Кружковая деятельность для детей 3 - 4 лет "Разноцветные ёжики".
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка кружковой деятельности для детей младшей группы по теме "Су - джок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-_dzhok_kruzhok.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Острогожска
Рабочая программа кружка
по дополнительному образованию
«Разноцветные ёжики»
Направление:
физкультурно - оздоровительное.
Воспитатель:
Гончарова Л.М.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» ФГОС от 29.12.2012г №273-ФЗ, Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО, утвержденным приказом министерства образования и науки 17.10.2013 №1155; с требованиями концепции дошкольного воспитания; положением о рабочей программе педагога.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребенок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц 3 кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с 3 лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
При составлении программы учитывались особенности детей 2 младшей группы (от 3 до 4 лет). В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
Тема кружковой работы «Разноцветные ёжики» (посредством Су – Джок терапии) является наиболее актуальной для детей данной группы, так как целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 3 лет.
Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек и не прибегая к медикаментам помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец — сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Очень полезно использовать приѐмы Су-Джок терапии для развития моторики и речи детей. Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при расстройствах, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
Высокая эффективность — при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность — неправильное применение никогда не наносит вред — оно просто неэффективно. Универсальность — Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии.
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3 лет.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
-полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Месяц/ № п/п | Содержание образовательной деятельности | цель | Развивающая предметно- пространственная среда |
Сентябрь 1. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений | Су-Джок шары, Мячики-ѐжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт» |
2. | - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая игра «Бом- бом-бом по гвоздям бьем молотком»; - игра «Подбери крышку», | Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров |
3. | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра «Бумажный мяч» | Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления | Бумага разной плотности, бумажные салфетки |
4. | - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла» - игра «Рисуем пальчиком по манке» | Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса | Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн; одноразовые тарелочки |
Октябрь 5. | - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» - д/игра «Цветные вкладыши» | Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность | Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи |
6. | - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - д/игра «Чудесный мешочек» | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. | Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы |
7. | - массаж пальчиков Су- Джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» | Активизировать движение пальцев рук | Су-Джок шары |
8. | - массаж пальчиков «Сухой бассейн», - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - д/игра «Разберем счетные палочки по цвету» | Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом | «Сухой бассейн»; счетные палочки. |
Ноябрь 9. | - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - Игра «Нанизываем бусы» | Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму | Карандаши, тесьма, деревянные бусы |
10. | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; - шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз» | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев | Шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз» |
11. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; - штриховка «Яблоко», «Груша» | Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе | Су-Джок шары |
12. | - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали» | Учить детей выкладывать из мелких бус украшение | Грецкие орехи |
Декабрь 13. | - массаж пальчиков «Катаем карандашики»; - пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» | Развитие усидчивости, чувства цвета и размера | Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки |
14. | - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - игра «Пробковые лыжи» | Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие движения (движения на лыжах) | Резиновые мячики, пластмассовые пробки от бутылок |
15. | - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра панно «Деревенская улица» | Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки | Деревянные палочки, панно «Деревенская улица» |
16. | - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Паучок»; - игра-шнуровка «Поросенок», «Зайчик», «Утенок» | Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание | Карандаши, шнуровки «Поросенок», «Зайчик», «Утенок» |
Январь 17. | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра | Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации | Наборы пальчикового театра |
18. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Бычок»; - д/игра «Спрячь в ладошку» | Активизировать движения пальцев рук, координацию движений | Су-Джок шары, мягкие игрушки |
19. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Ежик» | Активизировать движения пальцев рук, координацию движений | Су-Джок шары |
Февраль 20. | - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; - мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления | Грецкие орехи, мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль» |
21. | - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики» | Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев | Карандаши |
22. | - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика» | Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления | Резиновые мячики, мозаика |
23. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; - игра «В гости к Винни- Пуху» | Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) | Су-Джок шары, тактильные дорожки |
Март 24. | - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Наша мама» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких | Резиновые мячики |
25. | - массаж пальчиков; - пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) | Способствовать развитию тонко координированных движений рук, | Пальчиковые бассейны, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки |
26. | - массаж пальчиков Су-джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Замок»; | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Су-Джок шары |
27. | - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - выкладывание из палочек геометрических фигур | Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение | Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки |
Апрель 28. | - массаж пальчиков Су-джок шарам; - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились- вились комарики» | Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости | Су-Джок шары |
29. | - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Улитка»; - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки) | Совершенствование координации и движений пальцев рук | Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики |
30. | - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; - «Бусы для бабушки» | Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса | Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы |
31. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами, - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили» | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Су-Джок шары |
Май 32. | - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок | Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий | Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками |
33. | - Перекладывание из одной емкости в другую. - Д/игра "Сухой бассейн". - Логоритмика Упражнение "Это я!" | Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев | Две емкости, фасоль, манка, сито; сухой бассейн |
34. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами, - пальчиковая гимнастика «Семья» | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Су-Джок шары |
35. | - массаж пальчиков Су-Джок шарами; - пальчиковая гимнастика «Цветы»; - д/игра «Спрячь в ладошку» | Активизировать движение пальцев рук | Су-Джок шары, мелкие игрушки |
36. | - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - Игра «Укрась полянку» | Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение | Грецкие орехи, фасоль, горох, семена тыквы. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
1.Материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе
- соответствие мебели, оборудования возрастным особенностям детей данной группы, отвечающих требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13;
- составление календарно-тематического плана работы;
- разработка планов-конспектов по развитию мелкой моторики рук у детей 3, 4 лет;
- подбор необходимых инструкций, метод. рекомендаций по методике Су – Джок терапии,
- пополнение картотеки упражнений, игр по методике Су – Джок терапии,
- составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики;
- создание картотеки пальчиковых игр;
- оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук традиционными методами и методом Су - Джоку;
- изменение и развитие развивающей предметно-пространственной среды, посредством организации центров по развитию мелкой моторики рук: дидактические игры, составные игрушки, пальчиковый театр, оборудование, предметы, отвечающие методике Су – Джок терапии.
2.Организация работы кружка.
Программа рассчитана на 36 занятий, срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май) для детей 2 младшей группы (3 – 4 года). Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – не более 15 минут (2 младшая группа) во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Совместная деятельность проводится в группах наполняемостью 15 детей (во второй половине дня).
Список литературы:
1. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.
2. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
3. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т.П. Трясорукова. – Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика- синтез, 2009.
Приложение
Картотека игр, упражнений
по методике Су – Джок терапии
Составитель:
Гончарова Л.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Клуб пешеходных наук" - тематическое планирование кружковой деятельности для детей старшей группы.
"Клуб пешеходных наук" - практическое пособие для воспитателей по организации кружковой деятельности по ознакомлению детей старшей группы с ПДД.В приложении приведены конспекты образовательной деятель...
План работы кружковой деятельности для детей предшкольной подготовки по программе «Азбуковедение»
Программа «Азбуковедение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа предусматривает обучение чтению детей дошкольного возраста. Прогр...
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"...
Конспект занятия -путешествия по программе кружковой деятельности для детей средней группы "На помощь гному Эконому!"
Представленное мной занятие - путешествие проводилось с детьми средней группы в рамках разработанной программы кружковой деятельности " Мы играем в экономку".Так как в наши дни экономи...
Планирование кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА"
Календарно-тематическое планирование Кружка" Волшебная кисточка"...