Охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников как формирование ЗОЖ
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_i_ukrepleniya_zdorovya_doshkolnika.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент
физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях это
происходит, во многом зависит будущее ребенка. Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждение утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Именно поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в дошкольном учреждении – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка тесно связаны друг с другом и проблемы по их сохранению, необходимо решать комплексно и неразрывно.
Физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложения, состояния двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов.
Психическое здоровье – это эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов и т.д.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Детям необходима правильная организация физического воспитания в условиях
дошкольного учреждения, которая включает в себя:
- динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики, за физическим
развитием детей;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий;
- рациональный двигательный режим (организация и методика проведения
различных форм работы, контроль за осуществлением закаливающих
мероприятий, организация самостоятельной двигательной деятельности)
- укрепление иммунитета.
- просвещение родителей по вопросам здоровья и физического развития детей в
виде консультаций и бесед.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие
педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного
детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурно-
оздоровительная работа, массаж, психогимнастика)
- технологии обучения здоровому образу жизни:
(физкультурные занятия)
- коррекционные технологии:
(технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного
средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом - правильно
подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают
эмоциональный настрой ребенка).
Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной
деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам
необходимо:
- Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения
двигательной активности дошкольников.
- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной
организацией двигательной активности
- Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами
- Максимально обеспечить комфортный эмоциональный климат в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"
Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...
Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни.
Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....
Консультация на тему: "Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни"
Консультация на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....
статья "Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей."
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь,м...
«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».
Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное...
Опыт работы по организации сотрудничества детей и взрослых в рамках охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Опыт работы МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок» по организации сотрудничества детей и взрослых в рамках охраны и укрепления физического и психического здоровья де...
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучия через оптимизацию двигательного режима.
Под предметно-развивающей средой понимается система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального р...