ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
методическая разработка по теме

История проектного метода, использование метода на музыкальных занятиях, современные подходы к использованию проектного метода на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod.doc142.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №275

 городского округа Самара

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовила:

Музыкальный руководитель Чернова Т.В.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        

1.1. История проектов в России        

1.2 Общая характеристика метода проекта        

ГЛАВА 2.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ        

2.1. Современные подходы к использованию проектного метода по музыкальному воспитанию        

2.2. Поэтапная разработка проектной деятельности        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        


ВВЕДЕНИЕ

Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

Для людей творчески одаренных чрезвычайно важен сам поиск нового, он нередко приносит гораздо больше удовлетворения, чем достигнутый в итоге творчества результат.

Для истинного творца созидание ради созидания является оптимальной формой реализации его поисковой активности. А поэтому, с точки зрения психологии, не имеет значения, чем занимается творец: изучает движение небесных тел или законы развития животных организмов, пишет картины или музыку, играет на виолончели или дирижирует оркестром.

        Цель работы: рассмотрение проектного метода в музыкальном воспитании.

Задачи:

- рассмотрение истории проектов в России;

- дать общую характеристику метода проект;

-рассмотреть современные подходы к использованию проектного метода по музыкальному воспитанию.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. История проектов в России

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования обучающихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения музыке в ДОУ?

Применительно к предмету музыка, проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной,  исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

  1. показать умения отдельного дошкольника или группы дошкольников использовать приобретенный в ДОУ исследовательский опыт;
  2. реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
  3. продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
  4. подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

  1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
  2. проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать дошкольников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  3. необходимо вовлечь в работу всю группу, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

 Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед преподавателем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.  Опыт работы в ДОУ показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если ребенок не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в дошкольниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет дошкольникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

Новизна подхода в том, что дошкольникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания  выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет дошкольникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

•   во-первых, поскольку проектная работа дает возможность  выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать дошкольников, желательно поощрять их самостоятельность;

•   во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

•   в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

1.2 Общая характеристика метода проекта

В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы[1].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение "путём делания", при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании[2]. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учителя из лекторов, должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления)[3]. Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления»[4].

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания[5].

Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическую окраску ("Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!", "Уничтожим кулачество как класс").

В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана (система индивидуализированного обучения (автор Паркхерст) и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению[6].

С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями[7].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами[8]. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников[9]. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Многие задают вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием[10]. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.


ГЛАВА 2.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

2.1. Современные подходы к использованию проектного метода по музыкальному воспитанию

В процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей.

В связи с этим поставили задачу выявить и сравнить уровень эмоционального развития детей, с которыми ведется музыкальная работа по программе традиционно, без использования проектного метода, и уровень развития детей экспериментальной группы, для которых организуется проектная деятельность.

Для решения этой задачи была разработана система занятий, на которых организуется проектная деятельность.

Например:

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи:

  1. Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
  2. Дать определение оркестра.
  3. Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.
  4. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
  5. Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
  6. Расширять музыкальные впечатления детей.
  7. Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  9. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
 
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

Слушание "Тарантелла" В. Гавришина из балета "Анюта".

- Какая на ваш взгляд музыка? А какие инструменты вы услышали?

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра <Рисунок 1>.

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.

Слушание эстрадного оркестра.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

Исполняется "Вальс" Ф. Шуберта.

- А теперь я приглашаю вас потанцевать.

Дети исполняют "рок-н-ролл".

- Под какую музыку вы сейчас танцевали? (Эстрадную.)

- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.

Интересен, на наш взгляд, способ разработки тематического проекта, связанный с использованием модели трех вопросов. Ее суть в том, что мы задаем детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы не знаем? Как можно узнать?

Эксперимент проводился в детском саду. В нём участвовали дети 5-6 лет двух старших групп. В обеих группах музыкальное занятие составлялись в соответствии с программой. Однако в экспериментальной группе использовалось проектное обучение, в контрольной же группе проект не использовался.

На первом занятии поставлена цель: закрепить знания детей о танцевальных жанрах.

Проблема исходила от детей; именно они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнем проекта: как узнать танцевальные жанры? Как их различать? Где можно использовать знания о танцевальных жанрах?

Однажды музыкальный руководитель обнаружил письмо. В нем танцевальные жанры обратились к детям за помощью: помочь разобраться в жанрах, потому что они находятся в плену у Злюки – Дюдюки, и она их перепутала.

Такой прием оказался беспроигрышным, т.к. дети включились в проблемную ситуацию. Оставалось лишь организовать проектировочную деятельность с детьми, а именно, предложить обсудить, что произойдет, если танцы перепутались; как найти выход из создавшейся ситуации.

