"Воспитание звуковой культуры речи с использованием здоровьесберегающих технологий"
статья (младшая группа)

Нарбекова Галия Харисовна

Современное общество предъявляет все более высокие требования  к человеку, уровню его развития, его здоровью. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Более успешному решению речевых задач помогут методы и приемы, описанные в данной статье, которы можно использовать при различных  видах деятельности, в том числе и на специальных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  1

      Развитие звуковой культуры речи ребенка-дошкольника с

              использованием здоровьесберегающих технологий

             

          Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают и педагоги, и родители. Успешное  развитие речи  в  дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего обучения в школе. И в этом вопросе, я считаю, очень важен период, связанный с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.

            Возраст 3-4 года — подготовительный  этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове. В этом возрасте дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями. При нормальных условиях к 4 годам ребенок произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим. Исключаются только шипящие (ж,ш,ч,щ) и сонорные (р,л)  звуки, наиболее трудные для произношения. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их будет гораздо труднее.

            Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление звука в словах.

             Способы произношения звуков демонстрируются ребенку взрослым, что подготавливает  ребенка к интонационному выделению согласных звуков, управлению своей артикуляцией. Успешной работе способствуют игровые упражнения, стихи, в которых заданный звук встречается чаще. Они приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, близкие по звучанию, подходящие по  смыслу. Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: выразительность речи, интонация, мимика, жесты, выразительные движения и т.д.

             

                                                    2

          Прежде всего занятия с дошкольниками не должны быть обременительными: малыши охотно откликаются на предложения воспитателя поиграть, особенно если взрослый выступает как партнер по игре. Не надо сообщать детям истинной цели занятий: «будем учиться произносить звуки…». Хорошо подключать к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок. И главное – поощрять! Если ребенок ошибается – поправлять, не раздражаясь, не фиксировать внимание на недостатках. Вновь и вновь давать образцы правильных действий. Пусть ребенок ошибся в восьми случаях из десяти – «Уже получается!».

          Как использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи? И что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья детей, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психическое, и социальное благополучие. Важно организовывать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка и воспитывающий ценностное отношение к своему здоровью. Важно не только давать знания детям, но и научить жить в гармонии с собой и с окружающим миром.

        Методы работы с использование здоровьесберегающих технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления дошкольников. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.

          Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, повышению речевой активности, снятию напряжения, восстановлению работоспособности, активизации познавательного интереса.  

         Для более эффективного речевого развития детей я активно использую следующие приёмы здоровьесберегающих технологий:

                                                    3

— Дыхательная  гимнастика

      Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, просто взахлёб, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

      Если мы хотим научить ребёнка говорить красиво и чётко, следует
обучить его правильному дыханию. В своей работе я использую упражнения
дыхательной гимнастики, проводим их ежедневно в течение 5-10 минут, я использую их и как физкультминутки в процессе образовательной деятельности, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц,  и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Какие это упражнения? «Дровосек», «Гуси», шумные вдохи и выдохи и т.д.
 

— Артикуляционная гимнастика

       Главная мышца органов речи — это язык. И для него, как и для всякой мышцы, необходима гимнастика. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, я ежедневно в процессе образовательной деятельности занимаюсь артикуляционной гимнастикой.
     Для индивидуальных занятий с детьми по артикуляционной гимнастике можно использовать зеркала (как логопед)
Ребенок должен видеть, что язык делает. У нас, взрослых,
артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо
через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Как показывает опыт, дети дошкольного возраста выполняют
артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом.

                                                   4

— Пальчиковая гимнастика 

        Формирование словесной речи ребёнка начинается,
когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие
пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования
речи. Чем больше мастерства в детской руке, тем
ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук). Очень хороши пальчиковые игры в сочетании с массажем.

         А на ногах тоже есть пальчики! Издревне известно, что на ногах находятся важнейшие чувствительные точки, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое здоровье. Можно и рисовать большим пальцем ноги и на ковре, и на песке. Использование упражнений с ногами создают так необходимый в обучении эффект новизны, делают занятия эффективными, занимательными, оригинальными. Они приводят детей в восторг и очень полезны для гиперактивных детей, которые нуждаются в движении больше, чем обычные дети.

Самомассаж

     Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса. Происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре
головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

       Приемы  самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание). Для самомассажа можно использовать грецкие орехи, мячики с шипами, «сухой

                                                    5

пальчиковый бассейн», карандаш, варежки обшитые бисером. Можно проводить массаж и самомассаж рук в сочетании с пальчиковыми играми. Главная ценность массажа в том, что прежде всего он влияет на нервную систему, помогает снять общую усталость и работать всем органам эффективно.

