Предоставление педагогического опыта
методическая разработка (младшая группа)

Нефедьева Анна Юрьевна

Предоставление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 г.СЛЮДЯНКА

Опыт работы Нефедьевой Анны Юрьевны

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

через разные виды деятельности»

 .
   

   

2023г.

     Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка.
И очень хорошо, когда помогает в становлении речи ребенку воспитатель и родитель в сотрудничестве друг другом.
   Успехи в овладении языком достигаются при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

   И не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела. Ребенок проводит много времени  за компьютером, телевизором  пренебрегая живому общению. Родителям  удобно, что ребенок не задает лишних вопросов, не требует объяснений.

    И в этом случае  педагог берет на себя основную роль в общении с детьми. Педагог должен помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи.
  Набрав группу раннего возраста и проведя диагностику, я обнаружила проблему, низкий уровень речевой активности детей.

    В своей работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста  я  поставила цель и задачи:

  Цель:

- Организовать работу по речевой культуре, чтобы детям было интересно и в то же время, работа была эффективной.
 Создать условия для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных игровых форм и методов.

Задачи:
- Провести анализ методической литературы по данной теме;
- Создать условия для развития речевой активности детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, используя различные методы и приемы;
- Привлечь родителей к созданию благоприятных условий, для развития речевой активности  дома.

     Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это - расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

Свою работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста  я разделила на несколько направлений:
1. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;
2. Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики;
3. Овладение  двигательными умениями и навыками, при участии речи;
4. Обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата по средствам  игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр.

5. Развитие  связной речи детей методом моделирования (мнемотехника)

6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.

7. Взаимодействие с родителями  по теме: «Развитие речи детей

младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

      В своей работе я использовала методы: словесные, наглядные, практические.
Формой организации детей я использовала как специально организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи.

1.Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
     Неправильное  произношение  детей в первую очередь обусловлены,  недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги. Однообразные движения и положения органов речи быстро вызывают утомление. Поэтому требуется очень частая смена новых, еще неавтоматизированных артикуляций, что обеспечивает работоспособность.

    Поэтому для развития артикуляционного аппарата детей мною была разработана картотека игр и упражнений. Я их использовала как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. В своей работе, я использовала  пособие: «Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.М Косиновой.
     Неправильное дыхание детей ртом, также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.
     Так же в  своей работе по развитию речевого дыхания я использую авторские тренажоры: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Пчелка полетела», «Паучок и паутинка», «Божья коровка на листочке», «Мыльные пузыри», «Разноцветные вертушки» и другие упражнения, они способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
2.Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.
   Мелкая моторика рук является эффективным методом развития речи детей. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

     В своей работе по формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики я использую:

- методики Сергея и Екатерины Железновых: «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Капуста», «Автобус»,  «У жирафа пятна, пятна..»,

-детские песни с движениями

 А.Ярановой. «Где же наши ручки?», «Где же наши глазки?», «Руки мыть, руки мыть, нужно каждый день»

М.Ю.Картушиной «Логоритмика для малышей»: «Здравствуйте ладошки»

-картотеку пальчиковые игры по лексическим темам;

- игры ходилки (пальчиками)

     Работу по формированию у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики использую  во время  ООД:

- в  организационной части занятия;

- как часть сюжета;

- артикуляционная и дыхательная гимнастика,пальчиковые игры,  физкультминутки-неотъемлнмая часть организованной образовательной деятельности.

    А так же, в совместной деятельности в течение дня. Упражнения стараюсь  подбирать так, чтобы в них прослеживалась тематика недели.

    Тексты упражнений – это подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
      На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: крышечки, природный материал: шишки, орехи, каштаны; мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с разноцветными камешками , прищепками, для развития движений хорошим средством является  пальчиковый театр, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.
    Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова; искать клад в песке.. Во время игр моя задача,  организовать общение ребенка: воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
3.  Овладение  двигательными умениями и навыками, при участии речи.
   Учеными  доказано,  чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Если ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Каждое формирование движений происходит при участии речи.

     Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи  ( и опыта работы) являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, просыпательная гимнастика, подвижные игры.

Во время  двигательной деятельности дети вместе с  педагогом  проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия  способствуют музыка и стихотворные строчки. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст, проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко.

