Консультация для воспитателей по теме «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».
консультация по теме

Савенко Елена Александровна

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».

        Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки. Сегодня мы поговорим о чистоговорках и скороговорках.

        Чистоговорки и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов и  слов трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном. З. Савкина отмечает: «Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего  органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

        Однако как правило, этим применение чистоговорок и скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для улучшения подвижности  мышц языка, губ, нижней челюсти, закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи.

Чистоговорки и скороговорки могут быть использованы практически в работе с детьми любого возраста: произнесение шуток-чистоговорок – в младшем дошкольном возрасте, чистоговорок – в среднем, скороговорок – в старшем. Упражнения с использованием чистоговорок и скороговорок могут быть применены как на занятиях, так и вне их (во время игр, прогулок, режимных моментов «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибётся» и др. для детей старшего дошкольного возраста).

Детям среднего дошкольного возраста предлагаю небольшие по объёму, простые по сложности содержания чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того, как ребята научились четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.

Формирование правильного произношения в детском саду осуществляется в несколько этапов: уточнение и закрепление правильного произношения изолированного звука; закрепление звука в слогах, в словах, фразах. Чистоговорки и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить  поставленные логопедом звуки в изолированном виде или простых звукосочетаниях.

Закрепление звуков в слогах представляет особую трудность, так как бессмысленное их повторение, как правило, не вызывает  интереса у детей. Шутки-чистоговорки, как показывает практика, удобны в том отношении, что с их помощью воспитатель имеет возможность поупражнять детей в правильности и четкости произнесения отрабатываемых звуков в слогах и словах.

 В среднем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, воспитатель показывает игрушку, изображающую корову, обыгрывает содержание шутки-чистоговорки и предлагает детям произнести её: «Му-му-му! Молока кому?» или проводит игру «У кого лиса (коза) ?» Взрослый  незаметно даёт игрушку кому-нибудь из детей и предлагает по очереди спрашивать: «За-за-за, у кого коза?», ребенок отвечает: «За-за-за, у меня коза».

При произнесении чистоговорок педагог обращает внимание на правильность и четкость произнесения закрепляемых звуков, которые даются в определенной последовательности: сначала простые, потом – сложные. Для закрепления звуков берутся чистоговорки , насыщенные не только твердыми согласными, но и мягкими.

В старшем дошкольном возрасте  предлагаются более сложные чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например, для различения свистящих и шипящих звуков: «Саша сушила шубу на солнышке», твердых и мягких согласных, например, [л, ль]: «Морская волна сильна и вольна», звонкие и глухие: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»; звуков [с – з]: «Са-за, са-за, са-за-за – улетела стрекоза», и т.д.

Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Так, воспитатель предлагает детям задания на подбор слов к определенной группе слогов: «Ра-ра-ра, на лугу стоит…(гора); Су-су-су, очень я боюсь …(осу)».

В средней группе, предлагая детям повторить чистоговорку, необходимо  выделять отрабатываемые звуки голосом (произносить протяжнее, громче), обращая  на это их внимание и просить повторить также: «У маленькой С-с-сони с-с-санки едут с-с-сами».

Скороговорки – необходимый речевой материал для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их нужно добиваться, чтобы дети не только быстро произносили фразу, но, и что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова на каждый звук в отдельности.

При работе над дикцией полезно предлагать детям произносить чистоговорки шепотом, это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата.

Чистоговорки и скороговорки с большим успехом могут использоваться на заключительном этапе по закреплению звуков и введению их в речь у детей, имевших дефекты звукопроизношения. При разучивании  текстов скороговорок, рекомендую использовать мнемотехнические таблицы, что способствует более лучшему запоминанию, так как сопровождается графическим или иллюстративным материалом.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чистоговорки и скороговорки с большим успехом можно использовать для тренировки. С этой целью детям предлагаются следующие упражнения: произнести чистоговорку тихо (вполголоса, громко), быстро (умеренно, медленно) выделить голосом во фразе отдельные слова (группы слов) с вопросительной (утвердительной интонацией).

Одну и ту же чистоговорку можно предлагать произносить детям по-разному: в умеренном темпе, но тихо (громко, вполголоса, шепотом); с обычной громкостью, но быстро (умеренно, в слегка замедленном темпе). Можно предложить произнести чистоговорку с различной громкостью по частям: «Маше каша надоела» - тихо (один ребенок), «Маша кашу не доела» - вполголоса (следующий ребенок), «Маша, кашу доедай, маме не надоедай» - громко, в назидательном тоне (третий ребенок).

Такие упражнения можно проводить как с группой детей, так и индивидуально. При групповом произнесении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усиливали громкость их произнесения. Стараясь быстро произнести скороговорку, дети часто непроизвольно произносят ее несколько громче обычного. Детям, у которых быстрый темп речи, чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе и, наоборот, дошкольникам с замедленной речью – в обычном темпе или в слегка ускоренном.

Чистоговорки можно использовать и для тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки миски у мишки?», а другая отвечает: «Вымыли мышки миски у мишки». Затем роли меняются. Или ребенок произносит чистоговорку сначала в форме вопроса: «У Сани новые сани?», а затем сам же отвечает: «У Сани новые сани».

Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова. Например, чистоговорку «Дарья дарит Дине дыни» дети произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим. Например, чистоговорка «Сынишка сочинил смешной  стишок» произносят так: «Сынишка сочинил смешной  стишок», «Сынишка  сочинил смешной  стишок», «Сынишка сочинил смешной  стишок».

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха. Воспитатель произносит чистоговорку «Нашей Маше дали манной каши» и просит детей перечислить лишь те слова, в которых есть звук [ш]. Или в скороговорке «Цапля в цирке выступала, трех цыплят дрессировала», сначала дается задание на определение слов со звуком [л], затем предлагает назвать слова только со звуком [р], и в только потом просит найти слово с двумя звуками [р-л].

Дорогие коллеги, хочу напомнить о еще одном важном методическом приеме, а именно оценивании работы детей: хвалите их, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ними, учите ребят аргументировать и оценивать работу товарищей и радоваться их успехам. Чаще напоминайте о том, как вы в них верите!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

laquo;Скороговор­ки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего орга­на, который был бы способ...

«Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, постр...