Проект " Оздоровление детей дошкольного возраста через активизацию взаимодействия с родителями при создании системы закаливания ребенка в семье"
проект

Яковлева Светлана Анатольевна

 Проект обусловлен большой  значимостью проблемы оздоровления детей дошкольного возраста. Данный проект рассчитан на 1 год. В реализацию проекта вовлечены родители и дети старшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_rabote_s_roditelyami.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 111» г. Сыктывкара

Проект

Оздоровление детей дошкольного возраста через активизацию взаимодействия с родителями при создании системы закаливания ребенка в семье

                                                        Разработано:

                                                   С.А. Яковлевой

                                                               инструктором по физкультуре

                                                     и обучению плаванию

Содержание

Актуальность ……………………………………………………………………..   3.

Анализ состояния здоровья……………………………………………………….5 Программа проекта .        8

План реализации проекта         9

Приложения……………………………………………………………………….12

                                                                                                           

Актуальность

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский

      Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) в основной общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «ЦРР – ДС №111» описаны интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К таким качествам относится – «физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками». У ребенка к 7 годам сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики, закаливания, знает некоторые правила профилактики и охраны здоровья.

Одним из приоритетных направлений в деятельности МАДОУ является физическое воспитание и развитие дошкольников. Причем под данной формулировкой мы понимаем не простое развитие моторики, а целенаправленную работу по физическому развитию и оздоровлению детей. Организация деятельности по данному направлению включает в себя реализацию  технологии Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник».

В соответствии с технологией Ю.Ф.Змановского, при организации закаливания учитываются следующие требования:

- возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка;

-  позитивный эмоциональный настрой;

- использование в комплексе природных факторов и закаливающих процедур;

-соблюдение постепенности в увеличении силы воздействия различных факторов и  непрерывность мероприятий;

- разные участки тела: различаться и чередоваться как по силе, так и длительности;

- соблюдение методики выбранного вида закаливания.      

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так назы    ваемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний.  Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.

Закаливание – один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить здоровье детей. Это не просто древняя традиция. Закаливание поможет избежать заболеваний, поддержать отличную физическую форму, повысить иммунитет.

Что дает нам закаливание? Главным образом, способствует улучшению и стабилизации кровообращения, независимо от климатических условий, что, в свою очередь, поможет предотвратить простудные заболевания. Ведь вирус простуды проникает в организм, когда он находится в незащищенном состоянии, например, при переходе из тепла в холод. В этот момент у человека сужаются сосуды носоглотки и кровообращение нарушается. Проникая в середину организма, вирусы постепенно разрушают его незащищенные клетки. На эту травмированную поверхность инфекция влияет повторно, с еще большей силой. А закаливание – это и есть своего рода тренировка организма. Лучше всего начать её с наиболее раннего возраста, который, к слову, является самым подходящим для этого и превратить это в образ жизни.

Нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей в вопросах оздоровления детей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.

 

Анализ состояния здоровья детей средней группы № 10.

Одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Данная деятельность основывается на результатах анализа состояния здоровья детей в группах. Анализ, проведенный в 2011 году, свидетельствует о том, что наибольшее количество детей с хроническими, соматическими заболеваниями посещают среднюю группу № 10.

По данным обследования педиатров в группе № 10 количество детей с хроническими заболеваниями составляет 11% (3 чел.)

На 2011г. На диспансерном учете состоит 8 детей, что составляет 29%.

 На 2011г. в группе 5 детей с I гр. здоровья, что составляет 18%, 20 детей со II гр. здоровья, что составляет 71% и 3 ребенка с III гр. здоровья, что составляет 11%.

          Анализ заболеваемости воспитанников  за последние три года позволяет сделать выводы о том, что в группе наблюдается повышение уровня  заболеваемости.

В 2009г. – 18 случаев простудных заболеваний  (66%), 2010г. –17 случаев простудных заболеваний (62%),2011г. –37 случаев простудных заболеваний (132%) (см. Приложение №1).

