Предоставление педагогического опыта по развитию речи
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №6 г.СЛЮДЯНКА
Опыт работы Нефедьевой Анны Юрьевны
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
через разные виды деятельности»
.
2023г.
Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка.
И очень хорошо, когда помогает в становлении речи ребенку воспитатель и родитель в сотрудничестве друг другом.
Успехи в овладении языком достигаются при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.
И не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела. Ребенок проводит много времени за компьютером, телевизором пренебрегая живому общению. Родителям удобно, что ребенок не задает лишних вопросов, не требует объяснений.
И в этом случае педагог берет на себя основную роль в общении с детьми. Педагог должен помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи.
Набрав группу раннего возраста и проведя диагностику, я обнаружила проблему, низкий уровень речевой активности детей.
В своей работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста я поставила цель и задачи:
Цель:
- Организовать работу по речевой культуре, чтобы детям было интересно и в то же время, работа была эффективной.
Создать условия для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных игровых форм и методов.
Задачи:
- Провести анализ методической литературы по данной теме;
- Создать условия для развития речевой активности детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, используя различные методы и приемы;
- Привлечь родителей к созданию благоприятных условий, для развития речевой активности дома.
Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это - расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.
Свою работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста я разделила на несколько направлений:
1. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;
2. Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики;
3. Овладение двигательными умениями и навыками, при участии речи;
4. Обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата по средствам игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр.
5. Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника)
6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.
7. Взаимодействие с родителями по теме: «Развитие речи детей
младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
В своей работе я использовала методы: словесные, наглядные, практические.
Формой организации детей я использовала как специально организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи.
1.Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.
Неправильное произношение детей в первую очередь обусловлены, недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги. Однообразные движения и положения органов речи быстро вызывают утомление. Поэтому требуется очень частая смена новых, еще неавтоматизированных артикуляций, что обеспечивает работоспособность.
Поэтому для развития артикуляционного аппарата детей мною была разработана картотека игр и упражнений. Я их использовала как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. В своей работе, я использовала пособие: «Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.М Косиновой.
Неправильное дыхание детей ртом, также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.
Так же в своей работе по развитию речевого дыхания я использую авторские тренажоры: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Пчелка полетела», «Паучок и паутинка», «Божья коровка на листочке», «Мыльные пузыри», «Разноцветные вертушки» и другие упражнения, они способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
2.Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики.
Мелкая моторика рук является эффективным методом развития речи детей. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
В своей работе по формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики я использую:
- методики Сергея и Екатерины Железновых: «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Капуста», «Автобус», «У жирафа пятна, пятна..»,
-детские песни с движениями
А.Ярановой. «Где же наши ручки?», «Где же наши глазки?», «Руки мыть, руки мыть, нужно каждый день»
М.Ю.Картушиной «Логоритмика для малышей»: «Здравствуйте ладошки»
-картотеку пальчиковые игры по лексическим темам;
- игры ходилки (пальчиками)
Работу по формированию у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики использую во время ООД:
- в организационной части занятия;
- как часть сюжета;
- артикуляционная и дыхательная гимнастика,пальчиковые игры, физкультминутки-неотъемлнмая часть организованной образовательной деятельности.
А так же, в совместной деятельности в течение дня. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них прослеживалась тематика недели.
Тексты упражнений – это подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: крышечки, природный материал: шишки, орехи, каштаны; мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с разноцветными камешками , прищепками, для развития движений хорошим средством является пальчиковый театр, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.
Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова; искать клад в песке.. Во время игр моя задача, организовать общение ребенка: воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
3. Овладение двигательными умениями и навыками, при участии речи.
Учеными доказано, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Если ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Каждое формирование движений происходит при участии речи.
Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи ( и опыта работы) являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, просыпательная гимнастика, подвижные игры.
Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст, проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста, я использую подвижные игры , например, «Пузырь», «Каравай», «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Раз, два, три, беги!», «Путешествие колобка», «Паровоз с остановками» и др.
4. Обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата по средствам игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр.
Организовывая с детьми театрализованные игры, игры-драматизации воспитатель решает важные задачи совершенствования всех компонентов устной речи. Ребенок усваивает выразительность и интонацию соответствующие характеру героев, их поступков, стараются говорить четко, чтобы его все поняли, входит в роль выбранного героя.
