«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2019-2020 учебный год»
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка»
Протокол от «29» августа 2019 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ
«Детский сад № 79 «Соловушка»
от «29» августа 2019 г. № 68/1-адм.
Программа
формирования культуры здорового образа
жизни у дошкольников 4-5 лет средней группы № 2 «Радуга» воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка»
города Смоленска
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
воспитатель
Максимова Т.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Стр. | |
п/п | ||
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы | 4 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.4. | Значимые для разработки и реализации программы | 6 |
характеристики | ||
1.5. | Планируемые результаты освоения программы | 14 |
2. | Содержательный раздел | 16 |
2.1. | Содержание работы по реализации программы | 16 |
2.1.1. | Работа с детьми | 17 |
2.1.2. | Работа с педагогами | 24 |
2.1.3. | Работа с родителями (законными представителями) | 24 |
2.2. | Показатели сформированности представлений о здоровом | 25 |
образе жизни у дошкольников | ||
3. | Организационный раздел | 28 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение программы | 28 |
3.2. | Обеспечение методическими материалами и средствами | 29 |
обучения и воспитания | ||
3.3. | Режим дня | 30 |
3.4. | Особенности традиционных событий, праздников, | 32 |
мероприятий | ||
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 35 |
3.6 | Система оценки результатов освоения программы | 38 |
4. | Список литературы | 39 |
2
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников - это комплексная программа формирования знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших проблем жизни современного общества. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
- современных условиях развития общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, гигиены, охраны здоровья. Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения в систему дошкольного образования. В связи с этим оздоровительная работа в детском саду опирается на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации
профилактических мероприятий, создании определенных здоровьесберегающих условий.
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в детском саду, возрастных особенностях детей в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);
3
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 28564;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2019-2020 учебный год.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание здорового ребенка, формирование у родителей, педагогов, обучающихся культуры здорового образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.
Задачи программы:
- Профилактика простудных заболеваний.
- Сохранить и укрепить здоровье детей;
- Формировать устойчивую привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;
- Развиватьфизические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
- Формировать потребность к реализации здорового образа жизни;
- Формировать правильную осанку и предупреждение плоскостопия;
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и интерес к активной двигательной деятельности.
- Создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
- Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
- Формировать осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.
- Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами.
- Оказывать помощь семье в воспитании детей и их адаптации к жизни в социуме.
4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к инструктору по физической культуре, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию.
Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает триединство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра);
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура.
Использование разнообразных принципов способствует эффективному решению образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они
5
реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.
Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.
Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются
- ситуации чистого общения.
- этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и
6
мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.
- этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д.
Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д. Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.
- возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на
7
сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Ребенок 4-5 лет чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.
Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.
- игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Ребенок:
- развиты культурно-гигиенические действия: самостоятельно мыть руки
- мылом по мере необходимости, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканчиком для полоскания рта, следить, чтобы все вещи находились в чистоте, самостоятельно готовиться к еде и после нее, выполнять все требуемые процедуры, сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи, тарелки, хлебницу);
8
- сформированы навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, есть аккуратно, бесшумно пережевывать пищу, умеет пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо, хорошо поласкать рот после еды;
- помогать взрослому в уборке посуды со стола;
- садиться за стол с вымытыми руками, причесанным и опрятным, не шуметь;
- развиты навыки ухода за кожными покровами,
- умение выбирать одежду согласно сезону,
- положительно относиться к сверстникам, проявлять милосердие к родным и близким;
- владеет навыками поведения на улице и дома;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Педагоги:
- обеспечивают здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;
- совершенствуют компетенции в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры здорового образа жизни, физического развития;
- расширяют знания и умения по использованию разнообразных форм взаимодействия с детьми.
Родители (законные представители):
- совершенствуют знания в области здорового образа жизни;
- активно участвуют в образовательной деятельности и формировании у детей основ культуры здорового образа жизни.
Срок реализации программы Срок реализации программы 1 год.
Мониторинг результативности работы воспитателя по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников в 2019-2020 учебном году проводится 2 раза в год: сентябрь 2019 г.; апрель 2020 г.