Индекс здоровья в 2009г. Составил - 0%, в 2010г. – 11%, в 2011г. – 18% (см. Приложение № 2).

Количество ЧБД постепенно снижается: в 2009 году – 7 детей, 2010 г. – 9  детей, 2011 г. – 6 детей   (см. Приложение № 3).

Данные результаты свидетельствуют о необходимости активизации работы и созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

В МАДОУ «ЦРР – Д/С № 111» г. Сыктывкара задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была одной  из приоритетной. На базе нашего детского сада созданы все условия для полноценного физического развития, оздоровления и закаливания детей. В детском саду функционируют спортивный зал, бассейн, сауна. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна. В каждой группе ДОУ создана модель оздоровительных мероприятий, в которую входят и закаливающие процедуры.

     Мы стараемся  использовать различные виды закаливания, такие, которые хорошо «вписываются» в общий режим дня и не слишком трудоемки. В процессе работы мы используем новые и совершенствуем  существующие формы, средства и методы закаливания  детей дошкольного возраста.

Наряду с этим опрос родителей позволяет сделать вывод  о том, что в условиях семьи вопросам закаливания не уделяется должного внимания. В большинстве семей отсутствует система закаливания, родители не владеют достаточными знаниями о способах оздоровления детей. Отсутствие взаимодействия с родителями снижает эффективность и проводимых в детском саду оздоровительных мероприятий.

        Все выше сказанное свидетельствует о необходимости активизации  взаимодействия с родителями с целью создания системы закаливания ребенка в семье.

        В результате был разработан проект.

 

Целью нашего проекта является активизация взаимодействия с родителями с целью создания системы закаливания в семье как средства оздоровления детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Повысить компетентность  и рефлексивность родителей в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста
  • содействовать формированию представлений о значении закаливания и способах его организации.
  • способствовать формированию у родителей практических навыков взаимодействия с ребенком в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности на каждой ступени детства
  •  создать атмосферу взаимопонимания между ДОУ и семьей по вопросам оздоровления дошкольника

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация данного проекта позволит снизить количество детей, болеющих ОРЗ на 10%.

Сроки реализации проекта: один год

Участники проекта: родители воспитанников  группы № 10 и педагоги МАДОУ «ЦРР - Д/С №111» г. Сыктывкара, проблемная группа по физвоспитанию.

Программа проекта

Мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственные

1

Анализ заболеваемости детей группы

сентябрь

Инструктор по физкультуре,

медсестра

2

Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления через анкетирование

октябрь

Инструктор по физкультуре,

медсестра

3

Определение спектра вопросов формирующих компетентность родителей

сентябрь

Инструктор по физкультуре

4

Определение форм педагогического просвещения

октябрь ноябрь

Инструктор по физкультуре

5

Практическая деятельность по реализации этапов проекта

сентябрь - апрель

Инструктор по физкультуре,

медсестра

6

Анализ заболеваемости

май

Инструктор по физкультуре,

медсестра

7

Подведение итогов реализации проекта

май

Инструктор по физкультуре

8

Презентация итогов проекта

май

Инструктор по физкультуре

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

I этап – Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления

1

 Анкетирование с целью определения отношения родителей к оздоровлению детей и осведомленности родителей по вопросам закаливания

октябрь

Инструктор по физкультуре Воспитатели

2

Анализ результатов анкетирования

октябрь

Инструктор по физкультуре

3

Заполнение листов здоровья

сентябрь

Воспитатели

Медсестра

4

Анализ заполненных листов здоровья

октябрь

Медсестра Инструктор по физкультуре Воспитатели

II этап – определение спектра вопросов формирующих  компетентность родителей

1

Заседание проблемной группы по физвоспитанию

октябрь

Инструктор по физкультуре

2

Анализ заболеваемости за год

сентябрь

Ст. медсестра

3

Определение направлений деятельности и вопросов формирующих компетентность родителей

октябрь

Медсестра Инструктор по физкультуре Воспитатели

4

Определение возможных форм и приемов закаливания ребенка в семье

октябрь

Медсестра Инструктор по физкультуре Воспитатели

III этап – определение форм  педагогического просвещения

1

Заседание проблемной группы в форме «Круглого стола» «Формы работы с родителями»

