Дидактические игры по хореографии
учебно-методический материал
Обучение детей хореографии
в процессе музыкальных игр и упражнений
Забавляя - просвещать,
играя – воспитывать.
Уолт Дисней
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей у детей являются музыкальные игры. Они объединяют такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, движения под музыку.
Основное назначение музыкальных игр – формировать музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и музыкальных слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением полученных знаний. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Роль музыкальных игр в восприятии и обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. Приучаясь согласовывать с характером музыки свои движения, ребенок начинает глубже ее чувствовать и в свою очередь музыка улучшает качество его движений. Педагогическая ценность музыкальных игр в том , что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.
Как любая игра, музыкальная игра должна включать развитие игровых действий. В основе игрового материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровые действия должны помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желание у детей слушать, играть, танцевать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dedakticheskie_po_horeogrpfii.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
«Сборник дидактических игр по хореографии»
Автор составитель:
Березкина Людмила Альбертовна
Воспитатель по хореографии,
высшей квалификационной категории категории,
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обучение детей хореографии в процессе музыкальных игр и упражнений………………………….. 2. Игры на развитие чувства ритма……………………….. 3. Игры на развитие тембрового слуха…………………… 4. Игры на развитие диатонического слуха……………… 5. Игры на развитие звуковысотного слуха……………… 6. Игры на развитие музыкальной памяти и слуха……… 7. Игры для развития детского творчества………………. 8. Музыкальные игры и викторины……………………… 9. Упражнения на развитие чувства ритма………………. | 3 8 10 12 11 13 15 23 28 |
Обучение детей хореографии
в процессе музыкальных игр и упражнений
Забавляя - просвещать,
играя – воспитывать.
Уолт Дисней
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей у детей являются музыкальные игры. Они объединяют такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, движения под музыку.
Основное назначение музыкальных игр – формировать музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и музыкальных слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением полученных знаний. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Роль музыкальных игр в восприятии и обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. Приучаясь согласовывать с характером музыки свои движения, ребенок начинает глубже ее чувствовать и в свою очередь музыка улучшает качество его движений. Педагогическая ценность музыкальных игр в том , что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.
Как любая игра, музыкальная игра должна включать развитие игровых действий. В основе игрового материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровые действия должны помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желание у детей слушать, играть, танцевать.
Музыкальные игры, являясь средством активного восприятия музыки, помогают ребенку уловить и усвоить характер музыки, средства музыкальной выразительности приучают его координировать свои движения.
Игры, предназначенные для музыкального воспитания, довольно разнообразны. Они обычно включают в себя основные виды движения – ходьба, бег, прыжки. Но благодаря той или иной тематике и разнообразному характеру музыки, их сопровождающей, они приобретают и соответствующий характер движений.
Для выразительного исполнения музыкальных игр от детей требуются определенные умения и способности.
В процессе игр детей не только приобретают музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство ответственности. Также у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи, возникает обмен игровым опытом.
Музыкальные игры способствуют также воспитанию у детей правильного отношения к окружающему, при условии отбора игр, с полезной в воспитательном отношении тематикой и доступных детскому пониманию. В процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В игре он поставлен в такие же условия, когда должен проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры дети особенно любят, так как они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей.
Таким образом, музыкальная игра содействует общему развитию и развитию музыкальных способностей ребёнка.
Опыт моей практической работы показал, что методики разучивания музыкальных игр разнообразен и в значительной степени зависит от содержания и формы самой игры и от степени ее трудности.
Результатом практического опыта накопленного мною стала моя работа, раскрывающая разнообразие формы организации музыкальных игр и найти пути применения на практике, решить вопросы развития детского творчества, обобщить опыт работы по развитию музыкальных способностей.
В данной работе я предлагаю некоторые виды игр на развитие музыкальных способностей.
Игра сама по себе многофункциональна. Можно выделить:
- ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА учат детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении (Приложение 1.)
- ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА помогают детям услышать в музыке динамические оттенки (Приложение 2.)
- ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАТОНИЧЕСКОГО СЛУХА предполагают целостное восприятие музыки (Приложение 3.)
- ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА тренируют мелодический слух, звуковысотные слуховые представления (Приложение 4.)
- ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И СЛУХА. В процессе этих игр развивается музыкально-слуховое восприятие: дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями (Приложение 5.)
- ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА воздействуют на психологическую сферу. Основанные на соревновании, они путём сравнения показывают играющим уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, пробуждают их познавательную активность (Приложение 6.)
Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничиваются её роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органичны для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от её красоты - всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Поэтому так важен отбор музыкального сопровождения.
Я считаю, что методика обучения танцам предполагает определённый уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.
Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально-ритмическое чувство поддаётся развитию с помощью ритмических упражнений.
Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения хореографических упражнений, однако с целью более успешного, осознанного освоения музыкальных ритмов на занятиях хореографией применяются специальные упражнения, музыкальные игры.
Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и создания которого являются метр и ритм. Метр—строение музыкального такта, темп—степень скорости исполнения.
Ритмические упражнения воспитывают чувство ритма, ощущения сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения танца.
Можно выделить несколько групп ритмических упражнений применяемых на уроках хореографии:
--дирижирование
--хлопки на каждую четверть, на первую четверть такта, на каждую долю такта, с паузой и т.п.
--разновидности шагов и бега в различном темпе
--разновидности шагов и бега с хлопками в различном ритме и темпе
--музыкальные игры
В начале дети должны осваивать простейшие музыкальные ритмы—2/4, 4/4, затем более сложные 3/4, 6/8.
Перед изучением какого-либо танца ритмические упражнения должны строиться в зависимости от ритмической структуры и характерных особенностей данного танца. Это будет способствовать его быстрейшему восприятию.
Так как учащемуся предстоит выполнить ритмический рисунок танца, сочетая это с ориентацией в пространстве, то полезно включить в репетицию различные упражнения, где смена ритмического рисунка происходила бы одновременно с различными перестроениями в зале. Например, используя упражнение «Шаги с хлопками», можно двигаться по кругу, в колоннах и шеренгах, попарно, по четыре человека в линии, по восемь, расходиться, сходиться и т.д. При этом необходимо сохранять заданный рисунок.
Ниже приводятся примерные ритмические упражнения и музыкальные игры на занятии хореографией. (Приложение 7.)
Приложение 1
Игры для развития чувства ритма
«Прогулка»
Ход игры.
Придумать небольшой рассказ: Девочка Оля пошла гулять на улицу. Она спустилась по лестнице. Увидела на улице подружек, поиграла с ними в мяч. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень. Загремел гром, девочка Оля испугалась и убежала домой. Но скоро дождь кончился, выглянуло солнце, дети обрадовались и выбежали на улицу.
«Индеец»
Ход игры.
Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому ребёнку.
«Рула, те рула»
Ход игры.
Дети слушают музыку. На 1 часть музыки каждый по очереди подаёт руку стоящему справа, поворачивая голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Также поочерёдно каждый подаёт свою левую руку ребёнку. Стоящему слева.
На 2 часть музыки дети движутся по кругу вправо—галопом, в конце музыкальной фразы — подскок. Влево движение повторяется.
«Услышь меня»
Ход игры.
1.Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его.
2.Сидящий с краю ребёнок повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д.
«Аист»
Ход игры.
Дети под музыку движутся по кругу, выполняя заданные ведущим ритмичные движения руками или/и ногами, произнося текст:
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостит он где-то.
«Вопрос-ответ»
Ход игры.
Дети становятся друг против друга. Один ребёнок задаёт ритмический рисунок-вопрос, другой отвечает движениями (шаги, притопы, хлопки, переступания и пр.), повторяя заданный ритмический рисунок.
«Ритм-загадка»
Ход игры.
Игра проходит без музыкального сопровождения.
Ведущий легкими хлопками задаёт ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4, 4/4.
Приложение 2
Игры для развития тембрового слуха
«Определи»
Ход игры.
Звучит запись любого музыкального инструмента(скрипки, баяна, фортепиано и т.д.).Дети находят нужную карточку.
Ход игры.
В оркестровой форме звучат музыкальные инструменты каждый в отдельности. Определить.
Ход игры.
Звучат мужской, женский, детский голоса в аудиозаписи. Определить
«Воротца»
Ход игры.
Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары делятся на 2 команды: пеликаны и великаны. На начало марша пары идут по кругу. На «раз» 8-го такта ведущий подаёт команду: «Великаны!» или «Пеликаны!» Пары, которых назвали, останавливаются и образуют «воротца», неназванные пары пробегают в «воротца». К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места.
Приложение 3
Игры для развития диатонического слуха
«Тихо-громко»
Ход игры.
Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
«Будь внимателен»
Ход игры.
Звучит громкая музыка—дети должны идти подскоками, звучит тихая музыка—дети должны идти приставными шагами. Или можно: на звучание громкой музыки—громко хлопать, а на тихую—тихо.
«Круг и кружочки»
Ход игры.
Дети делятся на 4 команды. Команды строятся в углах зала кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. На начало игры команды выстраиваются в середине зала в общий круг. Под весёлую музыку дети выполняют простые танцевальные движения. Когда музыка зазвучит громче. Все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других.
Приложение 4
Игры на развитие звуковысотного слуха
«Качели»
Ход игры.
Определить по музыке, где находятся качели—внизу или вверху, можно показать рукой.
«Бубенчики»
Ход игры.
Звучит музыка в трёх разных регистрах. Определить по звучанию какой бубенчик « прозвенел» -- высокий, средний, низкий.
«Птичка-мама и птенчики»
Ход игры.
Звучит музыка в» низком или высоком регистре. Дети угадывают, кто прилетел -- птичка-мама или её птенчики.
«Курочка и цыплята»
Ход игры.
Ведущий рассказывает: «Вышла курочка с цыплятами гулять, зёрнышек поклевать». Звучит музыка в низком регистре. «Чья это музыка?» «Ко-ко-ко .Это курочка клюёт».Звучит музыка в высоком регистре. «Чья это музыка?» «Пи-пи-пи. Это цыплята клюют».
Приложение 5
Игры на развитие музыкальной памяти и слуха
«Сколько звучит»
Ход игры.
Прослушивается аудиозапись различной музыки (солист, дуэт, трио, хор, оркестр,…)Дети слушают и определяют количество прозвучавших голосов, инструментов и названия инструментов. Вызванный ребёнок подходит и выбирает нужную карточку.
«Слушаем музыку»
Ход игры.
Дети слушают различную по характеру музыку (инструментальную, вокальную, с сопровождением, без сопровождения, о природе, о животных). Вызванный ребёнок отвечает.
«Назови композитора музыки»
Ход игры.
Выставляются портреты известных композиторов. Прослушивается различная по характеру музыка. За правильный ответ ребёнок получает нотку. У кого больше?
«Какая музыка»
Ход игры.
Выставляются карточки с изображением танцующих. Звучит различная по характеру музыка. Дети отвечают и находят нужный рисунок.
«Волшебный смычок»
Ход игры.
Прослушивается различная по характеру музыка. Дети рукой (волшебным смычком) « дирижируют» под музыку.
«Дети польку танцевали»
Ход игры.
Группа делится на 2 и более команды. Выстраиваются вдоль боковых стен зала, под польку выполняют танцевальные движения. Под вальс стоят и дирижируют «А под вальс смычок все взяли».
«Ты возьми меня с собой»
Ход игры.
Дети встают в шеренгу. Водящий берёт за руку рядом стоящего ребёнка и они танцевальным шагом под маршевую музыку проходят в конец шеренги. На быструю музыку следующий водящий перебегает в начало шеренги и под маршевую музыку переводит следующего ребёнка.
«Запомни мелодию»
Ход игры.
Группа делится на 2 и более команды: «Полька», «Вальс», «Марш». Выстраиваются вдоль боковых стен зала. Дети, услышав свою мелодию, В центре зала выполняют свои танцевальные движения. По окончании музыки дети должны занять своё место.
Приложение 6
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«Море волнуется»
Ход игры.
Звучит различная по характеру музыка. Дети выполняют различные имитационные движения, согласуя их с музыкой. При этом используют знакомые танцевальные движения. Перед выполнением движений говорятся слова: Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Фигура……замри.
Под музыку дети двигаются. С окончанием музыки замирают.
Интеллектуальная игра
«Поле чудес»
Ход игры.
Игра проводится по типу телевизионной игры.
Жеребьёвка участников. Всем присутствующим задаются вопросы. Тот, кто первый отвечает на вопрос, становится участником игры.
Вопросы 1 отборочного тура:
- Как называется целлулоидный предмет, при помощи которого извлекаются звуки на домбре? (медиатор)
- Соотношение между двумя звуками называется…? (интервал)
- Назовите 3 ударных инструмента (барабан, литавры, тарелки)
1 тур
Название какого музыкального инструмента переводится как «королевский»?
(рояль)
Вопросы 2отборочного тура:
- На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипка)
- Дирижера военного оркестра называют………. (капельмейстером)
- Назвать 3 клавишных инструмента (рояль, пианино, орган, аккордеон….)
2 тур
Кто автор известного балета о забавной кукле, умеющей ловко раскалывать орехи, и которую получила в подарок девочка Мария в канун Нового года? (Чайковский)
Вопросы 3 отборочного тура?
- Как называется нотная запись для одного инструмента? (партия)
- На каком русском народном инструменте играл былинный герой Садко? (гусли)
- Назвать 3 струнных инструмента (балалайка, скрипка, контрабас, альт…….)
3 тур
Название этого инструмента происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а точнее «гудящие струны». Что это за инструмент? (гусли)
Финал
В переводе с латинского названия этот инструмент переводится как «дуновение», «дыхание». В своем звучании он может поспорить с высоким женским голосом. Что это за инструмент? (флейта)
Суперигра
Какое дерево используется для изготовления деки для гуслей? (явор, по другому клён)
«Поле чудес» (тематическая)
В форме игры «Поле чудес» можно провести итоговое занятие в конце учебного года. Цель: обобщить знания учащихся по изученным темам программы.
Жеребьёвка участников. Всем присутствующим задаются вопросы. Тот, кто первый отвечает на вопрос, становится участником игры.
Вопросы 1 отборочного тура:
- Что означает знак «диез»? (повышение звука на полтона)
- Между какими нотами расположена нота « соль»? («фа», «ля»)
- Как называется интервал, состоящий из двух тонов? (терция)
1 тур
Как называется термин, обозначающий быстрый темп исполнения? (аллегро)
Вопросы 2 отборочного тура:
- Что означает знак «бемоль»? (понижение звука)
- Какая нота расположена на 3-ей линейке нотного стана? («фа»)
- Что означает игра на «стаккато»? (отрывистый звук)
2 тур
Как называется слаженное коллективное исполнение музыкального произведения? (ансамбль)
Вопросы 2 отборочного тура:
1. Что обозначает знак «бекар»? (знак отмены повышения или понижения звука)
2. Какая нота расположена между нотами «ля» и «фа»? («соль»)
3. Как называется тонический аккорд, состоящий из трех звуков? (трезвучие)
3 тур
Как по-другому называется звукоряд? (гамма)
Финал
Как называется перенесение произведения из одной тональности в другую? (транспонирование)
Суперигра
Как называется специфический способ извлечения звуков на домре, которые заполняют продолжительность звуков? (тремола)
«Что? Где? Когда?»
Оборудование: волчок, круг, разделенный на сектора; «черный ящик».
Правила игры: Участникам команды заранее сообщается тема игры, дается список литературы для подготовки. Играет команда «знатоков» из 6-ти человек. Игра продолжается до 6-ти очков: если игроки отвечают на вопрос, то получают 1 очко, если нет, то 1 очко получает команда «телезрителей». На обдумывание ответа команде дается 1 минута. 1 раз за игру команда может воспользоваться помощью магистров. Команда может дать досрочный ответ. В этом случае у нее появляется дополнительная минута обсуждения, которую можно использовать для обсуждения другого вопроса. Если выпадает сектор с блиц - вопросом, то за столом остается 1 игрок, который и дает ответ на все 3 вопроса этого сектора.
Вопросы:
1 сектор: Какая песня отмечает 100-летний юбилей в 2004 году? Кто её автор? («В лесу родилась ёлочка» сл. Кудашовой Раисы Адамовны. Первоначально стихотворение называлось «Ёлка» и было впервые напечатано в журнале «Малютка» в 1903 г. Леонид Карлович Бекман (музыкант-любитель, а в жизни агроном-биолог, кандидат естественных наук) придумал музыку, а его жена Елена Александровна Щербина записала её на ноты)
2сектор: Подумайте и скажите, как взаимосвязаны цвета радуги, цветик-семицветик и музыка? (7 цветов радуги, 7 лепестков у цветика-семицветика
и 7 нот в музыке)
3 сектор: Какие часы используются в музыке и для чего? (Метроном для отсчитывания ритма)
4 сектор: Кто из русских композиторов сумел объединить в единое целое 4 времени года? Как? ( П.И.Чайковский создал альбом под названием «Времена года»)
5 сектор: Вспомните музыкальную сказку «Ветер-музыкант» и скажите, кто дирижер в этой сказке? (Ветер)
6 сектор: Блиц – вопрос
а) О = И
Разгадайте ребус и скажите, какое отношение имеет это млекопитающее к музыке? (три кита музыки: марш, песня, танец)
КОТ=КИТ
б) Вспомните, что обозначают цвета светофора и скажите, что обозначают цвета музыкального светофора?
г) Назовите регулировщика звучащей музыки? (дирижер)
7 сектор: Каждый раз по утру
Надеваю я трубу.
Но не догадаться вам
Она зовется…..
- О какой трубе идет речь? (сарафан-саксафон)
8 сектор: Какой современный музыкальный инструмент может заменить целый ансамбль? (синтезатор)
9 сектор: Какую русскую народную песню использовал Н.А.Римский –Корсаков , чтобы рассказать о белке в своей опере «Сказка о царе Салтане»? ( «Во саду ли в огороде»)
10 сектор: Черное, белое, лебедь, озеро. По этим ключевым словам назовите музыкальное произведение? Кто автор? (балет «Лебединое озеро»)
11 сектор: Назовите жанр музыкального произведения, в котором рассказывается о снежной девочке? Кто автор? (опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»)
12 сектор: Как называется песня в опере? (ария)
13 сектор: Интернет – вопрос – Кого считают основоположником первого оркестра русских народных инструментов? ( Андреев А.)
14 сектор: «Черный ящик» В ящике находится инструмент, который издает чистый звук «ля»? Что в «черном ящике» и для чего это нужно? (камертон нужен для настройки любых инструментов)
15 сектор: В каком мультфильме исполняется известная детская песня про зеленое насекомое? (песня «В траве сидел кузнечик» из мультфильма «Приключения Незнайки»)
«Музыкальный калейдоскоп»
В игре участвуют 2 команды по 5 человек остальные – зрители. Команды сидят за столами, расположенными полукругом.
Ведущий: Я рад приветствовать всех собравшихся в этом зале! Начинаем наш музыкальный калейдоскоп.
Первый тур «Разминка»
Команды по очереди отвечаю на вопросы, на обдумывание даётся 30 сек.
Если команда не отвечает, то на этот же вопрос отвечает следующая команда.
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
У него особый дар:
Пищит тонко как комар.
О каком певце идет речь?
(Витас)
Меня танцуют и поют,
На Украине овощем зовут.
(бульба)
«Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою».
Кто пел эту песню?
(Бременские музыканты)
Спектакль какой – то необычайный,
Здесь все поют, при том отлично!
Что это?
(опера)
Есть у меня колесики, есть у меня педали,
Но сколько б вы на них не нажимали –
Не тронусь с места я, а в мировые дали
Я музыкой вас увести могу…
Скажите, вы меня уже узнали?
(фортепиано)
Чтоб слишком нам не напрягаться,
Пленяя пенья красотой,
Мы предлагаем сразу – сдаться.
Совет, вам скажем, неплохой!
О какой группе идет речь?
(«Руки вверх»)
Вверху петля, внизу крючок,
Стою в начале нотных строк.
Отвечайте – ка, друзья,
Догадались вы, кто я?
(скрипичный ключ)
В лесу выросла, на стене повисла,
На руках плачет, кто слушает – скачет.
(балалайка)
Второй тур «Буриме»
Ведущий: Сочинение стихов на заданную рифму. Вам нужно придумать начало каждой строфы, а окончание их уже известны, т.е. придумать четверостишие с указанными словами.
(На доске написаны пары слов: «Лидочка – скрипочка, гармошка – немножко»)
Ведущий: (обращается к зрителям) Пока команды сочиняют, мы тоже займемся стихами. Вам нужно будет закончить строчки стихотворений из жизни нот.
Занимается упорно тэквандо
Сильная и ловкая нота…..(до)
Любимая она взрослыми,
Любима и детьми,
Мягкая и нежная,
Проста нота….(ми)
Она со скрипичным ключом очень дружит,
Живет мирно, скромно, ни о чем и не тужит.
Что нужно сберечь – прячет на антресоль.
Что это за нотка? Конечно же…..(соль)
Что любит делать нота РЕ?
Гулять с собачкой во …….(дворе)
Всегда везде готовая всё начать с нуля
И самая весёлая – это нота……..(ля)
Если услышите ночью:
«Опять не выходит строфа!!!!!»,-
Не бойтесь, не прячьтесь и знайте –
То пишет стихи нота…….(фа)
По – французски говорит всем «бон жур», «мерси»
Самая воспитанная – это нота………(си)
Ведущий: (зрителям говорит) А теперь загадки.
У него есть язык,
Он болтать им привык;
Но когда болтает он,
Слышно не слова, а звон.
(колокол)
На коленях я часто сижу,
Нахожусь постоянно в движенье,
Как живая, я дышу,
И все слышат мое пенье.
(гармонь)
Зубы черные и белые выстроились в ряд.
Их не бойся – не кусаются,
А если тронешь – зазвучат.
(рояль, аккордеон)
Третий тур «Картина»
Ведущий: Эта картина составлена по мотивам разных песен. Вам нужно «увидеть» их и спеть (Рис. 1)
(Команды поют по одному куплету из песни по очереди. За каждую песню – 1 жетон)
Четвертый тур «Маскарад»
Ведущий: Все любят надевать или примерять маски. Песни в этом задании тоже спрятались под маски, попробуйте их узнать.
(Педагог играет для каждой команды свою импровизацию или фрагмент неизвестной детям музыки, в которую вплетает мелодию знакомой песни целиком или часть ее. Команда должна угадать песню. Если команда не угадывает, то отвечает следующая команда. За правильный ответ – балл)
По окончании тура команды подсчитывают количество жетонов, полученных за всю игру.
Ведущий: Молодцы! Вы сегодня продемонстрировали свои музыкальные познания и умения, и в связи с этим участникам присваивается звание «Музыкально образованный 1 степени» или просто «Музобр». Участникам команды, набравшей большее количество жетонов, присваивается звание «Музобр – плюс».
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ВИКТОРИНЫ
Игра « Народный артист»
Цель игры: развитие вокально–хоровых навыков, умение слушать, слышать и анализировать музыку, передавать свои ощущения, высказывать свои пожелания, замечания.
Желающим предлагается тянуть жребий, где указан номер куплета для исполнения. В соответствии со жребием каждый ребенок исполняет свой куплет. Затем остальные голосуют, высказывают мнение о дикции, интонации, исполнительском развитии. Победителю предоставляется право исполнить всю песню. Может быть, работа исполнительская по жребию детей, по группам.
Игра «Загадки нот»
- Какое сочетание нот выращивает огород? (фа-соль)
- А эта нота хоть одна
В кулинарии нам нужна (соль)
- По целому ты часть найди
- Две ноты, вспомни, назови (до-ля)
- Всего две ноты и предлог
Построить я на даче мог (до-ми-к)
- Названье ноты напиши
Прибавить имя поспеши –
и покачусь я по дороге,
Или тебе обую ноги (ре-Зина)
Игра «Угадай мелодию»
Задание: По первым нотам отгадать песню или пропеть хотя бы строчку из этой песни. (Проиграть на инструменте или фонограмма)
Игра «Музыка в кино»
Задание: Угадать, что за песня и из какого она фильма, кто ее исполняет.
1.Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке ( «Если долго- долго…» песня Красной Шапочки )
2. Песня о содержании головы, которая для маленького медвежонка не представляет особой ценности ( Песенка Винни - Пуха )
3. Песня по слогам ( Бу-ра-ти-но )
4. Песня о будущем, которое не должно быть жестко к нашим современникам ( «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего»)
5. Песня про участок суши на котором живут безобразные, но добрые люди (« Остров невезения» к/ф « Бриллиантовая рука» )
6. Песня о животных с длинными ушами, работающих косильщиками
лужаек. (« Песня про зайцев» к/ф Бриллиантовая рука )
- Песня 4 друзей, которые любят многое: и женщин, и кубок с вином, и счастливый исход в драке .( к/ф «Д * Артаньян и три мушкетёра » Песня мушкетёров)
- Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси.( «Где-то на белом свете…» к/ф «Кавказская пленница»)
- Песня о самом радостном празднике, который бывает раз в году.
(«Песенка крокодила Гены» м/ф «Чебурашка»)
Игра « Пойми меня »
Задание: по краткому содержанию узнать песню.
- Песня о городе, куда не едут и не летают самолёты (« Мальчик хочет в Тамбов »)
- Песня, об использование улыбки в качестве электричества («Улыбка »)
- Песня о животном, которого знает каждая дворняжка (Песенка Чебурашки)
- Песенка о ежедневных занятий детей в течение 10 – 11 лет (« Чему учат в школе »)
- Песенка о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке («Если долго- долго…»)
- Песня о содержании головы, которая для маленького медвежонка не имеет особой ценности (« Песенка Винни- Пуха »)
- Песня о самом радостном празднике, который бывает раз в году («День рождения »)
- Песня по слогам о деревянном человечке (« Буратино »)
Игра «С миру по нотке»
Задание: Вспомнить за 1 минуту слова, в состав которых входят название нот.
(Дом, дорога, долото, река, революция, мимоза, фартук, фамилия, фасоль, лягушка, лямка, синица, сирень, ребусы, домино, помидор, осина.)
Игра «Загадки о музыкальных инструментах»
- Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах,
Зубы чёрные, педаль
Как зовут меня? ( рояль )
- Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он
Я подсказывать не стану
Всем знаком … (аккордеон)
- Громче флейты, громче скрипки,
Громче труб наш великан,
Он ритмичен, он отличен
Наш весёлый… (барабан)
- Хороводом мы пойдём
Песню громче запоём
Забренчит нам, угадай-ка,
Веселушка… (балалайка)
5. Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий
Называется… (свирель)
6. Он огромный словно шкаф,
Он стоит не на ногах
Он имеет мощный бас
Это важный… (контрабас)
7. Ящик на коленях пляшет-
То поёт, то горько плачет. (гармошка)
8.В лесу вырезана
Гладко вытесана,
Поёт, заливается,
Как называется? (скрипка)
- То ли не красавица - русским людям нравится
Собою хороша - нарядная душа…
Как играть начнёт,
Шкаф в пляс идёт. (балалайка)
- Колонна, не стена-- к струне легла струна. (арфа)
- Какой инструмент по тембру напоминает человеческий голос ? (виолончель)
Игра «Музыкальная заставка»
(Звучат музыкальные заставки телепередач, на плакате они написаны, дети называют их)
- Вести
- Прогноз погоды
- Час пик
- Поле чудес
- Спокойной ночи
- Каламбур
- Смак
- Доброе утро, страна
- Пока все дома
- Смехопанорама
- Клуб путешественников
- Колесо истории
- Угадай мелодию
- Звёздный час
- Лего-го
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Задание: Продолжить песню из 5- ти слов
- Жил да был брадобрей, на земле…
- Пусть всегда будет солнце, пусть…
- Ты умчался прочь…
- Дважды два четыре, дважды два…
- Дружба крепкая не сломается, не…
- Есть на свете цветок алый- алый…
из 4- х слов
- Счастье вдруг, в тишине…
- У природы нет плохой…
- А ну- ка песню нам…
- Если вы нахмурясь, выйдете…
- Остыли реки и земля…
- Кукла Маша, кукла Даша…
из 3-х слов
- Позови меня собой…
- Не дразните собак…
- А я иду…
- Важней всего…
- Ты морячка, я…
- Жёлтые тюльпаны- вестники…
Игра «Угадай мелодию»
Названий категорий | Название песен |
|
|
Приложение 7
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Упражнения состоят из хлопков в ладони и шагов. Каждое упражнение можно повторить на 8-16 тактов.
1. хлопки на каждую четверть.
1 такт: «раз»--хлопок
«и»--пауза
«два»--хлопок
«и»--пауза и т.д.
2. хлопки на первую четверть такта.
1 такт: «раз»--хлопок
«два»--пауза.
или
«раз»--хлопок
«два, три, четыре»--пауза
3. хлопки на каждую восьмую долю такта.
1 такт: «раз»--хлопок
«и» --хлопок и т.д.
4. хлопки с паузой.
1 такт: «раз»--хлопок
«два»--хлопок
«три2—хлопок
«четыре»--пауза и т.д.
или
«раз»--хлопок
«и»--хлопок
«два»--хлопок
«и»--пауза
В предложенных упражнениях хлопки можно заменить шагами или исполнить одновременно с шагами на месте или с продвижением.
5. Синкопированные хлопки.
1 такт: «раз»--пауза
«и»--хлопок
«два»--пауза
«и»--хлопок
6. Шаги с хлопками
1 такт: «раз»--шаг правой ногой
«и»--хлопок
«два»--шаг левой ногой
«и»--хлопок
7.Задать ритм хлопками. Дети внимательно слушают, а потом хлопают по одному по кругу.
8. Задать ритм хлопками. Дети последовательно хлопают так, чтобы ритм и сила хлопка (тихо, громко) соответствовала заданному.
.
9.Задать ритм хлопками. Чем громче хлопает ведущий, тем тише должны хлопать все остальные, и наоборот.
10.Задать ритм хлопками. Все повторяют его несколько раз. Теперь стоящий с краю повторяет этот ритм и добавляет один свой хлопок. Второй повторяет и добавляет свой хлопок и т.д.
11. Задаётся ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4,4/4.Дети отвечают хлопками или движениями: переступания, притопы, шаги.
12. Музыкальный размер 4/4. Марш.
а) Дети стоят в кругу лицом к центру.
1-8 такт—на «раз» каждого такта шаг вперёд поочерёдно то правой,
то левой ногой.
9-16 такт — повторить с отходом назад.
б) Дети стоят в кругу лицом к центру.
1-8 такт --на «раз» каждого такта дети делают хлопки стоя на месте.
9-16 такт—подскоками поворот на право
в) Дети стоят в кругу лицом к центру.
1-8 такт—на «раз»-- шаг вперёд, на «два»--хлопок
9-16 такт — повторить с отходом назад.
г) Дети стоят в кругу лицом к центру.
1-8 такт -- на «раз»-- шаг на месте, на «два»-- хлопок
9-16 такт—прыжки на месте.
д) К маршу добавляется музыка быстрого характера. В соответствии с внезапным изменением темпа музыки чередуются ходьба и бег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры в хореографии
Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Игрушка для ребенка полна смысла, он воспринимает ее как друга, она делает его счастливым. Поэтому просто необходимо использовать игрушку, обучая...
Квест игра по хореографии "Весенние приключения"
Квест игра по хореографии "Весенние приключения" для подготовительной группы....
Картотека дидактических игр по хореографии
Картотека дидактических игр предназначена для хореографов,музыкальных руководителей,и воспитателей.Дидактические иры помогают развивать чувство ритма,ощущение сильных и слабых долей такта,умение ритми...
Музыкально-ритмические игры. Копилка хореографа.
Материал включает в себя музыкально-ритмические игры, которые можно использовать на музыкальных занятиях....
Игры для хореографии
Игры для хореографии. Игра 1. «Танцуем сидя» Это «игра- повторялка» (или зеркальный танец»). Участники садятся, расположенные полукрогом. Ведущий сидит в центре зала и показывает разные движ...
Музыкально-дидактическая игра "Юный хореограф"
Музыкально-дидактическая игра с использованием метода моделирования танцевальных движенийСпособствует развитию умения определять танцевальный жанр по музыкальному фрагменту и танцевальн...
Дидактическая игра (домино) "Моя югорская семья", Дидактическая игра "1, 2, 3 - сои чувства с помощью признаков опиши", Дидактическая игра "Закрой мышке дорогу к сыру". Дидактическая игра "Подбери героев к сказке". Дидактическая игра "Кто позвал?"
Дидактическая игра «Домино». Тема: «Моя югорская семья».Дидактическая игра "1,2,3 - свои чувства с помощью признаков опиши".Дидактическая игра "Закрой мышке...