «Божья коровка на листочке», «Мыльные пузыри», «Разноцветные вертушки» и другие упражнения, они способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
2.Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.
   Мелкая моторика рук является эффективным методом развития речи детей. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

     В своей работе по формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики я использую:

- методики Сергея и Екатерины Железновых: «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Капуста», «Автобус»,  «У жирафа пятна, пятна..»,

-детские песни с движениями

 А.Ярановой. «Где же наши ручки?», «Где же наши глазки?», «Руки мыть, руки мыть, нужно каждый день»

М.Ю.Картушиной «Логоритмика для малышей»: «Здравствуйте ладошки»

-картотеку пальчиковые игры по лексическим темам;

- игры ходилки (пальчиками)

     Работу по формированию у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики использую  во время  ООД:

- в  организационной части занятия;

- как часть сюжета;

- артикуляционная и дыхательная гимнастика,пальчиковые игры,  физкультминутки-неотъемлнмая часть организованной образовательной деятельности.

    А так же, в совместной деятельности в течение дня. Упражнения стараюсь  подбирать так, чтобы в них прослеживалась тематика недели.

    Тексты упражнений – это подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
      На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: крышечки, природный материал: шишки, орехи, каштаны; мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с разноцветными камешками , прищепками, для развития движений хорошим средством является  пальчиковый театр, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.
    Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова; искать клад в песке.. Во время игр моя задача,  организовать общение ребенка: воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
3.  Овладение  двигательными умениями и навыками, при участии речи.
   Учеными  доказано,  чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Если ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Каждое формирование движений происходит при участии речи.

     Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи  ( и опыта работы) являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, просыпательная гимнастика, подвижные игры.

Во время  двигательной деятельности дети вместе с  педагогом  проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия  способствуют музыка и стихотворные строчки. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст, проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко.

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста, я использую подвижные игры , например,  «Пузырь», «Каравай», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Раз, два, три, беги!», «Путешествие колобка»,  «Паровоз с остановками»  и др.
4. Обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата по средствам  игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр.
     Организовывая с детьми  театрализованные игры, игры-драматизации воспитатель решает  важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает выразительность  и интонацию соответствующие характеру героев, их поступков, стараются говорить четко, чтобы его все поняли, входит в роль выбранного героя.
   Игры детей с предметами – сюжетная игра.  Игра в телефон,  ребенок, используя игрушку, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Организовывая сюжетно-ролевую игру, например, «Дочки-матери», «Напои куклу чаем», «Мы шоферы»  воспитатель решает важную задачу всех компонентов устной речи, убаюкай куклу, готовим обед, угощаем куклу, рассказываем о правилах движения.
    Игры-драматизации - это особые игры, в младшем дошкольном возрасте   ребенок разыгрывает знакомый сюжет, в игре превращается в актера, такие игры ребенок никогда не играет молча. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом,  самостоятельность мышления. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
  В младшем дошкольном возрасте детям легко драматизируются любимые народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др.

      Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
     Повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
5.  Развитие  связной речи детей методом моделирования (мнемотехника) 

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

     К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

     В своей работе я использую метод моделирования – «Алгоритм одевания»,  «Раздевания», «Умывания», «Мой стул, кровать, шкаф, полотенце».  Как любая методика, работа по  мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому мы с детьми учимся работать   с простейшими мнемоквадратами  по знакомым р.н.с «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др, что вызвало большой интерес у детей.

    Я считаю, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств.

   6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.

     Мультипликация –  нновационный подход в развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Мною подобрана картотека советских мультфильмов:  «Кораблик», «Под грибом», «Мама для Мамонтенка», «Колобок», «Пропал Петя петушок», «Дора, дора Помидора», «Петушок золотой гребешок», «Живая игрушка», «Гуси – Лебеди», «Кто сказал «Мяу» и др.

    Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения, оказывают положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 

    В ходе просмотра мультфильма  дети вовлечены и заинтересованы, их увлекает сюжетная линия. Материал, рассказанный знакомыми персонажами, запоминаеться лучше и вызывает эмоциональную отзывчивость.

    У многих детей в ходе просмотра мультфильма или после него возникало желание поделиться своими  впечатлениями, обсудить поступки и характеры

мультипликационных героев, и, в первую очередь, с воспитателем и  сверстниками. Это объясняем тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми детям хочется поделиться. Если детям что – то не понятно,  они стремятся получить объяснение  от воспитателя или товарища, желают, чтобы им прокомментировали отдельные события и ответили на возникшие вопросы.

     После проведения комплекса занятий с использованием мультфильмов у детей были выявлены положительные тенденции в развитии  связной речи.

    Таким образом, предложенную систему работы по развитию речи дошкольников с использованием мультипликационных фильмов можно считать эффективной и рекомендовать для практического использования воспитателям  дошкольных учреждений.

      7. Взаимодействие с родителями  по теме: «Развитие речи детей

младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

      С целью повышения компетентности родителей в развитии речевой культуры была проведена следующая работа с родителями:
   Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать»

    Консультация « Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей». 

    Консультация  «Развиваем речь детей»

   Консультация «Как обогащать речевой опыт малыша в повседневном общении с ним  дома»

  Консультация «Роль песни с движениями в развитие речи дошкольников».

  Памятка «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».

  Подготовила и провела родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Что? Зачем? Каким образом?»
Проанализировав проведенную работу с помощью педагогической диагностики, можно сделать вывод, что ребенок 3-х лет:
-
Использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками;
-Способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
-Использует вербальные и невербальные средства в общении с взрослыми и сверстниками.
-Способен построить небольшой связный рассказ с помощью педагога.
-Способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей с помощью воспитателя.
-С помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
-Способен эмоционально реагировать на произведение.
-Способен импровизировать с помощью воспитателя знакомые сказки, потешки, песенки,стихи и рассказы.

 - Способен,  адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей.
   Мой опыт работы показывает, что активизация речи детей младшего дошкольного  возраста осуществляется в разных видах деятельности.

    Важно помнить, что для этого необходимо обогащать и активизировать   детей, используя разные методы и приемы работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощарять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.      

    Начатую работу по развитию речевой активности планирую продолжать и в средней группе.

«Достигает тот, кто делает» - утверждают мудрецы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение педагогического опыта по развитию речи"

В материале представлен опыт работы с дошкольниками над развитием речи. Какие используются виды деятельности и какие результаты были аолучены в итоге....

Обобщение педагогического опыта по развитию речи с использованием пескотерапии.

Игры по развитию речи, в которые можно играть в песке....

Предоставление педагогического опыта

В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. В современном обществе эта проблема стоит очень остро....

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

Предоставление педагогического опыта

Презентации, защитное слово к презентации....

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.Мастер-класс для студентов и педагогов МПГУ кафедры «Дошкольная педагогика»

Открытый показ для студентов и педагогов МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА- "Сохранение народных традиций в системе дошкольного образования"14.03.2024 На мастер-кла...

Предоставление педагогического опыта на ГМО

Предоставление педагогического опыта на ГМО по теме: "Совместное создание маркеров игрового пространства, как одна из форм работы с родителями по развитию игровой деятельности"...