октябрь

Инструктор по физкультуре Воспитатели

2

Работа с методической литературой с целью изучения передового опыта

сентябрь

октябрь

Инструктор по физкультуре

3

Изучение передового опыта работы детских садов города и республики с целью  усовершенствования собственного опыта

сентябрь

октябрь

Инструктор по физкультуре

4

Определение форм, выделенных на основе изучения передового опыта

сентябрь

октябрь

Инструктор по физкультуре Воспитатели

5

Составление перспективного плана педагогического просвещения родителей по вопросам организации закаливания детей дошкольного возраста

сентябрь

октябрь

Инструктор по физкультуре Воспитатели

IV этап – Практическая деятельность по реализации проекта

1

Оказание практической помощи родителям при разработке системы закаливания в условиях семьи.

октябрь

Инструктор по физкультуре Воспитатели

2

 Реализация системы закаливающих мероприятий в домашних условиях

в течение года

Воспитатели родители

3

Оформление информационно-наглядного материала (папки - передвижки, памятки, рекомендации) для родителей групп

ноябрь-май

Инструктор по физкультуре

4

Проведение мини-лекции с родителями «Пропаганда здорового образа жизни принадлежит семье»

январь

Ст. медсестра

5

Ведение  «Дневника здоровья»

ноябрь-май

Родители

6

Организация плана индивидуальных и групповых консультаций, бесед для родителей групп

ноябрь-май

Инструктор по физкультуре,

медсестра

7

Выступление на родительских собраниях в соответствии с графиком их проведения

октябрь-май

Инструктор по физкультуре

8

Размещение практических советов и рекомендаций по закаливанию в «Уголках здоровья»

ноябрь-май

Инструктор по физкультуре

9

Создание  «Шкатулки вопросов»

декабрь

Инструктор по физкультуре

10

Мастер-класс  с  родителями  по освоению технологии закаливания

апрель

Ст. медсестра

V этап – Подведение итогов реализации проекта

1

Анализ заболеваемости

май

Инструктор по физкультуре,

медсестра

2

Организация фотовыставки «Закаливаемся дома»

май

Родители воспитатели

3

Издание «Заметок юного крепыша»

(рассказы детей о закаливании из собственного опыта).

март

Родители

дети

4

Оформление альбома с рисунками детей «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

апрель

Родители

дети

5

Родительская конференция «Закаливание – путь к здоровью» (выступление родителей по обмену опытом закаливания в семье)

апрель

Инструктор по физкультуре

Ст. медсестра

6

Анкетирование родителей с целью выявления качества  реализации закаливающих  мероприятий

апрель

Инструктор по физкультуре

7

Создание  мультимедийной презентации и видеоролика по итогам проекта для родительской конференции (использование фото, видеоматериалов родителей при организации закаливания в домашних условиях)

март

Инструктор по физкультуре

8

Подготовка презентации для педагогов о результатах  реализации проекта 

апрель

Инструктор по физкультуре

VI этап – Презентация итогов проекта

1

Показ мультимедийной презентации и видеоролика по итогам проекта на родительской конференции

Май

Инструктор по физкультуре

2

Презентация результатов проекта для педагогов

Май

Инструктор по физкультуре

Приложение 1

        

                                   

 Приложение 2

Приложение 3

В 2009 году процент ЧБД составил 26%.Однако в 2010 году наблюдается рост ЧБД.

Процент ЧБД постепенно снижается  в  2011 г. до 21%.

Папка-передвижка для родителей

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста?

Обычно детей закаливают “от простуды”, хотя простудные – острые респираторные заболевания (ОРЗ) – вызываются вирусами. В чем же смысл?
В нашем сознании простуда прочно связана с холодной, мокрой погодой, когда дети мало гуляют, проводят много времени в помещении, где легко заражаются вирусами. Кроме того, в самом начале ОРЗ (еще до появления насморка и кашля) больного знобит, он не может согреться. Поэтому возникает ассоциация “чувство холода – простуда (из-за незакаленности) – ОРЗ”.
Охлаждение незакаленного ребенка действительно может способствовать развитию вирусной инфекции. Кроме того, терморегуляция у малышей еще не совершенна и охлаждаются они сильнее, чем взрослые.
На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано прежде всего с расширением контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.
Именно поэтому детям так необходимо закаливание.