Игры детей с предметами – сюжетная игра. Игра в телефон, ребенок, используя игрушку, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Организовывая сюжетно-ролевую игру, например, «Дочки-матери», «Напои куклу чаем», «Мы шоферы» воспитатель решает важную задачу всех компонентов устной речи, убаюкай куклу, готовим обед, угощаем куклу, рассказываем о правилах движения.
Игры-драматизации - это особые игры, в младшем дошкольном возрасте ребенок разыгрывает знакомый сюжет, в игре превращается в актера, такие игры ребенок никогда не играет молча. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, самостоятельность мышления. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
В младшем дошкольном возрасте детям легко драматизируются любимые народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др.
Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
Повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
5. Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В своей работе я использую метод моделирования – «Алгоритм одевания», «Раздевания», «Умывания», «Мой стул, кровать, шкаф, полотенце». Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому мы с детьми учимся работать с простейшими мнемоквадратами по знакомым р.н.с «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др, что вызвало большой интерес у детей.
Я считаю, что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети младшего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств.
6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.
Мультипликация – нновационный подход в развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Мною подобрана картотека советских мультфильмов: «Кораблик», «Под грибом», «Мама для Мамонтенка», «Колобок», «Пропал Петя петушок», «Дора, дора Помидора», «Петушок золотой гребешок», «Живая игрушка», «Гуси – Лебеди», «Кто сказал «Мяу» и др.
Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения, оказывают положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В ходе просмотра мультфильма дети вовлечены и заинтересованы, их увлекает сюжетная линия. Материал, рассказанный знакомыми персонажами, запоминаеться лучше и вызывает эмоциональную отзывчивость.
У многих детей в ходе просмотра мультфильма или после него возникало желание поделиться своими впечатлениями, обсудить поступки и характеры
мультипликационных героев, и, в первую очередь, с воспитателем и сверстниками. Это объясняем тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми детям хочется поделиться. Если детям что – то не понятно, они стремятся получить объяснение от воспитателя или товарища, желают, чтобы им прокомментировали отдельные события и ответили на возникшие вопросы.
После проведения комплекса занятий с использованием мультфильмов у детей были выявлены положительные тенденции в развитии связной речи.
Таким образом, предложенную систему работы по развитию речи дошкольников с использованием мультипликационных фильмов можно считать эффективной и рекомендовать для практического использования воспитателям дошкольных учреждений.
7. Взаимодействие с родителями по теме: «Развитие речи детей
младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
С целью повышения компетентности родителей в развитии речевой культуры была проведена следующая работа с родителями:
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать»
Консультация « Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
Консультация «Развиваем речь детей»
Консультация «Как обогащать речевой опыт малыша в повседневном общении с ним дома»
Консультация «Роль песни с движениями в развитие речи дошкольников».
Памятка «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».
Подготовила и провела родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Что? Зачем? Каким образом?»
Проанализировав проведенную работу с помощью педагогической диагностики, можно сделать вывод, что ребенок 3-х лет:
-Использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками;
-Способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
-Использует вербальные и невербальные средства в общении с взрослыми и сверстниками.
-Способен построить небольшой связный рассказ с помощью педагога.
-Способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей с помощью воспитателя.
-С помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
-Способен эмоционально реагировать на произведение.
-Способен импровизировать с помощью воспитателя знакомые сказки, потешки, песенки,стихи и рассказы.
- Способен, адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей.
Мой опыт работы показывает, что активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности.
Важно помнить, что для этого необходимо обогащать и активизировать детей, используя разные методы и приемы работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощарять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.
Начатую работу по развитию речевой активности планирую продолжать и в средней группе.
«Достигает тот, кто делает» - утверждают мудрецы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение педагогического опыта по развитию речи"
В материале представлен опыт работы с дошкольниками над развитием речи. Какие используются виды деятельности и какие результаты были аолучены в итоге....

Обобщение педагогического опыта по развитию речи с использованием пескотерапии.
Игры по развитию речи, в которые можно играть в песке....
Предоставление педагогического опыта
В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. В современном обществе эта проблема стоит очень остро....

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.Мастер-класс для студентов и педагогов МПГУ кафедры «Дошкольная педагогика»
Открытый показ для студентов и педагогов МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА- "Сохранение народных традиций в системе дошкольного образования"14.03.2024 На мастер-кла...
Предоставление педагогического опыта на ГМО
Предоставление педагогического опыта на ГМО по теме: "Совместное создание маркеров игрового пространства, как одна из форм работы с родителями по развитию игровой деятельности"...