Здоровьесберегающие приемы и методы на музыкальных занятиях
учебно-методический материал

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Здоровьесберегающие приемы и методы на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Артикуляционная гимнастика

на музыкальных занятиях

http://azbukivedimagadan.ru/_si/0/71638841.jpg

Подготовила: музыкальный руководитель
Гилязетдинова Гульназ Наилевна

При разучивании песен педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Педагоги стараются помочь детям справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • формировать артикуляцию различных звуков;
  • закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
  • увеличить объем слуховой памяти и внимания;
  • учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
  • развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
  • совершенствовать дикцию;
  • развивать чувство ритма;
  • совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата. Упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами  (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки).

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.  

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

 «Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться)

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений необходимо следить за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

Обязательное условие на занятиях – движение  рук одновременно с пением.  Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно,  выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. Когда мы исполняем попевки на двух нотах соль-ми, ладошкой показываем движение мелодии вверх-вниз, т.е. руки повторяют движения мелодии, или же они повторяют поступенное  движение мелодии  вверх или вниз, или же отрывистые движения  звука  на стаккато, или же мягкие движения рук – плавный звук на легато. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Красивые, пластичные движения рук,  дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

«Окошко»
широко открыть рот — «жарко»
закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы 

«Месим тесто»
улыбнуться
пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

«Чашечка»
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать -                                 Дети зевают.

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,                                       Улыбаются.

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал,                                       «Протаскивают» язык между зубами

                                                                                вперед-назад

           

Язычком их облизал,                                           Облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся                                 Сильно высовывают язык то влево, то в право

И, конечно, улыбнулся.                                         Улыбаются.

Мяу! Мяу! Малыши!                                             Хлопают в ладоши.

Веселимся от души!                          

Мы достанем с верхней полки                             Тянут кончик языка вверх к  носу.

Наш веселый звонкий мяч.

Покатаем мяч по полю,                                        Рот закрыть, кончик языка с напряжением

                          упирать то с одну, то в другую щеку так,

                                                                     чтобы  под щекой надувались «мячики».

А потом помчимся вскачь!                           Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем                               Округляют рот, словно произнося букву «о».

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!                           Показывают язык, затем быстро прячут его    

                                                                                                 за  зубы – несколько раз.

Рыжик целый день играл, только к вечеру устал.       Дети потягиваются.

Дома на кроватке                                                 Дети кладут голову на сложенные ладошки.

Спит котенок сладко.

 «Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.               Повторяем упражнение 3 – 4 раза.

Упражнение «Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Орешек»

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Лопата»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Котенок лакает молоко»

Котенок любит молоко,

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Чашечка»

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Иголочка»

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Маятник»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Вкусный мед»

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Мостик»

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Комплекс артикуляционных упражнений

«Первая считалочка»

Раз - мы ротик  открываем

Будто кошечки зеваем.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – подуем в дудочки.

Губки, словно трубочки.

Тянуть губы вперед хоботком.

Три – на губки посмотри,

Улыбаемся на три.

Широко улыбаться, растягивая губы.

На четыре – ротик шире.

Барабаним на «четыре».

Держать рот широко открытым.

Стучат языком по внутреней поверхности верхних резцов,

произнося «д-д-д-д-д».

Пять – откроем рот опять.

Нужно губку облизать.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю

губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и

облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Шесть – почистим наше нёбо,

Нёбо чистым стало чтобы.

Рот широко открыть. Проводить широким языком вперед-назад

по нёбу. Рот не закрывать.

Семь - мы звонко будем цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать

языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него.

Тянуть подъязычную связку.

Восемь – к нам приходит осень.

Вырос гриб на счете «восемь».

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не

отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая

подъязычную связку.

Девять – сделай-ка гармошку,

Поиграй на ней немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упр.

«грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать

нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

Десять – можно поболтать

Поболтать и не устать.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад

по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Комплекс артикуляционных упражнений

«Вторая считалочка»

Раз – зевнул в лесу мышонок.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – лакает суп котёнок.

Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные

движения языком.

Три – лошадка поскакала.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать

языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть

подъязычную связку.

На четыре – постояла.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не

отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая

подъязычную связку.

Пять – болтают индюки.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад

по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Шесть – качели у реки.

Открыть рот. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Семь – варенье мы попросим.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Восемь – мячик мы подбросим.

Рот открыть широко. Вытягивать язык вверх, забрасывая его на верхнюю губку.

Девять – звонко барабаним.

Держать рот широко открытым. Стучат языком по внутреней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д».

Десять – тихо отдыхаем.

Рот закрыт. Язык спокойно лежит во рту.

Комплекс артикуляционных упражнений

«Третья считалочка»

Раз – скорее улыбнись.