НОС И ПРОСТУДА

Почему именно нос? Дело в том, что противовирусная защита чаще всего снижается при нарушении кровообращения в слизистой оболочке носа под влиянием переохлаждения.
Охлаждение кожи ведет к рефлекторному сужению кровеносных сосудов – организм уменьшает теплоотдачу, экономя тепло (при очень сильном охлаждении на морозе кожные сосуды расширяются, согревая охлаждаемый участок). Так же реагируют и сосуды носа: при прикладывании кубика льда к коже температура в полости носа снижается на 2° у незакаленного ребенка и всего на 0,3–0,5° – у закаленного. При этом функция клеток слизистой нарушается. Снижается выделение ими антител, защитных субстанций, способных убивать вирусы, которые очень часто присутствуют на слизистой носа, как бы поджидая удобного случая, чтобы проникнуть внутрь организма. Вдыхаемый воздух хуже нагревается, вирус быстрее размножается и попадает в более глубокие отделы дыхательных путей.
Тренировать сосуды можно закаливающими процедурами. При постепенном увеличении охлаждения реакция сосудов становится все более умеренной, количество защитных белков в слизистой оболочке носа не будет резко уменьшаться. И это не фантазия – такое действие закаливающих процедур доказано многими исследованиями.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Вы ошибаетесь, если думаете, что закаливание обязательно требует применения очень низких температур. Некоторые отчаянные родители силой заставляют своих детей ходить босиком по снегу и купаться в проруби! На самом деле важна контрастность воздействия. Если холод ведет к сужению сосудов, то тепло, наоборот, вызывает их расширение – а мы тренируем как раз способность сосудов изменять свой просвет в зависимости от внешнего холода или тепла. Воздействие умеренно прохладного воздуха на предварительно согретую кожу будет равноценно воздействию очень холодного раздражителя на не согретую кожу.

Какие же участки тела лучше всего закаливать? Очевидно, что воздействие на лицо и кисти рук, постоянно находящиеся открытыми, большого эффекта не даст. Конечно, если ребенку закрывают зимой половину лица платком и никогда не снимают варежки, начинать закаливание надо именно с лица и рук, но это – скорее исключение, чем правило.
Очень чувствительны к теплу и холоду подошвы ног – там находится много рецепторов. Хороший эффект дает и холодовое воздействие на кожу шеи, поясницы, однако все же лучше закаливать (водой, воздухом) кожу всего туловища и конечностей. При охлаждении какого-либо одного участка тела может возникнуть эффект сквозняка – охлажденные сосуды останутся расширенными из-за отсутствия рефлекса с других участков, а это приведет к сильному переохлаждению.
Продолжительность закаливающих процедур не должна быть слишком большой – не более 10–20 минут. Гораздо важнее повторность воздействий, при этом очень полезна смена факторов, например: воздушная ванна – сауна – прохладный душ – сауна – воздушная ванна.
Проводя
закаливание, соблюдайте постепенность усиления воздействий. Однако не будьте и излишне осторожными: если вы занимаетесь обливанием, начните с воды температурой 30–32° и снижайте ее каждые 2–3 дня на 2–3° (а не на 0,5° в неделю, как это делают многие). Уже через 10–15 дней вы дойдете до комнатной температуры или даже чуть ниже – до16–18°. Это обеспечит прекрасный закаливающий эффект и не создаст опасности простуды.
Но закаливание не дает положительного результата без создания повседневного стимулирующего температурного окружения ребенка. В нашем климате именно повседневные температурные воздействия играют решающую роль. А начинать надо с ответа на вопрос...

...КАК ОДЕТЬ РЕБЕНКА?

