Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Использование нетрадиционного метода "биоэнергопластики" в коррекции звукопроизношения у дошкольноиков 5-7 лет на индивидуальных, подгрупповых занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики

Автор статьи: учитель-логопед МБДОУ д/с № 48 Нижегородской области

Безрукова Светлана Сергеевна

Историческая справка

Вопросом влияния биоэнергопластикина звукопроизношение, занимались отечественные физиологи: В.М. Бехтерев, М. М. Кольцова, М.С. Рузинаи др., которые подтверждают взаимосвязь развития моторики рук с развитием мозга.

В головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом . Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Взаимосвязь речевого и моторного отделов мозга проявляются в том, что если ребенок не может найти подходящее слово, он помогает себе жестами, и наоборот: если ребенок сосредоточенно рисует или пишет, он может непроизвольно высунуть язык.

Актуальность выбранной темы

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи. Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.

К сожалению, в настоящее время показатели речевого развития детей, в том числе и звукопроизношения, ухудшаются. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением целесообразно использовать инновационный метод нейростимуляции - биоэнергопластику. Сопряжённые движения кистями и пальцами рук с движениями речевого аппарата способствует ускоренному исправлению нарушенных звуков у детей, имеющих сниженные и нарушенные кинестетические ощущения, так как те импульсы, которые идут от языка к коре головного мозга, многократно усиливаются работающей ладонью.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, восприятие, мышление.

Использование метода биоэнергопластики влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях: позволяет улучшить память у ребёнка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Что такое биоэнергопластика

«Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

  • Систематическое и планомерное использование «биоэнергпластики» на занятиях помогает повысить у детей уровень познавательной активности, интереса к логопедическим занятиям; улучшить эмоциональную атмосферу на занятиях;
  • Большинство детей успешно справляются с поставленными задачами;
  • Дети овладеют не только артикуляционными навыками, но и навыками пространственной ориентации и ориентации в сторонах собственного тела;

Данная технология проводится с детьми всех возрастных групп. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Рекомендуется ежедневно включать ее в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.

Упражнение «Бегемотик» (цель: выработка удержания рта в широко открытом положении).

G:\DCIM\101_PANA\ G:\DCIM\101_PANA\

Для поддержания интереса у ребенка во время выполнения упражнения добавляем стишок:

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5.

А теперь закроем ротик,

Отдыхает бегемотик!

G:\DCIM\101_PANA\ G:\DCIM\101_PANA\

Очень вкусно мы поели,

Выпить чаю захотели.

В чашку чая мы нальём,

Выпьем чаю мы вдвоём.

Особенности работы с применением биоэнергопластики

🠶Учитывать индивидуальные особенности детей.

🠶Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

🠶Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.

🠶Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

🠶Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.

🠶С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются, стихи, счёт, «Волшебные перчатки».

Список используемой литературы

🠶Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2001.

🠶КрупенчукО.И., ВоробьѐваТ.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. –СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.

🠶Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

🠶Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

🠶ЗагорскаяЕ.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2004. -№4.

🠶Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. –СПб., 2004.

🠶Йога–дансили биоэнергопластика[Электронный ресурс]. –Режим доступа: –2009.

🠶БушляковаР.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СанктПетербург: Детство-пресс, 2011

🠶Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика и дыхательноголосовыеупражнения.-М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

🠶Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...