Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka_po_frm_kgn_sr-mi_folklora_avtosohranennyy.docx338.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

На тему: « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора»

Выполнила: Рожкова Екатерина Валерьевна, воспитатель, МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 28».

Цель: - Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы:

     

         Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички и прочее.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Предварительная работа: Чтение К.И.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»,  Заучивание потешек « Водичка, водичка…», « Кашка из гречки», « Расти коса до пояса…», рассматривание сюжетных («Так делать нельзя») и предметных картинок («Что это и для чего?»).

Участники: Дети первой младшей группы, воспитатель.

Оборудование: кукла Таня , мыло, полотенце, расческа, воздушный шар

Методические приемы:

Организационный момент.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, нам прислали письмо. Сейчас посмотрим от  кого оно.

Воспитатель открывает письмо. Читает.

Воспитатель: - «Дорогие друзья, приглашаю Вас в гости. Буду очень рада видеть всех Вас!» Кукла Таня.

- Ребята Таня пригласила вас в гости! Вы хотите пойти? ( Ответы детей)

- Но для начала повторим правила, о том, как вести себя в гостях. Не кричать, не трогать вещи без спроса. (Ответы детей) Нужно говорить волшебные слова. А какие мы знаем волшебные слова? ( Ответы детей)

- Правильно!!! « Здравствуйте», « До свидания», « Спасибо», « Пожалуйста». А теперь можем идти.

Подвижная игра « Ножки, ножки».

Дети идут друг за другом под слова воспитателя «Ножки, ножки шли по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.

Повторяем несколько раз.

За столом сидит кукла Таня, читает книжку, ручки грязные, лицо не умытое.

Дети здороваются с ней.

Воспитатель:  - Таня, здравствуй!  Что с тобой? Посмотри, какие у тебя руки и лицо!!! Ай, я ай Таня!!!! Так нельзя…..

Рано утром, на рассвете,

Умываются котята и утята,

И жучки и паучки….

- Купаться и умываться любят все животные и насекомые, а вы, ребята, все сегодня умывались? (ответы детей)

- А зачем нам умываться? (чтобы быть чистыми, аккуратными, красивыми, хорошо пахнуть) А еще, чтобы не заболеть. У нас на коже скапливаются вредные микробы, мы их не видим, но они очень опасны. Поэтому нужно мыться, ухаживать за собой каждый день утром и вечером.

Кукла Таня плачет.

Воспитатель: - Не плачь, Таня, мы тебе поможем. У меня есть Чудесный мешочек, в нем есть все, чтобы привести тебя в порядок.

 Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Дети опускают руку в мешочек и называют предметы (мыло, полотенце, шампунь, зубная паста, зубная щетка, мочалка).

Воспитатель: - Ребята, давайте научим Таню умываться и мыть ручки.

Дети моют ручки, умываются и приговаривают потешки.

Потешка « Водичка, водичка» - Лера

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Потешка «Кран откройся, нос умойся »- Серёжа

Кран откройся, 
Нос умойся!
Мойтесь сразу 
Оба глаза,
Мойся шейка 
Хорошенько!

Потешка « Зайка начал умываться…» - Лилия

Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Воспитатель: - Таня, какие у тебя теперь чистые ручки и лицо…Правда, ребята? Но их еще нужно вытереть полотенцем.

Дети вытирают ручки полотенцем.

Потешка « Ай, лады лады лады…» - Дима

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Таня, умывайся веселей!

Воспитатель: - Спасибо, ребята! Таня очень рада, что вы оказали ей помощь.

А сейчас, немножко разомнемся и проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

 А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель: Ребята, кажется, что то еще мы забыли……Ах, да!!! Чтобы наша Таня выглядела красивой и опрятной научим ее расчесывать волосы.

Потешка « Расти коса до пояса…» - Виктория

Расти  коса до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Таня, говорит вам « Спасибо!»

- А сейчас, чтобы закрепить наши знания, предлагаю отгадать загадки. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Отгадывание загадок.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда наш первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

(Вода)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне-

Пусть отмоет руки мне.

( Мыло)

И махровое, и гладкое бывает,

Кто помылся, тот о нем не забывает

Взрослого, младенца

Вытирает…

( Полотенце)

На грабли сильно похожу:
На ручке - зубья и доска.
По голове я похожу -
Всё расчешу до волоска.
Чтоб понравилась прическа,
Пусть потрудится..

( Расческа)

Воспитатель: - Очень хорошо, ребята! Молодцы! А теперь Тане пора спать, давайте уложим ее спать.

Дети укладывают куклу в кроватку и проговаривают Потешку « Баю бай»

Спеть колыбельную.

Баю – баю – баиньки,

В огороде заиньки!

Зайки травоньку едят,

Кате спатеньки велят. (2 – 3 р).

Воспитатель: - Кукла Таня уснула, мы желаем ей спокойной ночи,сладких снов. Ну а нам пора, возвращаться в группу. Давайте оставим Тане подарок от нас – воздушный шарик, на который мы приклеили сердечки, где написаны правила личной гигиены. Надеемся, что Таня будет выполнять их каждый день. А вам ребята, я желаю всегда быть такими добрыми, красивыми, опрятными детьми, никогда не болеть и помнить наш девиз – ЧИСТОТА ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!

Список используемой литературы:

1.Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: Сфера, 2007.

2.Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004- 56с.

3.Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2008- 59с.

4.Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков /Ходонецких З .Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.

     

     Приложения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация. Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Вид проекта : долгосрочный,  игровой.Сроки реализации проекта: ...

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Хочу быть здоровым».

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена»....

Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством фольклора.Задачи:1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насух...