Одежда должна не просто соответствовать сезону, но и меняться в зависимости от температуры на улице. Самое главное – одевать детей с учетом их большой подвижности. Хорошее правило – надевать на ребенка столько же слоев одежды, сколько надевают взрослые, или, еще лучше – на один слой меньше. Одежда должна быть такой, чтобы во время физической активности ребенок сильно не потел, а в минуты отдыха его кожа охлаждалась как от воздействия воздуха, так и от испарения пота.
К сожалению, наших детей часто кутают без меры. За исключением двух-трех самых теплых месяцев года большинство малышей раннего и дошкольного возраста (а часто и школьники) носят не менее 4-х слоев одежды (кроме верхней) и одеты, как минимум, в 2–3 пары длинных штанов – брюки, рейтузы с поддетыми колготками! Есть дети, которые практически никогда не гуляют в трусиках и майке – они всегда в свитере и шапочке.
Закаливание может происходить и в помещении, если температура в нем не превышает 18–20° днем, а ночью – ниже на 2–4°. При этом на ребенке не должны быть надеты теплые вещи, он не должен спать в пижаме под ватным одеялом (или то, или другое). К сожалению, многие россияне считают нормальной температурой помещения 24–26°.
Ничего страшного, если легко одетый ребенок выйдет в холодную погоду на балкон или в сени, если внезапный порыв ветра распахнет окно или ночью малыш раскроется – такие кратковременные воздействия хорошо закаляют.
Согласитесь, закаливать закутанного, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха ребенка – занятие бесперспективное. Постоянное пребывание в тепличных условиях детренирует сосуды кожи и слизистых оболочек, так что кратковременные закаливающие воздействия на таком фоне большого эффекта не дадут.

КОГДА НАЧАТЬ?

Закаливать ребенка никогда не поздно и в то же время никогда не рано. Больше того, доктор Татьяна Кривоногова из Томска, проведя специальное исследование, доказала, что закаливание беременных женщин и новорожденных детей по особой методике дает прекрасный эффект. Конечно, речь не идет о моржевании новорожденного или о сауне с первых дней жизни, но и самым маленьким вполне можно создать условия, которые бы тренировали их сосуды.
Очень полезны воздушные ванны – достаточно лишь не торопиться перепеленать ребенка, а дать ему несколько минут побыть голым на воздухе при комнатной температуре. Воздушные ванны удобно проводить и во время занятий гимнастикой, перед ванной. После купания можно облить малыша водой температурой на 2–4–6° ниже, чем вода в ванне.
Безусловно, закаливание во время острого заболевания бессмысленно и вредно. Когда же можно снова приступать к процедурам? Это зависит от длительности лихорадочного периода. При нетяжелом ОРЗ нормальная терморегуляция восстанавливается уже через 7–10 дней, при 3–10-дневной температуре – через 2 недели, а после тяжелой пневмонии – через 3–4 недели. В эти сроки можно продолжить начатое до болезни закаливание.

Закаливание день за днем

Уже с первого года жизни приучайте ребенка к прогулкам на свежем воздухе, желательно не менее 4 часов в сутки. Сперва это сон в коляске на балконе или на улице, затем прогулки, лучше не в коляске, а с активными движениями. В яслях, где дети каждый день гуляют в течение 3–4 часов, респираторная заболеваемость снижается в 3–4 раза.

