«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воронцова Ирина Юрьевна

Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz_ozd_rab.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».

                                                                                  Воронцова Ирина Юрьевна

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад «Аист», г. Новый Уренгой.

Аннотация:

«Здоровые дети – здоровая страна». В современном обществе существует множество негативных факторов, которые разрушающе действуют на здоровье детей дошкольного возраста. Взрослые прекрасно осознают, что для нормального физического развития ребёнка необходимы занятия физкультурой.

Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса. 

Шалва Амонашвили основал данный подход в середине ХХ века в Советском Союзе. Главный синоним гуманной педагогики – человечная: та, что ориентирована на личность ребенка и полностью отрицает авторитарный подход в воспитании. Паата Амонашвилиего  его последователь  и преподаватель утверждает следующее: « Надо понимать из чего состоит ребенок, что является его движущей силой. Другими словами, какие у него внутренние, непреодолимые стремления и страсти. Скажем, одна из страстей – это чувствовать себя взрослым. И много-много игр именно на это и рассчитано. Дети видят, что делают взрослые, и сразу включают это в игру, то есть содержание игры – это взрослая деятельность.

Другая непреодолимая страсть каждого ребенка – чувствовать себя свободным. Именно поэтому ничего нельзя навязывать детям. Иначе вызовете у ребенка угнетение этой страсти. Дети убегают от тех взрослых, которые им что-то навязывают и приказывают.

Третья страсть – развитие. Если понимать хотя бы эти три страсти, то можно думать, как создавать мотивацию у ребенка для определенных действий.

Мы знаем, что ребенок хочет быть свободным, так давайте дадим ему свободу выбора. В нашем садике, к примеру, воспитатель сразу предлагает две игры на выбор: сложную и суперсложную. Обычно дети выбирают суперсложную. Выбирая, они чувствуют себя свободными и у них сильная мотивация выполнить все сложные задания игры.

Мы можем ребенку дать ощущение, что он взрослее, чем он реально есть. Просто посмотреть в глаза и сказать: «О, парень, вчера ты был маленьким мальчиком, а сегодня ты настоящий мужчина. По глазам вижу. Хочешь настоящее мужское дело?» Это очень сильная мотивация. Если вы хотите научить ребенка что-то сделать, не усаживайте за парту, а просто скажите: «Ты так прекрасно пишешь. Научи меня, а то я уже подзабыл». И он начнет усердно показывать, как правильно выводить буквы, тем самым улучшая свои способности.

«Я считаю, что заниматься ранним развитием необходимо! Только надо знать, как это делать. Не стоит заставлять ребенка. Ведь вам не нравится, когда кто-то навязывает свое мнение? Детям это не нравится вдвойне! Однако, есть прекрасные способы, которые развивают детей, не заставляя».


Ключевые слова: взаимодействие родителей и педагогов; формы работы с родителями; воспитанники, здоровье сберегающие технологии;

Список литературы:

 Э.Я Степаненкова. «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. 2 издание, Москва 2006 г. Стр.5-7.

Интервью Паата Амонашвили Анне Макота журнал «Город женщин».

Физическое воспитание в ДОУ с участием родителей.

«Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения»

Анатолий Луначарский

ФГОС - это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ.

Но сформировать у дошкольника потребность быть здоровым без участия семьи невозможно.  

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». (Конфуций)

Это выражение, наиболее точно определяет форму воздействия на сознание подрастающего поколения. Родители и педагоги передают свой педагогический опыт детям  с самого раннего возраста. Если ребёнок испытывает удовольствие от игры в футбол с отцом, в мяч с мамой и видит, как родители занимаются каким либо спортом,  то, безусловно, он будет им подражать. Но следует учитывать психические, возрастные и физические особенности ребёнка, чтобы не навредить. В народе говорят: «Не все родители хорошие педагоги, не все педагоги хорошие родители».  Формирование потребности общения родителей и ДОУ должна быть в приоритете. Для достижения общей цели необходимо объединиться родителям и педагогам. Сформировать знания о здоровом образе жизни, потребности в двигательной активности, бережном отношении к своему здоровью – вот основы здоровье сбережения. По мнению П.Амонашвили

вседозволенность и запреты – одинаково плохи. И середины здесь нет: я буду что-то запрещать и что-то разрешать. Вообще запрещать ничего не надо! Просто предостерегайте детей, чтобы они себе не навредили. И без запретов нужно воспитывать те качества в ребенке, которые обеспечат его безопасное существование, – нравственные качества. А делается это на основе его же стремлений, страстей. Ребенок должен стать нашим другом, соратником в собственном воспитании. Запрещать и позволять – это авторитарное отношение, где главная воля – это воля родителя. Мы же говорим о другом отношении, когда не воля взрослого главная, а сотрудничество и дружба, духовная нить и взаимопонимание.

Физическое развитие ребёнка — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования

общества.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена

на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.

С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.

Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Педагоги ДОУ, используют здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии, взаимодействуют с родителями каждый день. Устные беседы, работа родительских клубов, родительские собрания, досуги, праздники, акции всё это традиционные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов. Интенсивность общения очень продуктивна.

Любовь к детям, уважение к ним является связующим звеном в цепи взаимодоверия и психологического взаимопонимания между семьёй и педагогами.