    В работе с детьми младшего дошкольного возраста, я использую подвижные игры , например,  «Пузырь», «Каравай», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Раз, два, три, беги!», «Путешествие колобка»,  «Паровоз с остановками»  и др.
4. Обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата по средствам  игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр.
     Организовывая с детьми  театрализованные игры, игры-драматизации воспитатель решает  важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает выразительность  и интонацию соответствующие характеру героев, их поступков, стараются говорить четко, чтобы его все поняли, входит в роль выбранного героя.
   Игры детей с предметами – сюжетная игра.  Игра в телефон,  ребенок, используя игрушку, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Организовывая сюжетно-ролевую игру, например, «Дочки-матери», «Напои куклу чаем», «Мы шоферы»  воспитатель решает важную задачу всех компонентов устной речи, убаюкай куклу, готовим обед, угощаем куклу, рассказываем о правилах движения.
    Игры-драматизации - это особые игры, в младшем дошкольном возрасте   ребенок разыгрывает знакомый сюжет, в игре превращается в актера, такие игры ребенок никогда не играет молча. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом,  самостоятельность мышления. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
  В младшем дошкольном возрасте детям легко драматизируются любимые народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др.

      Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
     Повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
5.  Развитие  связной речи детей методом моделирования (мнемотехника) 

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

     К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

     В своей работе я использую метод моделирования – «Алгоритм одевания»,  «Раздевания», «Умывания», «Мой стул, кровать, шкаф, полотенце».  Как любая методика, работа по  мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому мы с детьми учимся работать   с простейшими мнемоквадратами  по знакомым р.н.с «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др, что вызвало большой интерес у детей.

    Я считаю, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств.

   6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.

     Мультипликация –  нновационный подход в развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Мною подобрана картотека советских мультфильмов:  «Кораблик», «Под грибом», «Мама для Мамонтенка», «Колобок», «Пропал Петя петушок», «Дора, дора Помидора», «Петушок золотой гребешок», «Живая игрушка», «Гуси – Лебеди», «Кто сказал «Мяу» и др.

    Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения, оказывают положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 

    В ходе просмотра мультфильма  дети вовлечены и заинтересованы, их увлекает сюжетная линия. Материал, рассказанный знакомыми персонажами, запоминаеться лучше и вызывает эмоциональную отзывчивость.

    У многих детей в ходе просмотра мультфильма или после него возникало желание поделиться своими  впечатлениями, обсудить поступки и характеры

мультипликационных героев, и, в первую очередь, с воспитателем и  сверстниками. Это объясняем тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми детям хочется поделиться. Если детям что – то не понятно,  они стремятся получить объяснение  от воспитателя или товарища, желают, чтобы им прокомментировали отдельные события и ответили на возникшие вопросы.

     После проведения комплекса занятий с использованием мультфильмов у детей были выявлены положительные тенденции в развитии  связной речи.

    Таким образом, предложенную систему работы по развитию речи дошкольников с использованием мультипликационных фильмов можно считать эффективной и рекомендовать для практического использования воспитателям  дошкольных учреждений.

      7. Взаимодействие с родителями  по теме: «Развитие речи детей

младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

      С целью повышения компетентности родителей в развитии речевой культуры была проведена следующая работа с родителями:
   Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать»

    Консультация « Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей». 

    Консультация  «Развиваем речь детей»

   Консультация «Как обогащать речевой опыт малыша в повседневном общении с ним  дома»

  Консультация «Роль песни с движениями в развитие речи дошкольников».

  Памятка «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».

  Подготовила и провела родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Что? Зачем? Каким образом?»
Проанализировав проведенную работу с помощью педагогической диагностики, можно сделать вывод, что ребенок 3-х лет:
-
Использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками;
-Способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
-Использует вербальные и невербальные средства в общении с взрослыми и сверстниками.
-Способен построить небольшой связный рассказ с помощью педагога.
-Способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей с помощью воспитателя.
-С помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
-Способен эмоционально реагировать на произведение.
-Способен импровизировать с помощью воспитателя знакомые сказки, потешки, песенки,стихи и рассказы.

 - Способен,  адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей.
   Мой опыт работы показывает, что активизация речи детей младшего дошкольного  возраста осуществляется в разных видах деятельности.

    Важно помнить, что для этого необходимо обогащать и активизировать   детей, используя разные методы и приемы работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощарять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.      

    Начатую работу по развитию речевой активности планирую продолжать и в средней группе.

«Достигает тот, кто делает» - утверждают мудрецы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предоставление педагогического опыта

В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. В современном обществе эта проблема стоит очень остро....

Инклюзивная культура ДОУ (предоставление накопленного опыта на заседании городского методического объединения)

Выступление на третьем заседании городского методического объединения "Реализация концепции инклюзивного образования" по теме "Инклюзивная культура". Предоставлен накопленный опыт ...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

Предоставление педагогического опыта

Презентации, защитное слово к презентации....

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.Мастер-класс для студентов и педагогов МПГУ кафедры «Дошкольная педагогика»

Открытый показ для студентов и педагогов МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА- "Сохранение народных традиций в системе дошкольного образования"14.03.2024 На мастер-кла...

Предоставление педагогического опыта на ГМО

Предоставление педагогического опыта на ГМО по теме: "Совместное создание маркеров игрового пространства, как одна из форм работы с родителями по развитию игровой деятельности"...