Воздушная контрастность вполне доступна семьям, имеющим 2 комнаты. Для этого в одной из комнат снижают температуру (открывая форточку или окно) до 10–12°, а в другой – оставляют ее на уровне 18–20°. Можно устроить подвижные игры, переходя вместе с ребенком из одного помещения в другое. Контрастное закаливание несложно организовать и в детском саду – для этого можно нагреть участок пола до 50–60° (???!!! - прим. автора сайта), чтобы дети, проснувшись после дневного сна, могли попеременно побегать босиком по теплому и непрогретому полу.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ – чередуйте теплую воду (до 40°, 30–40 секунд) с более холодной, удлиняя длительность ее воздействия от 15–20 до 30 секунд. Температуру холодной воды снижают на 2–3° каждые 2–3 дня, первоначально несколько укорачивая время ее воздействия. Конечная температура холодной воды для дошкольников не должна быть меньше 14–15°, для школьников можно опускать ее и ниже, конечно, с согласия ребенка.
Вообще, надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции. Доводить холодовые воздействия до неприятных или тем более болезненных абсолютно недопустимо, поэтому всякие перегибы в этом деле (например, в соответствии с поговоркой “тяжело в учении, легко в бою”) неразумны.
Летом обязательно давайте ребенку возможность побегать босиком по лужам. Хороший закаливающий эффект дает ежедневное мытье ног прохладной водой, холодный душ после ванны или бани. Очень полезно купание. Многие дети купаются “до посинения” – это не опасно, но не нужно. После купания в прохладной воде хорошо разотрите кожу жестким полотенцем до появления красноты (это указывает на расширение сосудов). Если поблизости нет водоема, можно обливать ребенка водой наружной температуры или ставить его под душ, да и просто дайте малышу поплескаться в воде.
Прекрасную закалку дает плавание в бассейне – не столько само по себе, сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.
Температура воды выше 25–26° закаливающим эффектом не обладает, однако при более прохладной воде положительный результат очевиден, особенно если ребенка не стараются укутать сразу после плавания. Занятия в бассейне надо построить таким образом, чтобы малыш испытывал комплексное контрастное воздействие: воздуха, самого бассейна, душа до и после бассейна, ходьбы босиком.
В России да и в других северных странах посещение горячей бани – сауны или русской – считается чуть ли не самым мощным и полезным лечением. Это действительно так: по силе температурного воздействия с баней ничто не может сравниться. Распаренный человек охотно принимает
холодный или даже ледяной душ, окунается в прорубь, валяется в снегу, испытывая при этом огромное удовольствие.
Баня (лучше сухая – сауна) используется для закаливания детей раннего возраста. Температура в ней должна быть около 90°, дети проводят в помещении 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. После этого надо принять душ комнатной температуры. О пользе всевозможных контрастных воздействий вы уже знаете. Ну а что касается более экзотичных “подвигов” – выбегания из бани в снег на мороз,
окунания в прорубь и т.д. – это дело постепенной тренировки, которая ни в коем случае не должна переходить грань, за которой возникают неприятные ощущения и отрицательные эмоции. Мои внуки посещали сауну с первого года жизни, охотно выходили на несколько минут на мороз босиком и принимали прохладный душ, но валяться в снегу не любили – и я их к этому не принуждал.

Если вы начнете закалять своего малыша с грудного возраста и будете следовать приведенным выше советам, можете с гарантией считать его достаточно закаленным! Родители, которые не боятся оставить ребенка на несколько минут раздетым при комнатной температуре, обливают его после ванны прохладной водой, делают несколько раз в день воздушные ванны, могут быть спокойны за его сосудистые рефлексы.