9
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы включает различные виды деятельности, совокупность которых способствует формированию у детей основ культуры здорового образа жизни, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника. Программа ориентирована на детей имеющих, различные группы здоровья. Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
2.1. Содержание работы по реализации программы
Программа реализуется через следующие направления:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями (законными представителями)
10
2.2. Работа с детьми
Цель: создание максимально эффективных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы в группе
№ | Содержание | Время | |
п/п | проведения | ||
1. | Оптимизация режима | ||
1. | Коррекция оптимального двигательного режима исходя из индивидуальных особенностей детей | Ежедневно | |
2. | Организация двигательного режима | ||
1. | Утренняя гимнастика | Ежедневно | |
2. | Дыхательная гимнастика; | Ежедневно | |
Подвижные игры; | |||
Физминутки; | |||
Релаксация; | |||
Гимнастика после дневного сна; | |||
Музыкальное сопровождение режимных моментов; | |||
музыкальное оформление фона образовательной деятельности; | |||
Самостоятельная двигательная активность | |||
3. | Подвижные игры и упражнения на прогулке: | Ежедневно | |
индивидуальная работа по развитию движений | |||
4. | Индивидуальная работа: | Ежедневно | |
беседы; | |||
игровая деятельность | |||
5. | Физкультурные досуги | 1 раз в месяц | |
3. | Закаливание | ||
11 |
1. | Соблюдение воздушного и температурного режима: | Ежедневно | |
воздушные ванны (в облегченной одежде); | |||
солнечные ванны; | |||
световоздушные ванны | |||
4. | Взаимодействие с семьей | ||
1. | Консультации: | В течение | |
о функциональных изменениях организма в данном возрастном периоде; | года | ||
о видах и пользе закаливания в данном возрастном периоде; | |||
о пользе движений | |||
2. | Рекомендации: | В течение | |
по организации активного отдыха с детьми в летний оздоровительный период; | года | ||
по профилактике заболеваний; | |||
по обеспечению безопасных условий жизни ребенка дома | |||
3. | Индивидуальные беседы с родителями (законными представителями) по вопросам укрепления и | В течение | |
сохранения здоровья детей | года | ||
12
2.2.1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Средняя группа (дети 4-5 лет)
Задачи:
- Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
- Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
- Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
- Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
- Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
- Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
- Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
- Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
2.2.2. Содержание работы по формированию здоровьесберегающей компетентности у дошкольников
Привитие у дошкольников стойких КГН Задачи:
- Прививать стойкие культурно-гигиенические навыки.
- Продолжать повышать требования к качеству самостоятельно выполненных культурно-гигиенических действий, добиваться точного и четкого их выполнения, их правильной последовательности.
- Продолжать формировать привычку всегда быть опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослого их устранять.
- Формировать навыки культуры поведения за столом.
Для успешного решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков используем ряд приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр; обучающих игровых ситуаций, систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, сочетание
13
игрового, словесного и наглядного методов обучения с использованием специальных наборов материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразных сюжетных картинок. Для обучения детей последовательности выполнения трудовых действий, связанных с самообслуживанием, используются пооперационные карты.
Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому одним из методов воспитания здорового образа жизни является метод гигиенического практикума. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и т.д. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ. Проведение игровой программы «Чистые руки», целью которой является показать, как правильно мыть руки; доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда их обязательно следует мыть.
Беседа-практикум «Правила ухода за телом» посвящается знакомству детей с основными правилами мытья тела, рук и уходу за волосами. Детям предлагается картинка, на которой изображены опрятные, аккуратно одетые девочка и мальчик, поясняется, что все дети должны быть такими чистыми и постоянно заботиться о себе, затем дети рассматривают кожу на своих руках. Затем воспитатель рассказывает
- необходимости купаться, напоминает правила ухода за телом, предлагает практически закрепить эти правила, решает вместе с детьми ситуацию «Мытье рук». Внесение в группу кукол, у которых болят зубы, «лечим» их, имитируя доктора Айболита, а затем вместе с детьми учим «пациентов» правильно чистить зубы. Дети с помощь зеркала рассматривают зубы. Опираясь на прошлый опыт детей (у кого болели зубы, как это было неприятно, как была расстроена мама, как страшно было идти к доктору) даем мотивированное представление о необходимости ежедневно чистить зубы.
Еженедельные беседы:
- «Личная гигиена»;
- «Надо, надо умываться»;
- «Наши верные друзья»;
- «Опасно ли быть неряхой»;
- «Знаешь ли ты правила поведения за столом»;
- «Чистота – залог здоровья»;
- «Когда я ем»;
- «Одежда и здоровье».
Все навыки по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима стараемся найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Стихотворения, загадки, рассказы – загадки, физкультминутки, игры и игровые упражнения помогают сделать процесс формирования навыков интересным и ненавязчивым. В игре «Мое утро», передавая мяч друг другу, дети рассказывают, что мы делаем утром. Игровое упражнение «Полезно – вредно» закрепляет знания о
14
полезных и вредных привычках. Игра «Оденем куклу на прогулку» способствуют воспитанию в детях опрятности и аккуратности.
Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, правил ухода за ним
Задачи:
1.Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования.
2.Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.
Работая с детьми по данному направлению, изучаем такие темы, как «Тело человека» (строение тела), «Береги свое здоровье» (профилактика травматизма, простудных заболеваний), «Страна волшебная – здоровье», «Сохрани свое здоровье сам», «Мои разведчики и умные помощники» (органы чувств), «Необыкновенная одежда человека» (кожа). Они позволяют ребенку в занимательной форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью.
Игры на формирование правильной осанки - «Едем в зоопарк», «Петушиный шаг». Гимнастика для глаз заключается в основном в фиксации зрения на различных
точках и некоторых движениях глазными яблоками и веками. Для фиксации зрения используются сигнальные метки. Сигнальные метки - картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне — матрешка).
