Охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников как формирование ЗОЖ
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Халтобина Екатерина Алексеевна
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях это происходит, во многом зависит будущее ребенка. Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждение утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_i_ukrepleniya_zdorovya_doshkolnika.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент

физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях это

происходит, во многом зависит будущее ребенка. Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждение утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Именно поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в дошкольном учреждении – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка тесно связаны друг с другом и проблемы по их сохранению, необходимо решать комплексно и неразрывно.

Физическое здоровье – это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложения, состояния двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье – это эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов и т.д.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;

• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Детям необходима правильная организация физического воспитания в условиях

дошкольного учреждения, которая включает в себя:

  • динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики, за физическим

развитием детей;

  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий;
  • рациональный двигательный режим (организация и методика проведения

различных форм работы, контроль за осуществлением закаливающих

мероприятий, организация самостоятельной двигательной деятельности)

  • укрепление иммунитета.
  • просвещение родителей по вопросам здоровья и физического развития детей в

виде консультаций и бесед.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие

педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного

детского сада.

Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья:

(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая

гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурно-

оздоровительная работа, массаж, психогимнастика)

  • технологии обучения здоровому образу жизни:

(физкультурные занятия)

  • коррекционные технологии:

(технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного

средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения

эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом - правильно

подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают

эмоциональный настрой ребенка).

Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной

деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам

необходимо:

- Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения

двигательной активности дошкольников.

- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной

организацией двигательной активности

- Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами

- Максимально обеспечить комфортный эмоциональный климат в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"

Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...

Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни.

Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

Консультация на тему: "Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни"

Консультация на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

статья "Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей."

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.  «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь,м...

«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».

Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное...

Опыт работы по организации сотрудничества детей и взрослых в рамках охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Опыт работы  МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»  по организации  сотрудничества детей и взрослых в рамках охраны и укрепления физического и психического здоровья де...

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучия через оптимизацию двигательного режима.

Под предметно-развивающей средой понимается  система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального р...