“ГЕРОИЧЕСКИЕ” МЕТОДЫ

При обсуждении проблем закаливания у родителей часто возникают вопросы, связанные с публикациями о детях, которые плавают в проруби и бегают голышом по снегу. Хорошо это или плохо?
Публикации эти – безусловно, из разряда сенсационных. Но в какой-то мере они полезны: подобные сюжеты привлекают внимание родителей, особенно тех, чьи дети круглогодично носят свитер, и заставляют задуматься над тем, как закалить своего ребенка.
Но все же –
полезно ли моржевание и, если да, то как его проводить? Прежде чем “сигануть” в прорубь, дети вместе с родителями должны пройти длительный период закаливания. Само погружение в ледяную воду никак нельзя считать обязательным элементом закалки – скорее, это демонстрация закаленности организма, кстати, не вполне безопасным способом. Дети воспринимают холод как боль: они в состоянии превозмочь его под одобрительными взглядами родителей, но излишнее усердие в этом деле может оттолкнуть ребенка от закаливания. Если вы все-таки решили заняться моржеванием, делать это надо постепенно и не удлинять пребывание в ледяной воде свыше 40–60 секунд, поскольку ребенок охлаждается намного быстрее взрослого. Моржующим детям необходимо постоянное пристальное медицинское наблюдение (или хотя бы почаще делайте анализ мочи).
Хождение босиком по снегу тоже оказывает довольно сильное закаливающее воздействие, хотя и не такое мощное, как моржевание. Конечно, и здесь нужна
постепенность. В большинстве же ситуаций я советую закалять ребенка обычными методами, и если после бани или просто так он побегает пару минут босиком по снегу, это никак не отразится на его здоровье. А вообще-то, по снегу лучше бегать в обуви или на лыжах!
Другой частый вопрос – об
обливании холодной водой, в том числе и во время заболевания. Родители обычно называют это методикой Иванова. Думаю, что постепенно можно снизить температуру воды для обливания здорового ребенка до 8–10°, то есть до температуры водопроводной воды в зимнее время, хотя вполне достаточно остановиться на 12–14°. Обливать такой водой незакаленного ребенка – не просто жестоко, но и опасно. Что же касается холодного обливания как лечебной меры – это, попросту говоря, преступление, опасное для жизни. “Лечебный эффект” от такой процедуры может быть только отрицательным. Родители, придерживающиеся подобных “естественных лечебных факторов”, просто задерживают таким образом начало эффективного лечения.

Ну а есть ли данные о том, что закаленные дети полностью защищены от простуды? К сожалению, нет. Они тоже иногда болеют ОРЗ. Однако защита от заражения у прошедших закалку детей гораздо эффективнее, поэтому и число респираторных заболеваний, особенно тяжелых, намного меньше. Небольшие катаральные явления без температуры, длительностью 1–2 дня – вот как протекают ОРЗ у закаленного ребенка. Так что – закаляйтесь, если хотите быть здоровыми!

Рекомендации для родителей

Закаливание детей до года 

Возрастных исключений для закаливания нет. Закаляться можно в любом возрасте. Желательно начинать закалять ребенка с первых дней жизни. Здесь речь идет о щадящем режиме закаливания.

Малышу полезно полежать голеньким – это так называемые
воздушные ванны (раздевать малыша следует не спеша, чтобы организм адаптировался к понижению температуры). Но при условии, что в комнате нет сквозняков. Температура воздуха должна быть в пределах 22 -24 градусов. Постепенно температуру в комнате можно понижать на 1-2 градуса (предварительно проветрив комнату) до 18 – 20 градусов. Закаливающим эффектом обладает и прогулка, сон на свежем воздухе. Желательно гулять с детьми два раза в день. Свежий воздух благотворно влияет на весь организм.

Не забывайте проветривать помещение. В зимнее и осеннее время комнату следует проветривать 4-5 раз в день по 15 минут (рекомендуется сквозное проветривание), малыш в это время должен находиться в другой комнате. Летом ребенок может спать при открытой форточке.

Кроме этого, для крох полезен и следующий вид закаливания –
обтирание. Обтирать следует шею, грудь, руки и спину смоченным в теплой воде полотенцем. Вода поначалу должна быть не ниже 34 градусов. Затем, в течение 10-15 дней температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус. Конечная температура воды, при которой проходит закаливание 23-26 градусов.

Закаливание детей в школьном и дошкольном возрасте (с года) 

Правила проведения водных процедур 

Обтирание- оно производится мокрым полотенцем или губкой. Обтирают шею, грудь, руки и спину. После этого кожу растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Для обтирания вначале используется теплая вода: для детей дошкольного возраста 25-28 градусов,для детей школьного возраста 20-25 градусов. Температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус через каждые три дня. Таким образом, температуру воды доводят до 19 градусов (для детей дошкольного возраста); для детей младшего школьного возраста – 16 градусов.

