Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»
материал

Марченкова Елена Валерьевна

Рабочая программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни «Здоровье- наше все»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu_i_bezopasnosti.docx68.98 КБ

Предварительный просмотр:

 «Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

                Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.          Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития.        

                 Цель программы: создание в МБДОУ детский сад №10 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности; формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни; обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

                 Задачи программы:

1. Поддержка санитарно - гигиенического режима, профилактика травматизма.

2. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Организация работы по профилактике заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы (плоскостопие и нарушение осанки), заболеваний, вызванных вирусными инфекциями.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Формирование у воспитанников убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.

5. Работа с педагогами по изучению и внедрению элементов здоровьесберегающих технологий.

6. Диагностика и мониторинг состояния здоровья воспитанников.

7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

8. Выявление и сопровождение (психолого-педагогическое, медико-социальное) детей группы риска.

9. Обеспечение диагностико- коррекционного, психолого- медико- педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

        Принципы программы:

                Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.

Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

                Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа -  показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

                Принцип последовательности  предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания программы.

                Принцип системности  позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.

                Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

                Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Здоровый ребенок»  представляет собой  комплексную  программу  формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья,  как одного из ценностных составляющих,  способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения  образовательной программы дошкольного образования. В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей  элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, воспитатель всеми доступными средствами способствует формированию у  детей дошкольного возраста культуры здоровья. 

        Состояние здоровья ребёнка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность  ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья. 

                Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к  игровой, творческой,  трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту  достижений в каждом виде деятельности.                                

        Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • ​​особенности отношения воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

                Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

                При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.                                                                                                                        Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня; возраст детей

Особенности методики проведения

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурных занятий, прогулок, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивн6ых игр.

2.Физкультурные минутки

Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах

Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.

3.Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время.

4.Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

5.гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшей группы.

Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности.

6.Закаливание

(упражнения после сна)

Ежедневно, начиная с младшего возраста.

Комплексы физкультурных упражнений в спальне и группе.

7.Динамические паузы

Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2младшей группы.

В НОД  в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации.

8.Интегрированные занятия

Последняя неделя каждого месяца

Интеграция содержания различных образовательных области.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

2.Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

3.Коммуникативные игры

2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

4. Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

5.Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

6.Точечный самомассаж

                             

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике.  Используется наглядный материал

3. Коррекционные технологии

1.Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

2.Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

3.Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме

4.Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.

Цель занятий –

 фонетическая грамотная речь без движений

Формы  работы с детьми

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

 

Физическая культура.

3 раза в неделю; в том числе  на свежем воздухе

Закаливающие процедуры.

Гигиенические процедуры.

Солнечные и воздушные ванны.

Проветривание помещения.

Дневной сон.

Профилактика ОРВИ и ОРЗ (по плану)

Совместная деятельность на свежем воздухе 1 раз в неделю Утренняя гимнастика

Гимнастика после сна;

Прогулка;

Двигательная активность на свежем воздухе;

Игры, спортивные упражнения;

Спортивные праздники, развлечения;

День здоровья;

Неделя здоровья

Условия:

Оборудование для двигательной, игровой деятельности детей в помещениях и на прогулочных участках,

 Спортивная площадка,

Центры двигательной активности в группах.

Календарно-тематический план (средняя группа)

Срок

Тема

Цели

Содержание

Практическая деятельность

Сентябрь

«На зарядку становись»

 «Здоровые зубы- красивая улыбка»

Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики.
Формировать потребность в ЗОЖ.

1.Рассказ воспитателя
2.Чтение рассказа «Зарядка и простуда»
3.Разгадывание загадок

4. Беседа о здоровье полости рта.

Лепка фигуры человека в движении

Рисование «На зарядку становись»

Октябрь

«Времена года»

Расширять знания детей о живой и неживой природе.

Совершенствовать навыки разговорной речи.

Закреплять представления о характерных признаках времён года.

Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей.

1.Рассказ воспитателя
2.Рассматривание картинок
3.Музыкальное прослушивание

4.Беседа с детьми

Конструирование, счет, дидактические игры.

Материал: наборы геометрических фигур, альбомный лист и карандаш.

Ноябрь

«По правилам дорожного движения»

Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Заучивание стихотворения «Светофор»

Изготовление открытки – «Светофор».
Материал: гофрокартон

Декабрь

«Опасные предметы дома»

 Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях  неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок
5.Составление рассказа на тему «Ваня остался дома один»

Решение ребусов.
На предлагаемых рисунках  «Найти опасный предмет». Поставить знак – нельзя самому пользоваться

Январь

«Полезные свойства комнатных растений»

Познакомить детей с полезными свойствами комнатных растений. Научить детей различать комнатные растения. Прививать любовь и бережное отношение к природе. Развивать навыки коллективной работы.

