Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Использование нетрадиционного метода "биоэнергопластики" в коррекции звукопроизношения у дошкольноиков 5-7 лет на индивидуальных, подгрупповых занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биоэнергопластика в коррекции звукопроизношения у дошкольников 5-7 лет | 984.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики
Автор статьи: учитель-логопед МБДОУ д/с № 48 Нижегородской области
Безрукова Светлана Сергеевна
Историческая справка
Вопросом влияния биоэнергопластикина звукопроизношение, занимались отечественные физиологи: В.М. Бехтерев, М. М. Кольцова, М.С. Рузинаи др., которые подтверждают взаимосвязь развития моторики рук с развитием мозга.
В головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом . Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Взаимосвязь речевого и моторного отделов мозга проявляются в том, что если ребенок не может найти подходящее слово, он помогает себе жестами, и наоборот: если ребенок сосредоточенно рисует или пишет, он может непроизвольно высунуть язык.
Актуальность выбранной темы
Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи. Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.
К сожалению, в настоящее время показатели речевого развития детей, в том числе и звукопроизношения, ухудшаются. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением целесообразно использовать инновационный метод нейростимуляции - биоэнергопластику. Сопряжённые движения кистями и пальцами рук с движениями речевого аппарата способствует ускоренному исправлению нарушенных звуков у детей, имеющих сниженные и нарушенные кинестетические ощущения, так как те импульсы, которые идут от языка к коре головного мозга, многократно усиливаются работающей ладонью.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, восприятие, мышление.
Использование метода биоэнергопластики влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях: позволяет улучшить память у ребёнка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Что такое биоэнергопластика
«Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
- Систематическое и планомерное использование «биоэнергпластики» на занятиях помогает повысить у детей уровень познавательной активности, интереса к логопедическим занятиям; улучшить эмоциональную атмосферу на занятиях;
- Большинство детей успешно справляются с поставленными задачами;
- Дети овладеют не только артикуляционными навыками, но и навыками пространственной ориентации и ориентации в сторонах собственного тела;
Данная технология проводится с детьми всех возрастных групп. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Рекомендуется ежедневно включать ее в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.
Упражнение «Бегемотик» (цель: выработка удержания рта в широко открытом положении).
Для поддержания интереса у ребенка во время выполнения упражнения добавляем стишок:
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь закроем ротик,
Отдыхает бегемотик!
Очень вкусно мы поели,
Выпить чаю захотели.
В чашку чая мы нальём,
Выпьем чаю мы вдвоём.
Особенности работы с применением биоэнергопластики
🠶Учитывать индивидуальные особенности детей.
🠶Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
🠶Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.
🠶Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
🠶Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
🠶С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются, стихи, счёт, «Волшебные перчатки».
Список используемой литературы
🠶Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2001.
🠶КрупенчукО.И., ВоробьѐваТ.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. –СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
🠶Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
🠶Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
🠶ЗагорскаяЕ.А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2004. -№4.
🠶Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. –СПб., 2004.
🠶Йога–дансили биоэнергопластика[Электронный ресурс]. –Режим доступа: –2009.
🠶БушляковаР.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СанктПетербург: Детство-пресс, 2011
🠶Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика и дыхательноголосовыеупражнения.-М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
🠶Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...
Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...
«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».
В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...
Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...
«Использование биоэнергопластику как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на методическом объединение....
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...