Широко улыбаться, растягивая губы.

Два – язык опустим вниз.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Три – язык наверх потянем.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к носу.

На четыре – позеваем.

Широко открывать рот и закрывать его.

Пять – варенье облизать.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Шесть – по нёбу постучать.

Держать рот широко открытым. Стучат языком по нёбу ( верхним резцам), произнося «д-д-д-д-д».

Семь – лошадка скачет звонко.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Девять -  можно поболтать.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Десять – нужно отдыхать.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.

Комплекс артикуляционных упражнений

«Четвертая считалочка»

Раз – мы песенку запели.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – уселись на качели.

Открыть рот. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Три – на лошади скакали.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

На четыре – поболтали.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Пять – по зубкам постучали.

Держать рот широко открытым. Стучат языком по внутреней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д».

Шесть – мы в «часики» играли.

Рот открыть. Отводить высунутый язык то вправо, то влево.

Семь – лакали, словно кошка.

Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком.

Восемь – спела нам гармошка.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упр. «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и подниать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

Девять – сделали грибок.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Десять – ротик на замок.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.

Комплекс артикуляционных упражнений

«Пятая считалочка»

Раз – зеваем широко.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – лакаем молоко.

Рот открыть. Высунуть широкий язык. Выполнять лакательные движения языком.

Три – язык до носа тянем.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к носу.

На четыре – опускаем.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Пять – как горка, язычок.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Шесть – он скачет: скок-скок-скок.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Семь – грибок на длинной ножке.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Восемь – стал язык «гармошкой».

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упр. «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и подниать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

Девять – в трубочку свернулся.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

Десять – в домик свой вернулся.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту.

Комплекс артикуляционных упражнений

«Шестая считалочка»

Раз – окошечко открыли.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – мы дудочку купили.

Тянуть губы вперед хоботком.

Три – в улыбке наши губки.

Широко улыбаться, растягивая губы.

На четыре – чистим зубки.

Рот приоткрыть. Чистим кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности.

Пять  - мы моем потолок.

Рот открыть максимально широко. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.

Шесть – лошадка  «скок  да скок»

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Семь – варенье очень любим.

Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Восемь – горку делать будем.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Девять – дружно мы болтаем.

Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…»

Десять – ротик закрываем.

Рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту. Т

 

Комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки «Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.

Дети зевают.

Травку сочную сжевала

Да водички поглотала.

Имитируют жевательные движения, глотание.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а!

Квэ-э-э!

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

Произносят звуки отрывисто и громко.

Упражнение «Веселый язычок»

Наш забавный язычок -

Дети, стоя хором, произносят слова.

Щелк, щелк, щелк, щелк.

Щелкают языком 4 раза (ритм может варьироваться), текст произносит взрослый.

Зубки чистим мы умело,

Вправо, влево, вправо, влево.

Проговаривают текст.

Текст произносит взрослый, дети с закрытым ртом двигают языком в полости рта вправо и влево.

Мы ни сколько не устали

Проговаривают хором текст.

Вверх и вниз им двигать стали.

Текст произносит взрослый, дети выполняют соответствующие движения.

Словно пчелки пожужжали,

Произносят звукоподражания –

Ж-ж-ж-ж…

Как машина порычали.

Р-р-р-р…

Как лошадки вскачь пустились,

Под музыку начинают движение по залу прямым галопом (вариант-могут передавать ритм музыки хлопками по коленям или «цоканием» языка)

Вовремя остановились.

Движениями реагируют на замедление темпа музыки и прекращают их.

Комплекс артикуляционных упражнений

«Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать –

Не с кем дома поиграть.

Дети зевают.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Улыбаются.

Рыжик лапки причесал,

«Протаскивают» язык между зубами вперед-назад.

Язычком их облизал,

Облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся

Сильно высовывают язык то вправо, то влево.

И, конечно, улыбнулся.

Улыбаются.

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души.

Хлопают в ладоши.

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч.

Тянут кончик языка вверх к носу.

Покатаем мяч по полю.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»

А потом помчимся вскачь!

Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнём.

Округляют рот. Словно произносят букву «о».

А теперь, мои ребятки

Поиграем с вами в прятки!

Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы – несколько раз.

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.

Дети потягиваются.

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.

Дети кладут голову на сложенные ладошки.

Комплекс артикуляционных упражнений

«Утро с котиком Рыжиком»

Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Дети потягиваются.

Вправо-влево, вправо-влево –

Чистим зубки мы умело.

В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

Имитация полоскания рта.

Рыжик наш расческу взял

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем –

Всё покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

В улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад.

Рыжик спинку выгибает,

Улыбка, открыть рот, кончик  языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать под счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает.

Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну,  то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Вот и завтракать пора:

Котик нам напёк блины,

Со сметаною они.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счёт до пяти.