1.Рассказ воспитателя
2.Знакомство с комнатными растениями
3. Чтение рассказа Б.С.Житкова «Цветок»
4.Беседа с детьми

Пересадка комнатного растения (коллективное)

Проект «Огород на подоконнике»

Февраль

Пожарная безопасность

«Не играй с огнем»

Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Чтение рассказа «Бумажный самолетик»
5.Разгадыване загадок

Изготовление медали – напоминания (номер 01)

Март

«Добро и зло в нашей жизни»

Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Учить анализировать поступки, ситуации, определять их причину.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание картинок
4.Чтение сказки «Сказка о добре и зле»
5.Работа с карточками по сюжетным картинкам

Изготовление коллажа «Добрые дела» 
(вырезать картинки добрых дел и изготовить на заранее заготовленной рамке коллаж)

Апрель

«Поможем Буратино запомнить правила безопасности»

Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок

Игра-путешествие «По лесной тропинке»

Май

«Свежий воздух и вода»

Закрепить знания детей о закаливании. Учить увеличивать защитные свойства организма.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывние загадок

Изготовление картины «Солнечный денек» (барельеф)

Занятие «Путешествие в страну здоровья»

Календарно-тематический план (старшая группа)

Срок

Тема

Цели

Содержание

Практическая деятельность

Сентябрь

«На зарядку становись»

 «Как ухаживать за телом»

Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики.
Формировать потребность в ЗОЖ.

1.Рассказ воспитателя
2.Чтение рассказа «Зарядка и простуда»
3.Разгадывание загадок

4. Беседа о здоровье нашего тела.

Лепка фигуры человека в движении

Рисование «На зарядку становись»

Октябрь

«Путешествие в страну здоровья»

Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека.

1.Рассказ воспитателя
2.Рассматривание картинок
3.Чтение сказки «Как люди стали аккуратными»
4.Беседа с детьми

Изготовление открытки – предметы гигиены (зуб.щетка, мыло, полотенце, мочалка)
Материал:
Лист картона, клей, манная крупа

Ноябрь

«По правилам дорожного движения»

Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Заучивание стихотворения «Светофор»

Изготовление открытки – «светофор».
Материал: гофрокартон

Декабрь

«Опасные предметы дома»

 Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях  неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок
5.Составление рассказа на тему «Ваня остался дома один»

Решение ребусов.
На предлагаемых рисунках  «Найти опасный предмет». Поставить знак – нельзя самому пользоваться

Январь

«Здоровое питание-это здорово»

Познакомить детей с полезными свойствами продуктов. Научить детей различать вредные и полезные продукты питания.

Дать информацию о пользе витаминов. Развивать навыки коллективной работы.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа, вопросы.

3. Чтение рассказа Б.С.Житкова «Цветок»
4.Беседа с детьми

Дидактические игры,

Февраль

Пожарная безопасность

«Не играй с огнем»

Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Чтение рассказа «Бумажный самолетик»
5.Разгадыване загадок

Изготовление медали – напоминания (номер 01)

Март

«Добро и зло в нашей жизни»

Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Учить анализировать поступки, ситуации, определять их причину.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание картинок
4.Чтение сказки «Сказка о добре и зле»
5.Работа с карточками по сюжетным картинкам

Изготовление коллажа «Добрые дела» 
(вырезать картинки добрых дел и изготовить на заранее заготовленной рамке коллаж)

Апрель

«Поможем Буратино запомнить правила безопасности»

Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок

Игра-путешествие «По лесной тропинке»

Май

«Спорт – это здоровье»

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
Закрепить знания о различных видах спорта.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Спортивные  игры (эстафета).

Спортивное развлечение на улице.

Календарно-тематический план (подготовительная группа)

Срок

Тема

Цели

Содержание

Практическая деятельность

Сентябрь

«На зарядку становись»

 «Дорожка здоровья»

Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики.
Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела. Показать значимость здорового образа жизни каждого из нас. Раскрыть важность одного из аспектов здоровья - духовной красоты.

1.Рассказ воспитателя
2.Чтение рассказа, пословиц.

3.Разгадывание загадок.

4. Рассматривание иллюстраций.

4. Рисование.

Беседа о пользе зарядки.

Рисование «Хорошие поступки»

Октябрь

«Страна волшебная - здоровье»

Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека.

1.Рассказ воспитателя
2.Рассматривание картинок
3.Чтение художественной литературы, просмотр видеофильма.

