Консультация “Технология воспитания звуковой культуры речи у дошкольников”
материал на тему

Марченко Светлана Валерьевна

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  на тему                                          

    “Технология воспитания  звуковой культуры

 речи у дошкольников”

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

   - правильное произношение звуков,

- правильное произношение слов,

- громкость и скорость речевого высказывания,

- ритм,

- паузы,

- тембр,

- логическое ударение и пр.,

- нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

- нормальное функционирование слухового аппарата,

- наличие полноценной окружающей речевой среды. (5 слайд)

Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

- формирования у них правильного звукопроизношения,

- четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,

- развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),

- выработки умеренного темпа речи,

- формирования правильного речевого дыхания,

- формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),

- воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

В работе над звуком можно выделить четыре основных этапа:

- уточнение движений органов артикуляционного аппарата (воспитание чёткой и правильной артикуляции, длительного плавного выдоха, развитие громкого голоса);

- уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха;

- воспитание правильного, четкого произношения звука в словах и развитие фонематического слуха;

- воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные(с произнесением слов),сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Используется разнообразный речевой материал:

-  звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

-  специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;

-  сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.

Для воспитания звуковой культуры речи можно использовать следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, применяю разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Технология проектной деятельности".

Консультация " Технология проектной деятельности" для педагогов....

Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...

Обзорная консультация : "Технология создания электронного портфолио педагога"

Обзорная консультация для педагогов в помощь заведующим ДОУ и старшим воспитателям....

Консультация "Технология биоэнергопластики в работе с дошкольниками"

Технология биоэнергопластики - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки....

Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Сценарий конкурса чтецов  «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...

Консультация «Технология Кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

В связи с развитием интерактивных коммуникаций передовые идеи обучения и воспитания воплощаются в форму технологий.Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения....

Консультация: Технология использования нетрадиционного оборудования «Балансировочная подушка» в развитии равновесия у дошкольников.

Технология использования нетрадиционного оборудования «Балансировочная подушка» в развитии равновесия у дошкольников                    ...