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу.

А теперь чаек попьем,

Чай мы в чашечку нальём.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечки.

Рыжик сыт, Рыжик рад!

Рыжик любит всех ребят!

Ритмично хлопать в ладоши.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Валеологические песенки распевки

на музыкальных занятиях

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=600x10000:format=jpg/path/s1e92404aea965c20/image/iecd43d6c420f0888/version/1448552565/image.jpgПодготовила: музыкальный руководитель
Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Валеологические песенки – распевки. (valeo-я здоров, logos-учение)

С них начинаются все музыкальные занятия.Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Трямди –песенка.

Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям-трям-трям!
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям!
Носики –насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись,
Прыгнули и повернулись.
Мы в Трям-трямдии живем,
Трямди песенки поем: трям-трям-трям.
 

Просыпайтесь

Ладошки просыпайтесь, похлопайте скорей!

Ножки просыпайтесь, спляшите веселей!

Ушки мы разбудим, лобик разотрем,

Носиком пошмыгаем и песенку споем:

«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!

                    Всем, всем, всем!

https://pp.userapi.com/c626122/v626122207/5d480/NRzkxqGiv9k.jpg

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день

Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Цветочек

На полянке между кочек, от травы зеленых,

Потянулся вверх цветочек, хрупкий и веселый.

Он от ветра задрожал и листочки вверх поднял.

Вот росой умылся, а потом раскрылся!

Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуй день погожий!

Я цветок, такой прекрасный,

Добрый и хороший!

Здравствуйте, ладошки!

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Здравствуйте, ножки! «пружинка»

Топ – топ – топ!

Здравствуйте щечки! гладят щечки

Плюх – плюх – плюх! похлопывают

Пухленькие щечки! кулачком, круговые движ.

Плюх – плюх – плюх! кулачками по щекам

2. Разотрем ладошки движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

3. Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

http://s43.radikal.ru/i101/1509/44/8aef42c45060.jpg

Здравствуй, дружочек. Коротаевой.

Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок!

Скорей становись со мною в кружок.

Друга зови, и я позову, руку ему протяну.

- «Здравствуйте, наши ладошки! Хлоп, хлоп.

- Здравствуйте, резвые ножки!  Топ, топ.

- Эй, язычки, просыпайтесь! Цок, цок.

- Здравствуйте, глазки! Хлоп, хлоп. Хлоп, хлоп

http://s017.radikal.ru/i444/1509/20/bb337c22f117.jpg

Пение с движением "Утром рано" (приветствие)

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)

Выпиваю  чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!

- Здравствуйт

http://s020.radikal.ru/i703/1509/0b/16bb0d8557ed.jpg

«Музыкальное приветствие» слова Е. Кошкаровой.

1. - Ну, здравствуйте, ребята!

- Здрав-ствуй-те!

- Как ваше настроенье?

- Очень хорошо!

- Пора нам заниматься.

- Да-да-да!

- Мы будем все стараться

- Так же, как всегда.

- Будем танцевать (Пружинка с поворотом)

И песни распевать.

Прошу, ребята, вас

За мною повторять.

 

2. - Ну, здравствуйте, щенята!

- Гав-гав-гав!

- Как ваше настроенье?

- Гав-гав-гав-гав-гав!

- Пора нам заниматься.

- Гав-гав-гав!

- Мы будем все стараться

- Гав-гав-гав-гав-гав!

- Будем танцевать 

И песни распевать.

Прошу, щенята, вас

За мною повторять. 

 

3. - Ну, здравствуйте, мышата!

- Пи-пи-пи!

- Как ваше настроенье?

- Пи-пи-пи-пи-пи!

- Пора нам заниматься.

- Пи-пи-пи!

- Мы будем все стараться

- Пи-пи-пи-пи-пи!
- Будем танцевать

И песни распевать.

Прошу, мышата, вас

За мною повторять.

http://s013.radikal.ru/i324/1509/d4/8b52063812c9.jpg

Приветствие "Здравствуй" говори". Музыка  и слова С.Коротаевой

1.Побежали ножки прямо по дорожке.

А в конце дорожки встали наши ножки.

ПР.

Всем, кто рядом, "Здравствуй" говори!

"Здравствуй, здравствуй" снова повтори!

 

2. Поскакали ножки по другой дорожке.

А в конце дорожки встали наши ножки.

 

3. Зашагали ножки прямо по дорожке.

А в конце дорожки встали наши ножки.

http://s020.radikal.ru/i723/1509/f4/79d4801d55ac.jpg

Песня прекрасно подходит для распевки, припев можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, шлепками, и т.д.)

Хей-хей! Приветственная песня

1. Хей, хей, привет тебе!

Хей, хей, привет тебе!/ 2 раза/

пр: ля...

 

2. Хей, хей, привет носам!

Хей, хей, привет ушам! /2 раза/

 

3. Хей, хей, привет рукам!

Хей, хей, привет ногам! /2 раза/

 

4. Хей, хей, привет всем вам!

Хей, хей, привет всем нам! /2 раз

http://s016.radikal.ru/i335/1509/bb/01063ee4adad.jpg

Здравствуйте. Слова Мишаковой

Я здороваюсь везде: дома и на улице,    

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Песня о правильной певческой позиции.

Петь приятно и удобно. Муз. Абелян

1. Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Припев: Раз, вдох и запел.

Птицей звук полетел.

Руки, плечи, всё свободно.

Петь приятно и удобно.

2. Если хочешь стоя петь

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись.

И спокойно улыбнись.

Припев тот же.

Мы к музыке в гости пришли – привет,(треугольник) 

И Ксюша, и Ваня, пришли, привет (треугольник) 

И Петя, и Таня пришли, привет 

И Катя пришла. привет 

 

Мы будем все вместе играть, привет, 

И петь, и танцевать. Привет 

Привет всем гостям, привет, привет! 

Здоровья и счастья вам много лет 

Упражнение -приветствие «Мы начнем» Кислициной Е.В.  возраст  4-6 лет

1.Воспитатель: (стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш: пружинка  

2.Воспитатель: (стоя на месте)

Мы по кругу все пойдем,

Заниматься мы начнем.

Мы начнем?

Дети:

Мы начнем

И по кругу все пойдем.

Проигрыш: идем  хороводом, держась за руки.

3.Воспитатель:

Вы готовы начинать:

Песни петь и танцевать?

Так начнем?

Дети:

Да ,начнем!

И покружимся вдвоем.

Проигрыш: Кружатся парами.

4.Воспитатель:

Вот поехал паровоз

 Он вагончики повез,

Что повез?

Дети:

Что повез?

Он вагончики  повез.

Проигрыш: паровозик едет(парами друг за другом)

5. Воспитатель :

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.             Проигрыш: идем на стульчики

Музыкальное приветствие для младших дошкольников "Здравствуйте" Картушиной

- Здравствуйте, телята!

- Му-му-му!

- Здравствуйте, козлята!

- Ме-ме-ме!

Здравствуйте, ягнята!

- Бе-бе-бе!

Здравствуйте, цыплята!

- Пи-пи-пи!

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

http://i016.radikal.ru/1509/20/dfb7280320b1.jpg

Ну-ка все встали в круг. Железновы

Ну-ка все, встали в круг

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Начинаем заниматься

Будем весь урок стараться

Повторять, не зевать,

Всё запоминать.

http://s017.radikal.ru/i423/1509/15/3599f1ac9f9e.jpg

Театрально-игровой приём. Упражнение «Дружная семейка» Гаврилюк Л.А.

Утром семья собирается на прогулку. У кого самые низкие голоса? Правильно, у папы и дедушки. Споём эти слова.

У кого голоса звучат выше? У бабушки и мамы. Настроимся на их голоса.

А как звучит голос ребёнка? Ещё выше.

Давайте соединим эти партии и посмотрим, что у нас получилось. Получилась настоящая песенка про дружную семью.

А теперь споём все вместе

А теперь попробуем распределить роли.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=550x10000:format=jpg/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i1a6d5c0da9fb5c47/version/1440333672/image.jpg

Я пою - "Здравствуйте, ребята!" - гамма вверх.
Дети: "Здравствуйте!" Т35 вниз.
Здравствуй, солнце золотое - руки над головой скрестили, пальцы
расстопырили,покачиваемся.
Здравствуй, вольный ветерок - качаем руками над головой 
Здравствуй, утро, - правая рука в сторону
Здравствуй, день, - левая рука в сторону
Нам здороваться не лень. - "пружинка"


"Ручки как у вас лежат? дети кладут руку на руку-ХО-РО-ШО!
Ножки как у вас стоят? Дети ставят рядом ножки-ХО-РО-ШО!
Спинки как у вас сидят?-выпрямляют спинку-ХО-РО-ШО!
Ну разок, ну другой посмотрите за собой!-головой вправо и влево
Мы тихонечко сидим пальчик подносят к губам
и нисколько не шалим, грозят пальчиком
мы разок(поворачивают голову налево), 
мы другой (поворачивают голову направо), 
посмотрели за собой (голова прямо)

Я здороваюсь везде- 
Дома и на улице, 
Даже «Здравствуй» говорю 
Я соседской … 
Дети ...курице. (Дети показывают «крылышки») 
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце) 
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо) 
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок») 
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок») 
Здравствуй, Утро! (Жест вправо) 
Здравствуй, День! (Жест влево) 
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Дыхательная гимнастика

на музыкальных занятиях

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5cd32be101547dfe8ec908bf6df57c67&n=13

Подготовила: музыкальный руководитель
Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в оздоровлении дошкольников.

Дыхательная гимнастика  способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.

·          положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

·          способствуют восстановлению центральной нервной системы;

·          улучшает дренажную функцию бронхов;

·          восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

·          исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

 Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

"Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка" (закаливание зева)

И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

·          Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

·          Тренировка силы вдоха и выдоха.

·          Развитие продолжительности выдоха.

Дыхательная гимнастика(по А.Н. Стрельниковой)

 «Ладошки»

Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.

 «Насос»

По шоссе летят машины — 
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.

«Кошка»

(приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь ее немножко —
Сразу замурлычет кошка.

«Люблю себя»

Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю 

«Повороты головы»
Ежик по лесу гулял
И цветочки собрал.
Справа –белая ромашка,
Слева –розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.

«Маятник головой»

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (смотреть в пол) – вдох! И сразу же без остановки (не возвращая головы в и.п) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) – вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

«С Н Е Ж И Н К А»

На снегу блестят снежинки.

Это очень весело!

Мы спросили их тихонько:

«Вы поете песенки?»

А они молчат, кружатся,

Но на землю не ложатся…

каждый ребенок держит за ниточку бумажную снежинку и, делая продолжительный выдох, дует на нее, наблюдая, как она танцует в воздухе.

 

«Д И Р И Ж Е Р»

упражнение по методике М.Лазарева

Дети выполняют четырехфазное ритмическое дыхание. Педагог встает перед ними, как дирижер оркестра, и руками дирижирует всем дыхательным циклом:

вдох  -  руки вверх;

пауза  -  руки застыли;

выдох  -  руки вниз;

пауза  -  руки застыли

пропорции:  2 : 1 : 2 : 1  (вдох  -  пауза  -  выдох  -  пауза);

4  :  2  :  4  :  2  (по такому же принципу)

 

«Г А Р М О Ш К А»

Руки на бочок поставим,

На гармошке поиграем.

И.П.  -  стоя, ладони на ребрах;

 После полного выдоха делается глубокий вдох.

Ребра максимально раздвигаются, грудная клетка не поднимается.

Задержка дыхания на 1-2 секунды.

На выдохе ребра возвращаются в прежнее положение.

Выдох  -  через неплотно сжатые губы.

Повторить 4 раза

 

«С Н Е Г И Р Е К»

Сел на ветку снегирек  -

Ф-ф, ф-ф.

Брызнул дождик  -  он промок,

Ф-ф, ф-ф.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька!

Ф-ф-ф…

взмахивать кистями рук

коротко, активно выдыхать

ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой

коротко мягко выдыхать

качать поднятыми руками над головой

продолжительный выдох

 

«П Р О Г У Л К А     В     Л Е С»

  1. Вот сосна высокая стоит

     И ветвями шевелит

И.П.  -  основная стойка; 1 - вдох - руки в стороны; 2 - выдох - наклон вправо; 3 -  вдох - вернуться в И.П.;4 - выдох - наклон влево

  1. Вот нагнулась елочка  -  

Зеленые иголочки

И.П.  -  ноги врозь, руки опущены; 1- вдох; 2 - выдох - наклониться вперед;3 - вдох -  вернуться в И.П.; 4 - выдох

  1. Стоит Алена, листва зелена,

Тонкий стан, белый сарафан

                       (береза)

И.П.  -  ноги вместе, руки опущены

1 - вдох - руки через стороны вверх,

подняться на носки; 2 - выдох - руки вперед- вниз, опуститься на всю стопу

  1. Детки в беретках

С ветки упали,

Беретки потеряли.    (желуди)

И.П.  -  ноги вместе, руки за голову:

1  -  вдох  -  подняться на носки; 2  -  выдох  -  присесть

  1. В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

                           (орех)

И.П.  -  лежа на спине, руки вдоль туловища: 1  -  вдох; 2  -  выдох  -  сесть, ноги не сгибать, руки к носкам; 3  -  вдох; 4  -  выдох, вернуться в И.П.

 

«М Ы     С Т Р О И М     Д О М»

1. «Поднимаем кирпичи»

И.П. - ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены: 1 - вдох; 2 – выдох – наклон вперед, пальцы сжать в кулак («Ух!»);

3 – вдох; 4 – вернуться в И.П.

2. «Кладем раствор»

И.П. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад: 1 – вдох; 2 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону – назад; 3 – вернуться в И.П.

3. «Белим потолок»

И.П. – ноги врозь, руки опущены: 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку

4. «Наклеиваем обои»

И.П. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса: 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в И.П.

5. «Красим пол»

И.П. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак: 1 – вдох; 2 – выдох – слегка наклониться вперед, руки вытянуть вперед, пальцы врозь («Жик!»); 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в И.П.

 

«В Е Т Р Ы»

Дети выполняют дыхательное упражнение, делая короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения

Мы подуем высоко: с-с-с…

Мы подуем низко: с-с-с…

Мы подуем далеко: с-с-с…

Мы подуем близко: с-с-с…

встать на носки поднять руки

присесть, руки вперед

тянуть руки вперед

поднести ладони ко рту


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Речевые игры и упражнения

на музыкальных занятиях

http://dou7kucharivka.ru/wp-content/uploads/2016/12/14374183_1744433075809628_30559748872994816_n.jpg

Подготовила: музыкальный руководитель
Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Речевые игры, упражнения  развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется. Основой служит детский фольклор.  К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, и колористические средства.

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

«Лиса по лесу ходила».

Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходила,

Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила.

На последний слог- разворот лицом в круг

Лиса лычки драла,

Хлопки-тарелки

Себе лапотки сплела.

Поочерёдное выставление ног на пятку

 «Скок-скок-поскок».


Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

Скок-скок-поскок,

Сколочу мосток,

Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

Ритмичные поскоки по кругу,

в руках — деревянные ложки или кубики,

на них отстукивается ритм стиха

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников  («ритмический разговор»).

 «Кап-Кап!» сл. Е. Макшанцевой


Задача: Одновременно с игрой на треугольниках пропевать на двух нотах  (соль-ми) текст стишка, следить за ритмическим рисунком.

Можно разделиться на две команды (нечётные и чётные строчки чередовать).

-Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что там за оконцем?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что блестит на солнце?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Капают капели!
То весна к нам пришла, птицы прилетели! 

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! 
(легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. 
(притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. 
(хлопки)
Дождик, нас не поливай, 
(грозят пальцем)
А скорее догоняй! 
(убегают от "дождика")

 «Не боимся мы воды» 


Вот бежит ручьем вода, (Бежим «ручейком» по залу.) 
Нету снега, нету льда, (Образуем круг.) 
Светит солнышко, (Идем к центру круга.) 
Колоколнышко. (Обратно.) 
Ой, лады-лады-лады! (К центру...) 
Не боимся мы воды! (Обратно.) 
Ой, люли-люли-люли! (Соединяем, вытянув перед собой руки, пальцы («нос корабля»).) 
Мы построим корабли!

 «Идем по дворику» 


Припев: 
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу на плече.) 
Мы несем, несем топорики. 
Ой, лужица! Обойдем! (Внезапная остановка. «Обходим», «перепрыгиваем» препятствия.) 
Припев: 
Ой, ручеек! Перепрыгнем! 
Припев: 
Ой, первый цветочек! Понюхаем.

 «Топорище» 

Возьмем топорище – (Две руки – ладонь к ладони – над головой.) 
Будет кораблище! (Руки перед собой, локти в стороны.) 
И-и-и-и-и-и-ух! («Приноравливаемся».) 
Бух!.. Бух!.. (И опускаем «топор».) 
Тюк!.. (Падаем на колени. Встаем, пробуем «ударить» опять: ладошкой по лбу – «отскочил топор»…)

 «Топорик»


Топорище не для нас!.. (Руки вместе, ладонь к ладони, согнуты в локтях перед грудью.) 
Я топорик нам припас.  
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу.) 
Мы несем, несем топорики! 
Возьмем топоришко – 
Будет кораблишко!

 «Колотушки» 


На скамеечке сижу - (Локоток на локоток.) 
И топор в руках держу, - (Одна рука вверх)колотим одной рукой по другой) 
Колотушки (3 р.) колочу! - (Колотим одной рукой по другой)                             Приколачиваю, заколачиваю! - (Руки перед грудью согнуты в локте.) 
На ступенечке сижу – (Ладошка на ладошку перед грудью.) 
Топорок в руках держу, - (Одна ладошка – вверх, колотим по другой.) 
Колотушки (3 р.) колочу! -  
Приколачиваю, заколачиваю! 
На приступочке сижу, 
Топорок в руках держу, 
Колотушки (3 р.) колочу! – (Указательными пальцами…) 
Приколачиваю, заколачиваю! 
На порожке сижу, 
Топорок в руках держу: 
Колотушки (3 р.) колочу! – (Мизинчиками...) 
Приколачиваю, заколачиваю! 
И заколотил! – Плывет, плывет – (Две ладошки – лодочкой – от себя...) 
Лодка - 
Белая лебедка!

«День рождения».

Эту игру можно включить в семейный праздник по случаю дня рождения малыша, но также можно играть и в обычные дни, устраивая день рождения любимому мишке, кукле, другу и себе. Возьмитесь за руки, образовав круг. «Виновник» торжества должен находиться в середине. Водите хоровод (помните, что детям надо быть между взрослыми, иначе ваш хоровод рискует рассыпаться.) Пойте песню, стимулируйте детей к подпеванию:

А у Тани день рожденья,

А у Тани день рожденья,

Люли, люли, день рождения,

Люли, люли, день рожденья!

Таню все мы поздравляем,

Таню все мы поздравляем,

Люли, люли, поздравляем,

Люли, люли, поздравляем!


В конце предложите имениннику пригласить друга (подойти, назвать по имени, взять за руку) и поплясать с ним под веселое пение гостей и хлопки в ладоши. Повторяя игру, сделайте условно именинником другого ребенка, поставив его в круг и объяснив, что у Саши тоже скоро будет день рождения.

 «Листопад» сл. и муз. М. Картушиной

Листопад, листопад! Дети качают поднятыми руками вправо-влево

Листья кружатся, летят. Постепенно опускают руки, четко фиксируя остановкой каждую долю.

Листопад, листопад! Хлопают ладонями по коленям.

Под ногами шуршат. Потирают ладони друг о друга.

 «Прогулка в лес»

под музыкальное сопровождение, на усмотрение педагога, соответствующее характеру текста.

В лес отправимся гулять будем весело шагать,- маршируют

По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом,- ходьба змейкой

На носочки встали и к лесу побежали, -бег на носочках

Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем,- высокий шаг

И снова по дорожке мы весело шагаем. –марш

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,                        Притопы

По камушкам скачут.                    Легкие прыжки с хлопками    

«Листопад»

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят!                      Качают руками

 

«Дождь»

 Дождь, дождь, дождь с утра.   (хлопки чередуются со шлепками по коленям) Веселится детвора!                   (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп.   (притопы)

 Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп.      (хлопки)

Дождик, нас не поливай,          (грозят пальцем)

А скорее догоняй!                     (убегают от "дождика")

 

 

 

«Солнышко»  

К солнышку стучим в окно

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.               Стучат

Ведь тебя мы ждем давно

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.               Стучат

Лучики нам протяни,                     Две руки вперед

Нас покрепче обними.                   Объятья

 

«Игра с ложками» 

Ложки - плошки - крепыши      Стучат ложками поочередно об пол

Веселятся малыши  

Веселятся малыши  

И хохочут от души.        

Та-ра-ра, та-ра-ра,                    Ложки к уху

Мы идем гулять с утра.            Руки через стороны поднять

Погуляем и поспим,                 К уху  

Сказки - сны мы поглядим.  

Вот проснулись, потянулись    Руки через стороны поднять

И друг другу улыбнулись.  

 

«Колобок» 

Мы лепили колобок,              «Лепят»

Колобок - румяный бок.  

Мы его катали                       «Катают»

В печке выпекали,                 Показывают развернутые кверху ладони Колобок лежал - лежал,        Ладошки к уху сложить

Потом взял и убежал.            На прыжке присесть

Вот он катиться по лесу,      «Гуськом» идут

А в лесу ему навстречу.

Кто?  

Воспитатель показывает образы - дети угадывают, либо - вспоминают вместе, затем все изображают.  

 

«Мишка» 

Мишка, Мишенька дружок  

Выходи-ка к нам в кружок:           Пригласительный жест

Мишка по лесу шагал,                  «Идет мишка»

Мишка лапы оттоптал.  

Сел под елку на сугроб -              Присесть

Прилетела шишка в лоб.             Легкое прикосновение ко лбу

Мишка наш осерчал,  

Заревел, зарычал! У-у! Р-р!         Убегают от мишки

 

«Котик» 

Котик умывается                  «Умывается»

На охоту собирается,            Маршируют на месте

Вымыл ушки и усы,             «Моет»

Вымыл лапочки свои            гладят ладошки

А в лапочках - подушках          показывают коготочки

Острые игрушки  

Цап-цап, цап-царап,                Скребутся об пол, сидя на корточках.  

Он пойдет ловить мышат.  

 

«Зайчики» 

Вышли детки на лужок              Ходьба на месте

Заглянули под кусток,               движение козырек  

Увидали зайчика,  

Поманили пальчиком.               «Манят»

Ушки длинные у зайки,            Ушки на макушке

Из кустов они торчат,  

Он и прыгает, и скачет,             Прыгают на месте

Веселит он всех ребят.  

 

«Кубики» 

Кубик к кубику пришел,          Пододвигают один кубик к другому Здравствуй, я тебя нашел.  

Тук - тук - тук, тук - тук - тук,  

Ты мой самый лучший друг.  

 

«Топ- топ» 

Топ, топ, топ, топ                          Топают

Топай, топай, сапожок.  

Мы полечим елочку,                      Топающим шагом расширяют круг

Зеленую иголочку.  

Топ, топ, топ, топ                         Топают

Топай, топай, сапожок  

Лечим мы стараемся                     Топающим шагом сужают круг

И она поправится.  

 

«Зайки» 

Зайки, зайки скок да скок,  

На зеленый на лужок.                     Прыгают

Травку щиплют, кушают                Щиплют

И ребяток слушают.                        Руку к уху, «слушают»

А ребятки топ да топ                      Маршируют по залу  

На зеленый на лужок                      Как зайчата скачут, прыгают

И совсем не плачут.  

 

«Идем - прыгаем» 

Мы идем, мы идем,                       марш  

Громко песенку поем  

Прыгнем раз, прыгнем два,         прыжки на месте

Прыгать рады мы всегда.  

Вновь идем, мы идем                   марш  

Громко песенку поем!  

 

«Ладошки» 

Здравствуйте, ладошки,                         гладят

Поиграем немножко:                              соединяют перед собой

Громко хлопаем,                                    хлопают громко

Тихо хлопаем.                                        хлопают тихо

Под щечку на бочок                               сложить под щечкой

И молчок.                                               тс-с-с-с

 

«Дружба» 

Мы как мишки приседаем,       пружинка в парах со сменой партнера по кругу  

Словно зайцы в лапы ударяем,                хлопки

Что белочки мы кружимся,                      кружатся вокруг себя  

В танце и подружимся.                            смена партнера  

 

«Мышка» 

Жила-была мышка,                              ленты за спиной

Страшная трусишка

Глаза огромные с испуга -                   колечки от ленточек приставить к глазам  

Не терпят кот и мышь друг друга.  

Бежит за мышкой кот злодей              «моторчик»  

Мышка, прячься поскорей.                  ленты за спину

 

«Кукла Маша» 

Кукла Маша к нам пришла,               (ковырялочка)

До чего же хороша.  

Чаю Машеньке нальем,  

Блинчиков ей напечем.  

 

«Хлоп-топ» 

Елочка, елочка                                                  Хоровод  

Зеленая иголочка

В гости мы к тебе пришли

 Хоровод свой завели

(В гости снова к нам пришла,  

Хоровод свой завела)  

Хлоп, хлоп, хлоп,                                             3 хлопка

Топ, топ, топ                                                    3 притопа

А у елки белый кот,                                         «лапки»

Под елку он залез поспать -                             ладошки под щечку

Не будем мы ему мешать.                      присесть, пальчик к губам тс-с-с

 

                                                    Фома

Стучит, бренчит по улице:               Притопы с хлопками.

Фома едет на курице,                       Щелчки по бедрам.

Тимошка – на кошке                         Щелчки.

По кривой дорожке.                          Показывают руками кривую            

                                                                      Дорожку.

Фома песенку поёт,                           «Пружинка» с хлопками.

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,                                      Кружатся дробным шагом.

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит                          Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

- Р-р-р-р!                                             Убегают от «мишки».

 

                         

                           Снег

Как на горке – снег, снег,                 Поднимают руки вверх, два

                                                                           хлопка.

И под горкой – снег, снег,                Приседают на корточки.

                                                                        Два шлепка.

И на елке – снег, снег,                       Поднимают руки вверх, два

                                                                           хлопка.

И под елкой – снег, снег.                  Приседают на корточки.

                                                                        Два шлепка.

А под снегом спит медведь.              Притопы.

Тише, тише. Не шуметь!                   Произносят шепотом,

                                                              указательный палец возле губ.

 

                                       Пчёлы водят хоровод

Водят пчелы хоровод –                      Дети топают на месте.

Брум, брум.                                         Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот –                     Имитируют пальцами игру

                                                                      на барабане.

Трум, трум.                                         Стучат кулачком о кулачок.

Стали мыши танцевать –                   Выставляют ногу на пятку.

Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать                     Кружатся дробным шагом.

Вся земля.                                            Хлопают в ладоши.

 

               Речевые игры с музыкальными инструментами

 

                                     Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки.

Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки.

Тук – тук!                                                

 

Мы на ложках заиграли.

Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

 

Вот бежит приятель наш Петрушка,

Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки,

Трень – трень.

 

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

 

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

                Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

                      Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

 

  Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

История проектного метода, использование метода на музыкальных занятиях, современные подходы к использованию проектного метода на музыкальных занятиях....

Мои методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые на музыкальных занятиях

   От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

Инновационные методы и приемы развития речи на музыкальных занятиях

Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова "Фонопедический метод развития голоса"...

Статья "Использование проектного метода на музыкальном занятии с детьми шестого года жизни"

Статья представлена в форме творческого отчета по экспериментальной работе с детьми на музыкальных занятиях...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"

В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

laquo;Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие,прочность зн...