Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»
материал
Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu_i_bezopasnosti.docx | 68.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цель программы: создание в МБДОУ детский сад №10 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности; формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни; обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
1. Поддержка санитарно - гигиенического режима, профилактика травматизма.
2. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Организация работы по профилактике заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы (плоскостопие и нарушение осанки), заболеваний, вызванных вирусными инфекциями.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Формирование у воспитанников убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
5. Работа с педагогами по изучению и внедрению элементов здоровьесберегающих технологий.
6. Диагностика и мониторинг состояния здоровья воспитанников.
7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
8. Выявление и сопровождение (психолого-педагогическое, медико-социальное) детей группы риска.
9. Обеспечение диагностико- коррекционного, психолого- медико- педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Принципы программы:
Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания программы.
Принцип системности позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Здоровый ребенок» представляет собой комплексную программу формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, воспитатель всеми доступными средствами способствует формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к игровой, творческой, трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту достижений в каждом виде деятельности.
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня; возраст детей | Особенности методики проведения |
| ||
1.Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурных занятий, прогулок, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивн6ых игр. |
2.Физкультурные минутки | Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах | Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. |
3.Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой. | Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время. |
4.Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур. |
5.гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшей группы. | Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности. |
6.Закаливание (упражнения после сна) | Ежедневно, начиная с младшего возраста. | Комплексы физкультурных упражнений в спальне и группе. |
7.Динамические паузы | Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2младшей группы. | В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации. |
8.Интегрированные занятия | Последняя неделя каждого месяца | Интеграция содержания различных образовательных области. |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
1.Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. |
2.Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. |
3.Коммуникативные игры | 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
4. Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития |
5.Самомассаж
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
6.Точечный самомассаж
| Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал |
3. Коррекционные технологии | ||
1.Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
2.Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
3.Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме |
4.Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. | Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений |
Формы работы с детьми
Календарно-тематический план (средняя группа)
Срок | Тема | Цели | Содержание | Практическая деятельность |
Сентябрь | «На зарядку становись» «Здоровые зубы- красивая улыбка» | Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. | 1.Рассказ воспитателя 4. Беседа о здоровье полости рта. | Лепка фигуры человека в движении Рисование «На зарядку становись» |
Октябрь | «Времена года» | Расширять знания детей о живой и неживой природе. Совершенствовать навыки разговорной речи. Закреплять представления о характерных признаках времён года. Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей. | 1.Рассказ воспитателя 4.Беседа с детьми | Конструирование, счет, дидактические игры. Материал: наборы геометрических фигур, альбомный лист и карандаш. |
Ноябрь | «По правилам дорожного движения» | Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление открытки – «Светофор». |
Декабрь | «Опасные предметы дома» | Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации. | 1.Рассказ воспитателя | Решение ребусов. |
Январь | «Полезные свойства комнатных растений» | Познакомить детей с полезными свойствами комнатных растений. Научить детей различать комнатные растения. Прививать любовь и бережное отношение к природе. Развивать навыки коллективной работы. | 1.Рассказ воспитателя | Пересадка комнатного растения (коллективное) Проект «Огород на подоконнике» |
Февраль | Пожарная безопасность «Не играй с огнем» | Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление медали – напоминания (номер 01) |
Март | «Добро и зло в нашей жизни» | Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление коллажа «Добрые дела» |
Апрель | «Поможем Буратино запомнить правила безопасности» | Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя | Игра-путешествие «По лесной тропинке» |
Май | «Свежий воздух и вода» | Закрепить знания детей о закаливании. Учить увеличивать защитные свойства организма. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление картины «Солнечный денек» (барельеф) Занятие «Путешествие в страну здоровья» |
Календарно-тематический план (старшая группа)
Срок | Тема | Цели | Содержание | Практическая деятельность |
Сентябрь | «На зарядку становись» «Как ухаживать за телом» | Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. | 1.Рассказ воспитателя 4. Беседа о здоровье нашего тела. | Лепка фигуры человека в движении Рисование «На зарядку становись» |
Октябрь | «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление открытки – предметы гигиены (зуб.щетка, мыло, полотенце, мочалка) |
Ноябрь | «По правилам дорожного движения» | Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление открытки – «светофор». |