Выслушав предположения детей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения многие воспитанники нашли такой экспериментальный путь: составить ответ на письмо, изучив в научной литературе происхождение танцев, побеседовать с родителями о впечатлениях изученного материала. Затем было решено составить коллаж – ответ, где будут отражены в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках три танцевальных жанра: вальс, полька, пляска. Итоги данной проблемы бурно обсуждались, в результате чего был сделан коллаж с выступлением детей, где сами воспитанники воодушевленно рассказывали обо всем, что им пришлось узнать; на презентации исполнялись песни, танцы в различных танцевальных жанрах, рассказывались истории возникновения вальса, пляски, польки. На самом деле, процесс работы над данным проектом позволил решить целый ряд образовательных задач: развитие музыкального вкуса, эмоционального чувства, творчества, но выполнена главная цель музыкального воспитания – закрепление знаний детей о танцевальных жанрах.

Кроме того, в процессе работы и проведении итогов были поставлены новые познавательные задачи. Дети, получив результат и определенные знания, сознательно ставят новую познавательную задачу, и проектируют способы решения.

Цель очевидна: без натаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал и духовные силы.

Таким образом, определился мотив для создания нового проекта «Музыка доброты». Второе занятие посвящалось решению цели: побуждать детей выражать добрые чувства, эмоции, вызванные музыкой.[11]

Разработка данного проекта и реализация его разделов должна была позволить нам привлечь внимание дошкольников, вовлечь их в разные совместные мероприятия, участниками которых стали бы: дети - родители – педагоги. Такой подход позволит нам улучшить психологический микроклимат в коллективе, совершенствовать систему взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

2.2. Поэтапная разработка проектной деятельности

Выделив в качестве основной проблему коллективных взаимоотношений детей в процессе обучения, мы попытались прежде всего выяснить, каким образом отношения, развивающиеся в совместной деятельности, в том числе и учебной, сказываются на положении старших дошкольников в коллективе сверстников и что при этом является определяющим: общий уровень их развития, направленность личности, проявляющаяся в совместной учебной деятельности, или личные качества, помогающие в учении. Поэтому выделена проблема: научиться быть добрыми с помощью музыкальных произведений.

Для реализации проекта обозначены задачи:

  1. повышать интерес детей к музыкальной деятельности через совместную поисковую деятельность;
  2. развивать способность к прогнозированию будущих изменений в пении, ритмических движениях, слушании музыкальных произведений;
  3. содействовать средствами музыки возникновению чувства дружбы, доброты к близкому окружению.

На первом этапе (моделирование ситуации, выявление проблемы, определение продукта деятельности) определялся статус каждого ребёнка в системе личных взаимоотношений в группе. Сформулировали проблему: как стать добрыми при помощи музыки; определили продукт деятельности: научить злую Бабу Ягу стать доброй; для этого составить цветик – пятицветик, на котором показать пути решения общей проблемы.

На втором этапе (организация работы по решению проблемы) пришлось помочь спланировать деятельность. Дети прислушались к нашему мнению, и было решено: конечный результат проекта представить в виде цветика – пятицветика, на котором поместить пути реализации проекта в совместной деятельности. К организации проектной деятельности подключили родителей. Прежде всего, родители помогли в создании альбома «Добро и зло», где красочно иллюстрированные плакаты отразили тему нашего проекта, пополнили знания детей пословицами и поговорками о добре и зле.

Результаты проектной деятельности определили положение каждого ребёнка в группе, раскрыли реальные способы поведения детей в совместной деятельности. Критериями в процессе проекта были выбраны проявления взаимопомощи, взаимообучения. Как показали наблюдения, характер сотрудничества при обучении уже накладывает отпечаток на положение ребенка в системе коллективных взаимоотношений.

На третьем этапе (практическая деятельность) выяснились знания детей о чуткости, отзывчивости по отношению к товарищу, о честности, скромности, доброте, о взаимовыручке и взаимопомощи, об умении договориться и распределить обязанности между собой, о справедливой оценке поведения товарищей и своего, об умении дружить, о необходимости преодоления личного желания в пользу коллектива. С этой целью дети объединялись в группы, в ансамбль. Они заметили, что, играя в ансамбле, быстро преодолевается затруднение исполнения песни, танца.

На четвертом этапе (презентация продукта деятельности) дети сами пришли к выводу, что добрыми быть нам помогает музыка. На презентации выяснилось, что родители сами узнали много интересного из жизни детей в музыкальной деятельности.