Обливание - более сильная процедура. К ее осуществлению следует отнестись осторожно. Следует соблюдать рекомендации. Обливание можно проводить только тогда, когда кожа малыша согрета. Так, многие сразу же после улицы (в холодное время года) начинают закалять ребенка, используя обливание. Но, доказано, что такие дети начинают чаще болеть. Поэтому, после прогулки запрещается проводить водные процедуры! Температура тела должна вначале адаптироваться к комнатной температуре. После этого, проследить, чтобы ребенок принял теплый душ. Вот теперь можно проходить к самой процедуре.

Обливание осуществляется с использованием кувшина или таза (на ребенка выливают воду из этой емкости). Вначале поливают воду на спину, затем на грудь, живот и в конце на ноги.
Обливание первоначально проводят при температуре воды от 30 -35 градусов. Постепенно температура воды понижается на 1 -2 градуса (через каждые 10 дней) и доводится до 15-20 градусов.

Еще одна очень полезная водная процедура –
принятие душа. При ее осуществлении так же следует соблюдать постепенность и последовательность.

Душ рекомендуется применять детям с уже окрепшим здоровьем. Ребенку должно быть не менее 1,5 года.
Эта водная процедура благотворно воздействует на нервную систему, способствует спокойному сну, повышению аппетита. Температура воды в зимний период поначалу должна быть не менее 36 градусов. Летом 33 -35 градусов. Каждую неделю температуру следует понижать на 1 градус. Конечная температура воды должна составлять для детей до 2 лет 28 градусов. Детям от 2-3 подойдет температура воды не ниже 25 градусов. Для более старших
детей температура может быть ниже.
С помощью воды можно
закаливать носоглотку. Для этого следует полоскать горло прохладной водой, затем холодной. Данный вид закаливания рекомендован детям школьного возраста.
Полоскают горло ежедневно утром и вечером. Первоначальная температура воды должна составлять 28-30 градусов. Конечная температура 10-15 градусов. Температура понижается постепенно, каждые десять дней на 1 градус.
Обливание ног – еще одна разновидность водных процедур. Для этого понадобится таз. Ребенку поливают ноги водой (ноги ставят в таз). Начальная температура воды 28-30 градусов. Конечная температура должна быть не ниже 10 градусов.
После обливания, следует сухим полотенцем тщательно вытереть ноги.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны рекомендуется начинать проводить весной, при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Для этого необходимо выбрать защищенное от солнечных лучей и ветра место. Первоначально длительность этой процедуры составляет 10 -15 минут, затем доходит до 1.5-2 часов. Если ребенок замер, появились мурашки, следует прекратить процедуру немедленно.
Проветривание помещения.
Очень важно при закаливании ребенка соблюдать температурный режим в помещении. Следует как можно чаще проветривать комнаты. В холодное время года частота проветривания должна быть не меньше 5 раз в день. Лучший способ проветривания – сквозное. Так как сквозняки могут негативно сказаться на здоровье, поэтому дети во время такого проветривания должны находиться в другой комнате.
В летнее теплое время года ребенок может находиться в комнате с открытым окном. Но следует исключить сквозняки.
Не забывайте о прогулке. Ребенок должен находиться на улице не меньше 2 раз в день по 2 часа в холодное время года. Летом же время прогулки неограниченно.
Закаливание – отличный способ для укрепления здоровья детей. Но при проведении процедур по закаливанию следует соблюдать ряд принципов:

  • постепенность
  • систематичность (процедуры по закаливанию следует проводить ежедневно, только в этом случае будет виден результат)
  • учет индивидуальных особенностей (необходимо учитывать возраст, состояние здоровья).
  • Если вы будите соблюдать эти важные принципы, закаливание пойдет на пользу вашему ребенку. И помните, закаливание – это длительный процесс. Но вас это не должно огорчать, если вы делаете все правильно, ваше дитя будет расти крепким и жизнерадостным, а это самое главное! Здоровье детей - в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"

Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....

Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»

Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...

Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»

Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...

«Оздоровление детей дошкольного возраста через кинезиологические упражнения».

laquo;Оздоровление детей дошкольного возраста через кинезиологические упражнения»....

«Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».

Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....

Сборник по оздоровлению детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности и оздоровительных досугов.

Сборник по оздоровлению детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности и оздоровительных досугов....