— Зрительная гимнастика

        Есть такая народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение играет большую роль в развитии человека. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности, поэтому во время занятий по развитию речи, да и не только, я включаю гимнастику для глаз. Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических расстройств. Это проявляется, прежде всего,  в нарушении умственной  работоспособности, повышенной возбудимости, раздражительности, происходят изменения в мелкой моторике, а отсюда следует неполноценное развитие речи детей.

        В своей работе я применяю такую гимнастику для глаз, как например: «Проследи глазами цифры от 1 до 10», «Проследи за игрушкой» и т.д.

—  Кинезиологические упражнения

          Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, иначе они называются «гимнастикой мозга». Применение этих методов позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снижает
утомляемость. Какие это упражнения? «Растирание ушек», «Сережки на ушах», «Катаем  шарики на голове» и т.д.
 

— Песочная терапия

       Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме. В последнее время значительно возрос интерес специалистов  к занятиям с использованием песочницы. Игры и занятия с песком благотворно влияют на психику, успокаивают, гасят негативные

                                                    6

эмоции, развивают мелкую моторику, координацию движений, тактильную чувствительность. Можно предложить погладить песок, перемешать его, перетереть его пальчиками, можно использовать миниатюрные фигурки, бусинки, пуговки, ракушки и т.д. Я провожу следующие игры с использованием песочницы: «Найди сюрприз», «Ладошки на песке», «Выложи узор на песке» и т.д.

 — Упражнения на расслабление и снятие напряжения

       Проводя упражнения на расслабление, я обучаю детей игровым приемам произвольного расслабления – техника поочередного напряжения и расслабления мышц. Представляю детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя. Игровые упражнения с воображаемым песком, «Плаваем в речке», «Брызгаемся водой», «Лежим, загораем» и т.д. Очень хороши упражнения «Расскажи стихи руками».

        И, завершая, хочу вспомнить учение Ивана Петровича Павлова о высшей нервной системе. Он считал, что любая мысль заканчивается движением.  Для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических
действиях, например ходьбе, покачивании ногой,  постукивании карандашом по столу и др. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Исследования показывают, что современные дети испытывают «двигательный  дефицит». Не секрет  —  и дома, и в детском саду дети больше сидят - за столом, перед телевизором и т.д. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие. У таких детей больше заболеваемость ОРВИ. Движения необходимы ребенку! Имеется непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Чем меньше ребенок двигается, тем больше он отстает в нервно-психическом развитии.

         

                                                    7

           Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по развитию речи, а также создание разнообразной,

интересной для ребенка речевой среды способствует решению поставленных задач более результативно и в короткие сроки. Все эти упражнения занимают совсем немного времени, но в конечном итоге ребенок показывает хорошие результаты при усвоении материала. Ведь только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать знания.

                                                    8

             Список использованной литературы

1. Александрова А.В. Развитие речи для малышей. - М.: Экема, 2011. - 48с.

2. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 223 с.

3. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире звуков и букв. - М.: Астрем, 2013. - 35 с.

4. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. - СПб:  Детство-Пресс, 2009. - 208 с.

5. Картушина  М.Ю. Логоритмика для малышей. - М.:ТЦ Сфера,2004. - 144 с.

6. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей. - М.: Ювента, 2007. - 93 с.

7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей. - М.: Ювента, 2007. - 93 с.

8. Колесникова Е.В. От слова к звуку. - М.: Ювента, 2007. - 64 с.

9. Колератова  Н.Г. Учимся говорить правильно. - М.: ТЦ Сфера,2004. - 208 с.

10.Красавина Т. А. «Современные здоровьесберегающие технологии», http://nsportal.ru/, опубликовано 13.02.2013

11.Максаков А.Н.Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение¸ 1982. - 159 с.

12.Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя. –  М.: Просвещение¸1982. - 159 с.

13. Острикова М. А. «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду», http://nsportal.ru/, опубликовано 04.02.2013.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием современных образовательных технологий.

В данном файле представлены конспекты занятий по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам:1."Путешествие с ручейком" (дифференциация свистящих и щипящи...

"Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения современных образовательных технологий"

В работе представленны следующие занятия: артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, дидактические игры, организованная познавательная деятельность....

Консультация для воспитателей по теме «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки....

Консультация “Технология воспитания звуковой культуры речи у дошкольников”

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

«Способы формирования предпосылок связной речи у дошкольников, с помощью: воспитания звуковой культуры речи; осознание грамматического строя речи; расширение словарного запаса»

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

«Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, постр...