4.Беседа с детьми

Дидактические игры

Ноябрь

«По правилам дорожного движения»

Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Заучивание стихотворения «Светофор»

Аппликация  «На дороге».
Материал: цветная бумага, клей.

Декабрь

«Мой дом - мой друг»

 Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях  неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок
5.Составление рассказа на тему «Один дома»

На предлагаемых рисунках  «Найти опасный предмет». Поставить знак – нельзя самому пользоваться

Январь

«Распорядок дня»

Познакомить детей с распорядком дня.

 Привить навыки к различным видам деятельности в течение дня.

1.Рассказ воспитателя
2. Вопросы к детям.

3. Составление рассказа «Мой режим дня».

Игры, беседа, рисование «Чем можно заняться в течение дня»

Февраль

Пожарная безопасность

«Не играй с огнем"

Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Чтение рассказа «Бумажный самолетик»
5.Разгадыване загадок

Аппликация «Нет пожарам!»

Март

«Добро и зло в нашей жизни»

Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Учить анализировать поступки, ситуации, определять их причину.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание картинок
4.Чтение сказки «Сказка о добре и зле»
5.Работа с карточками по сюжетным картинкам

Изготовление коллажа «Добрые дела» 
(вырезать картинки добрых дел и изготовить на заранее заготовленной рамке коллаж)

Апрель

«Поможем Буратино запомнить правила безопасности»

Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок

Игровые упражнения.

Май

«Осанка  - красивая спина»

 Учить следить за своим здоровьем.
Побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывние загадок.

5. Физкультминутки.

Игровые упражнения, дидактические игры.

Работа с родителями

        Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями, которая заключается в привлечении родительского внимания к здоровому образу жизни в воспитании детей и привитие общечеловеческой культуры. Приобщение родителей к спортивно-оздоровительным мероприятиям, проводимым в МБДОУ.

        Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
  • изучение и распространение положительного семейного воспитания;
  • ознакомление родителей с основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, семинары – практикумы, консультации;
  • включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

        В работе с родителями использовать следующие формы работы:

  • проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;
  • анкетирование;
  • выпуск информационных листов;
  • педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам;
  • дни открытых дверей;
  • экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей;
  • показ занятий для родителей;
  • совместные занятия для детей и родителей;
  • круглые столы с привлечением специалистов детского сада;
  • организация совместных дел (постройка горки, расчистка участка от снега и др.).

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1. Единство – которое достигается в том случае, когда не только воспитателям, но и родителям хорошо понятны цели, задачи воспитания здорового ребенка, когда семья знакома с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2.Систематичность и последовательность работы в соответствии с планом работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

        С целью улучшения профилактической работы с родителями по вопросам закаливания и оздоровления ребенка старшая медсестра проводит с родителями цикл бесед, лекций по темам:

  • Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
  • Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
  • Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
  • Плавание – крепость здоровья.
  • Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
  • О питании дошкольников.
  • Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
  • Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год);
  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест.

- воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
  • имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
  • сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
  • владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

- развитие творческой активности каждого ребёнка:

  • имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
  • знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;

имеет представление о правилах ухода за больным.

- формирование знаний о безопасном образе жизни:

  • использует общение со взрослым и сверстниками в условиях формирования представлений о правилах безопасного поведения в окружающем мире;
  • использует общение со взрослым для расширения и конкретизации представлений о безопасном поведении в природе, в быту, на улице;
  • при напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет некоторые правила безопасного для окружающего мира природы поведения;
  • имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зелёный сигнал светофора и т. д.); 
  • умеет использовать правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор);
  • старается действовать по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации;
  • соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице, дорожного движения;
  • различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», т.д.), объясняет их назначение;
  • понимает значения сигналов светофора, узнаёт и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра», «Наземный переход»;
  • знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).

Анализ результатов охраны и укрепления

физического и психического здоровья воспитанников МБДОУ детский сад № 10

Состояние здоровья детей основной фактор благополучия и успешности воспитанников.

Характеристика состава воспитанников по здоровью

Охват детей диспансеризацией следующая:

КАРТА освоения программы

Ф.И.ребёнка_________________________________________________

Возраст_____________________________________________________

Дата заполнения______________________________________________

Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Здоровье»

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Отметка

о развитии

(«+»/ «-» )

Методы

диагностики

Антропометрические показатели

вес ребенка

обхват головы ребенка

обхват груди  ребенка

рост

Показатели посещаемости образовательного учреждения

уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями

Табель посещаемости

уровень заболевания простудными заболеваниями

Табель посещаемости

пропуски без уважительной причины

Табель посещаемости

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

хорошо спит, активен во время бодрствования

наблюдение

имеет хороший аппетит, регулярный стул

наблюдение

Воспитание культурно-гигиенических навыков

умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать

наблюдение

умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой

наблюдение

употребляет слова «спасибо», «пожалуйста»

наблюдение

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.)

наблюдение

беседа

при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, туалетом)

наблюдение

Итого

«+»___; «-»___

Уровень*

* Оценка уровня:

«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;

«средний» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+»;  

«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

КАРТА освоения программы

Ф.И.ребёнка_________________________________________________

Возраст_____________________________________________________

Дата заполнения______________________________________________

Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическая культура»

        Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

Используемая литература:

1.   Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008 год.

2.   Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008 год.

3.   Карепова Т.Г.  Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009 год.

4.  Горбатенко О.Ф.  Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007 год.

5.  Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель» 2009  год.

6.   Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.

Диагностический инструментарий

Средняя группа

Физическое развитие, здоровье

Фамилия, имя  ребёнка

Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает об пол.

Строится в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг.

Ориентируется в пространстве, находит правую и левую руки.

Соблюдает элементарные правила гигиены.

Обращается за помощью к взрослым в проблемных со здоровьем ситуациях.

Соблюдает элементарные правила приема пищи.

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение).

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Труд, социализация, безопасность

Фамилия, имя  ребёнка

труд

социализация

безопасность

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение).

Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок. Умеет культурно вести себя за столом, аккуратно и самостоятельно есть, пользоваться ложкой,  благодарить взрослых.

        

Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.        

Умеет ухаживать за растениями,  оказывать посильную  помощь на участке.

Взаимодействие «Ребенок и взрослые».

Взаимодействие «Ребенок и сверстники».

Отношение ребёнка к самому себе.

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Старшая группа

Физическое развитие, здоровье

№п/п

Фамилия, имя ребёнка

Умеет выполнять построения самостоятельно в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький

Умеет выполнять ходьбу самостоятельно  смена положения рук (вверх, в стороны, на пояс), на носках, на пятках, с изменением направления

Умеет бегать  самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления

Умеет выполнять прыжки, подпрыгивание на месте с поворотами, , с продвижением вперед на одной ноге, спрыгивание с приподнятого края доски, с наклонной доски, со скамейки,  перепрыгивание через канат, гимнастическую палку

Умеет ползать на четвереньках с подползанием под натянутую веревку , на четвереньках по гимнастической скамейке, лазанье по наклонной лестнице, по гимнастической стенке, перелезать через предметы

Умеет ползать на четвереньках с подползанием под натянутую веревку , на четвереньках по гимнастической скамейке, лазанье по наклонной лестнице, по гимнастической стенке, перелезать через предметы

Знает о важных и вредных факторов здоровья,

о значении

закаливания, утренней гимнастики и т.д

Итоговый

показатель по каждому ребёнку

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Труд, социализация, безопасность

Фамилия, имя ребёнка

труд

безопасность

социализация

Итоговый

показатель по каждому ребёнку

Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью

Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол

Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

Выполняет поручения по уходу за растениями в уголке природы.

Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

Знает и соблюдает определенные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте

Умеет называть свою фамилию и имя, свой возраст, имя родителей, домашний адрес.

Ребёнок и взрослые

Ребёнок и сверстники

Отношение ребёнка к самому себе

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Подготовительная группа

Физическое развитие, здоровье

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Усвоил основные культурно-гигиенические навыки

Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.

Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку.

Умеет делать перестроения в шеренгу с равнением, в колонну по одному с равнением, в колонну по два, по три, в круг большой и маленький, соблюдает интервалы в передвижении.

Умеет метать предметы в цель  правой  и левой рукой, попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м., отбивать и ловить мяч.

Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично в заданном темпе, по словесной инструкции, участвует в спортивных играх.

Следит за правильной осанкой.

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Труд, социализация, безопасность

Фамилия, имя ребенка

Труд

Безопасность

Социализация

Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок.

Умеет культурно вести себя за столом, аккуратно и самостоятельно есть, пользоваться ложкой, своевременно и без напоминания вытирает рот салфеткой, благодарить взрослых.

Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте.

Знает и соблюдает определенные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Умеет называть свою фамилию и имя, свой возраст, имя родителей, домашний адрес.

Взаимодействие и общение ребенка с взрослыми

Развитие общения со сверстниками

Формирование отношения самому к себе.

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

м

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель по группе (среднее значение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Я здоровье сберегу…!"

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности...

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей "Школа Неболейки"

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

РП по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Здоровички"

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"

Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"...

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»

Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...

Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы

 Рабочая программа по формированию основ здорового образа жизни у детей средней  группы разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошко...

Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»

Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...