Формирование здорового образа жизни у детей, имеющих отклонения в здоровье
статья
В статье рассматривается система работы с детьми с ОВЗ в ГБДОУ комбинированного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о работе с детьми с ОВЗ | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Аксенова Виктория Владимировна
Инструктор физического воспитания ГБДОУ № 61 Кировского района
Формирование здорового образа жизни у детей, имеющих отклонения в здоровье
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа социализации личности. Формирование понятия здорового образа жизни у детей, является оной из важнейших задач всей социальной работы.
Основное внимание в ГБДОУ №61 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга уделяется коррекционным процессам, но не исключает выполнения общеобразовательных задач, предусмотренных программой массового детского сада. При составлении сетки занятий учитываются коррекционная значимость каждого вида занятий, рекомендации программы массового детского сада, рекомендации программы коррекционного обучения, а также психофизиологические и возрастные особенности детей с общими нарушениями здоровья.
Соответственно результатам мониторинга подбирается система комплексных мер по коррекции недостатков и проводятся комплексные мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе:
- осуществляется индивидуальный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья и физического развития;
- проводится ряд оздоровительных мероприятий в группах;
- оформляются информационные стенды по оздоровительной работе;
- разрабатываются методические рекомендации по включению в организованную деятельность здоровьесберегающих технологий.
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер. Специалисты отмечают, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм.
Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушениями речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работе по развитию всех компонентов двигательной сферы. Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневную деятельность с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, является составной частью системы коррекционно-социально-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
Выявлена важная роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Весь коррекционно-социально-педагогический процесс происходит в тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива ДОУ, включающего логопедов, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, педагога по физическому воспитанию и специалиста по социальной работе на основе единства требований, предъявляемых к работе с детьми.
Взаимосвязь деятельности между логопедом и воспитателем каждой возрастной группы определяется распределением коррекционно-речевых и общеобразовательных задач, которые решают педагоги, каждый в своей работе. Одним из условий, обеспечивающих результативность социализации ребенка, является разработка и внедрение технологий социальной работы в тесной связи с коррекционной работой специалистов ГБДОУ, что определяет функции социального работника:
1.осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
2.изучение социальных особенностей микросреды и условий жизни детей;
3.выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций и своевременное оказание социальной помощи и поддержки;
4.выполнение функций посредника между ребенком и учреждением, семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
5.определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод детей;
6. оказание помощи по установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде и содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
7. взаимодействие с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Основными видами технологий социальной работы с детьми в возрасте 3-7 лет, имеющими отклонения в здоровье, являются социальная реабилитация, которая позволяет осуществить наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.
Итогом всей работы явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Сравнительный анализ данных мониторинга ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения технологии арттерапии и дополнительных программ, таких как «Фитбол-аэробики» и ритмики в физкультурно-оздоровительную работу в ГБДОУ № 61
Детей, которые по результатам мониторинга не выполняют программу и отстают от своих сверстников, по решению медико-психо-педагогического совещания направляют в детский дневной стационар, где проводится медикаментозная коррекция отклонений и занятия с дефектологами. Период пребывания в дневном стационаре определяется составляет два месяца, потом ребенок возвращается в наш детский сад. Так же детей направляют в детскую поликлинику на консультации к неврологу и к другим специалистам.
По результатам мониторинга формируются подгруппы для индивидуально-подгрупповой работы для всех специалистов ГБДОУ. Определяются задачи по работе с родителями, которых приглашают на беседы со специалистами.
Помощь детям 3-7 лет с нарушением речи состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы.
Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в ГБДОУ 3 раза в неделю.
При выборе формы и типа занятий учитываются различные способы организации и особенности детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Все нагрузки даются детям, соответственно их возможностям.
На интегрированных занятиях, т.е. проводимых вместе с логопедом и другими специалистами, оказалось возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.
К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе, которую можно проследить в детском саду, можно отнести: профилактика девиантного поведения; профилактику семейного неблагополучия и насилия; алкоголизма, наркомании, токсикоманиии др.
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, что делает родителей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Взаимодействие с семьями воспитанников на протяжении всего учебного года является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения. Оно ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учитывать актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции и привлекают родителей в коррекционный процесс.
Роль детского сада в формировании социального здоровья семьи является главной, поскольку детский сад - первое звено системы общественного воспитания, с которым вступает в контакт родители, которые вправе ожидать от педагогов всесторонней социальной помощи по формированию здорового образа жизни детей. Главное условие, которое должно выполняться при реализации этого плана – это системность и последовательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...
Буклет "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех! "
Буклет для родителей.Нам, взрослым, необходимо объяснить детям, что здоровье – одна из главных ценностей жизни....
Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»
Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...
Практико-ориентировочный проект по формированию основ здорового образа жизни у детей и родителей «Здоровым – жить здорово!»
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Помочь детям узнавать и учи...
Презентация "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех.Здоровый образ жизни! Удача и успех."
Оздоровительные мероприятия в группе компенсирующей направленности....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
Конспект НОД в старшей группе по формированию здорового образа жизни детей на тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Конспект НОДв старшей группе по формированию здоровогообраза жизни детейна тему «В здоровом телездоровый дух»...