Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Я здоровье сберегу…!"
рабочая программа (подготовительная группа)
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_zdorove_beregu.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
"Я здоровье сберегу…!"
Цели и задачи Программы:
Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей дошкольного возраста, сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и использованию полученных знаний на практике.
Задачи программы:
- сформировать у детей представление о позитивных факторах, влияющих на их здоровье;
- научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить детей выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать у детей представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать у детей представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать детям представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
- дать детям представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
- обучить детей элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать у детей потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;
- организовать просветительскую работу с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- вовлекать родителей воспитанников в совместную работу по привитию необходимых практических навыков и умений здорового образа жизни;
- сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Принципы Программы.
В основу Программы положены принципы:
- Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
- Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
- Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания Программы.
- Принцип системности позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
- Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, воспитатель всеми доступными средствами способствует формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к игровой, творческой, трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту достижений в каждом виде деятельности.
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка Программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Рациональная организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников | |||||
1. | Составление расписания занятий, учебного плана. | Сентябрь | воспитатель подготов-ной к школе группы | ||
2. | Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД, ТБ, ОБЖ | 1 раз в квартал | воспитатель | ||
3. | Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья | В течение года | воспитатель | ||
Воспитание культуры здоровья участников образовательного процесса | |||||
1. | Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе занятий физической культурой, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе дополнительного образования, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью) | В течение года | воспитательВоспитатели | ||
2. | Преемственность со школой по вопросам, связанных с воспитанием культуры здоровья. | В течение года | Воспитатели и учителя нач классов | ||
3. | Просветительская работа с родителями (лекции, беседы, индивидуальные консультации и т.п.) | В течение года | Воспитатели | ||
Создание условий для обеспечения безопасного здоровьесберегающего процесса | |||||
1 | Соблюдение санитарно-гигиенических требований, санитарно-гигиенического состояния во всех помещения согласно санитарным правилам и нормам действующих СанПиН. | В течение года | Все сотрудники, кто посещает школу | ||
2 | Обеспечение постоянного контроля состояния помещений Учреждения, исправность электрических розеток, наличие аптечек, инструкции и журналов по охране труда | В течение года | РСП | ||
3 | Проведение занятий с детьми, педагогическими, техническими работниками и другим обслуживающим персоналом по изучению правил обеспечения безопасности; проведение тренингов по действиям в чрезвычайных ситуациях | В течение года | РСПВоспитатели | ||
4 | Отработка действий коллектива в подготовительной школе в чрезвычайных ситуациях | Ежегодно | РСП | ||
Развитие физической и двигательной активности воспитанников. | |||||
1 | Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании | Ежедневно | ВоспитателиМузыкальный руководитель | ||
2. | Мониторинг (диагностика) уровня и состояния здоровья для выявления детей групп риска | ежеквартально | медсестра | ||
3 | Дополнительное образование | В течение года | Воспитатели | ||
Использование воспитательного потенциала совместной и самостоятельной деятельности воспитанников | |||||
1. | Планирование работы по формированию здоровьесберегающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФГТ. | При планирова-нии работы на год | РСПвоспитатель | ||
2. | Ведение пропаганды ЗОЖ среди детей и родителей. | В течение года | Воспитатели | ||
Организация работы с родительской общественностью | |||||
1. | Организация информационной поддержки родителей через систему родительского всеобуча | В течение года | РСП Воспитатели Специалисты | ||
2. | Индивидуальные консультации | В течение года | Воспитатели | ||
3. | Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов и экскурсий совместно с родителями. | В течение года | Воспитатели инструктор по ФИЗО | ||
4. | Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей | По мере необходимости | воспитатель | ||
Организация совместной деятельности с внешней социокультурной средой | |||||
1. | Совместная деятельность с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ . | При планировании работы на год | РСПвоспитатель | ||
Традиционные мероприятия по формированию культуры безопасного здорового образа жизни | |||||
1. | Ежедневные мероприятия: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные упражнения и подвижные игры, спортивные упражнения, гимнастика пробуждения. | Ежедневно | ВоспитателиВоспитатели | ||
2. | Образовательная деятельность по ФК | Три раза в неделю | Воспитатели | ||
3. | Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей | Ежедневно | Воспитатели | ||
4. | Дни здоровья | В течение года | Воспитатели | ||
5. | Мама, папа, я – спортивная семья! | В течение года | Воспитатели | ||
6. | Спортивные соревнования«Веселые старты» | В течение года | Воспитатели | ||
7. | Спортивные игры, игры – эстафеты, катание на лыжах | В течение года | Воспитатели | ||
8. | Совместная деятельность с детьми по профилактике ЗОЖ, ДДТТ. | В течение года | Воспитатели | ||
9. | Неделя безопасности дорожного движения | Ежеквартально | воспитатель Воспитатели | ||
10. | Участие в городских спортивных мероприятиях | Май | Инструктор по ФИЗО |
Формы работы с детьми
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
|
| Условия:
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Название технологии | Определение | Особенности методики проведения |
Физкультурная минутка | Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла | В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин. |
Подвижные и спортивные игры | Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений; Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования | Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения
В ДОУ используются элементы спортивных игр |
Пальчиковая гимнастика | Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук | Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами |
Артикуляцион ная гимнастика | Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти | Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении |
Бодрящая гимнастика | Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений | Формы проведения: на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин. |
Гимнастика для глаз | Упражнения для снятия глазного напряжения
| Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога |
Дыхательная гимнастика | Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Стретчинг | Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи,2 раза в неделю. Проводит руководитель физ. воспитания |
Ритмопластика | Система физических упражнений, выполняемых под музыку., способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувства ритма и пластики | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин. Проводит руководитель физ. воспитания, муз работник, хореограф |
Релаксация | Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) | В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Проводит воспитатель, руководитель физ. воспитания или психолог
|
Технологии эстетической направленности | Эмоциональное благополучие ребенка | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
|
Гимнастика ортопедическая | Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Гимнастика корриги- рующая | Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц | Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников
Программаформирования культуры здорового и безопасногообраза жизни воспитанников...
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2018-2019 учебный год»
Программа работы с родителями...
РП по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Здоровички"
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»
Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2021-2022 учебный год
Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № ...