Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"
консультация (старшая группа)
В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания, полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ и РМО. Консультация предназначена для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metod_proektov_na_muzykalnom_zanyatii.docx | 275.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии»
«Знакомство с миром природы на музыкальном занятии с использованием проектного метода»
Музыкальный руководитель:
Малышева О. И.
Энгельс 2021 г.
Работа дошкольных образовательных учреждений в современном режиме развития требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода.
Таким образом в настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы: инновационной и актуальной, так как он влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания, полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ и РМО.
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – задачи очень актуальные на сегодняшний день.
Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать музыкальные произведения, как средство формирования знаний. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к классической музыке, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Например, приобщение детей к классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.
Используя в своей деятельности проектный метод, мы убеждаемся в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Например, знакомя детей с произведением «Осень» Вивальди из цикла «Времена года», на занятиях познавательного цикла педагог дает детям полное представление об этом времени года. А также систематизирует знания детей о временах года. Дети получают представление о П.И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы. А с помощью цикла фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных» можно формировать у детей более полное представление о животном мире.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Итак, что же представляет собой проектная методика обучения музыке в ДОУ?
Применительно к предмету музыка, проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, исследовательской деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:
- показать умения отдельного дошкольника или группы дошкольников использовать приобретенный в ДОУ исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать дошкольников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу всю группу, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед преподавателем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в ДОУ показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если ребенок не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в дошкольниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет дошкольникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и эгофактор.
Новизна подхода в том, что дошкольникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на занятии можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет дошкольникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать дошкольников, желательно поощрять их самостоятельность;
• во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Такое «проектное» управление музыкально - образовательным процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования, где в настоящее время продолжается поиск обновления качества содержания музыкального воспитания детей.
Метод проектов актуален и очень успешен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО
Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов. Поиск новых методов обу...
Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...
План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...
Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №42" Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...
Презентация на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование музыкальной площадки в ДОУ» на муниципальном семинаре
Выступление на муниципальном семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды в детском саду»Презентация на тему: «Р...