Упражнения:
1.Поищем глазами матрешек на полках. Где матрешка в синем сарафане? А где матрешка в зеленом сарафане? Найдите матрешку в красном сарафане.
2.В гости пришел Петрушка и принес чудесный мешочек. Петрушка показывает детям картинку с изображением игрушки. Дети глазами ищут эту игрушку в окружающей обстановке.
Для профилактики нарушения зрения используются разнообразные игры:
«Моргунчики»
Мы играли, мы читали,
Наши глазки так устали,
Мы немножко поморгаем,
На минуточку замрем
- опять играть начнем. (У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены).
Эти упражнения способствуют профилактике близорукости и дальнозоркости, выполняются легко.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру. Упражнения выполняются стоя, сидя и лежа на спине.
15
Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения «К солнышку», «Гуси», «Паук», «Ворона» и другие.
Формирование элементарных представлений об окружающей среде, ее влиянии на здоровье человека
Одна из задач валеологического образования дошкольников – формирование элементарных представлений об окружающей среде, ее влиянии на здоровье человека. Работа по данному направлению помогает помочь детям понять, что полезно, а что вредно для организма.
Закаливание – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Под закаливанием понимаем повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда болезней является охлаждение.
Цель закаливания – выработать способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды, вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора и постепенным увеличением дозировки такого действия.
На познавательных занятиях, беседах, в играх и упражнениях знакомить детей с полезными и вредными продуктами, показать роль витаминов. Тематика игр и занятий разнообразна («Фрукты полезны взрослым и детям», «Витамины и здоровый организм», «Приятного аппетита», «Какие овощи могут быть полезны для здоровья»). Инсценировка: «Веселые овощи», игры-драматизации: «Витаминная семья» и «Борщ».
Одним из методов, позволяющих дать представление о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека, является элементарное экспериментирование. Детям нравится самостоятельно изучать свойства воздуха и воды, способы очистки воды с помощью фильтров. Закрепить знания о природных факторах закаливания организма помогают познавательные беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Как мы дышим».
Двигательная активность и здоровье
Двигательный режим предусматривает: утреннюю гимнастику; ООД по физическому развитию; спортивные досуги и развлечения; двигательную активность на прогулках; гимнастику после сна; физкультминутки; подвижные игры в течение дня; индивидуальная работа по развитию основных видов движений.
Подвижные игры совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие качества. Проводя игры, учитываем различную степень подвижности ребенка в игре, игры включают различные виды движений (бег, прыжки, метание) и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры («Лягушки и аист», «Кот и мыши», «Гуси», «Наседка и цыплята») и игры с предметами (мячами, обручами).
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна, ее цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и
16
поднять мышечный тонус. Она обычно состоит из 4-5 разминочных упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в кровати, речевых упражнений с движениями.
Дополняется гимнастика ходьбой по «тропе здоровья» в сочетании с закаливающими процедурами.
Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и повышения умственной работоспособности на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха. Физкультурная минутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание, кровообращение («По грибы», «Отдыхаем», «Буратино», «Часы», «Ветер дует нам в лицо»). Пальчиковые игры помогают развить
- ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память, мышление («Ветер и тучка», «Кораблик», «Замок», «Посуда»).
Особую роль в жизни ребенка играет праздник, он является важным событием в жизни маленького человека. Развлечения и досуги – одна из форм организации праздника в повседневной жизни детского сада, целями которой являются: доставить детям удовольствие, развлечь их; обогатить какими-либо впечатлениями; пробудить творческую двигательную активность; закреплять и развивать уже полученные навыки. Формы организации развлечений оздоровительной направленности, ставят своей целью в первую очередь развитие двигательных качеств детей и закрепление знаний о здоровом образе жизни.
Познавательные досуги преследуют цель закрепления знаний, направленных на сохранение здоровья («Путешествие в страну чистоты и здоровья», «У Мишки в гостях»).
Физкультурный досуг, построенный на знакомых подвижных играх или игровых движениях «Весной на спортивной площадке», «Осень в гости к нам пришла». Физкультурный досуг на свежем воздухе «День здоровья», «Веселые старты».
Фольклорный досуг состоит из народных подвижных игр «Экскурсия в огород». Музыкально-театрализованное преставление, в основе которого лежит драматизация литературного произведения «Съедобные и ядовитые грибы». Таким образом, двигательная активность детей в течение дня, влияет на формирование привычки ежедневных физических упражнений, способствует укреплению и сохранению здоровья
Организация работы с родителями по повышению педагогической компетентности о ЗОЖ
Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют положительное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей, которые активно участвуют в оздоровлении своих детей.
17
Активные формы взаимодействия с родителями: Групповое родительское
собрание на тему: «Воспитаем здорового дошкольника».
Цель: Ознакомить родителей с принципами рационального питания с учетом возрастных особенностей; углубить знания родителей о калорийности и энергетической ценности продуктов.
День открытых дверей помогает повысить педагогическую культуру родителей; привлечь их к активному участию в решении организационных задач, определить единые подходы в воспитании дошкольников.
Оформление информационного стенда «Уголок здоровья», спортивный праздник «Всех пап, всех мам приглашаем в гости к нам», открытые занятия по воспитанию потребности к здоровому образу жизни «Помоги Незнайке сберечь здоровье».
Консультации – памятки для родителей предлагаются консультации на темы: «Зарядка дарит бодрость», «Закаливание в летний период», «Для чего нужна гимнастика». «Культурно-гигиенические навыки ребенка», «Рациональное питание», «Воспитание здорового ребенка дошкольного возраста», «Зимний отдых детей на свежем воздухе».
Таким образом, в процессе общения родителей и педагогов, происходит знакомство родителей со специалистами, повышается интерес и активность родителей к воспитанию своих детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.2.3. Создание условий формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников
- Полная реализация (ежедневная) следующей триады:
- оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями).
- Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
18
2.3. Работа с педагогами
Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по формированию культуры здорового образа жизни.
Задачи работы с педагогами:
- Изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, формирования потребности в здоровом образе жизни;
- Внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;
- Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.
2.4. Работа с родителями (законными представителями)
Одним из основных направлений по формированию культуры здорового образа жизни является работа с родителями (законными представителями).
Задачи работы:
- Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);
- Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;
- Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей (законных представителей) знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в домашних условиях;
- Оказывать адресную помощь родителям (законным представителям) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
- Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
- Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада.
Формы работы с родителями:
- Проведение родительских собраний, консультаций;
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по вопросам ЗОЖ;
- Дни открытых дверей;
- Дни Здоровья;
- Выставки семейного творчества по темам здорового образа жизни;
- Открытая образовательная деятельность для родителей (законных представителей).
19
- Совместная образовательная деятельность детей и родителей (законных представителей).
- Организация совместных праздников, досугов, развлечений, прогулок.
2.5. Перспективный план работы по программе в средней группе
на 2019-2020 учебный год
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Ребёнок и | Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье» |
здоровье» | Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» | |
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и | ||
здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о | ||
безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство | ||
взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. | ||
С/рол. игры «Поликлиника», «Больница» | ||
Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях | ||
медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить | ||
объединяться в игре, распределять роли. | ||
Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит» | ||
Анкетирование «Здоровый образ жизни». | ||
Консультация для родителей «Семья и здоровье ребёнка» | ||
Октябрь | «Полезные | Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям» |
продукты» | Цель: Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о | |
пользе фруктов для здоровья человека. | ||
Беседа: «Витамины и полезные продукты» | ||
Дидактические игры «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках | ||
полезные продукты», «Съедобное – несъедобное» | ||
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на | ||
ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать | ||
овощи и фрукты. Формировать первичное знание о съедобных и | ||
несъедобных продуктах | ||
Развлечение: «Вершки и корешки» | ||
Цель: Обеспечить развитие детей классифицировать овощи по | ||
принципу съедобности корня и стебля; развивать внимание, память, | ||
формировать интерес к играм. Способствовать формированию | ||
представлений детей о пользе и вреде еды для организма | ||
С/рол. игра «Овощной магазин», «Угостим куклу чаем» | ||
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру | ||
поведения в общественных местах. Формировать умение правильно | ||
сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами | ||
Чтение Ю. Тувим «Овощи», Г. Зайцев «Приятного аппетита» | ||
Продуктивная деятельность Аппликация «Большие и маленькие | ||
яблоки» | ||
Цель: Обеспечить развитие умения наклеивать круглые предметы | ||
Консультация для родителей «Охрана здоровья детей и | ||
формирование в семье культуры здорового образа жизни» | ||
Ноябрь | Личная | Беседы: «Что такое микробы» «Почему они опасны», «Почему надо |
гигиена | соблюдать правило гигиены» Цель: Сформировать представления о | |
20 |
умывание | том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер. | |
каждый день | Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней | |
Дидактические игры «Да здравствует мыло душистое», «Зубки | ||
крепкие нужны зубки белые важны» | ||
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены. | ||
Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, | ||
полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно | ||
ухаживать за зубами и правильно питаться. | ||
Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая | ||
или холодная вода». | ||
Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, | ||
вызвать радость от открытия полученных опытов | ||
4С/р. игры «Искупаем куклу Катю», «Салон красоты» | ||
Цель: Формировать практические умения при умывании и купании | ||
куклы, закреплять знания о предметах личной гигиены | ||
Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» | ||
Консультация для родителей: «Культурно гигиенические навыки | ||
их значения в развитие ребенка» | ||
Декабрь | Наше | Беседа «Наше здоровье зимой», «Правила поведения в д/с», «Как мы |
здоровье | занимаемся физкультурой» | |
Цель: Рассказать о значении физкультурных занятий для здоровья | ||
детей. | ||
Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление | ||
бережно относиться к нему в холодный период года. | ||
Дидактические игры «Покажи мишке, как надо одеваться, чтобы не | ||
простудиться». «Зимние игры и забавы» | ||
«Найди картинку» Цель: закрепить знание названий одежды; | ||
совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону. | ||
Формировать знания у детей зимней одежды и порядок | ||
одевания. Прививать интерес к зимним играм и забавам. | ||
Чтение С. Шукшина «Как беречь нос». С. Михалков «Тридцать | ||
шесть и пять», «Про девочку, которая сама себя вылечила», | ||
Е. Багрян «Маленький спортсмен»; А. Барто «Наступили холода». | ||
Загадки о разных видах спорта | ||
НОД: «Профилактика простудных заболеваний». | ||
Цель: расширять представления о причинах возникновения | ||
инфекционных заболеваний. | ||
С/р. игры «На приеме у врача», «Больница» | ||
Цель: Формировать навык пользования носовым платком, приучать | ||
детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если | ||
кто-нибудь находится рядом. | ||
«Что будет, если…» | ||
Цель: продолжать знакомить детей с назначением одежды, обуви, | ||
головных уборов. Формировать осознанное отношение к | ||
использованию человеком одежды. | ||
Беседа с родителями: «Здоровье ребенка в наших руках». | ||
Январь | Беседы «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Где живут | |
«Витамины и | витамины», «Роль лекарств и витаминов» | |
здоровье» | Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья | |
человека. | ||
21 |
23
2.6. Показатели сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
№ | Критерии | Содержание критерия | Методы, средства диагностики |
Осознанное | 1. Наличие | Дидактические игры по формированию | |
отношение к | представлений о | элементарных представлений о ЗОЖ | |
здоровому | здоровом образе жизни | Создание детского альбома «Здоровый образ | |
образу жизни | жизни» | ||
2. Наличие устойчивой | Беседы: «Чистота – залог здоровья», «Здоровье и | ||
мотивации и потребности | болезнь», «Я и другие люди», «Почему мы | ||
в сохранении своего | двигаемся?». | ||
здоровья и здоровья | Музыкальное сопровождение режимных | ||
окружающих | моментов. | ||
Использование нестандартного оборудования в | |||
спортивно-оздоровительной работе | |||
3. Наличие знаний о | Спортивные досуги. Дидактические игры | ||
организме человека | валеологического содержания: «Чтобы зубы не | ||
болели», «Здоровые уши», «Береги свое горло», | |||
«Будем видеть хорошо» | |||
Развитие | 1. Устойчивость навыков | Беседы цикла «Я – человек». Основное | |
навыков | владения своим телом с | содержание: элементарное строение человека, | |
здорового | целью сохранения | необходимые для жизни условия: воздух, пища, | |
образа жизни | здоровья | тепло | |
2. Овладение навыками | Дыхательная гимнастика в ООД, наблюдение за | ||
правильного дыхания | самостоятельным выполнением детьми | ||
3. Сформированность | Наблюдение за двигательной активностью | ||
потребности в | ребенка, участие в подвижных играх, | ||
двигательной активности | соревнованиях, эстафетах, досугах |
24
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- 1. Материально-техническое обеспечение программы
МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» обеспечивает материально-технические условия реализации программы, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:
– осуществляет все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;
– организовываетучастие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды;
– использует в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
– обновляет содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
– обеспечивает повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогических работников детского сада.
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Направление | Название программ | Ключевые | Дидактическое |
развития | (методических | положения | обеспечение |
разработок) | программ | ||
(методических | |||
разработок) | |||
Физкультурно- | Рунова М.А. Двигательная | Развитие | Спортивное |
оздоровительное | активность ребёнка в | двигательных | оборудование в |
детском саду. | умений и | зале, | |
Физкультурные праздники | физических | на площадке; | |
в детском саду (сценарии | качеств; | подбор | |
спортивных праздников и | воспитание | физических | |
развлечений), Т.Е. | осознанного | упражнений для | |
Харченко | отношения к | формирования | |
Алямовская В.Г. | своему | правильной осанки, | |
Современные подходы к | здоровью; | коррекции | |
оздоровлению детей в | формирование | плоскостопия; | |
28 |
дошкольном | привычки к | комплексы | |
образовательном | здоровому образу | дыхательных | |
учреждении /В.Г. | жизни | гимнастик; | |
Алямовская //Дошкольное | комплексы | ||
образование. | упражнений для | ||
Сборник подвижных игр: | часто | ||
Методическое пособие/ | болеющих детей | ||
Автор-составитель Э.Я. | диагностические | ||
Степаненкова | материалы | ||
В.А. Шишкина «Какая | физического | ||
физкультура нужна детям». | развития детей. | ||
Шарманова С.Б. Роль | |||
родителей в приобщении | |||
дошкольников к здоровому | |||
образу жизни /С.Б. | |||
Шарманова //Управление | |||
ДОУ. | |||
К. Белая «Твоя | |||
безопасность. Как вести | |||
себя дома и на улице». | |||
29
3.3. Режим дня
Режим скорректирован с учетом климата (теплого и холодного периода).
Режим (холодный период) | |||||
Режимные моменты | Время основных режимных моментов в режиме дня | ||||
группы | |||||
Средняя группа | |||||
Утренний прием, | 7.00- 8.25 | ||||
осмотр, игры, утренняя гимнастика | |||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.55 | ||||
Игры, подготовка к ООД | 8.55-9.10 | ||||
Организованная образовательная | 9.10-10.00 | ||||
деятельность (Перерыв -10 мин) | |||||
II завтрак | 10.00-10.10 | ||||
Подготовка к прогулке. | 10.10 -12.10 | ||||
Прогулка | |||||
Возвращение с прогулки, | 12.10-12.20 | ||||
подготовка к обеду | |||||
Обед | 12.20-12.50 | ||||
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50-15.00 | ||||
Постепенный подъем, | 15.00-15.20 | ||||
гигиенические и закаливающие | |||||
процедуры | |||||
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.40 | ||||
Дополнительное образование, | 15.40-16.00 | ||||
самостоятельная деятельность | |||||
детей | |||||
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.00-17.20 | ||||
Возвращение с прогулки, игры | 17.20-17.40 | ||||
Подготовка к ужину, ужин | 17.40-18.10 | ||||
Игры, самостоятельная | |||||
деятельность, подготовка к | 18.10-19.00 | ||||
прогулке, вечерняя прогулка, уход | |||||
детей домой | |||||
СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН | |||||
Режимные моменты | Продолжительность | ||||
режимных моментов | |||||
Прогулка | 4 часа | ||||
Дневной сон | 2ч.10м. | ||||
Организованная образовательная деятельность (в день) | 40 мин | ||||
Количество приемов пищи | 5 | ||||
30 |
Режим (теплый период года)
Режимные моменты | Время основных режимных моментов в режиме | |
дня группы | ||
Средняя группа | ||
Утренний прием на воздухе, | 7.00-8.10 | |
осмотр, игры, утренняя гимнастика | ||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10-8.40 | |
Игры | 8.40-9.30 | |
Подготовка, второй завтрак | 9.35-9.45 | |
Подготовка к прогулке | 9.45-9.55 | |
Прогулка: игры-занятия | 9.55-12.00 | |
(эстетически-оздоровительного | ||
цикла). Закаливание | ||
Возвращение с прогулки | 12.00-12.10 | |
Подготовка к обеду | 12.10-12.20 | |
Обед | 12.20-12.40 | |
Подготовка, дневной сон | 12.40-15.00 | |
Постепенный подъем, | 15.00-15.15 | |
гигиенические и закаливающие | ||
процедуры | ||
Полдник | 15.15-15.25 | |
Игры, самостоятельная | 15.25-15.50 | |
деятельность детей | ||
Подготовка к прогулке | 15.50-16.00 | |
Прогулка | 16.00-17.25 | |
Возвращение с прогулки | 17.25-17.35 | |
Подготовка к ужину, ужин | 17.35-17.55 | |
Игры | 17.55-18.30 | |
Прогулка, уход детей домой | 18.30-19.00 |
СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН
Режимные моменты | Продолжительность режимных |
моментов | |
Прогулка | 4 ч. |
Дневной сон | 2ч.20м. |
Организованная образовательная деятельность (в | 40 мин |
день) | |
Количество приемов пищи | 5 |
31
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
- основе построения воспитательно-образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,
- учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей (законных представителей).
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к:
•явлениям нравственной жизни ребенка
•окружающей природе
•миру искусства и литературы
•традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
•событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка
•сезонным явлениям
•народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.
Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.
32
Календарно-тематическое планирование в средней группе
на 2019-2020 учебный год
Месяц | Период | Тема | Цель | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | 1 02.09 – 06.09 | «Здравствуй, детский сад» | Адаптация детей к условиям новой группы. Формирование интереса к труду сотрудников детского сада, о детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним. Оценка индивидуального развития детей | Педагогическая диагностика Профилактическая акция «Внимание! Дети! Дорога!» |
2 09.09 – 13.09 | «Краски осени» | Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях осенью | Спортивное развлечение «Веселые старты» | |
3 16.09 – 20.09 | «Все профессии нужны, все профессии важны!» | Формирование представлений детей о различных профессиях, их значимости; о том, где работают родители, как важен для общества их труд | Выставка поделок-кукол «Мозаика профессий» | |
4 23.09 – 27.09 | «Мой дом, мой город!» | Расширение представлений детей о доме, о городе Смоленске, его истории, интерес к прошлому и настоящему. Развитие творческих способностей детей | Выставка детских рисунков «Мой любимый город Смоленск» | |
Октябрь | 1 30.09 – 04.10 | «Я в мире человек» | Расширение представлений детей о себе, своей семье. Формирование положительной самооценки, представлений о родственных отношениях в семье | Развлечение «В гостях у Осени» |
2 07.10 – 11.10 | «Юные исследователи» | Формирование и расширение представлений детей об познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) | ||
3 14.10 – 18.10 | «Я вырасту здоровым!» | Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье других | Спортивный досуг «День мяча» | |
4 21.10 – 25.10 | «Человек и животный мир» | Формирование представлений детей об окружающем мире. Расширение знаний о животных и птицах, их детенышах, местах обитания | Выставка рисунков «Природа города Смоленска будущего» | |
Ноябрь | 1 28.10 – 01.11 | «День народного единства» | Формирование и расширение знаний детей о стране, государственных праздниках. Воспитание положительных чувств по отношению друг к другу, любви и уважения к другим народам | Волонтерское мероприятие «Добрые дела дошколят» |
2 05.11 – 08.11 | «Неделя добрых дел» | Формирование и расширение представлений детей о народных традициях, о «добре» и «зле». Развитие воображения и творческой активности | Акция «Птицы – наши друзья!» | |
3 11.11 – 15.11 | «Осенние мотивы» | Расширение представлений детей об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального) | Выставка поделок из фетра «Экологическое лукошко» | |
4 18.11 – 22.11 | «День матери» | Развитие у детей социальных представлений о семейных отношениях, традициях, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | Изготовление подарка, сувенира для мамы | |
5 25.11 – 29.11 | «Человек и мир вещей» | Формирование представлений детей об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира | Спортивное развлечение «В гости к Лесовичку» | |
Декабрь | 1 02.12 – 06.12 | «Здравствуй, зимушка, зима!» | Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях зимой, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями зимой. Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения людей зимой | «Экологическая квест-игра с детьми дошкольного возраста» |
2 09.12 – 13.12 | «Права детей» | Формирование и расширение правовых знаний детей, знаний своих обязанностей | Волонтерское мероприятие «Добрые дела дошколят» | |
3 16.12 – 20.12 | «Чудеса под Новый год» | Формирование и развитие представлений детей о празднике - Новый год; расширение представлений о традиционных народных праздниках | Выставка елочных игрушек «Зимние чудеса» | |
4 23.12 – 27.12 | «Зимние забавы» | Формирование и развитие представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, об играх зимой | Новогодний утренник | |
Январь | 2-3 09.01 – 17.01 | «Безопасность окружающего мира» | Формирование и развитие представлений детей об основах безопасного поведения в быту, социуме, природе | Изготовление макета «Улица города» |
4 20.01 – 24.01 | «Музыкальный калейдоскоп» | Формирование и расширение знаний детей о музыке (музыкальные инструменты, великие композиторы, музыкальные произведения и т.д.) | Волонтерское мероприятие «Добрые дела дошколят» | |
5 27.01 – 31.01 | «Веселые старты» | Формирование начальных представлений детей о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Спортивное развлечение «Знатоки дорожной безопасности» | |
Февраль | 1 03.02 – 07.02 | «Удивительные места нашей планеты» | Формирование и расширение представлений детей о видовом разнообразии растительного и животного мира разных климатических зон | Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни у дошкольников |
2 10.02 – 14.02 | «Неделя родного языка» | Формирование интереса к детской литературе, развитие речи как средства общения и культуры, развитие речевого творчества детей | Участие в конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами» | |
3 17.02 – 21.02 | «День защитника Отечества» | Формирование представлений детей о мужчине, как о защитнике, о Российской армии, ее значении | Изготовление подарка, сувенира для папы | |
4 25.02 – 28.02 | «Народные традиции» | Расширение представлений о традиционном народном празднике - Масленица | Выставка поделок к празднику «Веселая Масленица» Развлечение «Проводы Зимы» | |
Март | 1 02.03 – 06.03 | «Праздник 8 Марта» | Формирование и расширение представлений детей о празднике - Международный женский день; воспитание уважения, любви к женщинам, желание помогать им и заботиться о них | Праздник «8 Марта» |
2 10.03 – 13.03 | «Заповедный мир дикой природы» | Формирование представлений детей о дикой природе, заповедниках и их обитателях | Выставка детского рисунка «Природа – это сказка!» | |
3 16.03 – 20.03 | «Театральная неделя» | Формирование представлений детей о театре. Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Сороки | Развлечение «Матушка Весна всем красна» | |
4 23.03 – 27.03 | «Мастера и мастерицы» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие творческих способностей детей (коммуникативная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, художественно-эстетическая деятельность) | Изготовление лепбука «Академия безопасности» | |
Апрель | 1 30.03 – 03.04 | «Народная культура, художественные промыслы и ремесла» | Расширение представлений детей о народной игрушке. Знакомство с устным народным творчеством, с народными художественными промыслами и ремеслами | Волонтерское мероприятие «Добрые дела дошколят» |
2 06.04 – 10.04 | «Я хочу быть космонавтом» | Формирование представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек). Формирование и расширение представлений детей о космосе, жизни космонавтов на космической станции, их труде | Выставка поделок «Космические фантазии» Неделя здоровья Развлечение «К далеким планетам» | |