Традиционной формой работы с родителями являются родительские собрания, а варианты могут быть разнообразными. Большой интерес вызывает у родителей просмотр презентаций, видеоматериалов о жизни детей в саду. Инструктор по физической культуре, медицинская сестра, узкие специалисты, методист выступаю перед родителями, отвечают на вопросы, рассказывают о режимных моментах, питании, гигиенических, нормативно-правовых требованиях.

Основной вид деятельности в ДОУ игра. Форма родительского собрания может тоже иметь элементы игры.  Так родители лучше усваивают информацию о работе ДОУ.  Например, викторина на тему «Что вы знаете о детском саде?» содержит ряд вопросов, которые в дальнейшем помогут общению и взаимодействию между родителями и дошкольным учреждением. Физическое развитие одна из важнейших  областей развития воспитанников.  Чтобы лучше узнать о семье и ребёнке, мы проводим анкетирование, устные беседы. Действует консультативный клуб «Здоровый малыш». По запросу родителей специалисты дают консультации. В каждой группе есть папки передвижки, в которых находятся консультации на темы ЗОЖ. В течении года они обновляются.  Это помогает удовлетворять потребности родителей в информации в области физического развития ребёнка. Для получения объективной картины значимости физкультуры и спорта в семье мы создаём тематические стенгазеты: «Спортивное лето», «Мои родители и я – мы спортивная семья».  Любому родителю любопытно, чем занимаются дети в детском саду. Для родителей  существует стенд «Физкультура и спорт», где демонстрируются и обновляются фотоматериалы по теме «На зарядку, становись», «За здоровьем на прогулку», «Вот, как мы играем». Приложения в современных телефонах помогают взаимодействовать с родителями в информационном поле. Были созданы группы по названию возрастных групп. Это помогает информировать родителей по возникшим вопросам. Традиция в нашем саду стало проведение  мероприятия в конце учебного года «Неделя открытых дверей». В течение этой знаменательной недели родители посещают открытые занятия по различным областям, в том числе и непосредственно образовательной деятельности «физическая культура». Самое примечательное, то, что родители не являются сторонними наблюдателями, они являются непосредственными участниками процесса. Получается контакт по схеме «инструктор по физической культуре и воспитатель – дети – родители». Родители наблюдают за взаимодействием педагогов и детей и видят, чему дети научились за год, как они взаимодействуют с педагогами, что даёт возможность оценить воспитательно-образовательный процесс.  Кроме этого, совместно с родителями проходят праздники. Самый искренне эмоциональные: «Папа, мама, я – спортивная семья!», «День матери», «23 февраля», «Весёлые семейные старты». Такие праздники помогают создать атмосферу радости и хорошего настроения, реализуют возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, снизить дефицит общения. В итоге наблюдается повышение эффективности и продуктивности занятия. Дети старательно выполняют задания, чтобы получить  высокую оценку от родителей, искренне переживают за них. В свою очередь, мотивация родителей на успех бесспорна.  Таким образом, взаимодействие родителей со специалистами имеет прочную составляющую. Такие праздники сближают и укрепляют взаимоотношения между детьми педагогами и родителями, наполняют их душевной теплотой и повышают авторитет родителей. Чем чаще родители являются непосредственными участниками мероприятий в ДОУ, тем эффективнее будет физкультурно-оздоровительная работа. 

Приложение.

Пять посланий для современных родителей от Паата Амонашвили.

– Первое: ежедневно пытаться понять природу ребенка. Слушать детей. Постоянно слушать. Не только то, что они говорят, а пытаться понять, что они делают. Дети в корне отличаются от взрослых по природе. А существа, которые по природе отличаются от нас, понять сложно. Поэтому нужно пытаться понять мотивы их действий и беседовать с ними. Много-много слушать.

Второе: дружить с детьми, как со взрослыми. Януш Корчак говорил, что «дети – это те же самые люди, просто с ограниченным опытом». Не надо видеть в ребенке кого-то, кто еще не развит или что-то не понимает. Надо видеть в нем настоящего свершившегося человека. И дружить с ним.

Третье: создавать обстановку заботы и любви вокруг ребенка. Это единственная среда, где все функции ребенка максимально раскрываются. Сторониться запретов и порицаний.

Четвертое: понимать, что воспитание идет через живые образы. Себя меняйте ежедневно, чтобы самому становиться лучше. А ребенок увидит, какие прекрасные образы подают родители.

Пятое: создать прекрасную обстановку в семье. Чтобы отношения с родственниками, членами семьи всегда были уравновешенными, спокойными. Ребенок это видит и воспринимает, перенося такие же модели на свою семью в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников как формирование ЗОЖ

Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях это происходит, во многом зависит будущее реб...

статья "Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей."

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.  «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь,м...

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Большой стаж работы с детьми раннего возраста позволил нам разработать многостороннюю систему работы с детьми, родителями, медицинским персоналом ДОУ....

Семинар по охрана и укрепление физического здоровья дошкольников

Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя...

Статья «Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»

laquo;Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя» Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя....

Опыт работы по организации сотрудничества детей и взрослых в рамках охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Опыт работы  МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»  по организации  сотрудничества детей и взрослых в рамках охраны и укрепления физического и психического здоровья де...

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучия через оптимизацию двигательного режима.

Под предметно-развивающей средой понимается  система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального р...