Результаты реализации данного проекта позволили:

  1. оказать влияние на развитие музыкальных способностей ребенка и, прежде всего, музыкальной отзывчивости, интереса к музыке.
  2. создать коллективистические взаимоотношения детей;
  3. определить влияние тех музыкальных произведений, которые послужили средством воспитания и эмоционального развития ребенка.

Исходя из педагогического значения процесса музыкального восприятия, мы пришли к выводу, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» менее разработан вопрос обучения детей игре на музыкальных инструментах. Выделив, в качестве основной проблему обучения игре на детских музыкальных инструментах, выявилась новая тема для проекта «Музыкальная лаборатория» / приложение 3 /. Цель третьего занятия: расширить знания детей о разнообразии звуков в процессе музыкального восприятия.

Были поставлены задачи: через поисковую деятельность развивать интерес к музыке и желание музицировать. Эксперимент проходил в форме создания музыкальных инструментов и элементарным способам владения инструментом.

Поскольку детский оркестр способствует развитию музыкальных способностей, то можно предположить, что участие ребёнка в оркестре окажет влияние и на воспитание его эмоциональной отзывчивости, как одного из ведущих компонентов музыкальности, и послужит созданием предпосылок к музыкально – творческим проявлениям.[12]

Важно подчеркнуть, что в этом проекте одним из наиболее эффективных видов детской музыкальной деятельности признается игра на музыкальных инструментах и, в частности, создание детского оркестра, может служить средством как индивидуального развития ребенка, так и формирования социальных отношений между детьми.

На первом этапе проекта детям необходимо было попасть в лабораторию профессора Скрипочкина по звуковому письму, где музыкальные инструменты были разбросаны, разломаны, разбиты. Мы были уверенны, что дети самостоятельно смогут сформулировать проблему, цель, спланировать деятельность.

На втором этапе для выявления направленности детей, мы создали ряд ситуаций, где дети должны показать собственное решение данной проблемы. При этом наиболее значимым для шестилеток оказалось то, что инструменты можно изготовить самим, призвав на помощь взрослых.

На третьем этапе детям представилась возможность проявить самостоятельность в создании музыкального инструмента и дать ему название, показать способы игры на нем. Каждого ребёнка учили правильной посадке во время игры. Пропевали песенки, прохлопывали ее ритм в ладоши. При исполнении песен дети приобретали элементарные навыки передачи простого ритмического рисунка. Затем переходили к усложнению: включали для развития восприятия музыкальные произведения, а дети пропевали мелодию, прохлопывали в ладоши ритмический рисунок. Если задание выполнялось детьми правильно, то предлагали озвучить данную мелодию на своём инструменте.

Разучив индивидуально одну фразу, объединяли детей в небольшие группы. Проиграв мелодию ансамблем, ребята прослушивали аккомпанемент и учились играть с аккомпанементом. Процесс разучивания следующих фраз проходил аналогично. Совместная игра заметно оживляла их. Они ждали занятий, проявляли большой интерес, внимательно следили за игрой товарища.

К организации творческой и поисковой деятельности привлекли родителей. Прежде всего, родители помогли в оборудовании музыкальной лаборатории, пополнили альбом иллюстрациями с рассказами о музыкальных инструментах народного и симфонического оркестров. Для развития интереса и желания музицировать, предлагали родителям методику музицирования Карла Орфа. Продуктом деятельности стал альбом «Музыкальные инструменты» с иллюстрациями и рассказами о каждом инструменте, и выступление оркестра на инструментах, изготовленных самими участниками.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта - непосредственное участие и поддержка творческой активности детей.

В определении любимого вида музыкальной деятельности у детей экспериментальной группы появился новый – игра на детских музыкальных инструментах.

Так, ненавязчиво, неназойливо, появилась тема для следующего проекта «Город музыки». Цель четвертого занятия: в процессе поисковой деятельности познакомить детей с нотной грамотой для проявления эмоционального отношения к музыке. Проблема вышла от ребят, которые спросили: «Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей?» «Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого?» «Почему высокие звуки мы видим как светлые, а низкие звуки вызывают ощущение темноты?» Принято решение: создать новый проект «Город музыки», где город – это нотный стан, скрипичный ключ – король, а ноты – жители музыкального города. Так появился элемент заинтересованности в воспроизведении выученного, желание проявить свои знания и умения.

Задачи этого проекта:

  1. отразить способность выражения эмоционального отношения детей к

 музыке;

- укрепить сотрудничество между детьми, родителями, педагогами.