3 13.04 – 17.04 | «Неделя искусства» | Развитие творческих способностей у детей. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусств в их жанровом многообразии. Оценка индивидуального развития детей. Расширение представлений о традиционном народном празднике - Пасха | Педагогическая диагностика Выставка детских поделок и рисунков «Пасхальные фантазии» | |
4 20.04 – 24.04 | «Тайны третьей планеты» | Формирование представлений детей о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира | ||
5 27.04 – 30.04 | «Неделя безопасности» | Формирование элементарных правил безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях | Выставка рисунков по пожарной безопасности «Чтобы не было беды!» | |
Май | 1 05.05 – 08.05 | «День Победы» | Формирование и расширение представлений детей о празднике - День Победы; воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников | Выставка рисунков «Грозно грянула война…» Спортивный праздник «День Победы!» |
2 13.05 – 15.05 | «Моя семья» | Формирование и расширение представлений детей о своей семье, нормах и правилах поведения в семье; воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, заботливого отношения к ним | Волонтерское мероприятие «Добрые дела дошколят» | |
3 18.05 – 22.05 | «Книжкина неделя» | Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания текстов различных жанров детской литературы. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | Итоговая образовательная деятельность по освоению воспитанниками образовательных программ дошкольного образования | |
4 25.05 – 29.05 | «На пороге лета» | Формирование представлений детей о мире природы, о сезонных изменениях летом, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями летом | Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!» |
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию
различных образовательных программ; учет национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих
принципах:
- Насыщенность;
- Трансформируемость;
- Полифункциональность;
- Вариативной;
- Доступность;
- Безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих развивающей предметно-пространственной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность предметно-пространственной среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность развивающей среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Для обеспечения оптимального двигательного режима в группе имеется физкультурный уголок, который оснащен спортивным оборудованием для самостоятельных занятий. В уголке имеются: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, городки, кегли, кольцебросы; канат, веревочки, ленты, мешочки с песком; предметы-заместители; «дорожки здоровья», тренажеры для профилактики плоскостопия, шапочки для подвижных игр и другое.
Для использования физкультурного оборудования, имеющегося в данном уголке, детям предлагаются наглядные иллюстрации, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь при организации самостоятельной двигательной активности. Уголок здоровья оснащен самодельными тренажерами для коррекции зрения и дыхания, валеологическими играми из серии «Здоровый малыш», познавательными играми – лото, сделана подборка художественной литературы по теме.
Для формирования преставлений о влиянии окружающей среды на здоровье детей, в группе имеется уголок экспериментирования, позволяющий детям самостоятельно проводить элементарные опыты: песок, глина, камни, ракушки, стаканчики и баночки разного размера, мелкие игрушки из разного материала и т.д.
Для организации закаливающих мероприятий имеются индивидуальные стаканчики для полоскания рта, массажные коврики для ходьбы, термометр для определения температуры воздуха.
3.6. Система оценки результатов освоения программы
Критерии | Показатели | Диагностический | Методы | Сроки |
инструментарий | обследования | |||
Формирование | 1.Сформированность | Методика | Наблюдение за | 2 раза в год- |
ценностей | культурно – | «Формирование | детьми при | сентябрь, |
здорового образа | гигиенических | представлений о | выполнении | апрель |
жизни | навыков и умений | здоровом образе | режимных | |
2.Сформированность | жизни у | процессов; | ||
представлений о | дошкольников» | дидактической | ||
своем теле, правилах | И.М. Новикова | игры «Валеология» | ||
ухода за ним | или здоровый | |||
3.Сформированность | малыш» | |||
представлений о | ||||
полезных и вредных | ||||
привычках, факторах | ||||
ЗОЖ |
Педагогическая диагностика сформированности культуры здорового образа жизни у дошкольников
№ п/п | Ф.И. | Сформированность | Сформированность | Сформированность | Итоговый | ||||
ребенка | культурно – | представлений о | представлений о | показатель | |||||
гигиенических | своем теле, | полезных и | по каждому | ||||||
навыков и умений. | правилах ухода за | вредных | |||||||
ним. | привычках, | ||||||||
факторах ЗОЖ | |||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||||
1. | |||||||||
Итоговый | |||||||||
показатель | |||||||||
по группе |
Оценка производится по трехбалльной шкале, где:
1 балл - у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики; ребёнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре.
2 балла – у ребёнка частично сформированы навыки основ безопасности жизнедеятельности, ребёнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы.
3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений, понимает их необходимость для своего здоровья.
39
- Список литературы
- Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.
- №17.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие
– М.; Сфера, 2008.
- Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО,
2003.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
10. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2.
11. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.
40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2018-2019 учебный год»
Программа работы с родителями...
Индивидуальный план профессионального развития Воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132 города Ростова-на-Дону»
Индивидуальный план профессионального развитияВоспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132 города Ростова-на-Дону»...
«План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет воспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на
laquo;План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 летвоспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образо...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2021-2022 учебный год
Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № ...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2022-2023 учебный год
Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № ...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2023-2024 учебный год
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2023-2024 учебный год...