Декабрь | «Опасные предметы дома» | Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации. | 1.Рассказ воспитателя | Решение ребусов. |
Январь | «Здоровое питание-это здорово» | Познакомить детей с полезными свойствами продуктов. Научить детей различать вредные и полезные продукты питания. Дать информацию о пользе витаминов. Развивать навыки коллективной работы. | 1.Рассказ воспитателя 3. Чтение рассказа Б.С.Житкова «Цветок» | Дидактические игры, |
Февраль | Пожарная безопасность «Не играй с огнем» | Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление медали – напоминания (номер 01) |
Март | «Добро и зло в нашей жизни» | Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление коллажа «Добрые дела» |
Апрель | «Поможем Буратино запомнить правила безопасности» | Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя | Игра-путешествие «По лесной тропинке» |
Май | «Спорт – это здоровье» | Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. | 1.Рассказ воспитателя | Спортивное развлечение на улице. |
Календарно-тематический план (подготовительная группа)
Срок | Тема | Цели | Содержание | Практическая деятельность |
Сентябрь | «На зарядку становись» «Дорожка здоровья» | Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. | 1.Рассказ воспитателя 3.Разгадывание загадок. 4. Рассматривание иллюстраций. 4. Рисование. | Беседа о пользе зарядки. Рисование «Хорошие поступки» |
Октябрь | «Страна волшебная - здоровье» | Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека. | 1.Рассказ воспитателя 4.Беседа с детьми | Дидактические игры |
Ноябрь | «По правилам дорожного движения» | Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности. | 1.Рассказ воспитателя | Аппликация «На дороге». |
Декабрь | «Мой дом - мой друг» | Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации. | 1.Рассказ воспитателя | На предлагаемых рисунках «Найти опасный предмет». Поставить знак – нельзя самому пользоваться |
Январь | «Распорядок дня» | Познакомить детей с распорядком дня. Привить навыки к различным видам деятельности в течение дня. | 1.Рассказ воспитателя 3. Составление рассказа «Мой режим дня». | Игры, беседа, рисование «Чем можно заняться в течение дня» |
Февраль | Пожарная безопасность «Не играй с огнем" | Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Рассказ воспитателя | Аппликация «Нет пожарам!» |
Март | «Добро и зло в нашей жизни» | Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление коллажа «Добрые дела» |
Апрель | «Поможем Буратино запомнить правила безопасности» | Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя | Игровые упражнения. |
Май | «Осанка - красивая спина» | Учить следить за своим здоровьем. | 1.Рассказ воспитателя 5. Физкультминутки. | Игровые упражнения, дидактические игры. |
Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями, которая заключается в привлечении родительского внимания к здоровому образу жизни в воспитании детей и привитие общечеловеческой культуры. Приобщение родителей к спортивно-оздоровительным мероприятиям, проводимым в МБДОУ.
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей;
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
- изучение и распространение положительного семейного воспитания;
- ознакомление родителей с основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, семинары – практикумы, консультации;
- включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
В работе с родителями использовать следующие формы работы:
- проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;
- анкетирование;
- выпуск информационных листов;
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам;
- дни открытых дверей;
- экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей;
- показ занятий для родителей;
- совместные занятия для детей и родителей;
- круглые столы с привлечением специалистов детского сада;
- организация совместных дел (постройка горки, расчистка участка от снега и др.).
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство – которое достигается в том случае, когда не только воспитателям, но и родителям хорошо понятны цели, задачи воспитания здорового ребенка, когда семья знакома с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2.Систематичность и последовательность работы в соответствии с планом работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
С целью улучшения профилактической работы с родителями по вопросам закаливания и оздоровления ребенка старшая медсестра проводит с родителями цикл бесед, лекций по темам:
- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Плавание – крепость здоровья.
- Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
- О питании дошкольников.
- Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год);
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест.
- воспитание культурно-гигиенических навыков:
- умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
- имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
- владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
- развитие творческой активности каждого ребёнка:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
имеет представление о правилах ухода за больным.
- формирование знаний о безопасном образе жизни:
- использует общение со взрослым и сверстниками в условиях формирования представлений о правилах безопасного поведения в окружающем мире;
- использует общение со взрослым для расширения и конкретизации представлений о безопасном поведении в природе, в быту, на улице;
- при напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет некоторые правила безопасного для окружающего мира природы поведения;
- имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зелёный сигнал светофора и т. д.);
- умеет использовать правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор);
- старается действовать по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации;
- соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице, дорожного движения;
- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», т.д.), объясняет их назначение;
- понимает значения сигналов светофора, узнаёт и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра», «Наземный переход»;
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Анализ результатов охраны и укрепления
физического и психического здоровья воспитанников МБДОУ детский сад № 10
Состояние здоровья детей основной фактор благополучия и успешности воспитанников.