Процесс обучения грамоте состоял в том, что нотоносец состоит из 5 линеек, а ноты имеют свое название. Неоценимую помощь нам оказали родители в поисках названий нот, составили стихи. С помощью родителей ребята легко запоминали названия нот и уже через несколько занятий пропевали гамму, называя ноты. Дети научились выкладывать на нотоносце ноты для попевки «Лесенка». Сначала пропевали ее, отмечали, что звуки попевки расположены от «до1» к «соль». Повышение каждого звука отмечали на нотоносце.

На презентации решено было найти короля музыкального города (скрипичный ключ) и выстроить на нотоносце все ноты от «до1» до «до2», сольфеджируя их.

В результате такого проекта дети экспериментальной группы научились строить песенки – попевки на нотоносце. Во время слушания песен все ребята стали активны, причем сам процесс разучивания стал протекать значительно быстрее. Дети овладели определенным запасом знаний о музыкальных звуках, наиболее полно научились чувствовать красоту музыки и осознавать ее, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности эмоциональный отклик музыки.

Огромный интерес к поисковой деятельности проявлялся на каждом музыкальном занятии. Когда дети уже овладели навыком знания нот, форма работы усложнилась в проблеме: на столе лежит книга, а картинок нет, только ноты. Как прочитать? Как узнать, о чем эта книга? Успешное решение во многом зависело от того, насколько внимательно и ответственно отнесется ребенок 6 лет к непосредственному «прочитыванию» и запоминанию нотного текста. В проекте «Музыкальная книга» дети самостоятельно определили, что ноты можно прочитать, и тогда узнают, о чем книга. Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к нотной грамоте, к исполнительству служила хорошей основой для дальнейшего познания музыки. Дети выкладывали мелодию, пропевали ее, прохлопывали ритм, сравнивали высоту звучания звуков. Еще более сложная форма проявления знаний нотной грамоты сказалась в придумывании сказки, направленной на осмысление мелодии. Сказка детей явилась показателем высокого уровня эмоциональной реакции на восприятие музыки, свидетельством креативного потенциала, что имеет большое значение для последующего обучения в школе. Самостоятельное придумывание сказки на заданную мелодию помогло ребятам углубить свои знания, проявить возможности в данном проекте, специально спланированном педагогом.

Только при овладении дошкольниками нотной грамотой можно по-настоящему серьёзно ставить и решать вопросы о значении, роли музыки в учебно–воспитательном процессе детского сада как в плане усвоения детьми учебных задач, так и в плане воспитательного воздействия музыки на ребёнка. На последнем этапе состоялась презентация Музыкальной книги, где дети показали способность в умении эмоционально пропевать мелодии.

Наша работа подтвердила исходное положение настоящего исследования, что целенаправленное педагогическое руководство, как восприятием, так и процессом создания музыкальных образов, приводит к возникновению у детей более глубокого интереса к музыке. Подобное проникновение влечёт за собой гамму чувств и переживаний, а отсюда и большую эмоциональную насыщенность музыки, заинтересованность, увлечённость, творческую активность и богатый арсенал образной выразительности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся  в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов.

Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.

Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность музыки и как языка общения.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М, 2010. – 185 С.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2010. – 256 С.
  3. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010. – 56 С.
  4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2010. – 365 С.
  5. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 2010. – 258 С.
  6. Выготский Л.С. Детская психология.  – М., 2010. – 365 С.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под  ред. В.В. Давыдова. – М., 2009. – 365 С.
  8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 2009. – 348 с.
  9. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2010. – 285 с.
  10. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 2010. – 365 с.
  11. Дошкольное образование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. – М.: Изд-во АСТ, 2011. – 248 с.
  12. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 2010. – 354 с.
  13. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2010. – 268 с.


[1] Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997. – С. 10.

[2] Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.

[3] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. – С. 23.

[4] Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997. – С. 39.

[5] Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – С. 44.

[6] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – С. 84.

[7] Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 20.

[8] Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – С. 55.

[9] Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997. – С. 89.

[10] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. – С. 50.

[11] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2010. – С. 85.

[12] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2010. – С. 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья; Использование проектного метода в работе ДОУ

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию проектного метода в работе воспитателей, специалистов детских садов...

Консультация для воспитателей ДОУ "Использование проектного метода на занятиях по изобразительному искусству"

В консультации раскрываются особенности использования проектного метода на занятиях по изобразительному искусству....

Статья "Использование проектного метода на музыкальном занятии с детьми шестого года жизни"

Статья представлена в форме творческого отчета по экспериментальной работе с детьми на музыкальных занятиях...

«Использование проектного метода в работе музыкального руководителя, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников»

В ФГОС ДО особое место отводится созданию условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на ...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"

В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...