Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучия через оптимизацию двигательного режима.
консультация по физкультуре (средняя группа)
Под предметно-развивающей средой понимается система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Она должна предоставлять ребёнку свободу, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение. Среда должна быть удобной, целесообразной, настраивать на эмоциональный лад, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_predmetno-razvivayushchey_sredy._docx.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»
Создание предметно-развивающей среды
в ДОУ для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ,
их эмоционального благополучия через оптимизацию двигательного режима.
Воспитатель:
Арсентьева Александра Владимировна
г. Новокузнецк
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучия через оптимизацию двигательного режима.
Под предметно-развивающей средой понимается система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Она должна предоставлять ребёнку свободу, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение. Среда должна быть удобной, целесообразной, настраивать на эмоциональный лад, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.
При создании предметно – развивающей среды, способствующей охране и укреплению физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоциональному благополучию через оптимизацию двигательного режима – дошкольников нужно учитывать такие факторы как:
- индивидуальные социально - психологические особенности детей;
- особенности их эмоционально - личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- особенности физического развития и здоровья детей.
А так же формы двигательной деятельности воспитанников в течение дня, такие как:
•утренняя гимнастика;
•совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;
•прогулка с включением подвижных игр;
•пальчиковая гимнастика;
•зрительная и дыхательная гимнастика;
•физкультминутка
•эмоциональные разрядки, релаксация;
•ходьба по массажным дорожкам
•спортивные досуги, развлечения.
Двигательная активность является естественной потребностью организма ребенка, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает его психоэмоциональный комфорт.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучения и привитие навыков здорового образа жизни.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего - двигательная. Она должна носить развивающей характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Предметно - развивающая среда ДОУ должна отвечает санитарно - гигиеническим, анатома - физиологическим, психологическим и эстетическим требованиям и нормам и соответственно быть:
1.безопасной;
2.максимально эффективной;
3.удобной к применению;
4.компактной;
5.универсальной;
6.технологичной и простой в изготовлении;
7.эстетичной.
Многое оборудование для укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ, при желании и проявив не много фантазии, возможно, изготовить своими руками – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Применение данного, не стандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения. В данном случае необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития. Игровое оборудование должно быть яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей.
Например:
«Зрительный экран»
Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, птичка, какой либо сказочный герой) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие.
«Гантели» - можно изготовить самим – они развивают мышц плечевого пояса и рук.
«Мешочки с песком» - закрепляют навыки бросания в горизонтальную и вертикальную цель.
«Массажные варежки» - для проведения «сухого растирания»:
- профилактика простудных заболеваний;
- закаливание.
«Дыхательный тренажер» - для развития дыхательной гимнастики.
«Султанчики» - для танцев, хореографических композиций, утренней гимнастики и подвижных игр,
«Кольцебросс» - развивает мелкую моторику, глазомер, координацию движений.
И многое другое.
Для сохранения психического здоровья детей с ОВЗ в группе детского сада рекомендуется создать свой центр психологической разгрузки – уголок уединения. Он будет служить для психологической разгрузки детей; для обучения способам выражения гнева в приемлемой форме; для обучения воспитанников умению владеть собой в различных ситуациях, для обучения детей бесконфликтному общению в коллективе; для повышения у тревожных, неуверенных в себе детей самооценки.
При создании предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ необходимо помнить, что дети должны свободно передвигаться по группе и использовать разнообразный материал, игрушки и пособия, которые должны находятся в свободном доступе для них, а мы, должны обеспечить не только безопасное пребывание ребёнка в детском саду, но сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни, а так же способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей с ОВЗ, их эмоционального благополучная, через оптимизацию двигательного режима.
А недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды специальным физкультурным оборудованием и предметами препятствует эффективному освоению многих основных движений и тормозит физическое развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для охраны и укрепления жизни и здоровья детей дошкольного возраста
создание условий для охраны и укрепления жизни и здоровья детей дошкольного возраста...
"Сохранение и укрепление здоровья детей через оптимизацию двигательного режима"
Двигательная активность влияет на состояние здоровья и работоспособность детей, а так же является условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, те...
Презентация к Педсовету «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»
Презентация к Педсовету «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима», частью которого является дело...
Консультация для воспитателей: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»
Почему с детства необходимо воспитывать у детей потребность в активных физических упражнениях и физической культуре? Ответ прост. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в ...
Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия
Здоровье — это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обес...
Рекомендации для родителей. "Психическое здоровье детей. Игры, для снятия эмоционального напряжения. Релаксации."
Рекомендации для родителей. Психическое здоровье детей. Игры. для снятия эмоционального напряжения .Релаксации"...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: организовать образовательную деятельность, обеспечивающую разностороннее и гармоничное развитие воспитанников, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здо...