Характеристика состава воспитанников по здоровью
Охват детей диспансеризацией следующая:
КАРТА освоения программы
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Здоровье»
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Отметка о развитии («+»/ «-» ) | Методы диагностики |
Антропометрические показатели | |||
вес ребенка | |||
обхват головы ребенка | |||
обхват груди ребенка | |||
рост | |||
Показатели посещаемости образовательного учреждения | |||
уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями | Табель посещаемости | ||
уровень заболевания простудными заболеваниями | Табель посещаемости | ||
пропуски без уважительной причины | Табель посещаемости | ||
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | |||
хорошо спит, активен во время бодрствования | наблюдение | ||
имеет хороший аппетит, регулярный стул | наблюдение | ||
Воспитание культурно-гигиенических навыков | |||
умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать | наблюдение | ||
умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой | наблюдение | ||
употребляет слова «спасибо», «пожалуйста» | наблюдение | ||
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | |||
имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.) | наблюдение беседа | ||
при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, туалетом) | наблюдение | ||
Итого | «+»___; «-»___ | ||
Уровень* |
* Оценка уровня:
«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
КАРТА освоения программы
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическая культура»
Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.
Используемая литература:
1. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008 год.
2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008 год.
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009 год.
4. Горбатенко О.Ф. Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007 год.
5. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель» 2009 год.
6. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.
Диагностический инструментарий
Средняя группа
Физическое развитие, здоровье
№ | Фамилия, имя ребёнка | Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает об пол. | Строится в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг. | Ориентируется в пространстве, находит правую и левую руки. | Соблюдает элементарные правила гигиены. | Обращается за помощью к взрослым в проблемных со здоровьем ситуациях. | Соблюдает элементарные правила приема пищи. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение). | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Труд, социализация, безопасность
№ | Фамилия, имя ребёнка | труд | социализация | безопасность | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение). | ||||||||||||||
Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок. Умеет культурно вести себя за столом, аккуратно и самостоятельно есть, пользоваться ложкой, благодарить взрослых.
| Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | Умеет ухаживать за растениями, оказывать посильную помощь на участке. | Взаимодействие «Ребенок и взрослые». | Взаимодействие «Ребенок и сверстники». | Отношение ребёнка к самому себе. | Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте. | Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе) | ||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Старшая группа
Физическое развитие, здоровье
№п/п | Фамилия, имя ребёнка | Умеет выполнять построения самостоятельно в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький | Умеет выполнять ходьбу самостоятельно смена положения рук (вверх, в стороны, на пояс), на носках, на пятках, с изменением направления | Умеет бегать самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления | Умеет выполнять прыжки, подпрыгивание на месте с поворотами, , с продвижением вперед на одной ноге, спрыгивание с приподнятого края доски, с наклонной доски, со скамейки, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку | Умеет ползать на четвереньках с подползанием под натянутую веревку , на четвереньках по гимнастической скамейке, лазанье по наклонной лестнице, по гимнастической стенке, перелезать через предметы | Умеет ползать на четвереньках с подползанием под натянутую веревку , на четвереньках по гимнастической скамейке, лазанье по наклонной лестнице, по гимнастической стенке, перелезать через предметы | Знает о важных и вредных факторов здоровья, о значении закаливания, утренней гимнастики и т.д | Итоговый показатель по каждому ребёнку | ||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Труд, социализация, безопасность
№ | Фамилия, имя ребёнка | труд | безопасность | социализация | Итоговый показатель по каждому ребёнку | ||||||||||||||||||||
Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью | Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол | Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. | Выполняет поручения по уходу за растениями в уголке природы. | Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | Знает и соблюдает определенные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте | Умеет называть свою фамилию и имя, свой возраст, имя родителей, домашний адрес. | Ребёнок и взрослые | Ребёнок и сверстники | Отношение ребёнка к самому себе | |||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Подготовительная группа
Физическое развитие, здоровье
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Усвоил основные культурно-гигиенические навыки | Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни. | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку. | Умеет делать перестроения в шеренгу с равнением, в колонну по одному с равнением, в колонну по два, по три, в круг большой и маленький, соблюдает интервалы в передвижении. | Умеет метать предметы в цель правой и левой рукой, попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м., отбивать и ловить мяч. | Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично в заданном темпе, по словесной инструкции, участвует в спортивных играх. | Следит за правильной осанкой. | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | ||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Труд, социализация, безопасность
№ | Фамилия, имя ребенка | Труд | Безопасность | Социализация | ||||||||||||||||||
Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок. | Умеет культурно вести себя за столом, аккуратно и самостоятельно есть, пользоваться ложкой, своевременно и без напоминания вытирает рот салфеткой, благодарить взрослых. | Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте. | Знает и соблюдает определенные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Умеет называть свою фамилию и имя, свой возраст, имя родителей, домашний адрес. | Взаимодействие и общение ребенка с взрослыми | Развитие общения со сверстниками | Формирование отношения самому к себе. | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | м | ||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Я здоровье сберегу…!"
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности...
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей "Школа Неболейки"
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
РП по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Здоровички"
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"
Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"...
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»
Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...
Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы
Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошко...
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»
Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...